double arrow

Экономика СССР в 1945–1991 гг


1945-1953. В ходе войны погибло более 26 миллионов советских граждан. Разрушены тысячи городов и сел, более 30 тысяч предприятий, 65 тысяч километров железных дорог. Экономика страны оказалась в руинах.. В этих условиях в высших эшелонах власти началась дискуссия о преобразованиях в экономической политике государства. В проекте новой Конституции СССР, подготовленной в 1946 году, допускалось существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей без использования наемного труда. Однако точку в дискуссиях поставил Сталин, выступивший за продолжение довоенного курса, основанного на сверхцентрализации экономики и существовании только государственной собственности.

Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

Государство мобилизовало огромные людские ресурсы на восстановление экономики страны. благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределения средств в пользу тяжелой промышленности, перекачки средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики, удалось восстановить промышленность страны за 5 лет. При этом в стране не хватало продовольствия, люди работали в тяжелейших условиях тотальной разрухи. В первую очередь восстанавливались предприятия военно-промышленного комплекса, тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса. В легкую промышленность направлялось лишь 10-12% капиталовложений. Поэтому многие товары народного потребления по-прежнему были в большом дефиците. За годы четвертой пятилетки (1946-1950) были восстановлены тысячи предприятий, появились сотни новых заводов и фабрик. К 1948 г. производство достигло довоенного уровня. В 1950 году промышленность Советского Союза превысила довоенный уровень производства на 73 процента.

В 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР составляла 60% довоенного уровня. Положение усугубила засуха 1946 года, которая привела к страшному голоду. Правительство пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса. В 1947 г. установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон «За посягательство на колхозную и государственную собственность», повышен налог на содержание скота, что привело к массовому его забою. Сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась натуральная оплата труда. Колхозникам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними. И тем не менее ценой принудительных мер и трудового героизма крестьян в начале 50-х годов сельское хозяйство страны удалось вывести на довоенный уровень.

1953-1964. В 50-е годы экономика СССР развивалась бурными темпами. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства составляли 10%.

Наиболее активно развивалась тяжелая промышленность – и в первую очередь промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства за годы правления Хрущева вырос в 4-5 раз. СССР превратился в могучую промышленную державу.

Значительно медленнее развивалась легкая промышленность. К тому же ее доля в общем объеме производства уменьшилась, составив лишь 25%. Однако и здесь объемы производства за 1950-1965 годы увеличились в два раза.

В ряде отраслей экономики активно внедрялись достижения научно-технического прогресса. В первую очередь это касалось военно-промышленного комплекса и космической отрасли.

В 1957 году была предпринята попытка реформировать систему управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них были учреждены территориальные управления - советы народного хозяйства (совнархозы). Тысячи предприятий были переданы из общесоюзного в республиканское подчинение, а местные Советы получили все права на производство и распределение продукции местной промышленности. С одной стороны, эти меры укрепили экономические права местных властей. Но с другой стороны, они больно ударили по единой технической и технологической политике. Хозяйственная самостоятельность предприятий привела к нарушению связей между ними. Замедлилось внедрение достижений научно-технического прогресса в производство. Таким образом, реформы не только не привели к дальнейшему развитию экономики – они дали обратный эффект. И темпы роста экономики с каждым годом только снижались. Если в 1951-1955 годах промышленность выросла на 85%, а сельское хозяйство на 20,5%, то в 1961-1965 годах эти показатели составляли уже 51% и 11% соответственно.

Теме не менее к началу 60-х годов в СССР было построено индустриальное общество. Его экономика вошла в число ведущих экономик планеты, что позволило ему упрочить свое положение в мире.

Важнейшей проблемой этого периода стало недостаточное производство сельскохозяйственной продукции. В отрасли была низкая производительность, недостаточная механизация, у колхозников отсутствовали стимулы к труду.

Правительство стало предпринимать меры для реорганизации сельского хозяйства. В августе 1953 г. с принятием нового бюджета увеличились дотации на производство товаров в пищевой промышленности. На сентябрьском Пленуме ЦК 1953 г. принято решение о повышении закупочных цен, списании долгов колхозов и уменьшении налогов.

Февральский Пленум ЦК принял решение о начале сельскохозяйственного производства в полузасушливой зоне на востоке страны - Заволжье, Казахстане, Сибири, Алтае и Нижнем Урале. за счет освоения огромных площадей удалось повысить валовой сбор зерновых культур. За три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25 %.

Следующий этап реорганизации сельского хозяйства начался в мае 1957 г., когда Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!». В 1957 г. были распущены МТС. В результате колхозы получили технику, но остались без ремонтной базы. Это привело к сокращению парка сельскохозяйственных машин и изъятию у колхозов значительных денежных средств.

Вторая реформа ставила своей целью укрупнить колхозы, создать объединения, способствующие индустриализации сельского хозяйства. Руководители хозяйств стремились выполнить обязательства перед государством за счет ущемления интересов простых колхозников (уменьшились приусадебные участки, принудительно забирали личный скот в колхозы).

В результате Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.), в части развития сельскохозяйственного производства, был провален. Вместо плановых 70 процентов рост составил лишь 15 процентов.

1964-1982. Кризис в аграрном секторе и падение темпов производства в промышленности требовали срочных мер. Власти видели неэффективность административно-командной системы хозяйствования, понимали, что без экономических стимулов эффективное развитие экономики маловероятно. Был разработан план реформ, которые не отвергали директивную модель, но включали в себя механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности работников в результатах труда.

В 1965 году началась аграрная реформа. Для увеличения производительности был реализован комплекс мер по решению социальных проблем крестьян и стимулированию труда. Эти меры и легли в основу реформ.

Повышались закупочные цены, а за сверхплановую продажу сельхозпродукции колхозы получали 50-процентную надбавку к основной цене. Ослаблены ограничения на ведение личного подсобного хозяйства. Увеличивались вложения в деревню, списывались долги колхозов.

Однако все эти преобразования осуществлялись прежними административными методами. В результате огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. аким образом, реформы ожидаемых результатов не принесли, сельское хозяйство по-прежнему переживало тяжелые времена. Продовольственный дефицит в стране с каждым годом только увеличивался. Чтобы как-то решить проблему, властям приходилось увеличивать импорт продовольствия. В конечном итоге страна, обладавшая богатейшими черноземными почвами и обширными землями, стала самым крупным импортером зерна и продуктов питания в мире.

В 1965 году началась реформа и в промышленности. Ставка была сделана на экономическое стимулирование работников и совершенствование хозяйственного механизма. Для повышения заинтересованности работников в результатах труда было разрешено оставлять предприятиям часть доходов, которыми они могли распоряжаться самостоятельно. Вводился хозрасчет на основе самоуправления, самоокупаемости и самофинансирования. Предприятия получили право корректировать утвержденные планы.

Хотя реформы были осторожными, в первое время они принесли неплохой результат. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) объем промышленного производства вырос на 50 процентов.

Однако затем реформы застопорились. Главная причина застоя – административно-командная система, которая давно исчерпала себя, но тем не менее оставалась незыблемой, составляя основу советской экономики. Нарастал дефицит современных и качественных товаров. Властям приходилось увеличивать импорт товаров, которые не могла производить отечественная экономика. Страна все сильнее отставала от ведущих экономик мира. К началу 80-х годов отставание было уже более чем огромным. В обществе нарастало разочарование не только советской экономикой, но и советским общественным строем.

1982-1985. Андропов и Черненко предпринимали попытки провести реформы, не меняя основ существующей системы. Пытались повысить производительность труда, боролись со злоупотреблениями. Однако особого успеха эти усилия не принесли.

1985-1991. В 1985 году к власти пришли люди, понимавшие необходимость таких перемен. Страна вступала в эпоху глобальных преобразований, названных перестройкой. Они начинались с малого, а закончились крушением СССР.

В апреле 1985 на пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Добиться ускорения предполагалось путем широкого внедрения результатов научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора». политика ускорения, во многом опирающаяся на красивые призывы, не имела реальных перспектив и для полноценного роста экономики нужны были другие, более кардинальные меры.

В 1987 году «концепцию ускорения» сменила «концепция перестройки». По предложению Горбачева ведущие экономисты страны разработали программу экономических реформ. Она предусматривала расширение самостоятельности предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования, развитие частного сектора экономики в виде кооперативов в городе и фермерства на селе, отказ государства от монополии внешней торговли, более глубокую интеграцию в мировой рынок, сокращение числа министерств, чиновничьего аппарата. Главным результатом реформ 1987 года стало появление частного сектора.

В 1990 году были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию и разгосударствление собственности, стимулировали развитие частного предпринимательства, разрешали трудовым коллективам брать предприятия в аренду, позволяли создавать акционерные общества и т.п. ожидаемых результатов реформы вновь не принесли. Однако нерешительность в проведении реформ привела лишь к дезорганизации производства, нарушению системы перераспределения. Сложилась драматическая ситуация: старое разрушалось, а новое не появлялось. Все это привело к тому, что положение в экономике стало еще хуже. Кризис перерастал в катастрофу.

Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики. Советский Союз был обречен.


Сейчас читают про: