Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве
1. За нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Утратил силу с 1 июля 2002 г. См. текст пункта 2 статьи 66.
3. Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается законодательством об административных правонарушениях.
4. Утратил силу с 1 июля 2002 г.
См. текст пункта 4 статьи 66.
5. Штрафы, поступившие от граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве, зачисляются в соответствующие бюджеты, а также в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут направляться в специальные фонды соответствующих органов архитектуры и градостроительства, средства которых используются на финансирование градостроительной деятельности и развитие материально-технической базы указанных органов архитектуры и градостроительства.
6. Уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.
3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с ленточной
планировочной структурой («рядная» система).
26 БИЛЕТ
1. Признаки, по которым классифицируются города
Города классифицируют по следующим признакам:
- административное значение (федеральный, республиканский, областной, районный центры);
- народнохозяйственное значение (промышленный центр, транспортный узел, курорт и др.);
- местные естественно-исторические особенности;
- характер застройки.
Для решения градостроительных задач важно знать все признаки в этой классификации. Важнейшим признаком является численность населения.
В зависимости от численности населения различают следующие городские населенные пункты:
- сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);
- крупнейшие города (от 1 млн. до 3 млн. чел.);
- крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. чел.);
- большие города (от 100 тыс. до 260 тыс. чел.);
- средние города (от 50 тыс. до 100 тыс. чел.);
- малые города и поселки (до 50 тыс. чел.).
Сельские населенные места в зависимости от численности населения подразделяют на:
- крупные поселения (свыше 5 тыс. чел.);
- большие поселения (от 1 тыс. до 5 тыс. чел.);
- средние поселения (от 200 до 1 тыс. чел.);
- малые поселения (менее 200 чел.).
В мире насчитывается более 220 сверхкрупнейших и около 2000 больших городов. В России 12 крупнейших и сверхкрупнейших городов, а крупных - уже 59. В наше время особенно интенсивно растут крупные и крупнейшие города. Их развитие и рост тесно связаны с научно-техническим и социальным прогрессом. Значительная роль неэкономической, политической и культурной жизни принадлежит городам-миллионерам.
За последние годы в мире определилась тенденция увеличения численности больших городов до невиданных размеров. За это время возникло 3/4 всех городов-миллионеров. Особенно быстро они появляются в странах с низким уровнем жизни сельскою населения. За счет сельских жителей, стремящихся улучшить условия жизни, увеличились города: Сан-Паулу в Бразилии - - в 3 раза: Сантьяго в Чили -- на 800 тыс. чел., Каракас в Венесуэле - - в 5 раз. Некоторые капиталистические города хаотически, стихийно увеличиваясь, срастаются в целые агломерации - супергорода. Примером может служить гигантская агломерация, протянувшаяся на 250 км от Бостона_до_Филадельфии, где центральным ядром является Нью-Йорк, население которою вместе с пригородами составляет 16 млн. чел.
Первые города-миллионеры в нашей стране определились еще в конце прошлого века. Это был Санкт-Петербург (по данным 1890 г. - 1 млн 33.6.тыс. жителей) и Москва (поданным 1897 г.- 1 млн. 38,6 тыс. жителей). В середине XX в. третьим городом-миллионером стал Киев.
Остальные признаки классификации учитываются при планировке городов, общем архитектурно-планировочном решении, оценке соотношения объемов разной этажности, степени озеленения, характера благоустройства,
2. Источники финансирования градостроительной деятельности
Финансирование градостроительной деятельности осуществляется за счет:
средств местных бюджетов, в том числе средств, поступающих от платы за землю на социальное и инженерное обустройство территорий городских и сельских поселений;
средств заказчиков, инвесторов; централизованных средств государственных учреждений и государственных унитарных предприятий;
средств федерального бюджета, предназначенных для реализации федеральных целевых программ, программ социально-экономического развития;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
средств целевых и внебюджетных фондов на разработку градостроительной документации, на проведение научно-исследовательских работ в области градостроительства, в том числе за счет отчислений от стоимости вводимых объектов недвижимости независимо от их форм собственности и источников финансирования в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
средств, поступающих от граждан и юридических лиц в счет долевого участия на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур:
средств, поступающих от приватизации государственных и муниципальных предприятий;
средств, поступающих от разрешенной в установленном порядке деятельности и оказываемых соответствующими органами архитектуры и градостроительства услуг;
иных источников.
3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с ленточной
планировочной структурой («гребенчатая» система).
27 БИЛЕТ
1. Градообразующие факторы
Возникновение и рост населенных мест происходит вследствие развития производительных сил страны, создающих пункты приложения труда, которые объединяют большое количество людей. По народнохозяйственному плану в нашей стране идет широкое освоение природных богатств обширных районов Сибири, Севера, Средней Азии. Дальнего Востока и др. Крупные комплексные программы предусматривают целесообразное размещение производительных сил внутри страны в районах, богатых сырьем и топливом. Там размещаются промышленные предприятия по производству металла, топлива, энергии, химической продукции, строительных материалов, перерабатывающие производства.
В непосредственной близости от источников энергии и залежей полезных ископаемых располагаются целые территориально-производственные комплексы, обеспечивающие освоение и переработку богатств подземных недр. В местах их размещения возникают новые города и увеличиваются существующие. В XX в. возникло на вновь осваиваемых территориях более 400 городов, таких, как Надым, Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут, Братск, Усть-Илимск и др. К настоящему времени новые города составили более 6096 городов страны. Однако кроме городов - промышленных центров имеются города - административные центры, которые осуществляют руководство целыми районами страны; города - научные центры, включающие высшие учебные и научно-исследовательские учреждения, опытные производства; города-курорты и туристические центры, где сочетание особо благоприятных климатических и рельефных условий, естественные минеральные источники используют для лечебных и туристических целей.
Те факторы, которые являются основными в создании того или иного города и непосредственно влияют на его рост, называют градообразующими. Соответственно те предприятия, которые явились причиной возникновения города и значение которых выходит за его пределы, называют градообразующими предприятиями (заводы, фабрики, электростанции, крупные транспортные узлы, аэропорты и морские порты, государственные структуры управления районного и регионального значения, научно-исследовательские учреждения, музеи, библиотеки, театры, санатории, дома отдыха и др.).
В любом городе возникают учреждения и предприятия, осуществляющие культурно-бытовое обслуживание людей, работающих на градообразующей группе предприятий. Такие учреждения и предприятия называют обслуживающими. Их значение не распространяется за пределы данного населенного пункта. Это могут быть местные административные, лечебные учреждения, музеи, магазины, предприятия местной легкой промышленности, школы, средние и высшие учебные заведения и т.д.
2. Основные направления градостроительной деятельности.
создание наиболее благоприятной материальной среды длятрудовой деятельности насе
ления;
— решение жилищной проблемы и создание системы массового обслуживания населения;
— строительство учреждений, обеспечивающих отдых, лечение и оздоровление населения.
Создание мест приложения труда — одна из сложнейших задач, связанная с комплексным размещением промышленных предприятий на территории районов, областей; с поиском рациональных архитектурно-планировочных решений собственно промышленных районов; с созданием новых прогрессивных типов производственных зданий и сооружений в условиях современных скоростей развития науки и техники.
Решение этих сложных, многосторонних по своему содержанию практических задач тесно связано с научными исследованиями в этой области, которые проводятся в рамках тесного сотрудничества градостроителей со специалистами ряда других профессий: социологами, экономистами, экологами, геологами, врачами-гигиенистами, специалистами по городскому и внешнему транспорту, инженерами по благоустройству, дендрологами, дизайнерами и многими другими.
Уровень сложности этих задач находится в прямой зависимости от величины объекта, его места в системе, уровней связи с другими составляющими этой системы. Сегодня задачи градостроительства расширились до организации пространств, включающих целые группы населенных мест, а также межселенные территории.
Градостроитель претворяет единство системы в эстетически совершенную форму. Только в этом случае градостроительство поднимается на уровень градостроительного искусства — искусства создания крупномасштабных пространственных систем, отвечающих комплексу утилитарных и духовных потребностей человека.
Градостроительное искусство имеет свои особенности, отличающие его от других искусств:
- особые объекты художественного творчества — город и обширные региональные системы
расселения, которые по своему масштабу и характеру принципиально отличаются от любого
другого объекта, относящегося к области пространственных искусств;
- динамичность и преемственность формирования градостроительного объекта;
- сочетание в градостроительных системах материально-художественных объектов с при
родными комплексами;
- органичное сочетание утилитарных и художественных задач;
- особый характер эстетического восприятия градостроительных объектов, развернутого во вре
мени и непосредственно связанного с практическим освоением градостроительной среды.
На смену жестко зафиксированному генеральному плану пришла необходимость разработки перспективной программы развития города, основанной на научном прогнозировании. Современные градостроительные задачи вышли за рамки проблем конкретного населенного пункта. Требуется совершенствование системы расселения в масштабах всей страны, формирование групповых систем населенных мест, составляющих основу создания среды воспроизводства человека. В задачи архитектора-градостроителя входят поиск путей рационального использования природных ресурсов, решение проблем экологической защиты окружающей среды, создание ландшафтов средствами садово-парковой архитектуры. Особая трудность заключена в недопущении ситуации, при которой художественные задачи будут сведены к минимуму под натиском вышеперечисленных технических вопросов.
3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с радиальной
планировочной структурой («звездообразная» схема).
28 БИЛЕТ
1. Города различны по времени и условиям своего возникновения. Одни города возникли как крепости, другие - как торговые, культурные и административные центры и никогда не имели серьезных военных укреплений. Третьи, и таких большинство, совмещали в себе сразу функции обороны, торговли и управления.
Старые русские города являются жемчужиной архитектуры древности. Их сказочная красота несравненна и многолика. Каждый город красив по-своему. Человек, побывавший в Новгороде, не спутает его с Суздалем. Навсегда запомнится своеобразие Ярославля, Ростова, Владимира, соборов Московского Кремля и других древнерусских городов. Однако есть в этих городах и общие черты. Все возникшие в древности русские города располагаются в живописных местах, обязательно по соседству с рекой. Все они строились с учетом рельефа местности. Для Кремля выбиралось наиболее выгодное с точки зрения обороны место на высоком берегу реки.
Единство городов, возникших примерно в одно время, проявляется в их структуре. В зависимости от причины возникновения городов в них были развиты в большой степени те или иные сооружения. Если город возник как центр обмена, торговли, то в нем важное место занимает торговая площадь. Большая часть городов имела весь комплекс этих сооружений. Кремль, или детинец. располагался в центре города, у его стен размещался торг (торговая площадь), вокруг городские посады (кварталы ремесленников). Взаимное их расположение определяло структуру планировки города - планировочную структуру.
Планировочная структура города выражается во взаимном расположении основных функциональных зон и системы связей между ними. Это основа города. Она определяет транспортную схему, внешний облик города и отражается в генеральном плане города.
Планировочная структура древнерусских городов была проста и едина. Она состояла во взаимном расположении основных функциональных зон древнего города: оборонительных сооружений, торговых площадей и жилых кварталов. Планировочная структура наших современных городов сложна и многообразна, так как многосложна организация основных функциональных зон.
2. Объекты градостроительной деятельности
0бъектами градостроительной деятельности являются. территория Российской Федерации, части территории Российской Федерации, территории субъектов Российской Федерации, части территорий субъектов Российской Федерации, территории поселений, части территорий поселений, территории других муниципальных образований, части территорий других муниципальных образований; объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях. Для объектов градостроительной деятельности разрабатывается градостроительная документация.
2. Градостроительная деятельность применительно к объектам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, регулируется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с радиальной планировочной структурой («города со спутниками»).
29 БИЛЕТ
1. Функциональное зонирование городской территории.
В городе имеются следующие градостроительные зоны, различные по своим функциям (рис. 1.1).
Промышленная зона включает промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, плошали, зеленые насаждения.
Селитебная зона территория, предназначенная для жилья. На ней могут размешаться микрорайоны и жилые кварталы, предприятия культурно-бытовою обслуживания, отдельные безвредные предприятия, улицы, площади, объекты озеленения, склады, резервные территории, устройства транспорта.
Санитарно-защитная зона - зеленые насаждения шириной от 50 до 1000 м, защищающие территории от вредного влияния промышленности и транспорта.
Транспортная зона - устройства внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного).
Складская зона - территория разною рода складов.
Формирование функциональных зон и размещение на них объектов регламентируется МДС-30-1.99 и СНиП 2.07.01-89*.
Транспортная сеть больших городов превращается в систему наземных, надземных и подземных магистралей, пересекающихся в нескольких уровнях; В мировой практике уже существуют транспортные развязки в пяти уровнях. С увеличением количества и разнообразия транспортных средств возрастает степень сложности транспортной сети городов и, таким образом, улучшается система связей между функциональными зонами. Планировочная структура зависит от расположения города на рельефе. Различают компактную форму плана, расчлененную, рассредоточенную с равномерно распределенными районами, рассредоточенную с преобладающим районом и линейную. Сложность планировочной структуры больших городов заключается еще и в том, что большое разнообразие промышленных предприятий не может располагаться на территории одной промышленной зоны. Это вызывает членение селитебных территорий. Возникают новые жилые районы на периферии города, образуются новые зоны отдыха. Новые промышленные зоны приводят к появлению санитарно-защитных территорий. Рост города способствует развитию внешнего транспорта и расширению транспортной зоны.
Функциональное зонирование современного исторически сложившегося города более многогранно, особенно в его центральной части, где расположено огромное количество объектов различного назначения в непосредственной близости друг к другу.
Функциональное зонирование по назначению отражено в государственном градостроительном кадастре города в соответствии с СП -14-101-96 «Примерное положение о службе градостроительного кадастра субъекта РФ, города (района)». Так, например, для Москвы служба государственного градостроительного кадастра подразделяет территорию города в следующем порядке: _ функциональные зоны специализированного назначения - административно-делового, учебно-образовательного, культурно-просветительского, торгово-бытового, лечебно-оздоровительного, спортивно-рекреационного, учебно-воспитательного, индивидуальной жилой застройки, многоквартирной жилой застройки, коммунально-складского, промышленного, специального жилищно-коммунального, природно-рекреационного, природоохранительного;
функциональные зоны смешанного назначения - общественного, жилого производственного, природного, общественно-живого, общественно-производственного, производственно-жилого, общественно-производственно-жилого, природно-общественно-го, природно-жилого, природно-производственного, природно-общественно-жилого, природно-общественно-производственно-го, природно-производственно-жилого.
Территории инфраструктуры подразделяются на территории улиц и дорог; территории внешнего транспорта; водные поверхности.
Градостроительное зонирование выполняют также с помощью следующих линий градостроительного регулирования:
красные линии улично-дорожной сети;
линии жилой застройки:
синие линии - границы акватории рек;
границы полосы отвода железных дорог;
границы технических зон проектируемых линий метрополитена;
границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций;
границы территорий памятников истории и культуры;
границы охранных зон памятников истории и культуры;
границы историко-культурных заповедных территорий;
границы зон регулирования застройки памятников истории и культуры;
границы зон охраняемого ландшафта;
границы особо охраняемых природных территорий;
границы охранных зон особо охраняемых охранных территорий;
границы территорий природного комплекса Москвы, не являющиеся особо охраняемыми;
границы озелененных территорий, не входящих в природный комплекс Москвы;
границы водоохранных зон;
границы прибрежных зон;
границы санитарной охраны источников питьевого водоснабжения - границы 1-го пояса санитарной охраны, границы 2-го пояса санитарной охраны, границы жесткой зоны 2-го пояса санитарной охраны;
границы санитарно-защитных зон.
2. Субъекты (участники, партнеры) градостроительной деятельности.
Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления в пределах своей компетенции.
3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с радиальной структурой, имеющих «радиально-кольцевую» схему.
30 БИЛЕТ
1. Городские центры тяготения.
Город является местом проживания большого количества людей, сосредоточения промышленных предприятий, учреждений и объектов культурно-бытового назначения. Чем больше город, тем более разветвлена транспортная сеть, тем больше учреждений и предприятий, тем разнообразнее маршруты населения. Но есть в городе объекты, посещаемые жителями с большой степенью постоянства. Они определяют направление основных транспортных и пешеходных потоков города. Такие объекты относят к городским центрам тяготения населения - это промышленные предприятия, учреждения, пункты культурно-бытового обслуживания, высшие учебные заведения, спортивные комплексы, парки культуры и отдыха, вокзалы и др.
При создании планировки города учитывают расположение центров тяготения для правильной трассировки улиц. В реконструируемых городах увязывают место расположения центров тяготения с существующей сетью путепроводов.
Важный элемент планировочной структуры - общегородской центр. Чаще всего он располагается посередине территории города, а при наличии водоема тяготеет к нему. Примером могут служить города, расположенные на берегах рек: Волгоград, выходящий своими парадными набережными к Волге, Санкт-Петербург, центральную часть которого нельзя представить без Невы и ее притоков.
Основные планировочные оси главные магистрали. Центр города, как правило, располагается на пересечении главных планировочных осей. Общегородской центр является организующим ядром для всего города и должен быть удобно связан с остальными центрами тяготения, с системой общественных и специализированных центров: медицинских, спортивных, учебных, музейно-выставочных и центров отдыха.
По новому решен общегородской центр Москвы в Генеральном плане ее развития. Система общегородского центра представляет собой связь центров планировочных зон с основным ядром города - Кремлевским ансамблем. В плане общегородской центр похож на звезду с большим количеством лучей. Такое решение включает застройку общегородских магистралей в систему общегородского центра и выносит в периферийные районы учреждения общегородского значения. В систему общегородского центра включены комплекс архитектурных ансамблей и государственных учреждений внутри Садового кольца, новые комплексы административных учреждений, озелененные набережные рек и зоны отдыха, спортивные комплексы, исторические памятники, музеи, парковые ансамбли и другие сооружения в пределах города.
В больших городах мира, где уровень автомобилизации очень высок, важной проблемой является транспортная разгрузка центра. В центрах некоторых городов снижается или вовсе запрещается автомобильное движение. Транспортные потоки должны пересекаться за пределами центра, чтобы не нарушать нормальной его жизнедеятельности. Для автомобилей личного пользования предусматриваются стоянки у границ зоны пешеходной доступности. Такие меры должны применяться также в городах, где центр составляет старая часть города со средневековой планировкой улиц и площадей.
Общегородские, специализированные и другие общественные центры градостроители формируют на основании норм расчета всех необходимых учреждений обслуживания на 1000 жителей.
В общегородском центре следует размещать объекты управления, науки, гостиницы, учреждения обслуживания городского значения. Центры районов включают объекты управления и обслуживания районного значения. В общественных центрах микрорайонов размещают объекты культурно-бытового обслуживания местного значения.
Общественные центры планируют с учетом размещения зеленых насаждений, общественных площадей, предназначенных для митингов, встреч, проведения спортивных и народных праздников. Необходимо обеспечить хорошие проезды и подходы/к размещаемым объектам. Общественные центры должны быть взаимоувязаны с транспортной системой города.
В крупнейших и крупных городах для общегородского центра широко используется в увязке с наземными зданиями подземное пространство для размещения транспортных сооружений, учреждений обслуживания, площадок для стоянки автомобилей, а также выделяют пешеходные зоны, улицы и площади, обеспечивающие полную безопасность и комфорт пребывания посетителей. Общегородской центр вместе со специализированными центрами, с центрами жилых районов и микрорайонов составляют единую систему культурно-бытового обслуживания.
2. Основные структурные элементы селитебной территории.
3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с «сетевой» или регулярной планировочной структурой