Отраслевая специализация финансово-промышленных групп

В высокоразвитых станах с рыночной экономикой ФПГ (финансово-промышленная группа) - это организационная структура горизонтального или вертикального типа или же конгломерат, который объединяет промышленные предприятия, банки, торговые и другие юридически самостоятельные предприятия и организации, связанные между собой единым технологическим циклом. Возглавляет ФПГ главная компания, которая формирует технологическую цепочку, определяет состав участников и распределяет между ними совокупный доход.

Современные ФПГ представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится перспективным путем формирования современного крупного производства.

Характерной чертой современного этапа развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Вместе с тем, несмотря на устойчивую тенденцию к диверсификации деятельности, наблюдается создание и функционирование финансово-промышленных групп с выраженной специализацией. Речь идет, прежде всего, о формировании финансово-промышленных групп на основе технологически связанных предприятий. Благодаря этому максимально концентрируются материальные и финансовые ресурсы на каком-либо одном или нескольких направлениях, дающих наибольший эффект, и отсекаются второстепенные, малоэффективные сферы деятельности. Такой подход достаточно оправдан в случаях формирования ФПГ на основе предприятий наиболее передовых, наукоемких отраслей, определяющих приоритетные направления научно-технического прогресса (например, в топливно-энергетическом комплексе, электронной промышленности и ряде других). Он позволяет, не нарушая отраслевой специализации, расширять сферу функционирования ФПГ за счет проникновения в смежные сферы деятельности.

 

62. Государственные меры по регулированию деятельности финансово-промышленных групп.

В высокоразвитых станах с рыночной экономикой ФПГ (финансово-промышленная группа) - это организационная структура горизонтального или вертикального типа или же конгломерат, который объединяет промышленные предприятия, банки, торговые и другие юридически самостоятельные предприятия и организации, связанные между собой единым технологическим циклом. Возглавляет ФПГ главная компания, которая формирует технологическую цепочку, определяет состав участников и распределяет между ними совокупный доход.

Чтобы ФПГ реально выполняли функцию структурообразующего элемента современной российской экономики, необходимо исходить из следующих принципов государственной политики:

· создание благоприятной среды и особая селективная поддержка образования ФПГ в соответствии со стратегическими направлениями промышленной и социальной политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах;

· обеспечение публично-правового характера деятельности ФПГ, ее гласности;

· разработка особого механизма воздействия и сотрудничества государства и ФПГ, основанного не столько на предоставлении льгот и прямых дотаций государства, сколько на системе соблюдения взаимных прав и обязательств.

Нередко по инициативе местной администрации и под ее контролем создаются финансово-промышленные группы для решения социально-экономических проблем региона. Местная администрация при этом предусматривает систему мер финансовой поддержки ФПГ:

· освобождение полностью или частично от налогов на имущество;

· льготная аренда или передача во временное безвозмездное пользование имущества, являющегося собственностью области;

· передача в доверительное управление пакетов акций (находящихся в региональной собственности) предприятий, технологически связанных с основной деятельностью группы, но не входящих в ее состав;

· предоставление инвестиционного налогового кредита.

 

63 Сущность и концепции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент – это процесс разработки и реализации управленческих решений по формированию распределению и эффективному использованию финансовых ресурсов предприятия с целью повышения его рыночной стоимости.

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:

1. Концепция денежного потока предполагает: а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

2. Концепция временной ценности денежных ресурсов. Временная ценность является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. Происходящее в условиях инфляции перманентное обесценение денег, вызывает, с одной стороны, естественное желание их куда-либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а, с другой стороны, объясняет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению. Вторая причина различия – риск неполучения ожидаемой суммы – также достаточно очевидна. Любой договор, согласно которому в будущем ожидается поступление денежных средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным вовсе или исполненным частично. Третья причина – оборачиваемость – заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны с течением времени генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств. В этом смысле сумма, ожидаемая к получению через некоторое время, должна превышать аналогичную сумму, которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода. Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периоды времени, для финансового менеджера концепция временной ценности денег имеет особое значение.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное. В финансовом менеджменте могут ставиться и решаться различные задачи, в том числе и предельного характера, например максимизация доходности или минимизация риска, однако чаще всего речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.

4. Концепция стоимости капитала. Деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования. Они могут различаться по своей экономической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т.п. Однако, вероятно, наиболее важной характеристикой источников средств является стоимость капитала. Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.

5. Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка. Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

6. Концепция асимметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект. Без преувеличения можно утверждать, что достижение абсолютной информационной симметрии равносильно подписанию смертного приговора фондовому рынку. Увеличение вероятности симметрии приведет к снижению средней цены ценной бумаги на рынке и, в конце концов, к исчезновению рынка.

7. Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

 

64 Управление основным капиталом организации

Основной капитал - это денежная оценка внеоборотных активов субъектов хозяйствования, представленная основными фондами и нематериальными активами как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования.

Управление капиталомпредставляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия.

Управление капиталом предприятия направлено на решение следующих основных задач:

Формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия.

Оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования.

Обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска.

Обеспечение минимизации финансового риска, связанного с использованием капитала, при предусматриваемом уровне его доходности.

Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.

Обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей.

Обеспечение достаточной финансовой гибкости предприятия.

Оптимизация оборота капитала.

Обеспечение своевременного реинвестирования капитала.

 

65.Методы управления дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность - представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами. ДЗ - это кредит, выданный поставщиками и подрядчиками, когда организация-покупатель получает товары и услуги от контрагентов без требования о незамедлительной оплате. Поэтому политику управления дебиторской задолженностью называют кредитной политикой по отношению к покупателям продукции. Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и связанной с оптимизацией размера дебиторской задолженности и обеспечением своевременной ее инкассации.

Политика управления дебиторской задолженностью включает:

1) Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде в целях оценки уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестирования в нее финансовых средств. Здесь анализируются сроки погашения дебиторской задолженности, периоды ее инкассации, размер отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, состав ДЗ по ее возрастным группам, выявляется безнадежная и сомнительная ДЗ.

2) Формируются определенные принципы и подходы кредитной политики по отношению к покупателям продукции. Решаются два основных вопроса: 1. в каких формах осуществляется реализация продукции, 2. какой тип кредитной политики следует избрать.

Различают три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:

1. Консервативный. Направлен на минимизацию кредитного риска, которая является приоритетной, поэтому существенно сокращает круг покупателей в кредит. В первую очередь за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.

2. Умеренный тип ориентируется на средний уровень кредитного риска и соответственно более мягкие условия предоставления коммерческого кредита.

3. Агрессивный (мягкий) тип предусматривает максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска.

1) Формирование системы кредитных условий включает:

а) срок предоставления кредита,

б) лимит предоставляемого кредита,

в) стоимость предоставления кредита, т.е. система ценовых скидок при осуществлении расчетов за приобретенную продукцию,

г) системе штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.

2) Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе этих стандартов лежит кредитоспособность предприятия.

3) Построение эффективных систем контроля за движением своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Одной из эффективных форм является система АВС, где в категорию А выделяют наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности; в категорию В – кредиты средних размеров; в категорию С – все остальные виды, не оказывающие серьезного влияния на результаты деятельности предприятия.

Виды ДЗ:

- краткосрочная (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты),

- долгосрочная (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты),

- просроченная (срок исковой давности истек).

Методы управления ДЗ:

- контроль состояния счетов по просроченной и отсроченной ДЗ;

- проведение ранжирования дебиторов с целью выявления должников, на которых приходится большая доля общей и просроченной задолженности;

- анализ задолженности по видам продукции с целью определения товаров, не выгодных с т.зр.инкассации. - оценка реальной стоимости ДЗ с учетом возможности ее продажи (факторинг);

- усиление работы с должниками, в т.ч. с использованием внесудебных процедур взыскания долга;

- контроль за состоянием и сбалансированностью изменений дебиторской и кредиторской задолженностей;

- диверсификация покупателей;

- система скидок (оптимизация кредитной политики);

- разработка мероприятий мотивации персонала отделов сбыта (вознаграждения в зав-ти от эффективности мер по получению платежей).

 

66 Управление собственными финансовыми ресурсами организации

Финансовые ресурсы фирмы как объект управления представляют собой часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства. Однако следует помнить, что реально финансовые ресурсы представляют собой денежную оценку всех используемых предприятием материальных ресурсов – подобная точка зрения позволяет управляющим принимать решения не только текущего, но и стратегического характера.

В зависимости от источников формирования финансовые ресурсы разделяются на собственные и привлеченные, или заемные. Принципиальное различие между ними заключается в юридическом праве требования вложенных средств в случае ликвидации предприятия – собственные источники погашаются после осуществления расчетов по привлеченным и заемным ресурсам.

Собственные финансовые ресурсы формируются за счет:

-капитала, предоставленного собственником (собственниками), или уставного капитала;

-резервов, накопленных предприятием,– нераспределенной прибыли текущего периода, накопленной нераспределенной прибыли предыдущих периодов и сформированных различными путями резервных фондов;

-прочих взносов юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и пр.).

Привлеченные и заемные источники финансирования включают в себя:

-ссуды банков и других учреждений финансово-кредитной сферы;

-средства, привлеченные путем осуществления операций на фондовом рынке (эмиссия и размещение долговых ценных бумаг);

-кредиторскую задолженность.

Собственные финансовые ресурсы - это базовая часть всех финансовых ресурсов предприятия, которая формируется на момент его создания и находится в его распоряжении на всем протяжении его жизни. На начальных этапах деятельности предприятия эта часть финансовых ресурсов представлена в виде уставного фонда или уставного капитала предприятия. Впоследствии, в процессе развития компании, собственные средства пополняются за счет нераспределенной прибыли и различных фондов денежных средств.

В зависимости от организационно-правовой формы предприятия его уставной капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций (обыкновенных, привилегированных или их комбинаций), вложений в уставной капитал паев, долей и т.д. За время жизни предприятия его уставной капитал может дробиться, уменьшаться и увеличиваться, в том числе за счет части внутренних финансовых ресурсов фирмы.

Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием, которая должна решать вопросы, связанные с величиной и оптимальным составом активов предприятия, поиском источников финансирования и определением их оптимальной структуры, текущим и перспективным управлением финансовой деятельностью, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятия.

Финансовые службы предприятий до недавнего времени не имели самостоятельного значения, их работа сводилась к обслуживанию расчетов с использованием строго определенных форм, составлению элементарных финансовых планов и отчетов, не имеющих реальных последствий. Традиционно финансовая работа объединялась с бухгалтерской в рамках одной службы – бухгалтерии. Безусловно, существует тесная взаимосвязь двух названных профессий: бухгалтер фиксирует денежное значение осуществленных трансакций, отображая их в итоговом документе – балансе; финансист формирует эти значения из множества неизвестных.

Между тем необходимо различать эти два вида работы. Главная задача бухгалтера – работа с первичными документами и точное отражение информации в бухгалтерских регистрах в соответствии с инструкциями и циркулярами. Работа руководителя, или финансового менеджера высшего управленческого звена, связана с принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной и той же финансовой трансакции, это требует творческого подхода, умения рисковать и оценивать степень риска, воспринимать новое в быстроменяющейся внешней среде.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании характерно выделение специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. На небольших предприятиях роль финансового менеджера обычно выполняет первый руководитель и/или главный бухгалтер.

В основе работы финансового менеджера, как и любого другого, лежат четыре основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Объектом приложения этих функций являются финансы предприятия, а объектом мотивации является сам менеджер.

Управление финансовыми ресурсами предприятия логически подразделяется на составные элементы, соответственно, эффективность принимаемых решений в каждой сфере будет зависеть от различных факторов. Повышения эффективности управления финансовыми ресурсами в сферах инвестиционной и операционной деятельности можно добиться за счет повышения рентабельности и уменьшения срока оборачиваемости. Ускорение оборачиваемости оборотных средств не требует капитальных затрат и ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Один из способов повышения эффективности использования оборотного капитала заключается в совершенствовании управления запасами. Вложение средств в образование запасов определяет издержки хранения, которые связаны со складскими расходами, риском порчи и устаревания товаров, а также должно учитывать изменения временной стоимости капитала. Результаты от хранения определенного вида текущих активов в том или ином объеме носят специфический для конкретного вида активов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной их нехватки, а также имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии необходимо совершенствовать прогнозирование спроса, планировать закупки необходимых материалов, использование современных складов, обеспечение быстрой доставки сырья и материалов. Ускорение оборачиваемости оборотного капитала достигается также путем уменьшения счетов дебиторов.

 

 

67 Управление прибылью и рентабельностью организации

Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий.

Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:

1. Интегрированность с обшей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления предприятием.

2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокоприбыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие - существенно уменьшить размер операционной прибыли. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли по предприятию в целом.

3. Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.

Рентабельность -представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов».

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Рентабельность является показателем экономической эффективности, который характеризует доходность от деятельности предприятия. Данный параметр помогает понять, насколько эффективно компанией используются имеющиеся ресурсы (природные, экономические, трудовые и финансовые). Если рассматривается сфера деятельности некоммерческих структур, то в данном случае рентабельность будет считаться эффективностью их работы. Если же речь идёт о коммерческих подразделениях, то в этом случае важными являются точные количественные характеристики. Рентабельность можно сравнить с показателями КПД, т.е. соотношение общих затрат и итоговой прибыли. Другими словами рентабельность — соотношение доходов и расходов. Если по итогам отчетного года бизнес принёс прибыль, то этот бизнес считается рентабельным.

Цикл управления рентабельностью состоит из двух этапов:

1. Анализ факторов, влияющих на прибыль и рентабельность.

2. Прогнозирование финансовых параметров

Основная цель анализа рентабельности состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию прибыли, изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- анализ динамики, структуры и структурной динамики прибыли от основной деятельности, от финансово-хозяйственной деятельности, от обычной деятельности, чистой прибыли;

- анализ влияния факторов на величину прибыли на каждом этапе ее расчета;

- расчет и факторный анализ показателей рентабельности;

- анализ влияния изменения прибыли на изменение показателей эффективности деятельности предприятия;

- анализ использования прибыли предприятия;

- оценка динамики доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников;

- анализ выполнения плана по использованию прибыли.

Основным источником информации для анализа рентабельности организации является Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Он построен таким образом, что в нем отдельно отражаются доходы и расходы по различным направлениям деятельности организации.

По данным Отчета о прибылях и убытках про­анализировать влияние изменения затрат на прибыль и рентабельность можно, но оценить влияние факторов на изменение самих затрат - нельзя. Для такого анализа необходимо располагать данными уп­равленческого учета и формой № 5, где отражены расходы, про­изведенные организацией в отчетном и прошлом году по экономическим элементам.

Планирование прибыли и рентабельности является составной частью финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам.

 

68 Финансовое планирование в организации

Финансовое планирование – процесс обоснования движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Отражает одну из важнейших экономических сторон организации производства и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Его необходимость может быть вызвана тем, что следует предусмотреть определённые денежные средства, без наличия которых невозможно непрерывное функционирование предприятия, поскольку их следует постоянно расходовать на приобретение сырья, материалов, других ценностей, уплаты налогов, отчислений в специальные фонды, выполнения всех финансовых обязательств перед поставщиками, заказчиками, членами коллектива.

Эффективное управление финансовыми предприятиями возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.

Значение финансового планированиядля хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

1) Воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

2) Обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

3) Предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

4) Служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Основными задачами финансового планирования являются:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами про­изводственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль финансового состояния, платежеспособно­сти и кредитоспособности предприятия.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресур­сами предпринимательский план хозяйствующего субъекта, и оказывает большое влияние на экономику предприятия.

В практике финансового планирования применяются сле­дующие методы: экономического анализа, нормативный, ба­лансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа позволяет определить основ­ные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Сущность нормативного метода заключается и том, что на основе заранее установленных, норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъ­екта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормати­вами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизацион­ных отчислений и др. Существуют также нормативы хозяйст­вующего субъекта — это нормативы, разрабатываемые непо­средственно на предприятии и используемые им для регулиро­вания производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эф­фективному вложению капитала.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необхо­димых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных пото­ков основывается на ожидаемых поступлениях средств на опре­деленную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Методы экономико-математического моделирования позволя­ют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финан­совыми показателями и основными факторами, их определяю­щими.

Этапы финансового планирования:

На первом — анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансо­вые документы предприятий — бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного биз­нес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практиче­ским внедрением планов и контролем за их выполнением. Финансовое планирование (в зависимости от содержания назначения и задач) можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

 

69.Стратегический анализ как метод обоснования стратегии

 

Стратегический анализ («портфельный анализ») — является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления. Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Для обоснования решений по выбору стратегической альтернативы используется стратегический анализ. Его результаты позволяют получить порядковые (реже приближенные численные) характеристики ожиданий; исходя из этого – выявить предпочтительную стратегическую альтернативу. Общепризнанной концепции проведения стратегического анализа в настоящее время не существует. Нередко стратегический анализ рассматривается максимально широко, в его методический аппарат включаются все средства и приемы традиционного экономического анализа, анализа рисков, оптимизационные методы и т.д.

С одной стороны, действительно, выбор стратегической альтернативы требует использования значительного объема данных о внутренней и внешней среде, аккумулируемого во всех видах анализа деятельности предприятия и окружающей обстановки. Но, с другой стороны, в методику стратегического анализа должны входить лишь те методы, которые представляют непосредственную информационную основу для принятия стратегических решений. В рамках стратегического анализа могут, конечно, использоваться сведения и выводы, полученные на основе других («нестратегических») методов анализа, но их применение заведомо носит опосредованный характер.

Иными словами, «нестратегические» методы задействуются только косвенно, поэтому включать их в состав методики стратегического анализа не вполне корректно. Современные методы стратегического анализа представлены, в частности, методами комплексного анализа внутренней и внешней среды (например, SWOT-анализ, SNW-анализ), методами анализа микроокружения, матричными методами портфельного анализа и т.д.

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

SNW-анализ (акроним от англ. Strength, Neutral, Weakness) — это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.

Обычно SNW-анализ применяют для более глубокого изучения внутренней среды организации после проведения SWOT-анализа.

Портфельный анализ —это инструмент стратегического анализа, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения или прекращения инвестиций в неэффективные проекты. Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных (трех-, четырех-, n-ых) матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты сравниваются друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды) и анализа деятельности предприятия исогласования (по парного сопоставления критериев).

Основной проблемой использования данных методов является недостаточный уровень научной строгости и воспроизводимости результатов, неразвитость объективных, позитивных средств анализа. Современная методология стратегического анализа ориентирована на произвольные нечеткие экспертные оценки тех или иных переменных при наличии, как правило, четкого алгоритма их интерпретации. Следовательно, информационная база методов стратегического анализа всецело зависит от квалификации и мотивации экспертов, вследствие чего научно обоснованный выбор стратегической альтернативы подменяется субъективным суждением.

 

 

70 Содержание, принципы и методы проведения стратегического анализа внешней среды предприятия. PEST-анализ.

В теории менеджмента существует такое понятие, как «предпринимательская среда», под которой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование организации и требуют принятия или приспособления к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.

Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.

Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: