double arrow

Источники финансирования градостроительной деятельности

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве

1. За нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Утратил силу с 1 июля 2002 г. См. текст пункта 2 статьи 66.

3. Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается законодательством об административных правонарушениях.

4. Утратил силу с 1 июля 2002 г.
См. текст пункта 4 статьи 66.

5. Штрафы, поступившие от граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве, зачисляются в соответствующие бюджеты, а также в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут направляться в специальные фонды соответствующих органов архитектуры и градостроительства, средства которых используются на финансирование градостроительной деятельности и развитие материально-технической базы указанных органов архитектуры и градостроительства.

6. Уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.

3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с ленточной
планировочной структурой («рядная» система).

26 БИЛЕТ

1. Признаки, по которым классифицируются города

Города классифицируют по следующим признакам:

- численность населения;

- административное значение (федеральный, республиканский, областной, районный центры);

- народнохозяйственное значение (промышленный центр, транс­портный узел, курорт и др.);

- местные естественно-исторические особенности;

- характер застройки.

Для решения градостроительных задач важно знать все призна­ки в этой классификации. Важнейшим признаком является чис­ленность населения.

В зависимости от численности населения различают следующие городские населенные пункты:

- сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);

- крупнейшие города (от 1 млн. до 3 млн. чел.);

- крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. чел.);

- большие города (от 100 тыс. до 260 тыс. чел.);

- средние города (от 50 тыс. до 100 тыс. чел.);

- малые города и поселки (до 50 тыс. чел.).

Сельские населенные места в зависимости от численности на­селения подразделяют на:

- крупные поселения (свыше 5 тыс. чел.);

- большие поселения (от 1 тыс. до 5 тыс. чел.);

- средние поселения (от 200 до 1 тыс. чел.);

- малые поселения (менее 200 чел.).

В мире насчитывается более 220 сверхкрупнейших и около 2000 больших городов. В России 12 крупнейших и сверхкрупнейших городов, а крупных - уже 59. В наше время особенно интен­сивно растут крупные и крупнейшие города. Их развитие и рост тесно связаны с научно-техническим и социальным прогрессом. Значительная роль неэкономической, политической и культурной жизни принадлежит городам-миллионерам.

За последние годы в мире определилась тенденция увеличения численности больших городов до невиданных размеров. За это время возникло 3/4 всех городов-миллионеров. Особенно быстро они по­являются в странах с низким уровнем жизни сельскою населения. За счет сельских жителей, стремящихся улучшить условия жизни, увеличились города: Сан-Паулу в Бразилии - - в 3 раза: Сантьяго в Чили -- на 800 тыс. чел., Каракас в Венесуэле - - в 5 раз. Некоторые капиталистические города хаотически, стихийно увеличиваясь, срастаются в целые агломерации - супергорода. Примером может служить гигантская агломерация, протянувшаяся на 250 км от Бостона_до_Филадельфии, где центральным ядром является Нью-Йорк, население которою вместе с пригородами составляет 16 млн. чел.

Первые города-миллионеры в нашей стране определились еще в конце прошлого века. Это был Санкт-Петербург (по данным 1890 г. - 1 млн 33.6.тыс. жителей) и Москва (поданным 1897 г.- 1 млн. 38,6 тыс. жителей). В середине XX в. третьим городом-милли­онером стал Киев.

Остальные признаки классификации учитываются при плани­ровке городов, общем архитектурно-планировочном решении, оценке соотношения объемов разной этажности, степени озеле­нения, характера благоустройства,

2. Источники финансирования градостроительной деятельности

Финансирование градостроительной деятельности осуществляется за счет:

средств местных бюджетов, в том числе средств, поступающих от платы за землю на социальное и инженерное обустройство территорий городских и сельских поселений;

средств заказчиков, инвесторов; централизованных средств государственных учреждений и государственных унитарных предприятий;

средств федерального бюджета, предназначенных для реализации федеральных целевых программ, программ социально-экономического развития;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

средств целевых и внебюджетных фондов на разработку градостроительной документации, на проведение научно-исследовательских работ в области градостроительства, в том числе за счет отчислений от стоимости вводимых объектов недвижимости независимо от их форм собственности и источников финансирования в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

средств, поступающих от граждан и юридических лиц в счет долевого участия на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур:

средств, поступающих от приватизации государственных и муниципальных предприятий;

средств, поступающих от разрешенной в установленном порядке деятельности и оказываемых соответствующими органами архитектуры и градостроительства услуг;

иных источников.

3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с ленточной
планировочной структурой («гребенчатая» система).

27 БИЛЕТ

1. Градообразующие факторы

Возникновение и рост населенных мест происходит вследствие развития производительных сил страны, создающих пункты при­ложения труда, которые объединяют большое количество людей. По народнохозяйственному плану в нашей стране идет широкое освоение природных богатств обширных районов Сибири, Севе­ра, Средней Азии. Дальнего Востока и др. Крупные комплексные программы предусматривают целесообразное размещение произ­водительных сил внутри страны в районах, богатых сырьем и топ­ливом. Там размещаются промышленные предприятия по произ­водству металла, топлива, энергии, химической продукции, стро­ительных материалов, перерабатывающие производства.

В непосредственной близости от источников энергии и зале­жей полезных ископаемых располагаются целые территориально-производственные комплексы, обеспечивающие освоение и пе­реработку богатств подземных недр. В местах их размещения воз­никают новые города и увеличиваются существующие. В XX в. возникло на вновь осваиваемых территориях более 400 городов, таких, как Надым, Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут, Братск, Усть-Илимск и др. К настоящему времени новые города состави­ли более 6096 городов страны. Однако кроме городов - промышленных центров имеются города - административные центры, которые осуществляют руководство целыми районами страны; города - научные центры, включающие высшие учебные и научно-исследовательские учреждения, опытные производства; горо­да-курорты и туристические центры, где сочетание особо благо­приятных климатических и рельефных условий, естественные минеральные источники используют для лечебных и туристичес­ких целей.

Те факторы, которые являются основными в создании того или иного города и непосредственно влияют на его рост, называ­ют градообразующими. Соответственно те предприятия, которые явились причиной возникновения города и значение которых вы­ходит за его пределы, называют градообразующими предприятиями (заводы, фабрики, электростанции, крупные транспортные узлы, аэропорты и морские порты, государственные структуры управ­ления районного и регионального значения, научно-исследова­тельские учреждения, музеи, библиотеки, театры, санатории, дома отдыха и др.).

В любом городе возникают учреждения и предприятия, осуще­ствляющие культурно-бытовое обслуживание людей, работающих на градообразующей группе предприятий. Такие учреждения и предприятия называют обслуживающими. Их значение не распро­страняется за пределы данного населенного пункта. Это могут быть местные административные, лечебные учреждения, музеи, мага­зины, предприятия местной легкой промышленности, школы, средние и высшие учебные заведения и т.д.

2. Основные направления градостроительной деятельности.

создание наиболее благопри­ятной материальной среды длятрудовой деятельности насе­
ления;

— решение жилищной проблемы и создание системы массового обслуживания населения;

— строительство учреждений, обе­спечивающих отдых, лечение и оздоровление населения.

Создание мест приложения тру­да — одна из сложнейших задач, связанная с комплексным размеще­нием промышленных предприятий на территории районов, областей; с поиском рациональных архитектурно-планировочных решений собственно промышленных районов; с созданием новых прогрессивных типов произ­водственных зданий и сооружений в условиях современных скоростей развития науки и техники.

Решение этих сложных, много­сторонних по своему содержанию практических задач тесно связано с научными исследованиями в этой об­ласти, которые проводятся в рамках тесного сотрудничества градострои­телей со специалистами ряда других профессий: социологами, экономи­стами, экологами, геологами, врача­ми-гигиенистами, специалистами по городскому и внешнему транспорту, инженерами по благоустройству, дендрологами, дизайнерами и мно­гими другими.

Уровень сложности этих задач находится в прямой зависимости от величины объекта, его места в си­стеме, уровней связи с другими со­ставляющими этой системы. Сегодня задачи градостроительства расши­рились до организации пространств, включающих целые группы насе­ленных мест, а также межселенные территории.

Градостроитель претворяет един­ство системы в эстетически совер­шенную форму. Только в этом случае градостроительство поднимается на уровень градостроительного искус­ства — искусства создания круп­номасштабных пространственных систем, отвечающих комплексу ути­литарных и духовных потребностей человека.

Градостроительное искусство име­ет свои особенности, отличающие его от других искусств:

- особые объекты художественного творчества — город и об­ширные региональные системы
расселения, которые по своему масштабу и характеру принци­пиально отличаются от любого
другого объекта, относящегося к области пространственных искусств;

- динамичность и преемствен­ность формирования градо­строительного объекта;

- сочетание в градостроительных системах материально-худо­жественных объектов с при­
родными комплексами;

- органичное сочетание утилитар­ных и художественных задач;

- особый характер эстетического восприятия градостроительных объектов, развернутого во вре­
мени и непосредственно связан­ного с практическим освоением градостроительной среды.

На смену жестко зафиксирован­ному генеральному плану пришла необходимость разработки перспек­тивной программы развития города, основанной на научном прогнози­ровании. Современные градостро­ительные задачи вышли за рамки проблем конкретного населенного пункта. Требуется совершенствование системы расселения в масш­табах всей страны, формирование групповых систем населенных мест, составляющих основу создания среды воспроизводства человека. В задачи архитектора-градостроителя входят поиск путей рационального исполь­зования природных ресурсов, реше­ние проблем экологической защиты окружающей среды, создание лан­дшафтов средствами садово-парко­вой архитектуры. Особая трудность заключена в недопущении ситуа­ции, при которой художественные задачи будут сведены к минимуму под натиском вышеперечисленных технических вопросов.

3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с радиальной
планировочной структурой («звездообразная» схема).

28 БИЛЕТ

1. Города различны по времени и условиям своего возникновения. Одни города возникли как крепости, другие - как торговые, куль­турные и административные центры и никогда не имели серьез­ных военных укреплений. Третьи, и таких большинство, совмеща­ли в себе сразу функции обороны, торговли и управления.

Старые русские города являются жемчужиной архитектуры древ­ности. Их сказочная красота несравненна и многолика. Каждый город красив по-своему. Человек, побывавший в Новгороде, не спутает его с Суздалем. Навсегда запомнится своеобразие Яро­славля, Ростова, Владимира, соборов Московского Кремля и дру­гих древнерусских городов. Однако есть в этих городах и общие черты. Все возникшие в древности русские города располагаются в живописных местах, обязательно по соседству с рекой. Все они строились с учетом рельефа местности. Для Кремля выбиралось наиболее выгодное с точки зрения обороны место на высоком берегу реки.

Единство городов, возникших примерно в одно время, прояв­ляется в их структуре. В зависимости от причины возникновения городов в них были развиты в большой степени те или иные со­оружения. Если город возник как центр обмена, торговли, то в нем важное место занимает торговая площадь. Большая часть го­родов имела весь комплекс этих сооружений. Кремль, или детинец. располагался в центре города, у его стен размещался торг (торговая площадь), вокруг городские посады (кварталы ре­месленников). Взаимное их расположение определяло структуру планировки города - планировочную структуру.

Планировочная структура города выражается во взаимном рас­положении основных функциональных зон и системы связей между ними. Это основа города. Она определяет транспортную схему, внешний облик города и отражается в генеральном плане города.

Планировочная структура древнерусских городов была проста и едина. Она состояла во взаимном расположении основных функ­циональных зон древнего города: оборонительных сооружений, торговых площадей и жилых кварталов. Планировочная структура наших современных городов сложна и многообразна, так как мно­госложна организация основных функциональных зон.

2. Объекты градостроительной деятельности

0бъектами градостроительной деятельности являются. территория Российской Федерации, части территории Российской Федерации, территории субъектов Российской Федерации, части территорий субъектов Российской Федерации, территории поселений, части территорий поселений, территории других муниципальных образований, части территорий других муниципальных образований; объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях. Для объектов градостроительной деятельности разрабатывается градостроительная документация.

2. Градостроительная деятельность применительно к объектам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, регулируется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с радиальной планировочной структурой («города со спутниками»).

29 БИЛЕТ

1. Функциональное зонирование городской территории.

В городе имеются следующие градостроительные зоны, различ­ные по своим функциям (рис. 1.1).

Промышленная зона включает промышленные предприятия, об­служивающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, плоша­ли, зеленые насаждения.

Селитебная зона территория, предназначенная для жилья. На ней могут размешаться микрорайоны и жилые кварталы, пред­приятия культурно-бытовою обслуживания, отдельные безвред­ные предприятия, улицы, площади, объекты озеленения, скла­ды, резервные территории, устройства транспорта.

Санитарно-защитная зона - зеленые насаждения шириной от 50 до 1000 м, защищающие территории от вредного влияния про­мышленности и транспорта.

Транспортная зона - устройства внешнего транспорта (водно­го, воздушного, железнодорожного).

Складская зона - территория разною рода складов.

Формирование функциональных зон и размещение на них объектов регламентируется МДС-30-1.99 и СНиП 2.07.01-89*.

Транспортная сеть больших городов превращается в систему наземных, надземных и подземных магистралей, пересекающихся в нескольких уровнях; В мировой практике уже существуют транс­портные развязки в пяти уровнях. С увеличением количества и разнообразия транс­портных средств возра­стает степень сложно­сти транспортной сети городов и, таким обра­зом, улучшается систе­ма связей между функ­циональными зонами. Планировочная структура зависит от расположения города на рельефе. Различают компактную форму плана, расчлененную, рассредоточенную с равномерно распределенными районами, рас­средоточенную с преобладающим районом и линейную. Сложность планировочной структуры больших городов заключается еще и в том, что большое разнообразие промышленных предприятий не может располагаться на территории одной промышленной зоны. Это вызывает членение селитебных территорий. Возникают новые жилые районы на периферии города, образуются новые зоны от­дыха. Новые промышленные зоны приводят к появлению санитарно-защитных территорий. Рост города способствует развитию внешнего транспорта и расширению транспортной зоны.

Функциональное зонирование современного исторически сло­жившегося города более многогранно, особенно в его централь­ной части, где расположено огромное количество объектов раз­личного назначения в непосредственной близости друг к другу.

Функциональное зонирование по назначению отражено в го­сударственном градостроительном кадастре города в соответствии с СП -14-101-96 «Примерное положение о службе градостроитель­ного кадастра субъекта РФ, города (района)». Так, например, для Москвы служба государственного градостроительного кадастра подразделяет территорию города в следующем порядке: _ функциональные зоны специализированного назначения - ад­министративно-делового, учебно-образовательного, культурно-просветительского, торгово-бытового, лечебно-оздоровительно­го, спортивно-рекреационного, учебно-воспитательного, инди­видуальной жилой застройки, многоквартирной жилой застройки, коммунально-складского, промышленного, специального жилищно-коммунального, природно-рекреационного, природоохрани­тельного;

функциональные зоны смешанного назначения - обществен­ного, жилого производственного, природного, общественно-жи­вого, общественно-производственного, производственно-жилого, общественно-производственно-жилого, природно-общественно-го, природно-жилого, природно-производственного, природно-общественно-жилого, природно-общественно-производственно-го, природно-производственно-жилого.

Территории инфраструктуры подразделяются на территории улиц и дорог; территории внешнего транспорта; водные поверхности.

Градостроительное зонирование выполняют также с помощью следующих линий градостроительного регулирования:

красные линии улично-дорожной сети;

линии жилой застройки:

синие линии - границы акватории рек;

границы полосы отвода железных дорог;

границы технических зон проектируемых линий метрополитена;

границы технических (охранных) зон инженерных сооруже­ний и коммуникаций;

границы территорий памятников истории и культуры;

границы охранных зон памятников истории и культуры;

границы историко-культурных заповедных территорий;

границы зон регулирования застройки памятников истории и культуры;

границы зон охраняемого ландшафта;

границы особо охраняемых природных территорий;

границы охранных зон особо охраняемых охранных территорий;

границы территорий природного комплекса Москвы, не явля­ющиеся особо охраняемыми;

границы озелененных территорий, не входящих в природный комплекс Москвы;

границы водоохранных зон;

границы прибрежных зон;

границы санитарной охраны источников питьевого водоснаб­жения - границы 1-го пояса санитарной охраны, границы 2-го пояса санитарной охраны, границы жесткой зоны 2-го пояса са­нитарной охраны;

границы санитарно-защитных зон.

2. Субъекты (участники, партнеры) градостроительной деятельности.

Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления в пределах своей компетенции.

3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с радиальной структурой, имеющих «радиально-кольцевую» схему.

30 БИЛЕТ

1. Городские центры тяготения.

Город является местом проживания большого количества лю­дей, сосредоточения промышленных предприятий, учреждений и объектов культурно-бытового назначения. Чем больше город, тем более разветвлена транспортная сеть, тем больше учреждений и предприятий, тем разнообразнее маршруты населения. Но есть в городе объекты, посещаемые жителями с большой степе­нью постоянства. Они определяют направление основных транс­портных и пешеходных потоков города. Такие объекты относят к городским центрам тяготения населения - это промышленные предприятия, учреждения, пункты культурно-бытового обслужи­вания, высшие учебные заведения, спортивные комплексы, пар­ки культуры и отдыха, вокзалы и др.

При создании планировки города учитывают расположение центров тяготения для правильной трассировки улиц. В реконст­руируемых городах увязывают место расположения центров тяго­тения с существующей сетью путепроводов.

Важный элемент планировочной структуры - общегородской центр. Чаще всего он располагается посередине территории горо­да, а при наличии водоема тяготеет к нему. Примером могут слу­жить города, расположенные на берегах рек: Волгоград, выходя­щий своими парадными набережными к Волге, Санкт-Петербург, центральную часть которого нельзя представить без Невы и ее притоков.

Основные планировочные оси главные магистрали. Центр города, как правило, располагается на пересечении главных пла­нировочных осей. Общегородской центр является организующим ядром для всего города и должен быть удобно связан с остальны­ми центрами тяготения, с системой общественных и специализи­рованных центров: медицинских, спортивных, учебных, музейно-выставочных и центров отдыха.

По новому решен общегородской центр Москвы в Генераль­ном плане ее развития. Система общегородского центра пред­ставляет собой связь центров планировочных зон с основным ядром города - Кремлевским ансамблем. В плане общегородской центр похож на звезду с большим количеством лучей. Такое ре­шение включает застройку общегородских магистралей в систе­му общегородского центра и выносит в периферийные районы учреждения общегородского значения. В систему общегородского центра включены комплекс архитектурных ансамблей и государ­ственных учреждений внутри Садового кольца, новые комплек­сы административных учреждений, озелененные набережные рек и зоны отдыха, спортивные комплексы, исторические памятни­ки, музеи, парковые ансамбли и другие сооружения в пределах города.

В больших городах мира, где уровень автомобилизации очень высок, важной проблемой является транспортная разгрузка цент­ра. В центрах некоторых городов снижается или вовсе запрещается автомобильное движение. Транспортные потоки должны пересе­каться за пределами центра, чтобы не нарушать нормальной его жизнедеятельности. Для автомобилей личного пользования предусматриваются стоянки у границ зоны пешеходной доступности. Такие меры должны применяться также в городах, где центр со­ставляет старая часть города со средневековой планировкой улиц и площадей.

Общегородские, специализированные и другие общественные центры градостроители формируют на основании норм расчета всех необходимых учреждений обслуживания на 1000 жителей.

В общегородском центре следует размещать объекты управле­ния, науки, гостиницы, учреждения обслуживания городского значения. Центры районов включают объекты управления и об­служивания районного значения. В общественных центрах микро­районов размещают объекты культурно-бытового обслуживания местного значения.

Общественные центры планируют с учетом размещения зеле­ных насаждений, общественных площадей, предназначенных для митингов, встреч, проведения спортивных и народных праздни­ков. Необходимо обеспечить хорошие проезды и подходы/к разме­щаемым объектам. Общественные центры должны быть взаимо­увязаны с транспортной системой города.

В крупнейших и крупных городах для общегородского центра широко используется в увязке с наземными зданиями подземное пространство для размещения транспортных сооружений, учреж­дений обслуживания, площадок для стоянки автомобилей, а так­же выделяют пешеходные зоны, улицы и площади, обеспечиваю­щие полную безопасность и комфорт пребывания посетителей. Об­щегородской центр вместе со специализированными центрами, с центрами жилых районов и микрорайонов составляют единую систему культурно-бытового обслуживания.

2. Основные структурные элементы селитебной территории.

3. Графически изобразить транспортную схему населенных мест с «сетевой» или регулярной планировочной структурой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: