Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний




Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ 4 курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по военно-полевой терапии

Методические рекомендации

С эндокринологией и Военно-Полевой терапией

Кафедра факультетской терапии

Профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего

«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Владикавказ - 2010



Содержание:

ТЕМА: «ОСТРАЯ ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ ОТ

ВНЕШНЕГО РАВНОМЕРНОГО ОБЛУЧЕНИЯ»..................................... 4

ТЕМА: «ХРОНИЧЕСКАЯ ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ..................................... 15

ТЕМА: «ДРУГИЕ ОСТРЫЕ ФОРМЫ РАДИАЦИОННЫХ

ПОРАЖЕНИЙ»............................................................................................ 22

ТЕМА: «ЗАБОЛЕВАНИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ У РАНЕНЫХ

И КОНТУЖЕННЫХ»................................................................................... 29

Тема: «Заболевания внутренних органов

при термических поражениях.................................................... 37

Тема «Неотложная терапевтическая помощь

при угрожающих жизни обстоятельствах»....................... 43

Раздел I. Неотложная помощь при острой сердечной

и дыхательной недостаточности............................................. 43

Раздел II. Неотложная терапевтическая помощь пострадавшим при поражении отравляющими веществами нервно-паралитического и кожно-нарывного действия............. 48


ТЕМА: «ОСТРАЯ ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ ОТ ВНЕШНЕГО

РАВНОМЕРНОГО ОБЛУЧЕНИЯ»

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Определение острой лучевой болезни (ОЛБ)

2. Патогенез лучевой болезни

3. Классификация ОЛБ от внешнего равномерного облучения

4. Основные синдромы ОЛБ

5. Клиническая картина различных форм острой лучевой болезни при относительно равномерном внешнем облучении

6. Медицинская сортировка и лечение пораженных с ОЛБ на этапах медицинской эвакуации.

II. Целевые задачи:

Студент должен знать: · Понятие об острой лучевой болезни · Классификацию ОЛБ при относительно равномерном внешнем облучении · Патогенез и основные синдромы ОЛБ · Клинику различных форм данного варианта ОЛБ · Диагностику радиационных поражений · Дифференциальную диагностику различных форм ОЛБ от внешнего равномерного облучения · Принципы медицинской сортировки и лечения пораженных на этапах медицинской эвакуации   Студент должен уметь: 1. При первичном осмотре больного собрать жалобы, анамнез, провести внешний осмотр и физикальные обследования, поставить предварительный диагноз, вывести ведущий патологический синдром (ввиду отсутствия тематических больных студенты курируют синдромосходных больных с лучевым поражением – лейкопенией, гипопластической анемией, геморрагическими диатезами и др.) 2. Назначить специальные (лабораторные и инструментальные) исследования для уточнения диагноза с последующей комментацией результатов. 3. Сформулировать развернутый диагноз, дать характеристику клинической картины и течения основного заболевания. Дать характеристику проявлений заболевания, сходных с основными симптомами острой лучевой болезни (лейкопения, анемия, кровоточивость и т.д.) 4. Разработать лечебно-диагностические возможности этапов первой врачебной и квалифицированной помощи. 5. Оценить эффективность проводимой терапии.   Литература: 1. Военно-полевая терапия. Учебное пособие. Под ред. проф. И.Ю. Быкова, проф. А.Л. Ракова, проф. А.Е. Сосюкина. Москва «ГЭОТАР – Медиа», 2007г. 2. Практикум по военно–полевой терапии. Учебное пособие. Под ред. проф. А.Е. Сосюкина. Санкт-Петербург «Фолиант», 2006г. 3. Военно-полевая терапия. Учебник. Под ред. проф. В.М. Клюжева. Москва, «Медицинское информационное агентство», 2007 г. 4. Руководство к практическим занятиям по военно-полевой терапии. Учебное пособие. Под ред. проф. А.Ф. Шепеленко. Москва, «МИА» 2008г. 5. Сборник методических указаний по военно-полевой терапии для студентов 4 курса лечебного и медико–профилактического факультетов. Владикавказ, 2007 г. ОСНОВНАЯ литература, рекомендуемая федеральной программой: 6. Военно-полевая терапия. Учебник. Е.В. Гембицкий, Ф.И. Комаров. М., Медицина, 1983г. 7. Руководство к практическим занятиям по военно-полевой терапии. Ф.И. Комаров, Л.М. Клячкин. М., Медицина, 1983 г. 8. Внутренние болезни. Военно-полевая терапия. Учебное пособие. Под ред. проф. А.Л. Ракова и проф. А.Е. Сосюкина. Санкт–Петербург «Фолиант», 2003г. 9. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита. Учебник. Под ред. проф. С.А. Куценко. Санкт–Петербург «Фолиант», 2004г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Лучевая болезнь человека. А.К. Гуськова, Г.Д. Байсаголов. М.,1971г. 2. Организация терапевтической помощи при радиационных поражениях. В.Т. Ивашкин. Воен. – мед. Журн. 1993 №4, с. 25. 3. Инструкция по применению стандартизированных лечебных схем (комплексов) для оказания медицинской помощи пострадавшим с радиационными поражениями. М., 1993 г. 4. Основные понятия и определения медицины катастроф. Словарь под ред. проф. С.Ф. Гончарова. М., ВЦМК «Защита», 1997г. 5. Руководство по организации санитарно–гигиенических и лечебно–профилактических мероприятий при крупномасштабных радиационных авариях. М.: Минздрав, 2000г. 6. Указание по военно-полевой терапии. МО РФ, ГВМУ. Воен. Издат., 2003 г.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.






III. Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Дайте определение острой лучевой болезни.

2. Перечислите основные синдромы ОЛБ от внешнего облучения с их последующей интерпретацией.

3. Составьте схему патогенеза действия ионизирующего излучения на организм.

4. Охарактеризуйте клиническую картину токсемической формы ОЛБ.

5. Охарактеризуйте клиническую картину церебральной ОЛБ

6. Составьте таблицу, которая отражает клинические критерии тяжести костно-мозговой формы в период первичной реакции по следующему образцу:

Клинический признак Степень тяжести
легкая средняя тяжелая крайне тяжелая
Рвота (время проявлении и выраженность)        
Общая слабость (наличие и выраженность)        
Головная боль слабость (наличие и выраженность)        
Сознание (ясное или ступор)        
Температура тела (нормальная, субфебрильная, фебрильная)        
Гиперемия кожи и инъекция склер (наличие и выраженность)        

7. Допишите недостающие сведения в нижеследующем тексте:

В период разгара у больных ОЛБ I степени тяжести обычно сохраняется удовлетворительное состояние, развивается астенизация,…….., …….. Содержание лейкоцитов снижается до…….., тромбоцитов – до ……... Все эти изменения сохраняются……...

8. Период разгара у больных ОЛБ II ст. тяжести начинается с повышения температуры тела, нарастания астении, появляются…….., …….., …….., прогрессируют гематологические нарушения (содержание лейкоцитов снижается до …….., тромбоцитов – до …….., ускорение СОЭ до ……..). Все эти изменения сохраняются ……...

9. Период разгара у больных ОЛБ III ст. тяжести начинается с резкого ухудшения состояния, возникает стойкая лихорадка, …….., …….., …….., …….., …….., выраженные гематологические нарушения (содержание лейкоцитов снижается до …….., тромбоцитов до ..….., СОЭ ускоряется до …….., абсолютная лимфопения). Период разгара продолжается ……...

10. Период разгара у больных ОЛБ IV ст. тяжести наступает после начального периода, симптомы которого продолжаются до 4–х суток, минуя скрытый период. Проявляется признаками септического течения, ранним возникновением …….., …….., …….., …….., …….. и …….., гематологический синдром (число лейкоцитов …….., число тромбоцитов …….., СОЭ ……...), летальный исход наступает в конце …….. недели.

11. Кишечная форма ОЛБ, основу проявлений которой составляет …….. синдром. Он связан с гибелью клеток эпителия тонкой кишки, следствием чего является прекращение резорбции из ее просвета …….. и ……... Развивается ……... Из-за нарушения барьерной функции кишечной стенки во внутреннюю среду поступают токсические вещества, в частности токсины кишечной палочки. По этой же причине в кровь и лимфу проникает кишечная микрофлора.

Период разгара знаменуется …….., …….., …….., …….., …….., прогрессирующие нарушения кроветворения (в середине 1–й недели - …….., …….., …….., …….., ……..).

Облученные погибают на …….. недели.

12. Составьте тестовые задания по диагностике ОЛБ по следующему образцу:

1. Наиболее радиочувствительными тканями являются:

а) мышечная ткань;

б) нервная ткань;

в) костный мозг, лимфоидная ткань;

г) костная ткань.

2. При какой минимальной дозе равномерного внешнего γ-излучения формируется ОЛБ:

а) 2 Гр;

б) 0,25 Гр;

в) 1 Гр;

г) 0,5 Гр.

3. К косвенным эффектам ИИ на облучаемое вещество не относится:

а) радиолиз воды;

б) «кислородный» эффект;

в) ионизация, возбуждение атомов и молекул;

г) образование органических радикалов.

4. Клиническим симптомом, наиболее рано возникающим при ОЛБ, является:

а) тошнота и рвота;

б) лейкопения;

в) выпадение волос;

г) жидкий стул.

5. Основные диагностически значимые проявления первичной реакции ОЛБ:

а) алопеция;

б) гематологический синдром;

в) время начала первичной реакции, кратность рвотных актов;

г) офтальмический синдром.

6. Наиболее ранними изменениями клинического анализа крови при ОЛБ является уменьшение содержания форменных элементов:

а) эритроцитов;

б) лейкоцитов;

в) нейтрофилов;

г) лимфоцитов.

7. Изменения каких форменных элементов крови наиболее четко характеризуют дозу облучения на 3-4-е сутки:

а) гранулоцитов;

б) тромбоцитов;

в) эритроцитов;

г) лимфоцитов.

8. Гематологическим показателем, наиболее четко характеризующим дозу облучения на 7-9-е сутки, является выраженность:

а) тромбоцитопении;

б) гранулоцитопении;

в) лимфопении;

г) анемии.

9. Гематологическим показателем, наиболее четко характеризующим дозу на 20-22-е сутки после облучения, является выраженность:

а) тромбоцитопении;

б) гранулоцитопении;

в) лимфопении;

г) анемии.

10. Ведущий механизм развития геморрагического синдрома при ОЛБ:

а) гранулоцитопения;

б) ДВС-синдром;

в) тромбоцитопения;

г) агранулоцитоз.

11. Ведущий механизм развития синдрома инфекционных осложнений при ОЛБ:

а) угнетение процессов вторичного фосфорилирования;

б) нарушение бактерицидных свойств кожи;

в) усиление перекисного окисления липидов;

г) гранулоцитопения.

12. Агранулоцитоз при ОЛБ III степени тяжести развивается на следующей неделе заболевания:

а) 4-5-й;

б)1-й;

в) 2-3-й;

г) 6-8-й.

13. Инфекционные осложнения у больных ОЛБ вероятны при следующем уровне нейтрофилов в крови (х 109/л):

а) 4-3;

б) 3-2;

в) 2-1;

г) 1-0,5.

14. Кровотечения возникают при уровне содержания тромбоцитов в крови менее:

а) 150 тыс./мкл;

б) 100 тыс./мкл;

в) 50 тыс./мкл;

г) 40 тыс./мкл.

15. Продолжительность латентного периода при ОЛБ III степени:

а) до 1-й недели;

б) 1-2,5 нед.;

в) 2-3 нед.;

г) 3-4 нед.

16. Какой клинический синдром костномозговой формы

ОЛБ определяет ее специфику:

а) гастроинтестинальный;

б) кардиоваскулярный;

в) церебральный;

г) гематологический.

17. Для какой клинической формы ОЛБ характерна ранняя преходящая недееспособность:

а) кишечная;

б) сосудисто-токсемическая;

в) церебральная;

г) костномозговая IV степени.

Диагностика радиационных поражений основывается на данных оценки физической и биологической дозиметрии. Физическая дозиметрия это: групповые и индивидуальные дозиметры, методы радиолюминесценции и электронного парамагнитного резонанса, микроядерный тест.

Биологического дозиметрия – это система определения дозовых нагрузок с помощью клинических и лабораторных данных.

13. Расположите биологические показатели облучения по убывающей степени их информативности: клиническая оценка выраженности первичной реакции на облучение, хромосомный анализ (подсчет хромосомных аберраций в клетках костного мозга и лимфоцитах периферической крови), гематологические исследования с подсчетом числа тромбоцитов, ретикулоцитов, гранулоцитов, лимфоцитов, лимфоцитов, митозов.

14. Допишите таблицу, позволяющую установить степень тяжести ОЛБ в скрытом периоде по данным физической и биологической дозиметрии.

Показатель Степень тяжести ОЛБ
I II III IV
Доза внешнего облучения, Гр        
Лимфоциты на 3-й день (х 109/л)        
Лейкоциты на 8-9-й день (х 109/ л)        
Понос с 7-9-го дня        
Эпиляция (начало)        
Длительность латентного периода        

15. Составьте две примерные формулировки диагноза по предлагаемому образцу: острая лучевая болезнь от внешнего равномерного облучения, костномозговая форма, IV (крайне тяжелой) степени тяжести, период первичной реакции.

- …….

- …….

16. Проведите дифференциальную диагностику между острой и острейшей формами лучевой болезни.

17. Допишите применяемые средства в таблицу с общими принципами лечения ОЛБ в начальном периоде.

Направление терапии Применяемые средства
Купирование первичной реакции: – ослабление проявлений желудочной и кишечной диспепсии и гиподинамии; – снижение выраженности кардиоваскулярных и неврологических расстройств; – предупреждение обезвоживания и электролитных нарушений Ранняя патогенетическая терапия: – дезинтоксикация; – стимуляция неспецифической резистентности организма и гранулоцитопоэза; – угнетение активации протеолитических процессов и свободно радикального окисления; – иммунокоррекция  

18. Допишите применяемые средства в таблицу с общими принципами лечения ОЛБ в скрытом периоде.

Направление терапии Применяемые средства
Лечение в скрытом периоде: – дезинтоксикация; – коррекция метаболических расстройств и стимуляция неспецифической резистентнсти организма; – седативная терапия; – предупреждение выраженной миелодепрессии и ускорение восстановления гранулоцитопоэза; – санация очагов инфекции  

19. Допишите применяемые средства в таблицу с общими принципами лечения ОЛБ в периоде разгара.

Направление терапии Применяемые средства
Лечение в периоде разгара: – профилактика и лечение инфекционных проявлений; – лечение геморрагического синдрома и анемии; – замещение убыли форменных элементов крови и восполнение пластических материалов; – коррекция метаболических расстройств и стимуляция неспецифической резистентности организма; – симптоматическая терапия  

20. Допишите применяемые средства в таблицу с общими принципами лечения ОЛБ в периоде восстановления.

Направление терапии Применяемые средства
Лечение в периоде восстановления: – нормализация обменных процессов, улучшение тканевой регенерации; – нормализация метаболических и биоэнергетических процессов в нервной клетке; – стимуляция иммунологической реактивности; – стимуляции кроветворения; – общеукрепляющая и симптоматическая терапия  

21. Определите сроки госпитализации пораженных при острой лучевой болезни в зависимости от степени тяжести. Допишите таблицу по следующему принципу:

Степень тяжести Госпитализация Желательна Госпитализация обязательна Ориентировочная длительность госпитализации
Легкая      
Средняя      
Тяжелая      
Крайне тяжелая      

22. Составьте две ситуационные задачи, в одной из которых бы следовало, что у пораженного острая лучевая болезнь от внешнего равномерного облучения, костномозговая форма тяжелой степени, период первичной реакции; во второй – у пораженного ОЛБ от внешнего равномерного облучения, костномозговая форма тяжелой степени, период разгара. Определите объем помощи.


ТЕМА: «ХРОНИЧЕСКАЯ ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ (ХЛБ)»

1. Определение хронической лучевой болезни.

2. Особенности патогенеза хронической лучевой болезни.

3. Влияние на развитие поражения особенностей распределения инкорпорированных радионуклеотидов, их активности и продолжительности пребывания в организме (поражения в результате внутреннего радиоактивного заражения).

4. Классификация хронической лучевой болезни.

5. Признаки, присущие всем вариантам хронической лучевой болезни.

6. Клиническая картина различных форм хронической лучевой болезни.

7. Диагностика и лечение хронической лучевой болезни.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 2494; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9723 - | 7632 - или читать все...

Читайте также:

 

3.227.249.234 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.012 сек.