Вопрос 2. Понятие и элементы юридического состава административного правонарушения

В законодательстве отсутствует понятие юридического состава административного правонарушения и его элементов, но в теоретических обоснованиях целого ряда ученых-административистов по этому вопросу мнения принципиально не различаются.

    В теории административного права под юридическим составом административного правонарушения традиционно понимается совокупность (единство) установленных законодательством объективных и субъективных признаков (элементов), характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

    Состав административного правонарушения включает в себя следующие обязательные четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответственность исключается. Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему присущих ему признаков.

    Объект административного правонарушения – это урегулированные нормами административного и других отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, возникающие в сфере деятельности исполнительной власти.

    Общим объектом административного правонарушения признаются общественные отношения, охраняемые законодательством об административных правонарушениях. Определить общий объект можно из анализа ст. 1.2 КоАП РФ – это:

* личность, права и свободы человека и гражданина;

* здоровье граждан;

* санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

* общественная нравственность;

* окружающая среда;

* установленный порядок осуществления государственной власти;

* общественный порядок и общественная безопасность и др.

    Родовым объектом административного правонарушения признается группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существования общественных отношений. Как правило, они сосредоточены в одной главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (например, общественные отношения в области охраны общественного порядка и общественной безопасности, в области таможенного дела, в промышленности, сельском хозяйстве и т. д.).

    Видовой, т.е. разновидность родового, объект – специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода (например, административные правонарушения в области воинского учета и др.).

     Каждое конкретное правонарушение имеет непосредственный объект посягательства, например, общественный порядок, общественная нравственность, честь, достоинство граждан при мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП РФ).

Предмет посягательства – элемент общественного отношения, его составная часть. Очевидно, что охрана общественных отношений предполагает охрану элементов, их образующих. Посягательство на общественное отношение осуществляется путем воздействия на его элементы, а таковыми являются субъекты отношений, их связи, деятельность, материальные вещи (предметы). Общественное отношение повреждается путем нарушения сложившихся связей (мелкое хищение), причинения вреда вещам (потрава посевов, порча телефонов-автоматов), посягательства на участников отношений.

    Объективная сторона административного правонарушения – совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, которые являются внешним проявлением противоправного деяния.

    С точки зрения объективной стороны, составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия данного правонарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, установленных нормативными актами) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).

    Обязательным признаком объективной стороны правонарушения с формальным составом является противоправное действие или бездействие (например, нарушение правил движения через железнодорожные пути может выражаться в следующих действиях – пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, остановка на железнодорожном переезде и т.д.).  

Обязательным признаком объективной стороны правонарушения с материальным составом является противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между деянием наступившими последствиями.

Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав.

Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт противоправного поведения (например, кража, безбилетный проезд).

Сложное деяние либо состоит из нескольких самостоятельных действий, либо растянуто во времени, либо совершается группой. Различают следующие разновидности сложных деяний, наказуемых в административном порядке: с двумя разными действиями; состоящие из альтернативных действий; длящиеся; продолжаемые.

Характерным примером правонарушения с двумя действиями служит изготовление и использование радиопередающих устройств без надлежащего разрешения (ст.13.3 КоАП РФ)

Административное правонарушение, состоящее из альтернативных действий – такое правонарушение, в котором предусматривается несколько вариантов действий. Такое правонарушение считается оконченным с момента выполнения любого из этих действий. Например, нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП РФ).

Длящимися признаются такие правонарушения, которые, начавшись с какого-либо противоправного действия или бездействия, осуществляются затем непрерывно путем неисполнения обязанности. Начальным моментом такого деяния может быть как активное действие, так и бездействие, а затем виновный либо не исполняет конкретную возложенную на него обязанность, либо исполняет ее не полностью, не надлежащим образом, и его поведение оценивается как бездействие по отношению к этой обязанности (например, проживание без регистрации, неисполнение обязанностей по воинскому учету).

Длящееся правонарушение прекращается фактически и юридически. В первом случае это происходит путем исполнения обязанности, в результате изменения обстановки и т. д. Юридическое же прекращение означает, что виновный привлечен к ответственности за свое деяние, а обязанность еще не выполнил. (Например, за проживание без регистрации виновный был подвергнут административному штрафу. В день вынесения постановления о применении санкции длящееся правонарушение считается оконченным, со следующего дня начинается новое аналогичное правонарушение, новое нарушение правил регистрации).

Продолжаемым является правонарушение, складывающееся из ряда тождественных, тесно связанных между собой правонарушений, совокупность которых образует единое правонарушение. Оно состоит из противоправных действий, а значит, совершается не непрерывно, а отдельными дискретными деяниями, которые отделены друг от друга во времени. Между тем эти действия тождественны, поскольку полностью совпадают по основным юридическим признакам (форме вины, цели, субъекту, объекту, месту и характеру действий и др.), между ними существует тесная внутренняя связь, их можно сравнить со звеньями одной цепи. (Например, продолжаемое административное правонарушение – многократное использование радиоэлектронных средств без специального разрешения).

Наряду с обязательными признаками объективной стороны, рассмотренными выше, в учебной литературе выделяют и факультативные признаки, которые в одних составах указаны, а в других нет - время, место, способ, характер совершенного деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

    Способ совершения проступка представляет собой порядок, форму, приемы, применяемые нарушителем (мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты и т.д.).

    Часто в составе правонарушения присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, исключительная экономическая зона и др.) и времени (установленный срок, при исполнении служебных обязанностей и т.д.).

    Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение.

    Повторность необходимо отличать от неоднократности правонарушения, квалифицируемого как совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП РФ. Систематическим же правонарушением считается такое, которое повторяется в течение года несколько раз.

    Признак злостности характеризуется нежеланием виновного отказаться от продолжаемого деяния, об игнорировании выполнения неоднократно повторенных законных требований полномочного должностного лица. Это например, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ (ст. 18.7 КоАП РФ).

    Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение – физические и юридические лица.

    В рамках общего субъекта – вменяемого, достигшего 16-летнего возраста – КоАП определяет круг специальных и особых субъектов.

  К специальным субъектам относятся несовершеннолетние (лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ),

должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ),

 иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 2.6 КоАП РФ).

К особым субъектам следует отнести военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ).

Обладают определенными особенностями и такие субъекты административных правонарушений, как родители или лица, их заменяющие, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, инвалиды I и II групп.

Любой субъект должен обладать административной деликтоспособностью. Административная деликтоспособность физических лиц на­ступает по достижении 16-летнего возраста. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности совершившего админист­ративное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемна­дцати лет оно может быть освобождено от административной от­ветственности с применением к нему меры воздействия, преду­смотренной федеральным законодательством о защите прав несо­вершеннолетних.

Должностные лица привлекаются к административной ответ­ственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполне­нием ими служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении адми­нистративного правонарушения, подлежит ответственности на об­щих основаниях, то есть как физическое лицо.

Согласно Кодексу под должностными лицами следует пони­мать лиц, постоянно, временно или в соответствии со специаль­ными полномочиями осуществляющих функции представительной власти, то есть наделенных в установленном законом порядке рас­порядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данных должностных лиц, а равно и лиц, выполняющих организационно-распорядительные или адми­нистративно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муници­пальных предприятиях, учреждениях, а также в Вооруженных Си­лах Российской Федерации, других войсках и воинских формиро­ваниях Российской Федерации. Индивидуальные предпринимате­ли, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или администра­тивно-хозяйственных функций, несут административную ответст­венность как должностные лица.

Свои особенности имеет деликтоспособность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинар­ных уставов за совершение административных правонарушений (ст. 2.5). Военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам.

Лица рядового и начальствующего со­става органов внутренних дел, сотрудники федеральных органов налоговой полиции несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми акта­ми, регламентирующими порядок прохождения службы в назван­ных органах. Однако за нарушение законодательства о выборах и референдумах, санитарного законодательства, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства, охраны рыбных запасов, норм законо­дательства об охране окружающей природной среды, других ука­занных в законе норм эти лица несут административную ответст­венность на общих основаниях. Указанным лицам не могут быть назначены административные наказания в виде административ­ного ареста, а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — также и в виде административного штрафа.

    В КоАП РФ закреплено в качестве субъекта административного правонарушения и юридическое лицо. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах. Например, ст. 20.10 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде административного штрафа с конфискацией пневматического оружия или без таковой либо административного приостановления их деятельности.

Административная деликтоспособность юридических лиц на­ступает с момента их образования в установленном законом по­рядке. Ее возрождение обусловлено переходом к рыночным от­ношениям, появлением хозяйствующих субъектов различных ор­ганизационно-правовых форм. Новые экономические условия да­ют основания повышать влияние административного (материаль­ного) штрафа как меры воздействия в целях обеспечения законно­сти в деятельности юридических лиц, поскольку, скажем, крупные размеры штрафа могут ощутимо отражаться на их имущественном состоянии.

Признаки юридического лица в качестве субъекта администра­тивного правонарушения характеризуются обезличенностью, то есть коллективной виной юридического лица в совершении пра­вонарушения, которая определяется по правовым последствиям его деятельности.

Административная ответственность юридических лиц преду­смотрена нормами Особенной части Кодекса и законами субъектов Российской Федерации. Юридические лица не всегда являются субъектами только специфических для них правонарушений. Субъ­ектами многих правонарушений признаются как физические, так и должно­стные, и юридические лица.

Если в нормах Кодекса не указано, применяются ли они к фи­зическому, должностному или юридическому лицам, данные нор­мы в равной мере действуют в отношении того, другого и третьего лица, за исключением случаев, когда по смыслу данных норм они относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства, совершившие административные правона­рушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Что касается вопроса об административной ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Российской Федерации иностранным гражданином, который, со­гласно законодательству, пользуется иммунитетом от администра­тивной юрисдикции Российской Федерации, то он разрешается дипломатическим путем и в соответствии с нормами международ­ного права.

Субъективная сторона состава административного правонарушения – это вина, т.е. психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.

    Содержание умышленной вины зависит от того, как административное правонарушение сконструировано в законодательстве.

    При совершении административного правонарушения с прямым умыслом гражданин осознает противоправность своего действия или бездействия, предвидит и желает наступления его общественно опасных последствий.

    В случае совершения административного правонарушения с косвенным умыслом субъект решается на противоправное действие или бездействие опосредованно – не желает наступления вредного результата, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично.

    Так, при совершении мелкого хищения лицо сознает, что оно незаконно с корыстной целью завладевает чужим имуществом, предвидит, что в результате этого будет причинен ущерб физическому или юридическому лицу и желает этого. В другом случае, водитель, выезжая из гаража на автомашине с техническими неисправностями, не желает наступления противоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, допускает его наступление.

    Административное правонарушение может быть совершено и по неосторожности. Анализ содержания ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ дает основания для выделения двух видов неосторожной вины: легкомыслия и небрежности.

    Легкомыслие – это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить. При легкомыслии лицо не допускает возможности наступления вредных последствий, рассчитывая их предотвратить, исходя из конкретных реальных возможностей. Расчет делается, как правило, на такие обстоятельства, как собственные силы, знания или опыт самого нарушителя, других лиц и иные возможные обстоятельства.

    Небрежность состоит в непредвидении нарушителем возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности лицо должно было и могло предвидеть эти последствия. Например, по ст. 19.16 КоАП РФ административная ответственность наступает за небрежное хранение удостоверения личности гражданина, повлекшее его утрату.

    Несмотря на то, что административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно, его значительно сложнее квалифицировать. В этом случае в процессе административного производства необходимо доказать, что лицо, совершившее проступок, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности вредоносности проступка, хотя должно было их предвидеть.

    От неосторожной вины нужно отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. Для последнего характерно, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в     результате совершаемого действия. С невиновным причинением вреда – «казусом» – нередко приходится встречаться при рассмотрении дел об административных нарушениях на транспорте.

    Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковым является вина в форме умысла и неосторожности, в учебной литературе выделяют и факультативные признаки. Последними признаются мотив и цель правонарушения, ибо они в одних составах указаны, а в других нет.  В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законодательстве.

Так, ст. 6.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией. Получение дохода – это цель, которая выступает в качестве конституционного признака данного правонарушения, а его отсутствие свидетельствует об отсутствии правонарушения. Статья 13.10 КоАП РФ предусматривает, в частности, административную ответственность за изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов. Отсутствие цели сбыта исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

 В иных случаях, когда в КоАП или в других законах упоминание о конкретных целях и мотивах отсутствует, эти признаки должны учитываться правоприменителем при определении вида и размера административного наказания, назначаемого виновному лицу.

       ВЫВОДЫ: таким образом, юридический состав административного правонарушения – это сложная логическая конструкция, позволяющая решать задачу правовой квалификации действия или бездействия и привлечения нарушителя к ответственности.

Изложенное позволяет сделать вывод, что признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют юридический состав, который служит единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

Однако важно понимать, что совокупность признаков и юридический состав правонарушения явления не тождественные. С помощью признаков дается общая характеристика наказуемого деяния.

Юридический состав решает задачу, связанную с квалификацией т.е. правовой оценкой конкретного деликта, заключающейся в установлении соответствия признаков административного правонарушения основным (элементам) признакам состава административно-наказуемого деяния и привлечения нарушителя к ответственности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков. Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния, эффективному применению административных наказаний, отграничению административных правонарушений от других противоправных деяний.

 

 

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

 

Краснодарский университет

Крымский филиал

Кафедра специальных дисциплин

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры специальных дисциплин, кандидат психологических наук, доцент

подполковник полиции

______________ М.А. Чуносов

«___» ___________ 2015  г.    

 

 

ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА

 

 

профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии полицейский

ТЕЗИСЫ  ЛЕКЦИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: