XI. РЕКОМЕНДАЦИИ НА ПОСТГОСПИТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД И ПРОФИЛАКТИКА ДАННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ (ЛИБО ЕГО ОБОСТРЕНИЙ)
IX. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ (из истории болезни)
VIII. ПЛАН ЛЕЧЕНИЯ (все назначения должны быть выполнены в СООТВЕТСТВИИ с поставленным(ми) диагнозом(ами).
VII. ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ
VI. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НОЗОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ
V. ТОПИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ
(необходимо указать уровень и локализацию очага поражения нервной системы. Топический диагноз пишется ТОЛЬКО на основании данных неврологического статуса БЕЗ УЧЕТА данных КТ/МРТ головного мозга)___________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(необходимо определить, к какой группе неврологических заболеваний (нозологии) относится данная патология. Нозологический диагноз пишется на основании жалоб, данных анамнеза болезни и жизни пациента, неврологического статуса БЕЗ УЧЕТА ДАННЫХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ МЕТОДОВ ОБСЛЕДОВАНИЙ. В зависимости от имеющихся данных можно предполагать несколько нозологических диагнозов)_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Режим (постельный, палатный, стационарный, амбулаторный)____________________
- № лечебного стола по Певзнеру, способ и режим кормления_____________________
________________________________________________________________________________
- Медикаментозная терапия (класс и группа препаратов, конкретный препарат, дозировка и способ приема, обоснование его назначения)_________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Немедикаментозная терапия (реабилитационные мероприятия, массаж, ЛФК, физиотерапия и др.)_________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
X. КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ (с подробным предварительным обоснованием - на основании: жалоб (….), данных анамнеза (…..), данных клинического и неврологического осмотра (…..), данных дополнительного обследования (………) пациенту поставлен клинический диагноз: (……..)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
О Ц Е Н К А:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ»
- Индекс массы тела (ИМТ) Кетле вычисляется по формуле: свой вес (в килограммах) нужно разделить на рост (в метрах), возведенный в квадрат. Нормой считается значение индекса Кетле, не выходящее за диапазон 20 – 23,8, т.е.
- Патологические типы дыхания
1) Гаспинг, или терминальное редкое дыхание, которое проявляется судорожными вдохами-выдохами. Оно возникает при резкой гипоксии мозга или в период агонии.
2) Атактическое дыхание, т.е. неравномерное, хаотическое, нерегулярное дыхание. Наблюдается при сохранении дыхательных нейронов продолговатого мозга, но при нарушении связи с дыхательными нейронами варолиева моста.
3) Апнейстическое дыхание. Апнейзис - нарушение процесса смены вдоха на выдох: длительный вдох, короткий выдох и снова - длительный вдох.
4) Дыхание типа Чейна-Стокса: постепенно возрастает амплитуда дыхательных движений, потом сходит на нет и после паузы (апноэ) вновь постепенно возрастает. Возникает при нарушении работы дыхательных нейронов продолговатого мозга, часто наблюдается во время сна, а также при гипокапнии.
5) Дыхание Биота проявляется в том, что между нормальными дыхательными циклами "вдох-выдох" возникают длительные паузы - до 30 с. Такое дыхание развивается при повреждении дыхательных нейронов варолиева моста, но может появиться в горных условиях во время сна в период адаптации.
6) При дыхательной апраксии больной не способен произвольно менять ритм и глубину дыхания, но обычный паттерн дыхания у него не нарушен. Это наблюдается при поражении нейронов лобных долей мозга.
7) При нейрогенной гипервентиляции дыхание частое и глубокое. Возникает при стрессе, физической работе, а также при нарушениях структур среднего мозга.
- Степень угнетения сознания (по классификации А.Н. Коновалова):
1) оглушение (поверхностное, глубокое) – потеря внимания, затруднения концентрации, ответы на вопросы после их многократных повторений, быстрая истощаемость при беседе и др.
2) сопор – открывание глаз при громком обращении или тормошении, болевой стимуляции; локализация источника тормошения (целенеправленная двигательная реакция);
3) кома I – отсутствие открывания глаз в ответ на любые раздражители; нецеленаправленные двигательные реакции;
4) кома II – отсутствие открывания глаз и двигательных реакций в ответ на любые раздражители;
5) кома III – отсутствие открывания глаз и двигательных реакций в ответ на любые раздражители; атония мышц, арефлексия, отсутствие менингеального синдрома, нарушение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.
- Шкала комы Глазго
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ | ХАРАКТЕР РЕАКЦИИ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ | ||
Открывание глаз | Спонтанное открывание | |||
В ответ на словесную инструкцию | ||||
В ответ на болевое раздражение | ||||
Отсутствует | ||||
Двигательная активность | Целенаправленная в ответ на словесную инструкцию | |||
Целенаправленная в ответ на болевой раздражитель (отдергивание конечности) | ||||
Нецеленаправленная в ответ на болевое раздражение (отдергивание со сгибанием) | ||||
Патологические тонические сгибательные движения в ответ на болевое раздражение | ||||
Патологические тонические разгибательные движения в ответ на болевое раздражение | ||||
Отсутствует двигательная реакция в ответ на болевое раздражение | ||||
Словесные ответы | Сохранность ориентировки, быстрые правильные ответы | |||
Спутанная речь | ||||
Отдельные непонятные слова, неадекватная речевая продукция | ||||
Нечленораздельные звуки | ||||
Отсутствие речи | ||||
Суммарная оценка по шкале Глазго в баллах | Традиционные термины | |||
Ясное сознание | ||||
13-14 | Оглушение | |||
9-12 | Сопор | |||
4-8 | Кома | |||
Смерть мозга | ||||
- Бульбарный синдром – парез мягкого неба (справа, слева), снижение глоточного рефлекса (справа, слева). Псевдобульбарный синдром – парез мягкого неба с 2-х сторон (есть, нет), повышение глоточных рефлексов (есть, нет), рефлексы орального автоматизма (дистанс–оральный, ладонно-подбородочный, назо-лабиальный, хоботковый), насильственный смех или плач.
- Оценка мышечной силы в баллах:
ШКАЛА ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФИЦИТА (Zacharia)
Объем движений | Кол-во баллов |
Отсутствие всех движений | 0 баллов |
Сокращение части мышц без двигательного эффекта в соответствующем суставе | 1 балл |
Сокращение мышц с двигательным эффектом в суставе без возможности подъема конечности | 2 балла |
Сокращение мышц с подъемом конечности без возможности преодоления дополнительной нагрузки, прикладываемой рукой исследующего | 3 балла |
Активное движение конечности с возможностью преодоления дополнительной нагрузки, прикладываемой рукой исследующего | 4 балла |
Нормальная сила. Исследующий не может преодолеть сопротивление исследуемого при разгибании руки | 5 баллов |
- Проба Ашнера - основана на стимуляции блуждающего нерва путём надавливания большими пальцами рук на глазные яблоки пациента в течение 10-15 сек. При этом происходят эффекты активизации парасимпатической нервной системы. Это выражается в учащении ритма сердечных сокращений, угнетении секреторной активности желез внутренней секреции и слизистых оболочек.
- Виды нарушения чувствительности:
1) Поверхностная чувствительность: болевая, температурная, тактильная
2) Глубокая чувствительность: суставно-мышечное чувство, вибрационная, кинестетическая, чувство давления и веса
3) Сложные виды чувствительности: дискриминационная чувствительность, чувство локализации, двумерно-пространственное чувство.
- Характер нарушений чувствительности:
1) Анестезия – полная потеря того или иного вида чувствительности;
2) Гипестезия – снижение того или иного вида чувствительности;
3) Гиперестезия – повышение того или иного вида чувствительности;
4) Гиперпатия – извращение чувствительности с неприятной болью;
5) Дизестезия – извращение чувствительности (холодное кажется горячим; прикосновение – как боль);
6) Парестезии – ощущение холода, онемения, покалывания, ползания «мурашек» возникающее без нарушения внешних раздражений;
7) Боли – ноющие, тупые, колющие, пульсирующие, режущие и др.
- Типы распределения нарушений чувствительности:
1) невральный – указать нерв;
2) полиневритичекий – «носки» и/или «перчатки»;
3) сегментарный (корешковый) – указать сегмент, наличие боли, симптомов натяжения;
4) сегментарный диссоциированный – указать сегмент;
5) проводниковый спинальный – моно, геми, пара, тетра тип; уровень поражения по сегментам;
6) проводниковый церебральный – моно-, геми- тип, тетра-тип.
- Афазии:
1) Эфферентная моторная (Брока) – полное отсутствие экспрессивной речи/эмбол/персеверации;
2) Афферентная моторная – нарушение произнесения близкоартикулируемых звуков (стол-слон-стон);
3) Сенсорная (Вернике) – нарушение экспрессивной речи и импрессивной речи (литеральные и вербальные парафазии «словесный салат»);
4) Оптико-мнестическая – нарушения связей между зрительным образом предмета и его названием;
5) Акустико-мнестическая – снижение слухо-речевой памяти, невозможность запомнить серию из 3-5-10 слов, обеднение речи;
6) Семантическая – нарушение понимания сложных логико-граматических конструкций («Отец брата, брат отца. Один и тот же человек?») временных и сравнительных отношений («Квадрат под кругом, круг над квадратом. Какой предмет выше?»), предлогов.
7) Динамическая – отсутствует развернутая речь, нет даже элементарных фраз.
8) Тотальная; сенсо-моторная.
13. Апраксии:
1) Кинетическая – тест «кулак-ребро-ладонь»;
2) Кинестетическая – тест «перенес позы».
14. Агнозии:зрительная (предметная, лицевая, буквенная, симультантная), слуховая,
обонятельная, вкусовая, астереогнозия, анозогнозия, аутотопогнозия.
15. Амнезии: нарушение краткосрочной памяти, нарушения долгосрочной памяти.
[1] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.15 – п.2
[2] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.15 – п.1.
[3] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.15 – п.3.
[4] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.16 – п.4.
[5] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.16 – п.5
[6] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.17 – п.6
[7] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.17- п.8.
[8] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.17 – п.9.
[9] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.18 – п.10
[10] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.17 – п.7.
[11] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.18 – п.13.
[12] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.18 – п.14.
[13] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.18 – п.11.
[14] См. Комментарии к «ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ» стр.18 – п.15.