При определении бизнес - стратегии управленцы предприятия сталкиваются с тремя важными вопросами, тесно связанными с положением на рынке данной организации:
- Какое из направлений в бизнесе нужно закрывать?
- Какой бизнес стоит продолжать?
- В какой бизнес необходимо переходить?
Стратегию компании можно рассматривать на трех уровнях (рис. 1):
Рисунок 1 - Виды стратегий экономического развития
· эталонная стратегия, или стратегия совокупности направлений бизнеса;
· конкурентная стратегия, или стратегия по отдельным направлениям бизнеса;
· функциональная стратегия, или стратегия внутри какого-либо направления бизнеса.
Эталонная (базовая) стратегия - (таблица 1).
Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается стратегия предприятия.
Таблица 1 -Базовая стратегия предприятия
Виды | Развитие | Выживание | |
Революционное развитие | Эволюционное развитие | ||
Доминирующийпризнак | Внутренний рост -- расширение ассортимента товаров, услуг; внешний рост - - слияниекомпаний | Долгосрочное функционирование на рынке предприятий, прочно стоящих на ногах | Поддержание стабильного положения на рынке и адекватная реакция на изменения |
Диверсификацияпродукта | Присутствует | Обязательна | Можетбыть |
Диверсификацияпроизводства | Присутствует | Обязательна | Может быть, но чаще всего происходит обратный процесс - дедиверсификация |
Изменение организационнойструктуры | Обязательно (в сторону увеличения подразделений) | Можетбыть | Обязательно (в сторону уменьшения подразделений) |
Востребованность в инвестициях | Да | Можетбыть | Нет (нечембудетотдавать) |
|
|
В дополнение к базовой стратегии, которая определяет комбинации различных стратегических областей деятельности организации, конкурентные стратегии определяют подходы, с помощью которых организация должна действовать в каждой такой области. В литературе конкурентную стратегию иногда называют деловой стратегией, бизнес стратегией.
Деловаястратегия направлена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занимается только одним видом бизнеса, бизнес-стратегия является частью общей стратегии фирмы. Если организация включает несколько бизнес-единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию(рис. 2).
Рисунок 2 - Виды конкурентной стратегии
Третьим типом стратегий являются функциональные стратегии, которые разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации.Функциональные стратегии понимаются как стратегии, которые разрабатываются на основе корпоративных и бизнес-стратегий. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. К основным типам функциональных стратегий относятся:
|
|
· стратегия НИОКР, в которой обобщаются основные идеи о новом продукте - от его первоначальной разработки до реализации на рынке, имеет два варианта: инновационная стратегия и стратегия имитации
· производственнаястратегия фокусируется на решениях о необходимых возможностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов;
· маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта). Эта стратегия особенно успешна в производстве, ориентированном на массового покупателя с падающими реальными доходами;
· финансовая стратегия ответственна ответственность за прогнозирование финансовых результатов стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и мониторинг финансовых ресурсов.
Многие организации разрабатывают стратегию управления персоналом (человеческими ресурсами) с решающими задачами повышения привлекательности работы, мотивации, аттестации персонала, поддержания количества занятых сотрудников и типа рабочих мест, соответствующих эффективному деловому поведению.
Таким образом, исходя из этой классификации, стратегия, разрабатываемая предприятием, должна представлять собой совокупность нескольких стратегий. Эти стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом.