Методическая основа стандартизации

Цели, задачи, принципы, объекты и субъекты технического нормирования и стандартизации

Правовая основа технического нормирования и стандартизации

Эволюция стандартизации в систему технического нормирования и стандартизации

Определение, сущность технического нормирования и стандартизации

Составные элементы стандартизации

ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

В связи с условиями присоединения Республики Беларусь к Соглашениям Всемирной Торговой Организации (ВТО), а также мероприятиями по присоединению и вступлению в данную организацию изменились современные подходы к вопросам стандартизации. На смену единому термину «стандартизация» пришли такие понятия как «стандартизация» и «техническое нормирование» (рисунок 1.1).

Надстройка:правовые и организационные основы - законы, постановления СМ РБ, Постановления Госстандарта
ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ (предусматривает обоснованность нормирования требований безопасности и обязательность требований в таком ТНПА как технический регламент на всех этапах ЖЦП или услуг, процессов и т.п.)
СТАНДАРТИЗАЦИЯ (предусматривает разработку государственных стандартов на основе консенсуса и применение их требований на всем этапе ЖЦП по принципу добровольности)
Базис: принципы международных организаций по стандартизации ИСО, МЭК, ВТО

Рисунок 1.1 - Сущность технического нормировании и стандартизации в Республике Беларусь

Стандартизация - деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Техническое нормирование - деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов се разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Из выше изложенных определений следует, что стандартизация является понятием более широким и включает в себя аспекты технического нормирования, как обязательные специализированные требования к безопасности продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Однако техническое нормирование является более актуальным и глобальным направлением деятельности, поскольку призвано решать социальную цель - зашита жизни, здоровья людей и окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, что и выдвигает его на первый план. В результате появился единый новый термин «техническое нормирование и стандартизация», позволяющий провести гармонизацию национального законодательства с принципами международной практики.

Важным результатом деятельности в области технического нормирования и стандартизации должно стать улучшение качества товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения в соответствии с их функциональным па-значением.

Упорядочение свойств любых объектов происходит в соответствии с определенными правилами и нормами и связано с необходимостью контролировать параметры объекта, оценивать уровень качества объекта, выявлять зависимости между свойствами объекта в целом и функциональными параметрами, характеристиками его элементов. В связи с этим техническое нормирование и стандартизации следует рассматривать в трех ключевых направлениях: как науку, как практическую деятельность, как элемент управления качеством.

Как наука техническое нормирование и стандартизация разрабатывают научно обоснованные термины, определения, принципы, методы, рассматривают вопросы государственного регулирования и управления в данной области, способствуют совершенствованию ее практической деятельности.

Как практическая деятельность техническое нормирование и стандартизации связаны с разработкой, внедрением и применением технических нормативных правовых актов, надзором за выполнением требований, правил и норм, изложенных в них, планированием и финансированием в данной области деятельности.

Как элемент управления качеством данные виды деятельности следует рассматривать как процессы ускорения научно-технического прогресса, интенсификации производства и повышения его эффективности.

Первые сведения о стандартизации относятся к древнейшим временам за несколько тысячелетий до нашей эры. Так, за 2700 лет до н. э. в Китае была известна «система пяти мер», в Японии продавались строительные детали, изготовленные строго определенных размеров, в Древнем Египте использовались кирпичи стандартных размеров, воины вооружались одинаковыми (стандартными) луками, в Древнем Риме использовались трубы постоянного размера диаметром в пять пальцев, что позволяло заменять поврежденные участки в любой части страны.

В средние века с развитием ремесел методы стандартизация начинают применяться все чаще. Так, в одном из цеховых документов 1298 года говорится о том, что суровая шерстяная ткань должна иметь ширину 3.5 локтя, длину 45 локтей и весить 42 фута. В предписаниях мануфактур также указывается на методы изготовления, требования к размерам и свойствам материалов. Известен рецепт фарфоровой массы, которым пользовались при изготовлении тонкого фарфора на Мейсенской мануфактуре в 1719 году. В 1785 году французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков в количестве 50 штук, обладающих свойствами взаимозаменяемости. В результате чего их можно было использовать в ружьях без предварительной подготовки. В 1841 году в Англии, а затем и других странах была введена стандартная дюймовая система резьбы Витворта. В 1870 году Европе были установлены стандартные размеры кирпичей.

Начало стандартизации в России относится к концу 16 века. В 1535 году указом царя Ивана Грозного на ружейном дворе были введены стандартные калибры - кружала для измерения размера ядер к пушкам.

В 1925 году решением Правительства СССР был создан Комитет по стандартизации при Совете труда и Обороны, который являлся первой национальной организацией в стране. Первые документы по стандартизации - ОСТы, получили статус закона. В 1930 году данный комитет переименован во Всесоюзный Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. В 1932 году при наркоматах были созданы комитеты по стандартизации в отдельных отраслях, а Всесоюзный Комитет был упразднен. В 1940 году создается Всесоюзный Комитет по стандартизации при Совете народных комиссаров СССР. С этого времени общесоюзные стандарты стали именоваться ГОСТами с добавлением регистрационного номера и года утверждения.

В 1948 году Всесоюзный Комитет по стандартизации был включен в состав Государственного Комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство.

С 1951 по 1953 году вопросами стандартизации занималось Управление по стандартизации при Совете Министров СССР, которое в 1954 году преобразуется в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов. В 1970 году данный комитет был преобразован в Государственный Комитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР) и просуществовал до 1990 года.

В 1991 году, после распада СССР, в Республике Беларусь, как и других странах СНГ, стал создаваться национальный комитет по стандартизации и метрологии.

В 1992 году в Республике Беларусь начинается формирование государственной системы стандартизации на более высоком качественном уровне с учетом принципов, выработанных Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, и преемственности с ранее действующей системой. При этом учитывались условия переходного периода экономики республики к рыночным отношениям, повышение самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, необходимости интеграции в мировую экономическую систему.

Созданная в республике новая система стандартизации базировалась на правовых основах, установленных Законом Республики Беларусь «О стандартизации», принятым в 1995 году. Это переходная ступень в области подготовки законодательства для присоединения во ВТО.

Требования государственных стандартов, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции, маркировку продукции, единство методов контроля, определены данным законом как обязательные для соблюдения. Иные требования государственных стандартов, касающиеся потребительских характеристик продукции, ее эксплуатационных свойств, гарантийных сроков, определены как добровольные.

Более 20 тысяч действующих государственных стандартов устанавливают требования к качеству и безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. За прошедшие годы уровень гармонизации отечественных стандартов с международными повысился до 45%.

Сегодня обязательные требования стандартов практически используются в качестве меры государственного регулирования требований к продукции и услугам и компенсируют недостаток в республике технических законодательных актов. Наряду с этим многие требования к продукции и услугам, в том числе и обязательные, установлены в подзаконных актах, носящих в основном ведомственный характер. В ряде случаев имеет место дублирование и противоречия между документами различных органов государственного управления, что создает определенные трудности, как для отечественных производителей, так и для импортеров.

В этой части Положения Государственной системы стандартизации не отвечают требованиям международной практики и Положениям Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС), а также Соглашению по техническим барьерам в зоне свободной торговли стран СНГ, в которых стандартизация базируется на общем согласии и добровольности применения стандартов.

Следовательно, наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации является статус стандартов.

С активизацией работ по присоединению республики к ВТО различия между отечественной и международной практикой технического нормирования и стандартизации стали очевидны. Основной целью нетарифного технического регулирования является ликвидация технических барьеров в международной торговле. Соглашениями НТО предусмотрено, что обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, принимаемых органами власти, а стандарты применяются в добровольном порядке.

Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь, определяющая основные направления государственной политики в области стандартизации и устанавливающая цели, принципы и приоритетные направления се развития, предусматривает создание системы технического нормирования и стандартизации на базе соглашений ВТО по ТБТ и СФС с учетом принципов Нового и Глобального подхода к техническому регулированию в Европейском сообществе.

Сущность Нового и Глобального подхода сводится к обязательности основополагающих требований Директив ЕС и добровольности гармонизированных европейских стандартов.

Изучение зарубежного опыта в данной области позволили установить, что наиболее эффективен подход в области технического нормирования и стандартизации Европейского Сообщества, позволяющий устранять технические барьеры, препятствующие свободному обращению продукции. Ключевые аспекты концепции данного подхода положены в основу Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» и предлагаемых мер по его реализации.

Аналогичным путем реформируется система технического нормирования и стандартизации в Российской Федерации и Украине. Так, в рамках подготовки и присоединению к ВТО в Российской Федерации принят и введен в действие с 1 июля 2003 года Закон «О техническом нормировании». В Украине новые законы о стандартизации, о подтверждении соответствия, об аккредитации органов по оценке соответствия были приняты Верховной Радой в 2001 году. Государства, присоединившиеся к ЕС, - Польша, Литва, Латвия, Эстония. Венгрия. Словакия, Словения. Чехия - также провели реформирование своего технического законодательства и систем стандартизации. В настоящее время их усилия сконцентрированы на разработке технических регламентов и принятии европейских стандартов в качестве национальных.

В Республике Беларусь сложились все предпосылки для вступления и присоединения к ВТО, что потребовало также изменения технического законодательства и национальной системы стандартизации.

Конкретизируем основные предпосылки изменения законодательства Республики Беларусь в области стандартизации:

- Условия присоединения к Соглашениям ВТО (соответствие законодательства Республики Беларусь положениям Соглашений ВТО по ТБТ и СФС; гармонизация государственной системы стандартизации с Кодексом устоявшейся практики по разработке, принятию и применению стандартов; гармонизация государственных стандартов с международными (региональными) стандартами; участие в международных (региональных) организациях по стандартизации, информационное взаимодействие с государствами-членами ВТО, наличие национального информационного центра ВТО);

- Основные положения Соглашений ВТО по ТБТ и СФС а части технического нормирования и стандартизации (технические меры - технические регламенты, санитарные и фитосанитарные меры, стандарты, процедуры соответствия - не должны являться средством дискриминации, средством скрытого ограничения международной торговли и техническим барьером, должны создавать благоприятный режим для импорта продукции; прозрачность, открытость, гласность технических мер, соответствие научным принципам международных стандартов и рекомендаций, обеспечивать безопасность потребления);

- Мероприятия Республики Беларусь по присоединению к ВТО (меморандум о внешнеторговом режиме -- 1995 год, план мероприятий по присоединению республики по присоединению к соглашениям ВТО по ТБТ и СФС - 1999 год; анализ соответствия национальной нормативно-правовой базы в области стандартизации требованиям Соглашений ВТО по ТБТ и СФС: план подготовки законопроектов Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»);

- Международные организации по стандартизации, в работе которых принимает участие Республика Беларусь (ИСО и МЭК) требуют соблюдения и гармонизации деятельности в данной области;

- Принципы международной стандартизации (прозрачность, открытость, объективность, консенсус, результативность, целесообразность, согласованность, вовлечение развивающихся стран);

- Принципы технического регулирования в ЕС (директивы ЕС - Европейской комиссии и Европейского парламента - содержат основополагающие требования, обязательные для исполнения, на основании которых разрабатываются гармонизированные европейские стандарты организаций СЕН, СЕНЭЛЕК И ЕТСИ, с применением на добровольной основе и национальные стандарты государств-членов ЕС, по которым проводится подтверждение соответствия в форме декларации о соответствии или сертификации и присваивается знак соответствия - СЕ);

- Закон РБ «О стандартизации» 1995 года (определял стандарты как-главный нормативный документ по стандартизации; в них содержались обязательные требования - безопасность продукции, совместимость и взаимозаменяемость, методы контроля, маркировка, и требования, определяемые сторонами - потребительские характеристики. В течение 1995 -2003 гг. принято и пересмотрено 3281 стандарт, внесены изменения в 1597 стандартов, отменено 979 стандартов, уровень гармонизации государственных стандартов (СТБ) с международными стандартами - 30%, действует сегодня более 20 000 государственных стандартов);

- Развитие государственной системы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь происходило на основании законов РБ «О стандартизации», «О защите прав потребителей». «Об обеспечении единства измерений»; Соглашений ВТО по ТБТ и СФС, Кодекса установившейся практике по разработке, принятию и применению стандартов с учетом системы технического регулирования и стандартизации в ЕС, принципов Нового и Глобального подхода на основе Директив ЕС и гармонизированных европейских стандартов; реформирование технического законодательства и системы стандартизации России и Украины.

С целью приведения всего законодательства в соответствие с выше обозначенными соглашениями и предпосылками необходимо предусмотреть следующие аспекты:

- переход от регламентации обязательных требований, связанных с безопасностью, в стандартах к установлению обязательности применения и соблюдения этих требований через технические регламенты;

- изменение статуса государственных стандартов;

- гармонизацию норм государственного уровня, государственных стандартов с международными нормами и стандартами.

Все эти подходы частично реализованы в Законе Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 5 января 2004 года № 262-З.

Принципиальными отличиями принятою закона от ранее действующего являются:

- введение в закон новой государственной функции - «техническое нормирование», в процессе реализации которой создается и утверждается технический регламент;

- введение новых субъектов технического нормирования и стандартизации - органов государственного регулирования и управления (Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь);

- унификация терминологии в области технического нормирования и стандартизации;

- определение основных видов технических нормативных правовых актов (ТНПА: технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, технические условия, стандарты, включая государственные, международные и межгосударственные, введенные в действие в качестве государственных стандартов, стандарты организаций);

- утверждение технических регламентов правительством, что придает им соответствующий статус;

- установление порядка применения государственных, международных и межгосударственных (региональных) стандартов;

- применение на принципах добровольности знака соответствия продукции государственным стандартам;

- разработка государственных стандартов силами технических комитетов по стандартизации, что соответствует международной практике и позволит обеспечить равноправное широкое участие всех заинтересованных в разработке стандартов и повысить их научно-технический уровень;

- определение случаев, когда применение государственных стандартов становится обязательным.

Концепция системы стандартизации и технического нормирования в Республике Беларусь должна быть гармонизирована с иными законодательными актами и соглашениями. Так, заключены многосторонние соглашения о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия:

1 на уровне глав правительств государств-участников СНГ:

- «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», протокол изменений к Соглашению;

- «Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты»;

- «Соглашение об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и выдачи специальных разрешений за провоз нормативных документов, эталонов, средств измерений и стандартных образцов, провозимых с целью поверки и метрологической аттестации»;

- «Соглашение о порядке разработки и соблюдения согласованных норм и требований по охране труда к взаимопоставляемой продукции»;

- «Концепция по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма в государствах-участниках Содружества Независимых Государств»;

- «Соглашение по техническим барьерам в зоне свободной торговли».

2 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (MГC):

- «Соглашение о принципах проведения и взаимном признании работ по сертификации»;

- «Соглашение о взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения ТНПА, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений»;

- «Соглашение о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов»;

- «Соглашение о сотрудничестве по созданию и использованию данных о физических константах и свойствах веществ и материалов»;

- «Соглашение о применении единого знака доступа продукции на рынок государств-участников СНГ»;

- «Положение о едином знаке доступа продукции на рынок государств-участников СНГ»;

- «Соглашение о взаимном признании сертификатов компетентности персонала в области оценки соответствия»;

- «Соглашение о взаимном признании результатов работ по аккредитации в области оценки соответствия»;

- «Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний».

Кроме того, выделяют двусторонние соглашения:

1 на межправительственном уровне:

- с Правительством Азербайджанской Республики;

- с Правительством Республики Армения;

- с Правительством Республики Молдова;

- с Правительством Республики Таджикистан;

- с Правительством Республика Узбекистан;

- с Правительством Украины,;

- с Правительством Литовской Республики;

- с Правительством Китайской Народной Республики.

2 с национальными организациями по стандартизации, метрологии и оценке соответствия следующих стран:

- Республика Казахстан;

- Кыргызская Республика;

- Республика Молдова;

- Российская Федерация;

- Украина;

- Латвийская Республика;

- Республика Польша;

- Сербия и Черногория:

- Словацкая Республика;

- Чешская Республика;

- Аргентинская Республика;

- Республика Куба;

- Исламская Республика Иран;

- Сирия.

Переход на систему технического нормирования и стандартизации согласно программе первоочередных мер рассчитан на 7 лет. В этот период обязательные требования, содержащиеся в государственных стандартах, будут поэтапно включаться в новые разрабатываемые документы - технические регламенты как основной вид технических нормативных правовых актов.

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

- защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды:

- повышения качества и конкурентоспособности продукции (услуг):

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- устранения технических барьеров в торговле;

- единства измерений;

- национальной безопасности республики;

- рационального использования ресурсов.

Среди основных задач по техническому нормированию и стандартизации следует выделить:

- установление оптимальных (в том числе обязательных) требований к качеству и номенклатуре продукции (услуг) в интересах потребителя и государства;

- развитие унификации продукции;

- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, безопасность населения и т.д.).

Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах:

- обязательность применения технических регламентов;

- доступность технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения, опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;

- приоритетное использование международных и межгосударственных стандартов;

- использование современных достижений науки и техники;

- обеспечение права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;

- добровольное применение государственных стандартов.

Частными принципами, на которые опирается техническое нормирование и стандартизация являются:

- системность - рассматривает стандарт или иной технический нормативный правовой акт как элемент системы и способствует созданию систем выше обозначенных актов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации и технического нормирования;

- комплексность - обеспечивается разработкой и реализацией комплексно-целевых программ;

- планомерность - заключается в планировании работ по стандартизации на основе годовых, пятилетних и перспективных планов:

- директивность или обязательность - определяется нормативно-правовой основой технических нормативных правовых актов:

- оптимальность - заключается в оптимизации требований, изложенных в технических нормативных правовых актах;

- динамизм - выражается в непрерывном и периодическом обновлении и пересмотре технических нормативных правовых актов;

- вариантность - определяет создание рационального многообразия технических нормативных актов на стандартизируемый объект;

- повторяемость - определяет круг объектов, обладающих некоторой общностью свойств или повторением, на которые целесообразно разрабатывать технические нормативные правовые акты.

Объектами технического нормирования и стандартизации являются продукция, услуги, процессы, работы, информация (условные обозначения, термины, определения, единицы физических величин, пиктограммы и пр.).

Субъектами технического нормирования и стандартизации на современном этапе развития являются:

1. Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов - Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь и других государственных органов в соответствии с законодательством;

2. юридические и физические лица, включая иностранные;

3. иные субъекты гражданских правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации, включая иностранные.

Основой стандартизации является совокупность методов, необходимых для установления оптимального решения повторяющихся задач и регламентирования его в качестве норм и правил.

Метод стандартизации — это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

Методы стандартизации подразделяют на следующие группы и виды:

- методы упорядочения объектов стандартизации - систематизация, селекция, симплификация, типизации и оптимизации;

- математические методы - система предпочтительных чисел и параметрическая стандартизация;

- унификация;

- агрегатирование;

- комплексная, опережающая и ступенчатая стандартизация.

Упорядочение объектов стандартизации — комплексный универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано, прежде всего, с сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов. Он включает в себя такие отдельные методы, как систематизация, селекция, симплификация, типизация и оптимизация.

Систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по систематизации продукции может служить государственный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который систематизирует всю товарную продукцию (прежде всего по отраслевой принадлежности) в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции.

Селекция объектов стандартизации — деятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

Симплификация — деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им предшествуют классификация и ранжирование объектов и специальный анализ перспективности и сопоставления объектов с будущими потребностями.

Типизация объектов стандартизации — деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов — конструкций, технологических правил, форм документации. В отличие от селекции, отобранные конкретные объекты подвергают каким-либо техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности.

Так, в начале 60-х гг. в эксплуатации находилось (включая ранее снятые с производства) более 100 конструктивных разновидностей телевизоров. Была поставлена задача — устранить неоправданное многообразие схем. Для этого всю совокупность конструкций подвергли систематизации, в результате которой были выделены исходя из размера экрана по диагонали три варианта — схемы телевизоров с экраном 35, 47 и 59 см. В каждом варианте были отобраны наиболее удачные схемы, которые затем усовершенствованы с целью повышения безотказности и ремонтопригодности. В результате созданы типовые (унифицированные) конструкции - УНТ-35. УНТ-47. УНТ-59.

Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также значений всех других показателей качества и экономичности.

В отличие от работ по селекции и симплификации, базирующихся на несложных методах оценки и обосновании принимаемых решений, оптимизацию объектов стандартизации осуществляют путем применения специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию.

Математические методы представлены параметрической стандартизацией и системой предпочтительных чисел.

Для уяснения сущности метода параметрической стандартизации рассмотрим подробнее понятие параметра. Параметр продукции - это количественная характеристика ее свойств. Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования. Например:

- размерные параметры (размер одежды и обуви, вместимость посуды);

- весовые параметры (масса отдельных видов спортинвентаря);

- параметры, характеризующие производительность машин и приборов (производительность вентиляторов и полотеров, скорость движения транспортных средств);

- энергетические параметры (мощность двигателя и пр.).

Продукция определенного назначения, принципа действия и конструкции, т.е. продукция определенного ТНПА, характеризуется рядом параметров. Набор установленных значений параметров называется параметрическим рядом. Разновидностью параметрического ряда является размерный ряд. Например, для тканей размерный ряд состоит из отдельных значений ширины тканей, для посуды — отдельных значений вместимости. Каждый размер изделия (или материала) одного ТНПА называется типоразмером. Например, сейчас установлено 105 типоразмеров мужской одежды и 120 типоразмеров женской одежды.

Процесс стандартизации параметрических рядов - параметрическая стандартизация — заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Решается эта задача с помощью такого математического метода как система предпочтительных чисел.

Параметрические ряды машин, приборов, тары рекомендуется строить согласно системе предпочтительных чисел — набору последовательных чисел, изменяющихся в геометрической прогрессии. Смысл этой системы заключается в выборе лишь тех значений параметров, которые подчиняются строго определенной математической закономерности, а не любых значений, принимаемых в результате расчетов или в порядке управленческого решения.

Основным стандартом в этой области является ГОСТ 8032 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел», который предусматривает четыре основных ряда предпочтительных чисел. На базе этого межгосударственного стандарта утвержден другой межгосударственный стандарт ГОСТ 6636 «Нормальные линейные размеры», устанавливающий ряды чисел для выбора линейных размеров.

При выборе того или иного ряда учитывают интересы не только потребителей продукции, но и изготовителей. Частота параметрического ряда должна быть оптимальной: слишком «густой» ряд позволяет максимально удовлетворить нужды потребителей (предприятий, индивидуальных покупателей), но, с другой стороны, чрезмерно расширяется номенклатура продукции, распыляется ее производство, что приводит к большим производственным затратам.

Применение системы предпочтительных чисел позволяет не только унифицировать параметры продукции определенного ТНПА, но и увязать по параметрам продукцию различных видов — детали, изделия, транспортные средства и технологические. Например, практика стандартизации в машиностроении показала, что параметрические ряды деталей и узлов должны базироваться на параметрических рядах машин и оборудования. При этом целесообразно руководствоваться следующим правилом: ряду параметров машин R5 должен соответствовать ряд размеров деталей R10, ряду параметров машин R10 — ряд размеров деталей R20 и т.д.

Унификация продукции. Деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией продукции. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. Основными направлениями унификации являются:

- разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин, оборудования, приборов, узлов и деталей;

- разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп однородной продукции;

- разработка унифицированных технологических процессов, включая технологические процессы для специализированных производств продукции межотраслевого применения;

- ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов.

Результаты работ по унификации оформляются по-разному: это могут быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандарт типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др.

В зависимости от области проведения унификация изделий может быть межотраслевой (унификация изделий и их элементов одинакового или близкого назначения, изготовляемых двумя или более отраслями промышленности), отраслевой и заводской (унификация изделий, изготовляемых одной отраслью промышленности или одним предприятием).

В зависимости от методических принципов осуществления унификация может быть внутривидовой (семейств однотипных изделий) и межвидовой или межпроектной (узлов, агрегатов, деталей разнотипных изделий).

Степень унификации характеризуется уровнем унификации продукции - насыщенностью продукции унифицированными, в том числе стандартизированными, деталями, узлами и сборочными единицами.

Примером использования унификации в типоразмерном ряду изделий может быть ГОСТ 26678 на параметрический ряд холодильников. В установленном стандартном параметрическом ряду находятся 17 моделей холодильников и три модели морозильников. Коэффициент применяемости ряда составляет 85%. В ГОСТе указываются перечень составных частей, подлежащих унификации в пределах параметрического ряда (допустим, холодильные агрегаты двухкамерных холодильников с объемом камеры 270 и 300 см3 и объемом низкотемпературного отделения 80 см3), и перечень составных частей, подлежащих унификации в пределах одного типоразмера (например, холодильный агрегат по присоединительным размерам, конденсатор).

Агрегатирование - это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной" взаимозаменяемости. Например, применение в мебельном производстве щитов 15 размеров и стандартных ящиков трех размеров позволяет получить при различной комбинации этих элементов 52 вида мебели.

Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении, радиоэлектронике. Развитие машиностроения характеризуется усложнением и частой сменяемостью конструкции машин. Для проектирования и изготовления большого количества разнообразных машин потребовалось в первую очередь расчленить конструкцию машины на независимые сборочные единицы (агрегаты) так, чтобы каждая из них выполняла в машине определенную функцию. Это позволило специализировать изготовление агрегатов как самостоятельных изделий, работу которых можно проверить независимо от всей машины.

Расчленение изделий на конструктивно закопченные агрегаты явилось первой предпосылкой развития метода агрегатирования. В дальнейшем анализ конструкций машин показал, что многие агрегаты, узлы и детали, различные по устройству, выполняют в разнообразных машинах одинаковые функции.

В настоящее время на повестке дня переход к производству техники на базе крупных агрегатов — модулей. Модульный принцип широко распространен в радиоэлектронике и приборостроении; это основной метод создания гибких производственных систем и робототехнических комплексов.

Комплексная, опережающая, ступенчатая стандартизация. При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения проблемы. Применительно к продукции — это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеств) готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации).

Так, при осуществлении программы комплексной стандартизации трансформаторов потребовалось помимо разработки нового ГОСТа на трансформаторы пересмотреть и создать 36 других взаимосвязанных стандартов, в частности стандарты на изделия и материалы, применяемые при изготовлении трансформаторов: электротехническую тонколистовую сталь и методы ее испытаний; электроизоляционный картон и методы определения его прочности и электроизоляционных свойств; кабельную бумагу; фарфоровые изоляторы, изоляционные материалы (текстолит, стеклотекстолит).

Для обеспечения точной геометрии листов стали были разработаны и уточнены стандарты на нормы точности прокатных станов. Для обеспечения необходимого качества электроизоляционного картона потребовалась разработка стандарта на сульфатную облагороженную целлюлозу.

Таким образом, для разработки и реализации программы комплексной стандартизации трансформаторов потребовалось участие многих отраслей промышленности.

В связи с резким сокращением финансирования работ по стандартизации в последнее десятилетие работы по комплексной стандартизации выполняются в очень ограниченном объеме, в основном в рамках целевых программ, которые содержат раздел по нормативному обеспечению качества и безопасности работ и услуг.

Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того, чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством.

Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии. В 70—80-х гг. опережающие стандарты выполнялись в виде так называемых ступенчатых стандартов. В этих стандартах было несколько ступеней, содержащих возрастающие требования к показателям качества, а также сроки их ввода в действие. Так, в стандарте на средства для письма были установлены две ступени:

Таблица 1.1 - Требования к показателям качества принадлежностей для письма

Наименование показателя 1-я ступень 2-я ступень
Длина линии письма, м    
Установленный ресурс наборного узла, циклов- 300-1600 350-1700
Усилие, необходимое для письма, Н 0,851013 0,75 ± 1700

В ступенчатых стандартах возможны пять и более ступеней. Примером «многоступенчатых» стандартов могут служить разработанные в США в конце 60-х гг. стандарты на предельно допустимое содержание основных токсичных компонентов отработанных газов, обязательное для вновь выпускаемых легковых автомобилей. Эти стандарты предусматривали обязательное ежегодное (начиная с 1970 г.) снижение содержания в продуктах сгорания токсичных компонентов, в результате к 1975 г. они были сведены к реально достижимому минимуму.

Большим достижением международной стандартизации в конце 80-х гг. было утверждение международного стандарта на аудио - компактный диск до начала производства самого изделия. Это позволило обеспечить полную совместимость компакт-диска с другими техническими средствами и тем самым избежать непроизводительных затрат.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково современное определение стандартизации?

2. В чем отличие стандартизации и технического нормирования?

3. Каковы основные этапы развития стандартизации?

4. В чем сущность гармонизации в области стандартизации?

5. Что является правовой основой стандартизации и технического нормирования?

6. Каковы основные цели стандартизации и технического нормирования? Задачи? Принципы?

7. Что составляет методическую основу стандартизации?

8. Что является объектом стандартизации и технического нормирования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: