double arrow

Эпоха просвещения. Характеристика литературного процесса


Эпоха Просвещения. Характеристика эпохи Просвещения

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения - мощного идейного движения, порожденного обострившимися противоречиями эпохи и охватившего всю Европу. Это идейное движение, являясь продолжением гуманистических традиций Возрождения, зародилось в Англии в конце XVII в., свое название и наивысшее развитие получило во Франции в XVIII в. Его характерная черта заключена в самом названии; знания, просвещение рассматриваются просветителями как мощный рычаг прогресса.

Это была эпоха ускорявшегося развития капиталистической экономики и роста экономического могущества буржуазии, с одной стороны, и углублявшегося кризиса феодализма и абсолютной монархии - с другой. Наибольшего обострения это противоречие достигло во Франции.

Французская буржуазия накопила крупные капиталы, стала влиятельной экономической силой. Она требовала подчинения экономики своим интересам и участия в реальном управлении страной.

Но духовенство и дворянство, сплотившись вокруг двора и отгородившись от третьего сословия привилегиями, не желали никаких перемен. Требования буржуазии звучали все громче. Они нашли глубокое отражение в трудах крупнейших просветителей.

Крупнейшие представители Просвещения. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) родился в аристократической французской семье, но стал убежденным противником абсолютизма. В трактате "О духе законов" (1748) он доказывал, что лучшей формой государственного устройства является конституционная монархия с народным представительством в виде парламента.

Крупнейшим представителем французского Просвещения являлся Мари Франсуа Вольтер (1694-1779). Вольтер, как и Монтескье, убеждал современников в необходимости ограничения абсолютной власти короля, ликвидации сословных привилегий духовенства и дворянства и установления равенства перед законом. Он был непримиримым противником католической церкви из-за ее нетерпимости и богатства. Вольтер считал, что церковь как религиозная организация не нужна, хотя вера в Бога необходима. Он призывал "раздавить гадину", т. е. уничтожить церковь. Но он оговаривался, что, "если бы Бога не было, его надо было бы выдумать", так как невозможно управлять хотя бы одной деревней, все жители которой были бы неверующими.

Вольтер и Монтескье считали наилучшим способом усовершенствования общества мирные реформы и распространение просвещения. Частная собственность, по их мнению, должна быть сохранена. Эта программа соответствовала интересам крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства.

Жан Жак Руссо (1712-1778) был настроен решительнее. Он видел в частной собственности источник всех зол, но не верил, что в существующих условиях ее можно уничтожить. Поэтому Руссо предлагал не уничтожать, а уравнять собственность. Тогда, по его мнению, не будет ни нищеты, ни чрезмерного богатства. Эту мысль разделяли широкие массы населения страны. Что касается форм государственной власти, то лучшей из них Руссо считал республику.

Распространению идей просветителей способствовало издание "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Энциклопедия (35 томов) выходила с 1751 г. под руководством французского философа Дени Дидро.

Идеология Просвещения. Несмотря на различия во взглядах просветителей, их объединяло стремление усовершенствовать экономическую систему и государственный строй Франции.

Просветители доказывали необходимость преобразований ссылками на теорию естественного права и народного суверенитета.

Поскольку абсолютная королевская власть нарушает естественные, неотъемлемые права людей, утверждали просветители, эта власть должна быть заменена другой властью (конституционной монархией или республикой).

Народ вправе это сделать, так как он является единственным источником власти (теория народного суверенитета). В таком понимании эта теория служила инструментом в идейной борьбе с защитниками абсолютной монархии.

Идеология Просвещения оказала сильное воздействие на Европу и Америку. В странах Европы и Америки распространялись идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. В Англии, Германии, Австрии, Испании, США и во многих других государствах появились их единомышленники. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие европейской и американской культуры. Буржуазные в своей основе (защита частной собственности), они воспринимались как общенациональные, как программа всего третьего сословия. Буржуазия, рабочие, крестьяне могли найти в них объединяющее начало.

Литература эпохи Просвещения (общая хар-ка)

18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков.

В процессе подготовки данного курса следует внимательно изучить основные теоретические вопросы, связанные с общей характеристикой эпохи Просвещения:

- общественно-политическую программу западноевропейских просветителей, общие положения просветительской философии и ее противоречия. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах Просвещения.

В литературе эпохи Просвещения развивается целый ряд литературных направлений: классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Общей характерной особенностью литературы Просвещения является ее стремление к постановке больших общественных и государственных проблем и глубокая философичность. Поэтому в основе ее изучения должно лежать достаточно широкое представление о социальной, политической и философской программе Просвещения.

- литература и культура XVIII века ведут отсчёт от 1689 г., когда в Англии произошла «славная революция» и воцарилась династия Ганноверов. Основные политические полномочия были переданы парламенту. В Англии начинается европейское Просвещение. Верхние хронологические границы периода – время Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.). Наполеоновские войны привели к активизации третьего сословия и построению буржуазной системы.

Эпоха Просвещения трансформировала общественное сознание: произошёл переход от старого сословного мышления к индивидуально-личному. Сословное разделение тормозило развитие общества и экономики. В XVIII веке начинается переход экономики на капиталистические основы, и основную роль здесь берёт на себя третье сословие, неоднородное по структуре. Изменяется общественная система: в её центр становится отдельная личность. Она самостоятельно строит свою судьбу. Этот человек обладает эмпирической направленностью сознания.

Он внимательно относится к окружающим его обстоятельствам, умеет их подмечать и анализировать. Возникает первое представление о причинно-следственных связях. Также возникает проблема отношений человека с окружающей средой. На место метафизических категорий приходит детальный анализ. Человек этой эпохи обладает борцовским характером, поскольку конфликты эпохи носят межсословный характер. На протяжении XVIII века происходит смена идеалов надличностной ценности на идеалы гражданского общества и прав человека.

В рамках католицизма формируется направление деизма. Деисты считали, что Бог – творец мира, не вмешивающийся в его существование. Из деизма впоследствии возникает атеизм. Другое направление – пиетизм – идеализирует «религию сердца», провозглашает отказ от рационального постижения божественного. Пиетизм особо развивался в Германии.

Универсалии эпохи Просвещения:

1. Идея просвещения. Ведущей способностью человека и движущей силой культуры провозглашается разум. Этот разум развивается нелинейно. Знания могут прогрессировать и регрессировать. Лозунг эпохи – «Мнения правят миром».

2. Проблема воспитания. Изменить общество можно, изменяя сознание конкретного человека. Эту проблему поставил Джон Локк («Опыт о человеческом разуме», 1690 г.). Локк отвергает постулат Рене Декарта о наличии врождённых идей. Естественный человек – состояние гармонии с окружающим миром. Естественное состояние обычно мыслилось как благое. Но значительно чаще внешняя действительность мешает человеку, искажает его природные задатки.

Тогда можно говорить об искусственном воспитании. При этом обостряется эгоизм человека. У просветителей формируется определённая историософия: история – ряд уроков общественного развития. Античность считали естественной, идеальной, Средние века – регрессом, новое время – возврат к естественному. Предполагалось, что история должна закончиться, когда наступит возврат к естественности. Следовательно, история представала с двух сторон: как благо, ведущее к гармонии, и как зло в её современном проявлении.

Идеологии развития Просвещения:

1. Рационализм. Ведущая сила воспитания – логика, узкое понимание разумности. Свою педагогическую программу рационалисты нацеливали на формирование знаний, аргументацию положений. Это приводило к схематичности в литературе. Востребованные жанры – философско-аллегорическая повесть, тенденциозная драма.

2. Сенсуализм. Формирование чувствительности. Поль Ван Тигем считал, что само слово «чувствительность» возникло в начале XVIII века, и для века оно было наиболее частотным словом. Основой личности становится её эмоциональный план. Чувствительность XVIII века очень разнится (камерная, агрессивная и т.д.).

Литературные направления XVIII века – рококо, классицизм, сентиментализм и просвещённый реализм. Рококо проявляет себя в начале века и возникает в результате генезиса развития классицизма. Рококо считалось аристократическим искусством, оно было связано с камерными жанрами и изысканным бытом. В литературе оно было связано с маленькими формами и обилием разнообразных словесных украшений (стихи на случай, эксперименты со словом, метром, ритмом). Рококо откликалось на темы частной, интимной жизни: например, на любовные ситуации. Рококо – культура гедонизма. В литературе рококо проявило себя в жанрах сонета, рондо, мадригала, повести, сказки. Ещё одна сфера интересов рококо – комедиография. Самый известный драматург эпохи рококо – Мариво.

Эстетиками просветительского классицизма считаются Поуп, Готшед, Вольтер, Баттё, Лагарп. Эстетика направления опиралась на античные образцы, но темы и жанровые формы ориентировались на актуальное содержание. Просветительский классицизм также называют аллюзионным, так как берётся сюжет из классической истории, ориентированный на современность, но не идёт речь об историзме. Историзм – признание за каждой эпохой своеобразия. Происходит столкновение мнений и жанров. Возникают пограничные жанры вроде философской повести.

Происходит экспериментальное зондирование социальных условий жизни. В просветительском классицизме очень острые, доведённые до мелодраматизма, конфликты. Широкое распространение получает жанр трагедии с кровавыми сюжетами. Эмоциональность заменяет психологизм, который упрощается, заменяется одной страстью. Просветительский классицизм даёт варианты в эпической сфере. Развивается жанр поэмы с её вариантами: философская, историческая. Пародийным осмыслением эпической поэмы является «Орлеанская девственница» Вольтера.

Модификацией просветительского классицизма являлся революционный классицизм, зародившийся в годы революции. Это была игра в республиканские формы и античные декорации. Революционный классицизм на первый план выдвигает интересы общества. Власть предстаёт корыстолюбивой и несправедливой.

В Германии в 1780-1790-х гг. появляется «Веймарский классицизм». В городе Веймар работали Шиллер, Гёте, Гердер и Вилланд. Веймарский классицизм переосмысляет отношение к античности. Древние греки и римляне выявили законы искусства как идеальную гармонию формы и содержания. В «Веймарском классицизме» формируется историзм. Гердер признавал за каждой эпохой своеобразие. Ведущие сюжеты Шиллера и Гёте историчны. Для художественных экспериментов подходили гармоничные жанры, в основе которых лежал синтез. В драматургию проникали элементы эпоса. Этот синтез породил «Фауста» Гёте.

Не менее значимым был просветительский реализм. Его классической страной являлась Англия, породившая целую плеяду авторов. Во Франции ведущим представителем направления был Дени Дидро, в Германии – авторы «бури и натиска». Реалисты обращали внимание на эмпирическую действительность. Литература ставила целью описание обыкновенного человека во всей полноте. Полнота предполагала отказ от разграничения высокого и низкого. Авторов интересовали ситуации среднего уровня. Их герои обычно представляли средний класс и провинцию.

Представители этого литературного направления первыми поставили вопрос о сущности человеческой личности. В эстетике просветительского реализма проявляется преобразующая установка. Отсюда явный элемент назидательности. Укореняется представление о человеке как о сложном диалектичном существе. Среди жанров на первое место выдвигаются проза, роман, мещанская драма. Теоретические основы мещанской драмы показал Дени Дидро. Плохо развивается лирика. Из поэтов выделялся лишь Роберт Бёрнс, внесший в поэзию элементы фольклора.

Сентиментализм формируется в Англии в 1720-1730-е гг. Первоначально он формируется в лирике, в творчестве Томпсона, Грея и Юнга. К середине XVIII века сентиментализм распространяется и на прозу (Голдсмит, Стерн). Основное внимание сентименталисты обращали на игру психологии. Это интеллектуальная игра, смена ассоциаций. Идеи в ней разворачиваются не по законам логики. Умозаключения рождаются на эмоционально-образной основе. Сюжет и рассказ становится сложным.

В рамках сентиментализма герой становится противоречивым до капризности. В произведениях сентиментализма речь идёт о внутреннем конфликте. Это столкновение психологических состояний, борьба страстей или внешний, сословный, конфликт. В Германии у представителей «бури и натиска» возникает своя версия сентиментализма с наиболее высоким уровнем эмоциональности.


Сейчас читают про: