ФРГ в период 50 – 90 гг. XX в. Политическая система, государственный строй, территориальное устройство. Судебная система и конституционная юстиция

Германия после Второй мировой войны. Основной закон ФРГ 1949 г. Берлинский кризис. Разделение страны

Вторая Мировая война закончилась для Германии поражением и крушением фашистского режима в стране. Это создало условия для строительства нового, демократического германского государства.

Германии снова, как и 27 лет назад (после Первой Мировой войны), пришлось начинать все почти с нуля. Однако теперь ситуация осложнялась еще двумя факторами:

1. Тяжелое экономическое положение страны, вызванное последствиями войны;

2. Противоречия между союзниками (точнее – между СССР и союзниками) по вопросу дальнейшего развития страны. При этом каждая сторона, стремилась сделать Германию сферой своего влияния;

Последствия войны для Германии были более тяжелыми, чем для многих других государств Европы. Потери составили 13,5 млн., города разрушены, промышленность уничтожена или демонтирована (союзниками же – вот уроды! Настоящие мародеры! СССР вывозил из Германии все – начиная от кораблей и заканчивая пуговицами). Экономика страны испытывала нехватку рабочих рук (мужское население погибло на войне). В стране – всеобщая спекуляция, процветает «черный рынок». Не хватает жилья. Финансовая система страны разрушена – никакие деньги не имеют цены. Большая часть населения голодает.

Формирование нового немецкого государства, должно было проходить в чрезвычайно тяжелых условиях. Еще более осложняло ситуацию следующее:

Условия послевоенной Германии (1946 – 1949 гг.)
  Низкая политическая активность населения (какая тут активность, когда не знаешь, как до завтра дожить), отсутствие сформировавшейся партийной системы
  Большинство чиновников и политиков связаны с фашизмом и отстранены от должностей, государственный аппарат почти недееспособен, новых пока нет
  Отсутствие массового движения сопротивления, которое могло бы объединить послевоенное общество (кстати и лидеров вроде Де Голля тоже нет).
  Постоянные разногласия среди союзников по поводу организации новой власти, тоже дело не облегчают.

Такие стартовые условия не предвещали ничего хорошего – так и оказалось – будущее оправдало самые худшие опасения (произошло все, кроме Третьей мировой войны …).

С окончанием боевых действий, территория Германии была разделена на оккупационные зоны (4 – США, Великобритания, Франция, СССР). Это было необходимо для координированного решения первоочередных проблем, после чего, по договоренности между союзниками, власть должна была перейти к новым германским органам власти.

Для управления страной был создан специальный орган, в который входили все союзники – Контрольный совет (командующие четырех армий, ставшие военными губернаторами).

Будущее Германии было определено решениями Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа). Именно их и проводил Контрольный совет. Главное место в них занимала политика получившая название «четыре Д»:

Демилитаризация Ликвидация военной промышленности страны. Перевод экономики на мирное строительство. Ликвидация монополий, которые привели страну к войне. Роспуск рейхсвера (германской армии).
Денацификация Запрет и роспуск всех фашистских организаций (НСДАП, СС, и других). Запрет любых военизированных формирований. Удаление нацистов из госаппарата и привлечение к ответственности фашистских преступников.
Демократизация Восстановление всех политических (и иных) прав и свобод. Создание демократической партийной системы, проведение демократических выборов.
Децентрализация Восстановление федеративного устройства страны и местного самоуправления. Формирование местных органов власти.

Первоначально политика союзников в отношении Германии осуществлялась в одном направлении. Осуществление важнейших мероприятий, перечисленных выше не вызывало сомнений и особых разногласий.

Однако при определении путей дальнейшего развития страны, такие разногласия появились очень быстро. И вот почему:

 
 
В отличие от других государств (например, Японии) часть территории Германии была оккупирована советскими войсками. На этой территории СССР осуществлял политику построения социалистического немецкого государства, и уступать ее союзникам не собирался. Союзники в своих оккупационных зонах проводили преобразования по образцу западных демократий, и также не собирались «отдавать» западные земли СССР. Это и стало главной причиной раскола Германии и образования двух немецких государств.    


После реализации плана «четырех Д», следующим этапом должно было стать создание немецких государственных органов и передача им власти. Однако к этому времени, территория Германии все более явно становилась ареной противостояния коммунизма и капитализма (СССР и США). Никто не хотел уступать - как выяснилось уже очень скоро, политика в разных зонах весьма существенно различалась.

Вскоре обозначилась линия противостояния – СССР с одной стороны, союзники (США, Великобритания, Франция) – с другой. Мероприятия, направленные на создание германского государства, проводимые в восточных и западных зонах, были диаметрально противоположны, и фактически направлены на построение разных моделей государства.

Это очень быстро привело к политическому кризису.

События развивались примерно так:

Раскол Германии и образование ФРГ и ГДР
«Двуглавая политика» Главное различие существовало, ясный хрен, между западными зонами и зоной СССР. Фактически на этих территориях строились два разных государства. В восточных землях начались преобразования по советскому образцу (построение тоталитарного государства), в то время как в западных – союзники проводили либеральные преобразования по своей модели. Такие различия не могли не привести к серьезным разногласиям, по поводу будущего страны. Они не заставили себя ждать – Парижская сессия СМИД (май, 1946 г.)[1] не смогла решить ни одного вопроса.
«Экономический глюк» Различная экономическая политика, в оккупационных зонах, привела к созданию особой ситуации:
  1. в западных зонах, население стабильно получает зарплату и пособия, однако товаров мало (дефицит всего), да и стоят они дорого;
  2. в восточных зонах товары и продукты питания дешевле и в достаточном количестве (помощь СССР), это приводит к их массовой скупке населением западных зон;
Такая ситуация совсем не радовала СССР – в результате между зонами введен режим контроля за перемещением товаров и людей. Это стало первым шагом к обособлению двух Германий.
«Бизония» Летом 1946 г., ситуация обостряется еще больше. После заявления Государственного Департамента США об объединении американской и английской зон, такое объединение было произведено в декабре 1946 г. Объединенная зона получила название «Бизония». Главной ее чертой стало то, что в ней действовали не оккупационные, а уже немецкие органы власти – главным стал Экономический совет (глава - Л. Эрхард). Таким образом, «Бизония» стала прообразом будущей ФРГ.
Напрасные усилия Несмотря на трудности, попытки найти общее решение для Германии еще продолжались. Однако переговоры были обречены на провал еще до их начала. Это подтвердила сессия СМИД в марте 1947 г. Как и предыдущая она не решила ни одной проблемы, зато создала множество новых. С таким же «результатом» завершилась и следующая (ноябрь 1947 г.). После ее завершения, стороны даже не договорились о следующей. Это было плохим знаком.
«Тризония» В феврале 1948 г. в состав «Бизонии» вошла и французская зона оккупации – образовалась «Тризония». Теперь все западные секторы образовывали единое экономическое и политическое пространство, почти совпадающее с территорией будущей ФРГ. Власть на этой территории опять-таки принадлежала немецким органам.
«Финт ушами» Первым мероприятием, проведенным германской администрацией стала денежная реформа. Она должна была решить две основных задачи:
  1. Стабилизировать финансовую систему страны;
  2. Ликвидировать «черный рынок»;
  3. Подорвать системы бартерных (обменных) сделок;
На территории Тризонии вводилась собственная марка, не имевшая хождения в советской оккупационной зоне. Теперь Тризония стала полностью самостоятельной в финансовом отношении. Денежная реформа привела к двум главным результатам:
  • Позволила восстановить нормальное денежное обращение и стала основой будущего развития западной Германии;
  • Поток утративших цену старых марок хлынул в восточные земли, едва не обрушив их экономику;
СССР расценил реформу как попытку провозглашения самостоятельного немецкого государства и отнесся к ней крайне негативно. Это событие предопределило последующее развитие Германии.
«Берлинский кризис» Денежная реформа (которую СССР назвал «сепаратной») очень не понравилась советской администрации. В качестве ответного хода избрали, однако примитивную тактику «удара кувалдой по голове» (правда, как оказалось – по своей же…). 24 июня 1948 г. советские войска полностью прервали сообщение западного Берлина с остальным миром, организовав его блокаду. СССР рассчитывал, что это вынудит союзников на уступки в переговорах. Однако номер не прошел – США организовали доставку необходимых грузов в блокированный город воздушным путем («воздушный мост») – в течение 11 месяцев в город доставлялось все необходимое. Сбивать американские самолеты у СССР не хватило наглости (это означало бы войну). Блокаду пришлось прекратить. Инцидент получил название «Берлинский кризис». Он окончательно определил раскол Германии. Позиции СССР оказались подорванными – после попытки силового давления, немцы уже не верили в «благие намерения» этой страны. Усилился поток беженцев с востока на запад.
«Ёшкин кот» После неудачных попыток договориться, западной Германии, ничего не оставалось, как начать разработку собственной конституции, о вопрос объединения отложить на будущее время. К 1949 году в обоих германских государствах началась разработка собственных конституций – фактически раскол страны на две части стал реальностью.

Несмотря на провал Лондонской конференции (см. раздел «Напрасные усилия») определенные результаты она все же дала. Важнейшим из них являлось достижение согласия между западными государствами (США, Великобритания, Франция) по вопросу создания отдельного западногерманского государства. Образование такого государства должна была закрепить новая конституция. При этом немецким политикам было предложено созвать Учредительное собрание (для ее принятия) не позднее 1 сентября 1948 года.

Такое предложения, хотя и было достаточно очевидно для самих немцев, особого энтузиазма не вызвало – это был явный шаг к расколу страны. Вместе с тем, и оставлять ситуацию в неизменном виде, также было невозможно.

Этот вопрос пришлось решать на собрании премьер-министров германских земель (в землях уже действовали ландтаги и правительства). В конечном итоге было принято компромиссное решение:

 
 
  1. Поскольку единого германского государства нет, необходимо принимать не конституцию, а Основной закон, который будет временным правовым актом, вплоть до объединения страны;
  2. Такой основной закон должно принимать не Учредительное собрание, а Парламентский совет (из представителей земель) – это также должно подчеркнуть временный характер и «суррогатность» конституции;
  3. Не предполагалось и утверждение основного закона на референдуме (эта честь – для полноценной конституции);
 


Решения глав земель, были одобрены и союзниками (пусть хоть такая конституция, чем никакой). Главная цель образования западноевропейского государства – создание своеобразного «ядра», к которому затем присоединились бы и восточные земли[2]. Так западные немцы пытались найти хотя бы какое-то решение существующих проблем. Иных вариантов, скорее всего не было.

Парламентский совет (65 членов избранных ландтагами земель, таким образом, орган, сформированный косвенными выборами) начал работу 1 сентября 1948 г. (Бонн). Председателем стал К. Аденауэр (СДПГ)[3]. Особых дебатов законопроект не вызвал – предполагалось, что его вскоре заменит «настоящая» Конституция (хрен тут заменишь – из-за СССР страна оказалась разделенной в течение полувека!).

8 мая 1949 г. Основной закон (ОЗ) был принят большинством голосов. Ландтаги быстро ратифицировали его (одобрили). Проблемы возникли только с Баварией (ну у нее всегда было свое мнение…) которая считала ОЗ «слишком централистским» (ограничивающим ее «драгоценные» полномочия в пользу центра). Однако и она обязалась соблюдать его нормы.

23 мая 1949 г. ОЗ вступил в силу. Это и стало датой рождения нового германского государства. Оно получило название Федеративная республика Германия.

Основной закон ФРГ 1949 г.
Общая характеристика Принят по итогам Второй мировой войны, ликвидации фашистского режима в Германии, и послевоенных условий в стране. Является самой демократической в истории Германии конституцией, и выдержан в русле большинства послевоенных европейских конституций (Франции, Италии и др.). Воспринял в себе лучшие черты Конституции 1919 г., добавив к ним новые. Главная черта – основной закон рассматривался как временный, до объединения страны (это, правда, удалось сделать только через 50 лет…). Принят Парламентским советом, состоящим из представителей земель, вступил в силу 23 мая 1949 г.
Основные принципы
  1. Парламентаризм – парламент играл в системе органов власти большую роль, в том числе – в сфере исполнительной власти;
  2. Ответственное правительство – правительство формировалось парламентским путем, и было ответственно перед ним (а не перед президентом);
  3. Широкий предмет регулирования -
  4. Значительный объем прав и свобод – есть все современные. Значительное место занимают социально-экономические права;
  5. Социальный характер государства -
  6. Федеративное территориальное устройство – федерация с «сильными» землями (у них большой объем полномочий и значительная самостоятельность).
Структура Она в целом традиционна – преамбула, 11 разделов, 146 статей. Никакие иные акты в состав конституции не входят, преамбула правовых норм не содержит и юридической силы не имеет.
Правовой статус личности Главное достоинство новой конституции. Раздел содержащий нормы о правах и свободах граждан находиться на «почетном» месте, начиная конституцию (первый раздел).
Форма правления Парламентарная республика в чистом виде. Глава государства (президент) и глава исполнительной власти (федеральный канцлер) разделены, правительство формируется парламентарным путем и ответственно перед парламентом. Значительные полномочия сосредоточены у персонально федерального канцлера (ФРГ иногда называют «канцлерская республика»)
Порядок изменения Конституция жесткого типа (хотя и не особенно) – для изменения требуется квалифицированное большинство голосов Бундестага и Бундесрата. Ратификации поправок землями не требуется (это тебе не США – там хрен изменишь…).

Образование западногерманского государства и принятие Основного закона, по существу означали окончательное разделение страны. В это же время, в восточных землях происходили процессы образования социалистического германского государства – ГДР.

Во многом, происходившие в течение 1949 года процессы еще могли рассматриваться как временные, и надежда на объединение страны еще сохранялась. Как отмечалось выше, конституция ФРГ носила характер временной – предполагалось скорое включение в состав единого немецкого государства восточных земель.

Однако уже в ближайшие несколько лет последние иллюзии развеялись – оба германских государства стали ареной политического противостояния между социалистическим и капиталистическим миром. В таких условиях, об объединении пришлось забыть надолго – казалось навсегда.


Принятие Основного закона 1949 г., положило начало истории нового немецкого государства. Именно ФРГ (а не ГДР), рассматривалась в качестве преемника бывшей единой Германии. Такая точка зрения доминировала и внутри страны, и за ее пределами (кроме конечно СССР, который ФРГ «в упор не видел»…).

Еще до принятия Основного закона, в ФРГ начинают действовать политические партии. При этом, политическая система страны фактически формируется заново – после длительного фашистского режима, старых партий почти нет.

С самого начала, партийная система страны сформировалась в виде «блоковой системы». Такой вид она сохранила и сейчас.

Основное политическое противоборство здесь происходит между тремя (или точнее двумя) наиболее влиятельными партиями, каждая из которых, однако не обладает абсолютной поддержкой населения страны, а значит для формирования устойчивого большинства в парламенте, должна объединяться с другими (образовывать «блоки» партий).

Основу партийной системы составляют две наиболее влиятельных германских партии – ХДС (Христианско-демократический союз), всегда выступающая в блоке с ХСС (Христианско-социальный союз, это региональная партия, действующая только в Баварии, однако игнорировать ее нельзя – Бавария одна из крупнейших и наиболее развитых земель ФРГ, потерять голоса избирателей этой территории – значит проиграть на выборах). Блок ХДС/ХСС можно рассматривать как единую партию.

Соперником ХДС/ХСС на выборах является партия левого направления – СДПГ (Социал-демократическая партия Германии).

Обе партии, однако, не настолько сильны, чтобы бесспорно лидировать на политической арене (это означало бы двухпартийную систему). Третьей ее составляющей является СвДП (Свободная демократическая партия) – она образует блок с лидером выборов (либо с ХДС/ХСС, либо с СДПГ):

                   
   
   
 
 
   
 
   


Такую систему многие специалисты называют «2,5 – партийной» - т.е. 2 партии с «половиной», где в роли «половины» выступает СвДП, недостаточно сильная для самостоятельной деятельности на политической арене, однако необходимая обеим главным силам политической системы.

При этом обычно коалицию образуют одна крупная партия (ХДС/ХСС или СДПГ) и СвДП – это обычный вариант, или условно говоря «малая коалиция» (так как за ее рамками в оппозиции остается одна из крупных партий).

Вместе с тем возможна и иная ситуация – когда коалицию образуют две ведущих партии (ХДС/ХСС + СДПГ) – такая коалиция называется «большая». Однако такой союз, как правило, нестабилен – из-за противоположных политических взглядов двух партий, такая коалиция быстро разрушается.

Государственная власть в стране, по новому Основному закону 1949 г. базировалась на принципе разделения властей. Республиканская форма правления, теперь закреплялась в виде парламентарной республики (Конституция 1919 г. предусматривала смешанную республику).

Выглядело все примерно так:

 
 


Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть
Федеральный парламент Федеральное правительство Суды
Орган законодательной власти.Состоит из Бундестага и специального органа земельного представительства – Бундесрата. Орган исполнительной власти. Состояло из федерального канцлера и федеральных министров Судебная система включала федеральные суды и суды земель. Предусматривались и конституционные суды.
Федеральный президент
Глава государства. Не относился ни к одной из ветвей власти, полномочиями в сфере исполнительной власти не обладал. Должность в основном формального характера.

По форме территориального устройства, ФРГ являлась симметричной федерацией, состоящей из 16 равноправных субъектов (13 федеральных земель + 3 города). Все субъекты федерации являлись своеобразными республиками со своими органами власти.

Каждая земля обладает конституцией, которая устанавливает систему органов власти в ней (федеральная конституция не регулирует эти вопросы, оставляя все самим землям)[4].

При этом организация власти в землях - фактически копия федеральных органов на местном уровне:

 
 


Земельный парламент (ландтаг) Земельное правительство Земельные суды
Орган законодательной власти. В большинстве земель – однопалатные, формируются путем прямых выборов Орган исполнительной власти. Формируется с согласия ландтага и ответственно перед ним (парламентарная модель). Каждая земля имела свою систему судебных органов, независимых от федеральных судов.

В качестве главы земли выступает ее канцлер (глава правительства земли) – отдельной должности земельного президента нет.


ГДР – политическая система и государственный строй (1949 – 1989)

Образование в западных зонах оккупации самостоятельного государства, привело и к ответному ходу со стороны СССР. На восточных территориях Германии, занятых советскими войсками было образовано «свое» немецкое государство – Германская демократическая республика.

Формирование собственных органов власти в восточных землях, началось еще в 1947 г., когда начал работу Немецкий народный конгресс (ННК). Вскоре был образован и Немецкий народный совет – орган по разработке проекта конституции.

Ее, в мае 1949 г. утвердил Третий ННК, этот момент и можно считать началом существования социалистического немецкого государства.

Конституция ГДР 1949 г.
Общая характеристика Первая конституция ГДР, несмотря на свой социалистический характер еще сохранявшая либеральные черты (в следующей их уже не будет…). Основой Конституции ГДР 1949 г. стала ясный пень, Конституция СССР 1936 г. (так называемая «сталинская конституция»).
Принципы и черты По сущности Конституция являлась социалистической, что и определяло ее основные принципы: Отсутствие разделения властей; Классовый характер конституции, государства и права;    
Правовой статус личности Здесь все обычно (для социалистических стран):
  1. Права и свободы сформулированы лишь в самых общих чертах;
  2. Условность политических прав граждан (они есть, но реализуются, только если не противоречат задачам социалистического строя);
  3. Приоритет социально-экономических прав;
Несмотря на указанные черты, объем прав и свобод достаточно полный - есть почти все. Однако реализация этих прав затруднена (а некоторые и вообще фиктивны).
Форма правления По форме правления ГДР – советская республика.

Так же как и в ФРГ, на территории ГДР советская администрация разрешила деятельность политических партий. Однако на этом сходство и заканчивалось – в ГДР действовали только «правильные» партии, признающие руководящую роль правящей партии и принципы социализма советского (сталинского) типа. Любая настоящая партийная оппозиция немедленно ликвидировалась.

Первоначально, западногерманские партии (СДПГ и ХДС), пытались распространить свою деятельность и на восточные земли. Однако эти попытки очень быстро пришлось оставить – в ГДР никакая нормальная политическая система просто не могла работать.

Вскоре, на основе «принудительного» объединения КПГ и СДПГ образовалась главная правящая партия страны – СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии). Она по существу монополизировала власть в стране.

Помимо нее существовали еще несколько партий (фиктивная многопартийность), которые только создавали видимость политического плюрализма, но признавали руководящую роль СЕПГ, и вообще «сидели тихо и не отсвечивали» (партии – сателлиты).

Таким образом, выглядело это примерно так:

Национальный фронт
Национально-демократическая партия (НДП) Демократическая крестьянская партия (ДКП) Либерально-демократическая партия (ЛДПГ) Христианско-демократический союз (ХДС)

СЕПГ

Вся кодла вместе образовывала так называемый Национальный фронт (НФ). Выборы тоже были кучерявыми (особый порядок) – составлялся единый список НФ, в котором места заранее распределялись по установленным квотам – СЕПГ имела 117 мест, все остальные партии (!!!) – 52. Таким образом, фактически вводилась куриальная система, при которой в любом случае, большинство мест получала правящая партия. Выборы в таких условиях вообще можно было не проводить…

Система органов власти, также была типично социалистической (советская республика). Она включала следующие органы:

       
   
 
 


Парламент Правительство Президент
Народная палата (НП) и Палата земель (ПЗ). НП состояла из 400 депутатов, избиралась населением путем прямых выборов (процедура описана выше). ПЗ состояла из представителей земель (избирались земельными парламентами). Совет министров – орган исполнительной власти. Формировался НП, и ответственен перед ней. Возглавлял правительство Председатель СМ. Глава государства. Должность формальна, поскольку исполнительной властью президент не обладал. Избирался парламентом (косвенные выборы).

Формально, система органов власти напоминала обычную республику парламентарного типа (кстати, такими являлись все советские республики). В действительности система органов характеризовалась следующими чертами:

  1. Недемократические выборы снижали роль парламента. Доминирование в нем правящей партии вообще сводило его роль почти к нулю;
  2. Правительство считалось коалиционным (в него входили представители различных партий), однако все важные посты занимали члены СЕПГ;
  3. Все органы государства действовали под контролем правящей партии (партократический режим), что не соответствовало положениям конституции;
  4. Значительную роль в государстве очень быстро приобрели репрессивные органы (ШТАЗИ) и органы военно-политического характера (Центральный совет обороны).
  5. Суды хотя и считались независимыми, в действительности также действовали под контролем партийных органов. Все судьи являлись членами СЕПГ, а законодательство, по которому они судили – дефективным;

В течение первого периода развития ГДР (1949 – 1960), в системе органов власти произошли некоторые изменения, а именно:

Парламент Поскольку первоначально ГДР была федеративным государством, парламент был двухпалатным. В 1952 г. в результате реформы территориального устройства, земли преобразованы в области, в результате государство стало унитарным. Верхняя палата за ненадобностью была ликвидирована в 1958 г. Парламент ГДР стал однопалатным.
Президент Недолго просуществовал и пост президента. В 1960 г. он был ликвидирован, а полномочия главы государства перешли к Государственному совету (коллективный глава государства). Он образовывался НП путем избрания на 4 года.

В результате, оформилась система органов власти, сохранившаяся без существенных изменений вплоть до прекращения существования ГДР в 1990 г. Даже новая конституция 1968 г. не внесла особых черт в партийную диктатуру ГДР (фиг тут изменишь – не успеешь и понять что случилось, как окажешься в лапах ШТАЗИ…).

«Июньское восстание»

После принятия Конституции, началось ускоренное строительство социализма по советскому образцу. При этом на трудности немецкого народа внимания не обращали. Не прислушивались и к осторожным советам Москвы. Однако это очень быстро привело страну к серьезному кризису. К лету 1953 года ситуация обострилась максимально.

16 июня начались выступления рабочих в Берлине, а на следующий день забастовки охватили уже 350 населенных пунктов страны. Полиция, спецслужбы и армия оказались не готовы к такому развитию событий (служащие Немецкой народной армии (ННА) и полиции вообще часто переходили на сторону восставших). Ситуацию удалось взять под контроль только с помощью советских танков (введены в Берлин утром 17 июня). После подавления восстания при помощи прямого вмешательства советской армии начались массовые аресты.

«Июньское восстание» показало, насколько слабы позиции советской власти в ГДР – фактически режим удержался только благодаря прямому вмешательству СССР. Авторитет социалистического режима внутри страны и за рубежом оказался серьезно подорван.

Руководству СЕПГ пришлось сделать необходимые выводы: произведены перестановки кадров (уделены самые консервативные сталинисты), проведены умеренные экономические реформы, отменены повышенные нормы, пришлось отказатся от форсированного насаждения советских методов и перейти к осторожной и продуманной политике.

Однако сущность режима осталась прежней. Сохранилась и монополия СЕПГ и всесилие спецслужб, которые после восстания значительно расширили свой штат и начали внедрять агентуру среди населения ГДР.

К 1968 г. руководство ГДР решило, что социализм в стране построен окончательно. Это должна была закрепить новая конституция:

Конституция ГДР 1968 г.
Общая характеристика В целом продолжение предыдущей Конституции 1949 г. Вместе с тем, новая конституция стала уже полностью социалистической, без каких-либо уступок «проклятому империализму». Даже формальный либерализм Конституции 1949 г. полностью отброшен (и похоронен…). Закреплена руководящая роль СЕПГ (ст.1).
Правовой статус личности В целом не изменился. Однако: · Исчезли некоторые права (запрет цензуры, забастовка, собственность на землю и др.) · Расширены социально-экономические права; · Не допускается политическая оппозиция;
Форма правления В целом сохранилась без особых изменений – республика советского типа. Разделение властей отсутствует. Высший орган – Народная Палата (формируется выборами по списку Единого фронта). Обладает законодательными, административными и контрольными функциями. Формирует и контролирует все иные высшие органы власти. Глава государства – после ликвидации должности президента был создан коллегиальный орган. Государственный совет («орган Народной палаты» - ст. 66) – состоял из Председателя и членов ГС. Все избирались НП на 5 лет. Правительство – Совет Министров.Также как и ГС назван «органом НП». Формируется ей и ответственен перед ней. Органы власти на местах – местные народные представительства (формируют советы и комиссии). В общем – типичная «система советов», копия с СССР

Весной 1971 года В. Ульбрихт был освобожден с поста Первого секретаря ЦК СЕПГ (официально – «по собственному желанию»)[5]. Страну возглавил новый лидер СЕПГ Эрих Хонеккер, руководивший ей вплоть до ликвидации ГДР.

Со сменой руководства предприняты попытки масштабных реформ в экономике и социальной сфере. Особое внимание – уровню жизни, заработной плате и социальному обеспечению граждан ГДР. К середине 70-х годов удалось многое сделать, но экономика страны так и не избавилась от своих проблем – она по-прежнему была неэффективной, а уровень жизни даже и близко не «лежал рядом» с соседней ФРГ.

С конца 70-х положение снова ухудшается. С этого времени, начинается постепенное торможение развития страны и затяжной кризис, который не прекратится до самого объединения страны. Резервы экономического развития в рамках социализма были исчерпаны, а новых не было.

Однако эти явления проявлялись не сразу – сказывалась помощь СССР, который не только поставлял ресурсы, но я являлся главным рынком сбыта продукции ГДР. Основные сферы производства и экспорта ГДР – машиностроение (как тяжелое, так и точное), электронная техника (особенно – вычислительные машины и микропроцессорная техника), оптические приборы и оборудование.

Все это в ГДР получалось лучше, чем у СССР весьма пригодилось для советского рынка. Однако конкурировать с европейскими производителями предприятия ГДР не могли, тем более что «под боком» находились крупнейшие европейские промышленные концерны ФРГ, Нидерландов, Швейцарии с которыми социалистическим странам соревноваться было невозможно.

К концу 80-х годов XX в, экономика ГДР оказалась в состоянии глубокого кризиса. Экономические реформы 60-х годов уже исчерпали себя, а новых изменений в экономике и политической системе не происходили – им просто неоткуда было взяться. И вот почему:

 
 
При административно-командной экономике, и тесно связанной с ней тоталитарной политической системе, любые преобразования (если только это не революция, разрушающая весь строй государства) носят поверхностный характер, и не в состоянии существенно улучшить состояние страны. Экономика тоталитарного социализма деградирует, а правящие элиты сопротивляются любым попыткам реформ. Не ликвидировав самого социалистического строя, никакие преобразования провести невозможно.


За все послевоенное время, в стране так и не смогли создать эффективное и конкурентоспособное производство, решить проблемы сельского хозяйства, обеспечить устойчивое развитие страны.

Уровень жизни в ГДР по-прежнему значительно отставал от соседней ФРГ и других государств Европы. Финансовая система страны оказалась подорвана – восточногерманская марка постоянно обесценивалась, и надежным платежным средством становилась только марка ФРГ (правда такие деньги были лишь у немногих немцев).

Проблемы усугубились и большим внешним долгом ГДР. Начиная с 80-х годов, ГДР активно использовала кредиты, предоставляемые ей ФРГ. Однако, хотя деньги были израсходованы, состояние экономики фактически не изменилось – отдавать кредиты было нечем.

Состояние экономики обусловило и кризис политической системы страны. Авторитет правящей СЕПГ стремительно падал. Деятельность партии вызывала у населения страны только раздражение (учитывая особенно консерватизм ее руководства). В этих условиях усилилась деятельность репрессивных органов государства, что еще более ухудшало ситуацию.

К 1989 г. ситуация в стране достигла своего пика. ГДР доживала свой последний год, хотя у руководства страны были свои взгляды по этому вопросу. Однако оно уже практически не имело возможности контролировать ситуацию – теперь события развивались сами, под влиянием объективных условий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow