Муниципальный этап Всероссийской олимпиады

Задание 9. Синхронная история (10 баллов)

Задание 8. Анализ исторического документа. (10 баллов)

Задание 7. Российское общество и государство (10 баллов)

Задание 6. Культура России. (10 баллов)

Задание 5. Внешняя политика России. (10 баллов)

Класс

ИСТОРИЯ

Учебного года

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады

Уважаемый участник!

Вам предлагаются 10 заданий общей стоимостью 100 баллов. Каждое задание имеет свои особенности и посвящено определенному тематическому блоку – хронологии событий, культуре, внешней политике, анализу исторического документа и др. Вам необходимо использовать навыки работы с историческими понятиями, умение анализировать последовательность и логику развития исторических событий, сопоставлять события российской и мировой истории.

При выполнении тестовых заданий используйте общепринятые правила решения: в первую очередь отвечайте на те вопросы, в ответах на которые Вы уверены, к другим вопросам можно будет снова вернуться немного позднее. Необходимо сопоставлять вопросы из разных заданий: формулировки отдельных вопросов могут подсказать Вам ответы на другие вопросы. Внимательно вчитывайтесь в формулировки вопросов и отвечайте именно на тот вопрос, который Вам задан, а не на какой-либо другой, придуманный Вами.

Время на выполнение всех заданий – 3 астрономических часа.

Желаем успеха!

Задание 1. Исторический кроссворд. Вписав заданные слова, вы узнаете ключевое слово первой колонки. Дайте ему определение. (10 баллов)

                       
                                 
                           
                 
                           
                 
                     
                         
                     

1. Государственная система, при который власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями

2. Совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650 - 1660-х гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу

3. Правительство, образовавшееся в России в июле 1610 г. и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова, состояло из членов Боярской думы

4. Священномученик и исповедник старообрядцев, родоначальник новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы

5. Система распределения служебных мест среди феодалов в Русском государстве XIV - XVI вв. при назначении на военную, административную, придворную службу, отменена в 1682 г.

6. Форма феодальной ренты, принудительный труд крепостного крестьянина, работавшего со своим инвентарем в хозяйстве феодала за право пользования полученным от владельца участком земли

  1. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, просветитель, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк
  2. Придворный чин третьего класса Табели о рангах, соответствовал гражданскому чину тайного советника, в Европе придворное звание и должность, играл важную роль в организации и проведении придворных охот
  3. Религиозные верования и обряды первобытных народов, часто основанные на политеизме

Ключевое слово: ______________________________, его определение ___________________________________________________________________

Задание 2. Соотнесите событие и дату (поставьте номер правильного ответа рядом с датой) (10 баллов)

1. Захват Москвы князем Дмитрием Шемякой 1410 ___

2. Завершение феодальной войны в Московском княжестве 1425 ___

3. Присоединение Твери к Московскому государству 1446 ___

4. Стояние на Угре 1448 ___

5. Присоединение Новгорода к Московскому государству 1453 ___

6. Провозглашение независимости Русской церкви 1478 ___

7. Взятие Казани войсками Ивана III 1480 ___

8. Издание Судебника Ивана III 1485 ___

9. Начало княжения в Москве Василия II 1487 ___

10. Грюнвальдская битва 1497 ___

Задание 3. Расположите события в правильной последовательности (поставьте номер по порядку рядом с событием) (10 баллов)

взятие монголами Киева ____

битва на Калке ____

битва на Сити ____

взятие монголами Рязани ____

взятие монголами Владимира ___

взятие монголами Козельска ____

Задание 4. Правители России. Необходимо определить, о каком правителе идет речь в краткой характеристике (10 баллов)

киевский князь, первым принявший христианство  
князь, одержавший несколько побед в Прибалтике, сторонник сотрудничества с Ордой  
великий князь, первым использовавший двуглавого орла в качестве государственного символа  
первый московский правитель, коронованный шапкой Мономаха  
русский царь, пришедший к власти при поддержке Речи Посполитой  

1. В 969 г. великий князь Киевский __________________________ начал войну на территории государства _________________________________, стремясь установить контроль над устьем реки Дунай (вписать имя и название страны)

2. В 1382 г. Москва была захвачена войсками хана _______________________, объединившего под своей властью все земли Орды (вписать имя)

3. В 1480 г. в ходе битвы, вошедшей в историю как ______________________________________, великий князь Московский _____________________________ разгромил хана ___________________, правителя __________________________________ (впишите имена и названия)

4. В ходе Ливонской войны (с _________ по _________ гг.) Россия воевала с четырьмя государствами. Впишите их названия и даты начала и конца войны.

1.___________________________ 2. ___________________________

3. ___________________________ 4. ___________________________

5. Впишите названия государств, даты ликвидации которых при участии России указаны ниже:

1552 ________________________________

1556 ________________________________

1561 _________________________________

1598 _________________________________

1. Условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре к. XVII – н. XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. С чем связано такое название?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Объясните тот факт, что в русской живописи XVIII века доминирует портретная живопись. Назовите представителя данного жанра искусства XVIII в.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите храм в г. Екатеринбурге, выполненный в стиле позднего барокко. Опишите отличительные черты стиля.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кому принадлежит данная цитата? Чем известен ее автор?

«Науки юношей питают,

Отраду старшим подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут...»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какое значение приобретает день почитания св. Татианы Римской во второй половине XVIII в.? С чем это было связано

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие земли входили в Русскую Америку к концу XVIII века? Назовите двух русских первооткрывателей Америки

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как назывался свод правил молодого дворянина, вступавшего в свет? Что входило в состав этого сборника правил?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой жанр явился новым в изобразительном искусстве в петровскую эпоху? Чему были в основном посвящены произведения данного жанра? Назовите наиболее известного мастера в этой области

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как принято называть жанр данного портрета. Охарактеризуйте его особенности первой половина XVII в

Назовите наиболее известного русского живописца,

работавшего в этом жанре.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________ _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

9. Что представляет собой так называемая «Преображенская серия портретов»?

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________ _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

1. Система сбора налогов в Древнерусском государстве называлась __________________________ (вписать название).

2. Община в Древнерусском государстве называлась (отметить):

а) вервь б) испольщина в) полюдье г) людство

3. Человек, отрабатывающий долг, в Древнерусском государстве назывался ________________

4. Городской наместник, глава городского управления в Древнерусском государстве назывался:

а) тиун б) посадник в) рядович г) боярин д) закуп

5. Деньги, выплачиваемые землевладельцу крестьянами перед их переходом к другому землевладельцу, назывались _________________________ (вписать название)

6. Ханская грамота, дававшая князю право занять великокняжеский престол, называлась ____________ (вписать название)

6. Помещичье землевладение стало складываться в Московском государстве после _________ года, когда в состав государства были включены земли _________________________________ (вписать год и название территории)

7. Главой церкви в Российском государстве ХVII вв. был:

а) митрополит б) царь в) патриарх г) епископ

8. Высший административный чин в Российском государстве XVI – XVII вв., стоявший во главе приказа, назывался:

а) конюший боярин б) думный дьяк

в) генерал-прокурор г) рында

9. Военнослужащие территориальных войск в Российском государстве ХVII вв., вооруженные огнестрельным оружием, назывались:

а) солдаты б) стрельцы в) пехотинцы г) ополченцы

10. Военнослужащие-кавалеристы территориальных нерегулярных войск в Российской империи назывались:

а) гусары б) казаки в) драгуны г) ратники

Прочитайте документ, ответьте на вопросы

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» — и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

Вопросы:

  1. Кто автор данного исторического текста?
  2. Когда был создан данный документ?
  3. В чем заключается основной смысл документа?
  4. Кому он был адресован?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сопоставьте время деятельности названных политических деятелей России и мира.

  1. Великий князь Владимир I Святославич __________
  2. Великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо ___________
  3. Великий князь Дмитрий Иванович Донской _________
  4. Великий князь Иван III Васильевич _________
  5. Великий князь Иван IV Васильевич __________
  1. король Франции Филипп II Август
  2. Император Василий II Болгаробойца
  3. Король Англии Генрих VII Тюдор
  4. Король Чехии Карл I (император Карл IV) Люксембург
  5. Император Карл V (король Испании Карл I) Габсбург

Поставьте номер европейского политического деятеля рядом с именем российского политического деятеля, соответствующего ему по времени.

Сопоставьте исторические события

  1. Распад империи Карла Великого, формирование Французского и Германского королевств _________
  2. Начало крестовых походов __________
  3. Начало Столетней войны ________
  4. Деятельность императора Фридриха II Штауфена __________
  5. Восстание Уота Тайлера в Англии ______________
  1. Вторжение монголов в Русские земли
  2. Куликовская битва и захват ордынцами Москвы
  3. Любечский съезд князей
  4. Правление Аскольда в Киеве
  5. Правление Ивана Калиты в Московском княжестве

Поставьте номер политического события из истории России рядом с названием исторического события мировой истории

Задание 10. Анализ исторической карты. Проанализируйте, какие исторические события отражены на карте, дайте характеристику причин и последствий этих событий (10 баллов)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: