Технические условия: сущность, требования, порядок разработки, применение
Технические кодексы устоявшейся практики: сущность, требования, порядок разработки, применение
Виды технических нормативных правовых актов
Планирование, государственный надзор и финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации
Государственное регулирование и управление в области технического нормировании и стандартизации
Органы и службы в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь
Система технического нормирования и стандартизации
Система технического нормирования и стандартизации - совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.
Органы и службы в области технического нормирования и стандартизации в настоящее время объединяют в себя органы государственной власти и различные самостоятельные структурные подразделения, занимающиеся непосредственно техническим нормированием, стандартизацией, сертификацией и метрологической деятельностью, образуя единую национальную систему государственного регулирования и управления в обозначенной области. В обобщенном виде она наглядно отражена на рисунке 1.2.
Функции системы государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации:
- государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации;
- планирование и финансирование работ в области технического нормирования и стандартизации;
- государственный надзор в области технического нормирования и стандартизации;
- создание системы технического нормирования и стандартизации.
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ | ||||
СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ | ||||
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь | Министерство архитектуры и строительства Республика Беларусь | |||
Прочие структуры в соответствии с законодательством (например, МЧС и пр.) |
Рисунок 1.2 - Система государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь
Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации предусматривает:
- определение и реализация государственной политики;
- формирование и реализация программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;
- установление единого подхода разработки, утверждения, регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, уведомления об этом, применения, опубликования технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;
- координация разработки технических регламентов, государственных стандартов;
- установление единого порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.
Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь. Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и другими государственными органами в соответствии с законодательством РБ.
Президент Республики Беларусь осуществляет общее государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации в рамках Конституции и законодательно - регламентирующей базы; принимает решение о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления о разработке и публичного обсуждения в исключительных случаях, если установлена угроза жизни, здоровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде.
Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики, создание и функционирование системы технического нормирования и стандартизации, утверждает программы разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов, устанавливает единый порядок разработки и опубликования технических регламентов, устанавливает порядок государственного надзора за соблюдением их требований, дает официальное толкование по вопросам применения технических регламентов, устанавливает порядок создания и ведения Национального фонда технических нормативных правовых актов, а также правил пользования этим фондом и пр.
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт) является республиканским органом государственного управления по вопросам технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия и осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации, составляющие единую систему технического нормирования и стандартизации.
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь возглавляет Председатель, назначаемый Президентом Республики Беларусь.
Организационное построение данного комитета в республике представлено следующими структурными подразделениями:
1. Центральный аппарат, в состав которого входят:
- отдел стандартизации с подведомственными техническими комитетами, подкомитетами, рабочими группами;
- отдел сертификации с подведомственными структурами;
- отдел метрологии и радиометрического контроля:
- отдел государственного надзора за соблюдением требований ТНПА;
- отдел экономики, финансов и бухгалтерского учета;
- отдел организационно-правовой работы и кадров;
- канцелярия.
2. Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС);
3. Белорусский государственный институт метрологии (БелГИМ);
4. Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством (БГИПК);
5. Территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации в каждой области с аккредитованными испытательными лабораториями;
6. Испытательный центр продукции лёгкой промышленности;
7. Национальный информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам (НИЦ по ТБТ и СФС).
Коллегиальными органами Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь являются:
- Коллегия;
- Научно-техническая комиссия по стандартизации и сертификации;
- Научно-техническая комиссия по метрологии.
Основные задачи Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь можно сгруппировать следующим образом:
- реализация в Республике Беларусь единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации (за исключением стандартизации в области строительства), метрологии и оценки соответствия, осуществление регулирования и управления в этой сфере;
- обеспечение защиты интересов государства и потребителей в вопросах установления и соблюдения обязательных требований в области технического нормирования, стандартизации, метрологии и оценки соответствия;
- обеспечение функционирования и развития системы технического нормирования и стандартизации, в том числе в оборонном комплексе, ее гармонизация с международными системами, включение в проекты ТНПА требований, гарантирующих безопасность их для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества, совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды;
- обеспечение функционирования и развития государственной системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь:
- организация и обеспечение функционирования системы единства измерений в республике, совершенствование и развитие государственной метрологической службы;
- обеспечение функционирования и совершенствование Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, организация и проведение работ в данной области для производимой в республике и импортируемой продукции, работ, услуг, персонала, систем управления качеством;
- обеспечение функционирования и совершенствование Системы аккредитации Республики Беларусь;
- организация и координация работ по международному сотрудничеству Республики Беларусь в области стандартизации, метрологии, оценки соответствия.
В рамках определенных полномочий Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь:
- осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов (кроме объектов строительства);
- принимает меры воздействия к юридическим и физическим лицам, нарушившим требования технических регламентов;
- участвует в международной и региональной стандартизации;
- дает официальное толкование по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных;
- утверждает состав технических комитетов но стандартизации, перечень закрепленных за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических комитетах;
- предоставляет субъектам технического нормирования и стандартизации право на использование знака (знаков) соответствия государственным стандартам;
- создаст и ведет национальный фонд технических нормативных правовых актов.
Важнейшим организационным звеном и рабочим органом в создаваемой системе технического нормирования и стандартизации являются технические комитеты (ТК), работа которых создает условия для участия в данной области деятельности всех заинтересованных сторон (государства, производителей, потребителей). Состав технических комитетов формируется на принципах представительства и добровольности участия заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.
Национальный технический комитет включает в состав следующие организационные структурные единицы (таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Структура технического комитета
Номер технического комитета | Область деятельности технического комитета | Организация, занимающаяся разработкой |
ТК 1 | Ценные бумаги | БелГИСС |
ТК 2 | Стандартизация вооружения, военной и специальной техники | БелГИСС |
ТК 3 | Информационно-документные коммуникации | Белорусская библиотечная ассоциация |
ТК 4 | Управление качеством | Бел ГИСС |
ТК 5 | Сварка и родственные процессы | НИКТИ СП с ОП |
ТК 6 | Стандартизация в области метрологии | БелГИМ |
ИК 7 | Колесные транспортные средства | БелГИСС |
ТК 8 | Порошковые и композиционные изделия | Государственное научное учреждение «Институт порошковой металлургии» |
ТК 9 | Оценка стоимости | ОО «Белорусское общество оценщиков» |
ТК 10 | Техническая диагностика и неразрушающий контроль | Институт прикладной физики НАН Беларуси |
ТК 11 | Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства | БелГИСС |
ТК 12 | Легкая промышленность | РУП «ЦНИЛегпром» |
ТК 13 | Пищевая продукция | РУП «БелНИИ пищевых продуктов» |
Дополнительно имеется 12 технических комитетов по техническому нормированию и стандартизации в области архитектуры и строительства
В перспективе технические комитеты должны охватить все необходимые для республики аспекты деятельности в области технического нормирования и стандартизации по приоритетным для экономики республики направлениям.
Работы по техническому нормированию и стандартизации в области архитектуры и строительства осуществляет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Его организационная структура и функциональные обязанности аналогичны Госстандарту. Однако в связи со спецификой рассматриваемых вопросов распространяются только на архитектуру и строительство с соподчинением по всем вопросам Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации.
Если объект стандартизации и технического нормирования имеет какие-либо особенности, то вопросами в данной области занимаются соответствующие министерства и ведомства согласно отраслевой принадлежности с выполнением тех же функций, что и выше охарактеризованные организации.
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом государственных приоритетов, предложений заинтересованных субъектов ежегодно формирует проект программы разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов и представляет его на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь в установленные им сроки.
Программа публикуется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Государственный надзор за соблюдением технических регламентов и иных ТНПА осуществляет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления, уполномоченные на проведение государственного надзора в республике.
Государственный надзор за соблюдением технических регламентов непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного управления - государственные инспекторы. Председатель Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации является по должности одновременно главным государственным инспектором Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов.
Государственные инспекторы обладают следующими правами:
- свободного доступа во все служебные и производственные помещения, подлежащие проверке;
- возможность получать все документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;
- возможностью дополнительно привлекать для выполнения требуемых заданий технические средства и специалистов;
- возможностью отбирать образцы для испытаний с отнесением расходов за счет проверяемого субъекта хозяйственных правоотношений;
- возможностью выдавать предписания об устранении нарушений;
- возможностью выдавать предписания о запрете данной продукции к дальнейшему производству или реализации и пр.
Государственные инспекторы находятся под защитой государства и несут ответственность, установленную законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязательств.
Источниками финансирования работ по техническому нормированию и стандартизации являются средства республиканских и местных бюджетов, заинтересованных юридических и физических лиц, а также иные не запрещенные законодательством источники.
За счет средств республиканского бюджета финансируются расходы на разработку технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов, подготовку и опубликование их, уплату взносов в международные и региональные организации, создание и ведение Национального фонда ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, осуществление государственного надзора, планирование работ в данной области и прочее.
Вопросы для самоконтроля
1. Что включает в себя система технического нормирования?
2. Каковы функции Совета Министров в области технического нормирования и стандартизации?
3. Какова структура Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации в обозначенной области деятельности?
4. С какой целью привлечено в область технического нормирования и стандартизации Министерство архитектуры и строительства?
5. Кто осуществляет планирование работ в области технического нормирования и стандартизации?
6. Кто осуществляет функции контроля в обозначенной области?
7. За счет каких источников финансируются работы по стандартизации?
8. Каковы функции технического комитета?
1.3 Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (THПA)
В Законе РБ "О техническом нормировании и стандартизации" установлены и определены виды технических нормативных правовых актов. К техническим нормативным правовым актам (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации относятся: технические регламенты; технические кодексы; стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций: технические условия (см. рисунок 1.3).
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ (Разрабатывает технический комитет или уполномоченный республиканский орган государственного управления. Утверждает Совет министров) |
ТЕХНИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ (Разрабатывает технический комитет или уполномоченный республиканский орган государственного управления, он же и утверждает) |
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ (разрабатывает технический комитет, утверждает Госстандарт или Минстройархитектуры) |
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ и СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели) |
Рисунок 1.3 - Технические нормативные правовые акты, принятые в Республике Беларусь
Дополнительно включают: Государственные Программы в области технического нормирования и стандартизации, Законы Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусь, Постановления Госстандарта и прочие законодательно - регламентирующие акты.
Следует отметить, что ранее предложенной классификации ТНПА на категории уже не существует, принято в настоящее время выделять их уровни и виды.
Технический регламент - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализация и утилизации или оказания услуг.
Технический кодекс установившейся практики (далее - технический кодекс) - технический нормативный акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.
Стандарт - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.
Стандарты, в свою очередь, в зависимости от уровня стандартизации подразделяются на:
- международные (МС ИСО, МС МЭК);
- межгосударственные или региональные:
- EN - евронормы или гармонизированный европейский стандарт;
- BS EN - национальный стандарт государств-членов ЕС, разработанный на объекты, подведомственные СЕН;
- DIN EN - национальный стандарт государств-членов ЕС, разработанный на объекты, подведомственные СЕНЭЛЕК;
- NF EN - национальный стандарт государств-членов ЕС, разработанный на объекты компетенции ЕТСИ;
- ГОСТ - межгосударственный стандарт, действующий на территории стран СНГ.
- Государственные стандарты (СТБ):
- СТБ П — предварительные государственные стандарты, утвержденные на ограниченный срок.
- взаимосвязанные с техническими регламентами - реализующие требования ТР.
- Стандарты организаций (СТП).
Международный стандарт - стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации.
Межгосударственный (региональный) стандарт - стандарт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации.
Государственный стандарт Республики Беларусь (далее - государственный стандарт) - стандарт, утвержденный Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства - Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Стандарт организации - стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Технические условия - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий конкретные требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.
1.3.2 Технические регламенты: сущность, классификация, характеристика, требования, правила разработки, обозначение, применение
Технические регламенты носят директивный характер и являются обязательными для исполнения, поскольку связаны с безопасностью объектов технического нормирования и стандартизации на всем этапе их жизненного цикла.
Объекты технического нормирования с позиции безопасности и учета риска причинения вреда от их применения делят на три категории:
1 категория содержит объекты технического нормирования, для которых можно идентифицировать риски и снизить их до приемлемого уровня на этапе разработки. При этом на этапе производства могут усилиться уровни выявленных рисков, однако новые источники опасности возникнуть не могут. К этой категории относятся: машиностроительная и электротехническая продукция, сосуды и оборудование, работающие под давлением, газоиспользующее оборудование, медицинская техника, игрушки, средства индивидуальной защиты.
2 категория включает объекты технического нормирования, если источники опасности могут возникнуть как на стадии проектирования и разработки, так и стадии производства. При этом могут возникать новые риски, которые зависят от условий производства продукции. Эта категория содержит: перерабатываемое сырье, материалы, готовую продукцию пищевой и сельскохозяйственной, парфюмерно-косметической, химической, фармацевтической промышленности.
К 3 категории относятся услуги, для которых необходимо нормировать требования безопасности. Это: услуги, оказываемые в процессе перевозки опасных грузов железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным транспортом и пр.
Классификация и характеристика технических регламентов.
Классификацию технических регламентов наглядно отражает рисунок 1.4.
Рисунок 1.4 - Классификация технических регламентов
Как следует из представленной схемы, в зависимости от способа изложения требований технические регламенты подразделяют на следующие виды:
- технические регламенты, содержащие конкретные технические требования (Р1);
- технические регламенты, содержащие общие технические требования (Р2);
- технические регламенты, содержащие технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты и (или) технические кодексы установившейся практики (Р3).
Технические регламенты вида Р1, содержащие конкретные технические требования, подразделяются на предписывающие технические регламенты (Р 1.1) и технические регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности (P 1.2).
Предписывающие технические регламенты (Р1.1), как правило, разрабатываются для объектов технического нормирования, относящихся ко второй категории, у которых новые риски появляются на последующих стадиях жизненного цикла продукции. В данных технических регламентах излагаются:
- конкретные требования к составу продукции (тип, вид сырья, материалов, разрешенных (запрещенных) к применению при производстве продукции);
- правила производства продукции, в том числе единственно допустимые средства достижения цели (например, GMP - установившаяся производственная практика, GHP - установившаяся практика по пищевой гигиене, НАССР - анализ рисков и контроль критических точек и др.);
- правила обеспечения единства измерений.
Аналогом данных технических регламентов являются Директивы ЕС Старого подхода. Соответствие техническому регламенту обеспечивается непосредственным выполнением его требований.
Технические регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности (Р1.2), разрабатываются для объектов технического нормирования, относящихся к первой категории, у которых риски снижаются (устраняются) на этапе разработки и новые не появляются на последующих стадиях. В данных технических регламентах устанавливаются требования безопасности в виде эксплуатационных (потребительских) свойств продукции. При этом способы и методы достижения результатов, например, требования к конструкции не нормируются.
Аналогом данных технических регламентов являются Директивы ЕС Старого подхода и Правила ЕЭКООН. Соответствие данному техническому регламенту также обеспечивается непосредственным выполнением его требований.
Технические регламенты вида Р2, содержат общие (основополагающие, существенные, базовые) технические требования. В них приводятся опасные факторы, характерные для объекта технического нормирования, и отсутствуют требования, выраженные количественно. Они применяются только совместно с взаимосвязанными с ними государственными стандартами, что обеспечивает соответствие общим техническим требованиям технического регламента, т.е. презумпцию соответствия. Соответствие техническому регламенту обеспечивается выполнением общих технических требованиям технического регламента или взаимосвязанных государственных стандартов.
Технические регламенты вида Р3 содержат технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты и (или) технические кодексы установившейся практики. Соответствие техническому регламенту обеспечивается путем выполнения требований государственных стандартов и (или) технических кодексов установившейся практики, на которые даны ссылки. В таком случае выполнение требований государственных стандартов и (или) технических кодексов установившейся практики становится обязательным.
Требования технических регламентов. Требования, содержащиеся в технических регламентах, должны формироваться исходя из научных данных или технически обоснованных критериев на базе устоявшейся практики. Утверждается такой документ правительством, что придает ему соответствующий статус. При этом государство берет на себя ответственность за установление приемлемых для общества требований безопасности и правил подтверждения соответствия продукции (услуг) этим требованиям, определяемых на основе учета риска причинения вреда от применения. Технический регламент содержит следующие обязательные для соблюдения технические требования:
- общие требования безопасности, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента,
- правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методы контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;
- правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту;
- требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.
Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.
Взаимосвязь между видами технических регламентов и категориями объектов технического нормирования представлена таблицей 1.3.
Таблица 1.3 - Взаимосвязь между видами технических регламентов и категориями объектов технического нормирования
Категории объектов технического нормирования | Вид технического регламента (P) | |||
Р1 | Р2 | Р3 | ||
Р1.1 | Р1.2 | |||
+ | + | + | ||
+ | + | + | ||
+ | + | + |
Порядок разработки технических регламентов. Технические регламенты разрабатываются и вводятся в действие в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается.
Введение технических регламентов преследует еще одну цель - концентрацию в одном документе всех требований, касающихся безопасности продукции и услуг, которые сегодня содержатся в различных документах, в том числе и принятых разными органами государственного управления.
Разработка технических регламентов базируется на международных требованиях (директивы ЕС, международные стандарты, межгосударственные соглашения), региональных (унификация с техническими регламентами стран СНГ). В качестве основы могут использоваться также соответствующие нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:
- национальной безопасности;
- защиты жизни, здоровья и наследственности человека;
- охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.
Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий - Советом Министров Республики Беларусь в рамках соответствующей Программы и включает 5 стадий с определенным комплексом работ и мероприятий (рисунок 1.4).
Подготовка к разработке. Работы, выполняемые на данной стадии должны включать: анализ требований нормативной документации всех уровней по отношению к объекту технического нормирования, проведение научно-исследовательской работы и обоснование выбора варианта разработки технического регламента.
После чего заключается договор на разработку технического регламента (кроме инициативной разработки), где з аказчиком выступает Госстандарт (Министерство архитектуры и строительства соответственно) и другие органы государственного управления, разработчикам - соответствующий республиканский орган государственного управления (ОГУ) - технический комитет. Следующий шаг предусматривает разработку проекта технического задания на разработку технического регламента, который представляется в Госстандарт или Минстройархитектуры по подведомственности на утверждение.
В течение 15 календарных дней со дня утверждения технического задания разработчик представляет в Госстандарт или Минстройархитектуры по подведомственности уведомление о начале разработки проекта технического задания.
РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА (ТР) |
1. Подготовка к разработке: заключение договора на разработку ТР: приказ о разработке ТР; разработка технического задания на разработку ТР и его утверждение; уведомление о начале разработки ТР; опубликование уведомления о начале разработки ТР |
2. Разработка рабочего проекта: разработка варианта проекта ТР, составление пояснительной записки; уведомление о проекте ТР; опубликование уведомления; создание рабочей группы для рассмотрения проекта; рассмотрение проекта ТР с заинтересованными субъектами; уведомление о публикации проекта ТР; опубликование: публикация проекта для обсуждения; повторное обсуждение; уведомление о завершении рассмотрения проекта ТР; опубликование уведомления; составление и публикация перечня замечаний (сводки отзывов); доработка и рассмотрение проекта |
3. Разработка окончательной редакции проекта: разработка окончательной редакции проекта ТР; согласование проекта с заинтересованными субъектами; представление проекта, сводки отзывов, комплекта документов в Госстандарт; подготовка заключения по разногласиям (при наличии); принятие окончательного решения; доработка (по необходимости); публикация окончательной редакции; проведение технического контроля ТР |
4. Утверждение: технический контроль комплекта документов; формирование дела ТР и представление в Госстандарт или Минстройархитектурры; подготовка проекта постановления СМ РБ об утверждении ТР; представление проекта на утверждение; утверждение; уведомление об утверждении; опубликование уведомления об утверждении ТР |
5. Государственная регистрация, опубликование и издание: государственная регистрация; присвоение обозначения; подготовка к официальному опубликованию; официальное опубликование, подготовка к изданию; официальное издание ТР |
Рисунок 1.4 - Механизм разработки технических регламентов
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации публикует уведомление о разработке проекта технического регламента в официальном периодическом печатном издании и размещают на официальном сайте сети Интернет.
Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.
Разработка рабочего проекта технического регламента. Разработчик разрабатывает рабочий проект в соответствии с техническим заданием. Одновременно с этим составляется пояснительная записка и уведомление о разработке рабочего проекта.
Ввиду сложности объекта технического нормирования может создаваться по необходимости рабочая группа для рассмотрения проекта задания, которая вместе с разработчиком дорабатывает рабочий проект технического регламента.
После чего рабочий проект технического регламента вместе с пояснительной запиской направляет на отзыв в Госстандарт (Министерство архитектуры и строительства), а также субъектам технического нормирования и стандартизации, установленным в техническом задании.
В Госстандарт (Министерство архитектуры и строительства соответственно) направляется также уведомление о разработке рабочего проекта. Они публикуют поступившие документы в официальном периодическом печатном издании и размещают на официальном сайте сети Интернет, за исключением рабочих проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам.
Сроки рассмотрения рабочего проекта, устанавливаемые разработчиком в уведомлении, должны быть не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня отправления их на отзыв. Отзывы, поступившие после установленной даты в уведомлении, к рассмотрению могут не приниматься.
Разработка окончательной редакции проекта технического регламента. Разработчик в течение 15 календарных дней с даты завершения рассмотрения, указанного в уведомлении о разработке рабочего проекта, направляет в Госстандарт (Министерство архитектуры и строительства соответственно) уведомление о завершении рассмотрения рабочего проекта технического регламента.
Госстандарт (Министерство архитектуры и строительства соответственно) публикуют уведомление о завершении рассмотрения рабочего проекта технического регламента в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации и размещают на официальном сайте сети Интернет.
Далее разработчик составляет перечень полученных в письменной форме замечаний (сводку отзывов), дорабатывает рабочий проект (окончательная редакция) и уточняет пояснительную записку к нему.
Окончательная редакция проекта технического регламента согласуется с республиканским органом государственного управления в соответствии с техническим заданием. При наличии разногласий со стороны республиканского органа государственного управления по окончательной редакции разработчик организует и проводит согласительное совещание.
Проект технического регламента не может быть представлен на утверждение при наличии неснятых замечаний и разногласий.
Разработчик готовит комплект документов для утверждения. Это:
- представление разработчика на утверждение проекта технического регламента;
- согласованная окончательная редакция проекта технического регламента - 2 экземпляра;
- документы, подтверждающие согласования всех вопросов по проекту (при наличии) и окончательную редакцию технического регламента;
- сводка отзывов - 2 экземпляра;
- протокол согласительного совещания (при наличии).
Со дня опубликования уведомления окончательная редакция проекта технического регламента и перечень полученных в письменной форме документов и замечаний заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации должны быть доступны для ознакомления, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам.
Утверждение технического регламента. Госстандарт (Министерство строительства и архитектуры соответственно) организует технический контроль поступивших документов. По необходимости документы могут быть доработаны, после чего Госстандарт (Министерство строительства и архитектуры соответственно) готовит проект Перечня взаимосвязанных с техническим регламентом государственных стандартов. После чего Госстандарт (Минстройархитектуры соответственно) представляет проект технического регламента в Совет Министров для утверждения.
Технический регламент утверждают и вводят в действие Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, где устанавливают дату введения в действие, республиканский орган государственного управления, отвечающий за актуализацию технического регламента, утверждают Перечень взаимосвязанных с техническим регламентом государственных стандартов и задание (при необходимости) на организацию разработки взаимосвязанных государственных стандартов.
Сроки введения в действие технических регламентов устанавливаются не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования информации об их утверждении, за исключением случаев особых случаев. Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля измерений и испытаний, технических требований, установленных в техническом регламенте.
Государственная регистрация, опубликование и издание технических регламентов. Государственная регистрация технических регламентов осуществляется Госстандартом в течение 15 дней со дня принятия Постановления Совета Министров или с момента поступления в Госстандарт от Минстройархитектуры.
В течение пяти дней информация о утвержденном техническом регламенте должна пройти через официальные издания Госстандарта и доведена до заинтересованных субъектов технического нормирования.
Опубликование и издание технических регламентов осуществляют в виде официальных печатных изданий.
В процессе государственной регистрации техническому регламенту присваивается соответствующее обозначение. Обозначение технического регламента состоит из букв и цифр, например. ТР/2004/001/ВY, где,
- ТР - технический регламент;
- 2004 - год утверждения;
- 001 - порядковый номер, присваиваемый Госстандартом;
- ВY - принадлежность к стране.
Применение технических регламентов. Технический регламент применяется одинаковым образом и к равной мере независимо от страны и (или) мест происхождения продукции.
Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации. При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора определены иные требования, чем те, которые установлены техническими регламентами, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих техническим регламентам в части требований к процессам производства, хранения и перевозки продукции, осуществляемым на территории Республики Беларусь.
Технические регламенты пересматриваются 1 раз в пять лет.
По результатам проверки составляется акт и выносится одно из решений:
- сохранить, оставить без пересмотра и изменений;
- внести изменения и переиздать:
- подлежит пересмотру;
- подлежит отмене.
1.3.3 Государственные стандарты: сущность, классификация, характеристика, требования, порядок разработка, обозначение, применение
Требования, формирующие уровень качества продукции и не указанные в технических регламентах, выделяют в добровольную область, которая может регулироваться государственными стандартами, принимаемыми на основе согласия всех заинтересованных сторон.
Государственные стандарты носят добровольный характер, но выделяют случаи, когда их применение становится обязательным. В частности, если:
- это предусмотрено техническими регламентами и государственные стандарты используются в качестве доказательной базы соблюдения требований технических регламентов. В таком случае в техническом регламенте делается ссылка на государственный стандарт;
- продукция (услуга) сертифицирована на соответствие требованиям государственных стандартов;
- производитель или поставщик применяет государственный стандарт;
- производитель или поставщик заявил любым способом о соответствии его продукции (услуги) государственным стандартам.
Классификация государственных стандартов. Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах, и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств. Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:
- требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;
- требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;
- требования к технической и информационной совместимости;
- правила оформления технической документации;
- общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;
- требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;
- термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.
В связи с эти выделяют следующие виды государственных стандартов:
- основополагающие организационно-методические;
- основополагающие общетехнические;
- основополагающие терминологические стандарты;
- стандарты на технологические процессы и другие виды работ;
- стандарты на услуги;
- стандарты на методы контроля;
- стандарты на совместимость;
- стандарты с открытыми значениями;
- гармонизированные стандарты.
Основополагающие стандарты разрабатываются при необходимости установления общих организационно-технических положений для определенной области деятельности, а также общетехнических требований, норм и правил, обеспечивающих техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники, производства на всем жизненном цикле рассматриваемых объектов (продукции, процессов.
Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают:
- цели, задачи проведения работ;
- классификационные структуры объектов стандартизации;
- основные положения по проведению требуемых работ;
- общий порядок (правила) разработки, принятия (утверждения) документов: конструкторских, технологических, проектных, программных и пр.;
- правила постановки продукции на производство.
Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают:
- научно-технические термины и определения, многократно используемые в науке, технике, технологии и т.п.;
- условные, цифровые, буквенные, буквенно-цифровые, графические и пр. обозначения (знаки, символы, метки и т.д.);
- правила построения, изложения, оформления, обозначения и требования к документации (проектной, конструкторской, нормативной, программной, организационно-распорядительной и т.д.);
- общие требования и нормы, необходимые для технического, технологического, метрологического обеспечения различных производственных процессов;
- общие требования безопасности:
- общие требования в области охраны природы и окружающей среды.
Выделяют частные случаи применения основополагающих общетехнических стандартов, которые устанавливают:
- допуски и посадки;
- требования к шероховатости поверхности;
- классы точности оборудования;
- правила выполнения чертежей и схем;
- требования к различным видам технической совместимости;
- требования технической эстетики и эргономики и т.п.
Основополагающие терминологические стандарты распространяются на термины, к которым, как правило, приводятся определения, а в некоторых случаях примечания, иллюстрации, примеры и т.д.
Стандарты на технологические процессы и другие виды работ устанавливают требования к широко распространенным технологическим процесса, которые используются в различных отраслях промышленности, а также могут применяться в строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и т.п. К таким технологическим процессам относятся: пайка, сварка, клепка металлов, обработка металлов давлением и резанием, сварка полимеров и т.п.
В стандартах на технологические процессы устанавливают:
- общие требования к проведению;
- классификацию;
- последовательность выполнения технологических операций;
- требования к технологическим режимам;
- допуски, припуски;
- требования безопасности и т.п.
В стандартах на процессы могут быть также установлены порядок, методы и нормы выполнения работ в информационных технологиях, методы блочного конструирования, методы автоматизированного проектирования и пр.
Стандарты на продукцию разнообразны, могут содержать исчерпывающие требования к продукции или часть требований, в результате чего подразделяются на следующие группы:
- государственные стандарты общих технических условий, разрабатывают при необходимости установления общих требований на группу однородной продукции на государственном уровне;
- государственные стандарты технических условий разрабатывают при необходимости установления общих требований на конкретную продукцию;
- государственные стандарты общих технических требований, разрабатывают при необходимости установления общих требований для отдельной группы однородной продукции;
- государственные стандарты, устанавливающие следующие виды требований: термины и определения, классификацию (типы, сортамент, марки, виды), общие требования безопасности, методы испытаний, общие правила приемки, маркировки, упаковки, транспортирования, хранения, реализации, утилизации и т.п.. разрабатывают для нескольких групп однородной продукции или для более высоких классификационных группировок.
На услуги разрабатывают следующие виды стандартов:
- основополагающие стандарты на услуги содержат термины, определения, основные положения по стандартизации услуг: банковских, туристических, общепита, рекламных, страховых и пр., классификацию услуг;
- стандарты на номенклатуру показателей качества и безопасности услуг содержат номенклатуру показателей качества и безопасности услуг, основные положения по их выбору;
- стандарты общих требований содержат требования по организации данного вида услуг, безопасности услуг, соответствия услуг функциональному назначению, комплексности услуг, информативности услуг, возможности социологических исследований, комфортность и эстетичность услуг и пр.;
- стандарты общих технических условий разрабатываются на материальные и производственные услуги;
- стандарты, устанавливающие требования к обслуживающему персоналу, содержат требования к квалификации, здоровью, культуре речи, эстетичности внешнего вида, соблюдения личной гигиены, порядка аттестации и т.д.;
- стандарты на методы контроля (оценки) качества и безопасности услуг содержат характеристику методов и методику их применения, таких как органолептический, аналитический, инструментальный, экспертный, социологический.
Стандарты па методы контроля устанавливают методы испытаний и требования к ним.
Стандарты на совместимость устанавливают требования, касающиеся совместимости продукции или систем.
Стандарты с открытыми значениями и характеристиками содержат требования к конкретной продукции, процессу или услуги.
Дополнительно выделяют гармонизованные стандарты, которые по уровням могут быть международными, региональными, гармонизированными на двусторонней основе, многосторонней основе, односторонне согласованные стандарты, идентичные стандарты, модифицированные стандарты, неэквивалентные стандарты, сопоставимые стандарты.
Порядок разработки государственных стандартов. Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии - любыми заинтересованными лицами. Порядок разработки государственных стандартов во многом аналогичен порядку разработки технических регламентов и включает следующие этапы:
- подготовка к разработке государственного стандарта;
- разработка проекта государственного стандарта (первой редакции и окончательной); утверждение государственного стандарта;
- регистрация государственного стандарта.
Подготовка к разработке предусматривает:
- определение объекта технического нормирования и стандартизации:
- определение разработчика и заказчика:
- заключение договора между сторонами правоотношений;
- определение при необходимости соисполнителей для разработки;
- разработку проекта технического задания;
- утверждение проекта технического задания заказчиком в двух экземплярах;
- внесение предложений по обозначению будущего государственного стандарта в виде индекса «С'ГБ» или «СТБ П» (предварительный);
- уведомление в течение 15 календарных дней с даты утверждения технического задания заказчика о начале разработки проекта государственного стандарта;
- публикация Госстандартом (Минстройархитектуры соответственно) уведомления о начале работ над проектом государственного стандарта.
Разработка проекта государственного стандарта включает:
- работу над первой редакцией в соответствии с утвержденным заданием;
- составление пояснительной записки;
- составление уведомления и уведомление Госстандарта (Миистройархитектуры соответственно) о начале работы над проектом государственного стандарта в первой редакции и его опубликование;
- присвоение обозначения «СТБ» через дробь «IIP», дефис номер: 1 (если первая редакция), 2 (если вторая редакция) и через дробь - порядковый номер регистрационного цифрового номера, например СТБ/ПР- 1 / 1346:
- предоставление в Госстандарт (Минстройархитектуры соответственно) проекта государственного стандарта в срок не более 30 календарных дней до рассылки на отзыв;
- размещение данных сведений в официальных изданиях и официальном сайте Госстандарта сети Интернет;
- отправку пояснительной записки и проекта государственного стандарта в первой редакции заинтересованным субъектам технического нормирования и стандартизации, указанным в техническом задании, дополнительно - в головную и базовую организации по стандартизации, членам технического комитета (если в этом есть необходимость);
- рассмотрение проекта государственного стандарта в течение не менее 60 дней и не более 90 календарных дней с даты направления проекта на рассмотрение (отзыв);
- рассмотрение замечаний по проекту;
- уведомление о завершение рассмотрении проекта первой редакции в течение 15 дней;
- работа над окончательной редакцией предусматривает составление сводки отзывов, уточнение пояснительной записки, введение нового обозначения с указанием окончательной редакции аббревиатуры государственного стандарта, аббревиатуры окончательной редакции и порядкового регистрационного номера СТБ/ОР/1346. проведение согласительного совещания с оформлением протокола, формирует комплект документов для утверждения (см. технический регламент).
Утверждение государственного стандарта проводится в следующей последовательности:
- рассмотрение проекта;
- экспертиза научно-технической комиссией по стандартизации при Госстандарте;
- утверждение при полном согласии заинтересованных сторон;
Государственный стандарт утверждают и вводят в действие организационно-распорядительным документом Госстандарта или Минстройархитектуры соответственно.
Государственный стандарт утверждают без ограничения срока действия. При утверждении его обязательно устанавливают дату введения в действие.
Для государственной регистрации необходимо иметь пакет документов: утвержденный стандарт в двух экземплярах, пояснительную записку, копию организационно - распорядительного документа. Государственную регистрацию проводят в течение 15 дней с присвоением индекса - СТБ; цифр с точкой, определяющих группу государственных стандартов; цифр после точки, указывающих номер стандарта; через тире год утверждения стандарта - четыре цифры.
Правила ЕЭК ООН, введенные в Республике Беларусь в качестве государственных стандартов, имеют обозначение: индекс - Правила ЕЭК ООН, символа № и их порядкового номера. Если имеются поправки, они указываются в скобках. Могут добавляться слова, например. Правила ЕЭК ООН № 28 (01) / пересмотр 2.
Право официального издания государственных стандартов принадлежит Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации, а в области архитектуры и строительства - Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Они фиксируют результаты работы, проводимые на уровне субъектов хозяйствования и юридических лиц. Область распространения стандарта организации распространяется только на одну организацию.
Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций, а также опубликования информации о них устанавливается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, их утвердившими.
Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших.
Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые им услуги.
Знаки соответствия государственным стандартам едины на всей территории Республики Беларусь и применяются в соответствии с принципом добровольности. Это - знаки, защищенные в установленном законодательством порядке и свидетельствующие о соответствии маркированных ими объектов стандартизации требованиям государственных стандартов. В правилах применения знаков соответствия государственным стандартам должен предусматриваться принцип добровольности их применения. Право на использование знаков соответствия государственным стандартам продукции, услуги или процесса предоставляет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.
Для осуществления технического нормирования на отраслевом уровне предусмотрен такой документ как технический кодекс.
Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики и не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Механизм разработки технических кодексов устоявшейся практики аналогичен всем техническим нормативным правовым актам, рассмотренным ранее.
Разработка, планирование и утверждение технических кодексов осуществляется республиканскими органами государственного управления в установленном порядке.
Обязательность соблюдения требований этого документа определяется органом государственного управления, который его утверждает.
Республиканский орган государственного управления, утвердивший технический кодекс, в течение 15 календарных дней с даты его утверждения представляет в Госстандарт с сопроводительным письмом на государственную регистрацию технический кодекс, приказ об его утверждении (копию), другие документы по мере требования. В течение 15 дней технический кодекс должен быть утвержден.
Технические кодексы вводятся в действие после их государственной регистрации, которую осуществляет только Госстандарт.
Срок введения в действие технических кодексов - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации.
Право официального издания технических кодексов принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим.
Техническому кодексу в процессе государственной регистрации присваивается обозначение, состоящее из индекса ТКП, порядкового регистрационного номера, присваиваемого Госстандартом, года утверждения технического кодекса и в скобках кода республиканского органа государственного управления, утвердившего технический кодекс.
Например, ТКП 43 - 2004 (09170).
Код республиканского органа государственного управления присваивается в соответствии (ОК РБ 004 2001 "Органы государственной власти и управления").
Срок действия технического кодекса 5 лет. Один раз в пять лет он пересматривается. По результатам проверки, как и у технических регламентов, могут быть вынесены следующие решения:
- сохранить, оставить без пересмотра и изменений;
- внести изменения и переиздать;
- подлежит пересмотру;
- подлежит отмене.
Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации и являются их собственностью. Они распространяются как на производителя продукции, так и конкретного потребителя, обеспечивая соответствующие условия поставки и приемки продукции.
Технические условия разрабатываются на:
- конкретный тип, марку, модель, вид продукции;
- группу однородной продукции;
- конкретный вид услуг;
- группу однородных услуг.
Технические условия допускается не разрабатывать на:
- единичную продукцию, выпускаемую по техническому заданию либо документу, его заменяющему (контракту, протоколу, эскизу), содержащие необходимые требования и признанные заказчиком;
- составные части изделия, поставляемые заказчику и изготавливаемые по его документации;
- запасные части изделия, изготавливаемые по конструкторской документации изготовителя и пр.
Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов и законодательных актов Республики Беларусь, распространяющихся на данную продукцию
Порядок разработки технических условий несколько отличается от ранее указанного и предусматривает следующий алгоритм последовательных действий (рисунок 1.5):
- технические условия разрабатываются на листах формата А4 и электронном носителе;
- в правом верхнем углу указывается обозначение технических условий;
- наименование продукции на титульном листе при разработке названия технического условия указывается в именительном падеже, если технические условия разработаны для группы