double arrow

Тема 8. Стандартизация и экология

Стандартизация в области экологии начинает играть замет­ную роль не только в деятельности национальных и междуна­родных организаций по стандартизации. Все чаще стандарты рассматриваются как необходимое средство регулирования от­ношений в сфере охраны природы и использования ресурсов. Стандарты — это средство управления качеством окружающей среды.

Мировое сообщество проводит громадную работу по защите окружающей среды. Например, только в ЕС принято более 90 директив в области экологии. Они касаются генеральной поли­тики ЕС по охране окружающей среды, качества воды, качества воздуха, промышленных рисков и биотехнологии, отходов, шумов.

Директивы по генеральной политике ЕС направлены на мето­ды оценки стоимости контроля за загрязнением в промышлен­ности; оценку степени влияния некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду; создание Европей­ского агентства по охране окружающей среды, сети контроля и обеспечения информацией и др. Директивы в отношении воды ох­ватывают проблемы защиты рек, морей и других водоемов; во­просы качества питьевой воды; сброса в водоемы отходов неко­торых опасных веществ; качества пресной воды, нуждающейся в охране в целях поддержания жизни рыб и разведения ракооб­разных, и др. Директивы по защите воздуха и промышленным рис­кам устанавливают ограничения применения некоторых опас­ных веществ и препаратов; перечень веществ, подпадающих под директиву "О классификации, упаковке и маркировке опасных веществ"; обязательные требования к экспорту и им­порту опасных химикатов; нормы по содержанию в воздухе не­которых конкретных веществ (асбеста, двуокиси азота, свинца, двуокиси серы и др.). Директивы, относящиеся к проблемам отхо­дов, определяют требования по очистке сточных вод в городских условиях; по защите воздушной среды от загрязнений, выде­ляемых установками для сжигания мусора; по надзору и кон­тролю за перевозкой опасных отходов; по удалению отработан­ного масла и другие нормы по конкретным объектам. В то же время создана и общая Стратегия ЕС по ликвидации отходов.

Директивы по ограничению шумов нормируют уровень шума, соз­даваемого различным оборудованием, промышленными установ­ками, бытовыми приборами, а также" самолетами, автомобиля­ми, мотоциклами.

В ЕС введена экомаркировка специальным знаком (см. рис. 8.1) в целях достоверного информирования потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирования изготовителей к соблюдению норм и требований по охране ок­ружающей среды. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне, белым на черном фоне.

Для получения права использовать экознак изготовитель дол­жен представить продукт для оценки его экологичности, чем обычно занимаются органы по сертификации, с которыми соиска­тель может заключить контракт по каждому виду продукции от­дельно. Экознак активно используется в рекламе и способствует продвижению товара на рынок, положительно влияя на конку­рентные позиции продавца (изготовителя).

Приведенная ниже далеко не полная информация только по одному региону Земли иллюстрирует масштаб уже давно на­зревшей проблемы, в решении которой не последняя роль отводится стандартизации.

Один из важных аспектов экологической стандартизации — утилизация отходов производства и потребления.

Специалисты подсчитали, что человечество за всю историю своего существования сумело довести использование по назна­чению исходного сырья в лучшем случае до 5%. Около 20% уходит на промышленные выбросы (сбросы) и более 70% - другие отходы.

В России более миллиона гектаров земли занято под 70 млрд. т отходов, которые накопились к настоящему времени. Если учесть ежегодное увеличение токсичных отходов примерно на 50 млн. т, а также ожидаемый привоз на территорию РФ отходов из ЕС в счет погашения кредитов, то картина получается достаточно мрачной.

Национальные стандарты по экологическим нормам в этой области разрабатывают на базе действующих законов. В России проблема утилизации отходов производства и потребления от­ражена в следующих законах:

• Об охране окружающей и природной среды;

• Об экологической экспертизе;

• О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния;

• О недрах;

• О плате за землю;

• О предприятиях и предпринимательской деятельности;

• О защите прав потребителя;

• О стандартизации;

• О сертификации продукции и услуг;

• Об инвестиционной деятельности;

• О конверсии оборонной промышленности;

• Об обороне.

В табл. 8.1 приведены законы, действующие в зарубежных странах.

Размах работ в мире по решению проблемы утилизации отходов привел к появлению "второй геологии", поскольку часть отходов считается ресурсосодержащими. Мировой опыт по утилизации отходов включает рециклинг (10—20%), складирование на полигонах (до 80%) и уничтожение. Среди множества задач, стоящих в этой области, разработка стандартов для обеспечения нормативной базы стратегических программ утилизации отходов находится далеко не на последнем месте.

Таблица 8.1. Национальные законы в области охраны окружающей среды зарубежных государств

Страна Год принятия Наименование закона
  2  
США   Онациональной политике в области охраны окружающей среды
США 1972, с дополнени- ями 1980 и 1984 гг. Об охране, использовании морской среды и о морских заповедниках (закон о сбросах в океан)
США 1980, с дополне- ниями 1986 г. О принятии всеобъемлющих мер по охране окружающей среды, выплате компенсаций и ответственности (закон о суперфонде)
США 1976, с допол нениями 1980 и 1984 гг. О переработке и сохранении сырьевых ресурсов
США 1972, с поправ ками и допол нениями 1975 и 1978 гг. Об инсектицидах, фунгицидах и родентицидах
США   0 контроле за токсичными веществами
Велико- британия   О контроле за загрязнением
Франция   Об охране природы
Япония   Основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды
Швеция 1969, пересмот рен в 1981 г. Об охране окружающей среды
Япония 1971, с поправ ками 1976 г Об удалении отходов
Велико- британия   О хранении ядовитых отходов
ФРГ   Об уничтожении отходов
Япония   Об испытании и регулировании производства химических веществ
Швеция   О продуктах, опасных для здоровья человека и окружающей среды
Канада   О веществах, загрязняющих окружающую среду
Франция   О контроле за химическими продуктами
ФРГ   Об охране от опасных химических веществ
Греция   О контроле за использованием пестицидов
Греция   О контроле за сельскохозяйственными химикатами
Нидерланды 1962, с поправками 1975 г. О пестицидах
Люксембург   Об использовании пестицидов
Бельгия   О пестицидах
Финляндия   О пестицидах
Великобри-тания   Об охране пищевых продуктов и окружающей среды
Япония 1948, с дополнениями О регулировании использования сельскохозяйственных химикатов
ФРГ   Об обезвреживании отходов
ФРГ   О водном хозяйстве

В зарубежных странах созданы комплексы стандартов, уста­навливающих нормы и возможности переработки токсичных от­ходов по определенной технологии.

В промышленно развитых странах существуют государст­венные программы, основанные на директивах (законах прямого действия), национальных стандартах, содержащих жесткие нормы по классификации отходов (особенно категории опасных); стандартах по обезвреживанию, уничтожению, захоронению и конкретным мерам переработки отходов. Законодателъные положения устанавливают и юридическую ответственность производителя отходов за безопасность работы с ними.

Утилизация отходов производства — заключительная со­ставляющая петли качества в управлении качеством на пред­приятии (см. гл. 6). Однако нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии жизненного цикла продукции. Например, в США в со­ответствии с действующим законодательством каждый изгото­витель обязан пройти экологическую экспертизу по выявлению природы тех отходов, которые будут образовываться при произ­водстве нового товара. Если предполагаются опасные отходы (а это устанавливается стандартами и законами прямого действия), то изготовитель продукта регистрируется в Агентстве по защите окружающей среды. Образующиеся производственные отходы да­лее будут отслеживаться и контролироваться для выявления их фактического соответствия требованиям стандартов не только по составу, но и по пригодности для транспортировки и пере­работки.

В бывшем СССР по существу не было создано нормативной базы по утилизации отходов, хотя интенсивно эти вопросы стали обсуждаться Госснабом с 1975 г.

В России работы по стандартизации отходов активизировались к началу 90-х годов. Разработан проект закона о твердых отходах производства и потребления. Но, поскольку законов прямого действия в этой области пока не существует, главную роль должно выполнить техническое законодательство, т.е. стандар­ты и другие нормативные документы. Стандартизацией занимает­ся технический комитет "Вторичные материальные ресурсы", который подготовил концепцию управления отходами и проек­ты основополагающих государственных стандартов на отходы производства и потребления. Наиболее актуальным результатом можно считать гармонизацию подготовленных проектов с Ди­рективой ЕС, определяющей организацию системы информа­ции об опасных веществах. Кроме того, Госстандарт России принял ГОСТ Р 50587-93 "Паспорт безопасности вещества (материала)", который стал основой Постановления Правитель­ства РФ по паспортизации техногенных отходов, что обяжет руководителей предприятий нести ответственность за досто­верность информации об отходах, в частности, об их опасно­сти, содержании ресурсных компонентов и т.д.

Создание нормативных документов по утилизации отходов, в том числе и указанного паспорта, особенно необходимо для выявления опасных отходов. Стандартизация в данной области также обеспечит выполнение Россией условий ГАТТ/ВТО по торговле отходами и продуктами их переработки.

Важную роль в экостандартизации играет ИСО. В 1993 г. в оргструктуре организации был создан технический, комитет "Экологическое управление" (или "Управление качеством ок­ружающей среды") ИСО ТК 207, в составе которого работают шесть подкомитетов и две рабочие группы. Их деятельность ох-ватывает такие аспекты, как

создание системы экологического управления,

экологический аудит,

экологическая маркировка,

оценка характеристик экологичности и др.

Результат работы комитета — принятие международных стан­дартов ИСО серии 14000, которые по структуре во многом совпа­дают с ИСО серии 9000, что обеспечивает их совместимость.

Серия 14000 содержит как основополагающие, так и нормативные стандарты. Основополагающий стандарт ИСО 14001 "Системы управления в области охраны окружающей среды. Руководство по применению" и стандарт ИСО 14004 "Системы управления в области охраны окружающей среды. Общее руко­водство по принципам, системам и сопутствующим технологи­ям" содержат рекомендации по организации управления охра­ной окружающей среды начиная от самооценки до процедуры регистрации и сертификации. Нормативные стандарты опреде­ляют требования к системе управления мерами по охране ок­ружающей среды.

Стандарты универсальны: их можно применять в сфере производства и обслуживания как в государственном, так и в частном секторах экономики, а способы управления охраной окружающей среды жестко не регламентированы и могут варь­ироваться.

Система экологического управления предусматривает не­прерывное улучшение состояния окружающей среды, поэтому перед компанией, занимающейся этой проблемой, постоянно стоят три главных вопроса, ответы на которые она анализирует (рис.8.1):

Отсюда видно, что важную роль в экологии играет само­оценка (рис. 8.2).

Внедрение системы экоуправления проходит в несколько этапов.

На п е р в о м этапе внедрения системы должна быть раз­работана политика организации, которая оформляется в виде заявления (декларации) о намерениях и принципах деятельно­сти, касающейся общих показателей состояния окружающей среды. Принципы должны предусматривать "определенные рамки для действий организации и постановку определенных задач и целей организации в области охраны окружающей сре­ды"1.(1 Стандарт ИСО 14001).

Заявление о политике включает:

• намерения и принципы,

• коллективные обязательства,

• непрерывное улучшение,

• связи с заинтересованными сторонами,

• мониторинг, документирование и сотрудничество.

Политика в экоуправлении, так же как и в управлении качеством продукции, должна быть прозрачной. Заявление с формулировкой принципов и целей политики обычно публикуется в открытой печати, играя тем самым роль и рекламы, и средства обеспечения конкурентных преимуществ организации.

Политика соотносится с вопросом "куда мы хотим попасть?"

На вопрос "где мы находимся?" помогает ответить процедура оценки, для чего обычно составляется анкета-опросник. Она включает такие вопросы, которые позволяют выяснить возможности организации в области экоуправления, необходимость введения внутренних процедур для устранения угрозы окружающей среде, взаимосвязи с другими внутренними про­граммами и системами и т.п.

Второй этап подготовки к внедрению системы экоуправления в конечном итоге должен дать ответ на вопрос "как нам туда попасть?" Для этого прежде всего разрабатывается план мероприятий, обеспечивающих соответствие деятельности компании сформулированной политике. Составлению плана предшествуют идентификация аспектов окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду, установление тре­бований к организации, определение целей и задач.

На третьем этапе работы, когда организация подошла к началу функционирования системы экоуправления, необхо­дима гармонизация имеющихся материальных и людских ре­сурсов с процедурами системы (со стандартом и правилами).

Четвертый этап в деятельности организации по экоуправлению - периодические оценки эффективности дейст­вующей системы и ее корректировка. Для этого необходим систематический мониторинг показателей состояния окружаю­щей среды.

Пятый этап — периодический анализ политики, целей и задач, что может быть связано с теми или иными факторами макросреды (политические изменения, социальные и экономи­ческие факторы и др.), выходом компании на новый рынок, появлением новых конкурентов нового продукта и т.п.

Стандарты ИСО серии 14000 широко внедрены в зарубеж­ных странах и служат нормативной базой экосертификации. В странах ЕС еще до принятия и опубликования ИСО 14001 (1996 г.) была принята в 1993 г. Программа по управлению и проверкам окружающей среды (EMAS), в связи с чем там существует два вида экосертификации на соответствие ИСО 14000 и на соответствие требованиям EMAS.

Среди западноевропейских стран лидирует в области эко­управления Германия, где около тысячи компаний внедрили стандарты ИСО серии 14000 и сертифицировали системы.

В мировом масштабе (за исключением стран ЕС) по количеству фирм, внедривших эти стандарты, на первом месте Япония (более 1000 компаний).

Следует подчеркнуть взаимосвязь пристального внимания компаний к экоуправлению с концепцией социально-ответ­ственного маркетинга: с появлением в обществе потребности в экологически чистых товарах и защите окружающей среды фирмы начали заявлять о своей озабоченности долгосрочным благосостоянием общества, а не удовлетворением сиюминутных потребностей. Сертификат соответствия требованиям стандар­тов ИСО 14000 — лучшее средство пропаганды ответственного маркетинга компании.

В США разработана и широко внедряется система НССР (Hazard and Critical Control Points). Главная идея системы — анализ рисков и выявление критических точек в экоуправлении в отношении безопасности потребителя. Системы находят при­менение прежде всего в сфере производства продуктов питания (в частности, на фабриках по производству мяса птицы). В по­следнее время наблюдается интерес к НССР в ЕС, где уже есть фирмы, внедрившие эту систему.

В России приняты стандарты ИСО серии 14000 в качестве государственных методом обложки. Российские ГОСТ Р/ИСО 14000 представляют собой аутентичные тексты международных стандартов по экоуправлению, но с небольшими дополнениями.

В России подготовлен проект государственного стандарта "Системы управления качеством окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию". Стандарт представляет собой аутентичный текст международного стан­дарта ИСО 14001. Область применения стандарта - те аспекты охраны окружающей среды или экологические системы деятель­ности организации, которые можно контролировать и влияли на которые нужно оказывать (но это не означает установление государством конкретных параметров окружающей среды). Стандарт может использовать любая организация, которая пре­следует цели: удостовериться в соответствии своей деятельно­сти государственной политике по охране окружающей среды; провести сертификацию системы; провести самооценку и сде­лать заявление-декларацию о соответствии системы настояще­му стандарту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: