Современные формы, методы и технологии обучения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

Отчет о педагогической практике

                                                Котенев Антон Петрович                                               

(фамилия, имя, отчество аспиранта)

                   магистрант 2 года обучения  кафедры «Журналистика»                  

(год обучения, кафедра)

Направление подготовки: 42.04.02 «Журналистика»   

(шифр и наименование направления подготовки)

                                                                                                                                                      

Профиль:  «Общественно-политическая журналистика»

(наименование профиля)

                                                                                                                                                      

Форма обучения: _____________очная_______________________________

(очная/заочная)

Руководитель практики:           

(должность, наименование кафедры)

                                                                                                                                                      

(фамилия, имя, отчество руководителя практики)

Зачтено с оценкой__________________           Дата_____________________

Подпись руководителя практики____________________________________

Рязань 20___ год



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

 

Задание на педагогическую практику [1]

                                                          Свою фамилию!                                                         

(фамилия, имя, отчество аспиранта)

                        магистрант Х курса кафедры «Название кафедры»                       

1. Изучить нормативную базу высшего образования:

– Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ;

– локальные нормативные акты ФГБОУ ВО «РГУ имени С.А. Есенина», регламентирующие организацию образовательного процесса;

– ФГОС и основную образовательную программу направления подготовки 42.03.02 «Журналистика».

Изучить современные формы, методы и технологии обучения в вузе.

3. Изучить опыт организации образовательного процесса на кафедре журналистики.

4. Подготовить необходимые методические материалы и провести занятия в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы рекламы и паблик рилейшенс в СМИ».

5.     Изучить современные формы, методы и технологии оценки результатов обучения и принять участие в формировании фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в соответствии с индивидуальной программой практики по дисциплине «Основы рекламы и паблик рилейшенс в СМИ».

6. Подготовить форму оценочного средства на базе информационных платформ.

7. Посетить и описать занятие у ведущих преподавателей кафедры журналистики.

8. Подготовить отчет по педагогической практике в соответствии с шаблоном и требованиями к оформлению



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

 

педагогической           практики магистранта ______2____ года обучения

Направление подготовки ___________________________________________

Направленность – _________________________________________________

_______________________________________________________

(фамилия имя отчество)

№ п\п Планируемые формы работы Количество часов Календарные сроки проведения планируемой работы
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
     
  Итого    

 

Магистрант                                  ___________/ _______________________ /

Руководитель практики              _____________/ ____________________________/                                                                                                                   


 

ДНЕВНИК _ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ _ ПРАКТИКИ

1. ______________________________ (этап практики)

№ п/п Дата   Вид работы Проделанная работа Подпись аспиранта
         
         
         

 

Руководитель практики   _____________/ ____________________________/ 

 

2. ______________________________ (этап практики)

№ п/п Дата   Вид работы Проделанная работа Подпись аспиранта
         
         
         

 

Руководитель практики     _____________/ ____________________________/

….


 

 



Современные формы, методы и технологии обучения

Современная дидактика требует от преподавателя вуза менеджерских качеств, наличия навыков управления и развития личности студента. Преподаватель сегодня должен владеть всем имеющимся инструментарием методов обучения. Особое внимание уделяется целостной личности студента, который желает получить знания и стремиться к максимальной реализации своих возможностей на практике. В отличие от формализованной передачи определенных знаний и навязывания социально-этических норм поведения, современные технологии направлены на достижение личностью перечисленных выше качеств через самоактуализацию и самовоспитание. В этой связи традиционные дидактические методы основаны на технологии объяснения, а современные дидактические методы основаны на понимании и взаимопонимании. Основное отличие традиционной и современной методик состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога педагога к диалогу педагога со студентом, как равноправной личности, которого надо поднять на уровень знания педагога и зажечь в нем желание познать больше, чем ему преподнесли в вузе. Основная задача педагога в современной дидактике заключается не на познании дисциплины, а на общении, основанной на взаимопонимании педагога и студента. Творчество, исследовательский поиск – вот те базовые понятия, которые должны лежать в основе каждого лекционного, лабораторного или практического занятия. На этапе обучения в вузе у студентов интеллектуальные способности требую дальнейшего развития, оттачивания и совершенствования. В конечном итоге студента необходимо научить самостоятельно справляться с профессиональными задачами и жизненными проблемами.

Технологии обучения студентов в вузе основаны на методах и средствах традиционного обучения и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждой личности. Разнообразные средства технического обучения помогают разнообразить содержание образования. В практике обучения в вузе до недавнего времени практически не использовались учебные игры. Современная методика преподавания в вузе сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности. Использование игровой формы обучения, в качестве современной технологии основано для освоения темы и даже раздела учебной дисциплины. Определение места и роли игровой технологии в вузовской практике, сочетания элементов игры и исследовательского учения во многом зависят от осознания педагогом функций дидактических игр. Специфику использования игровой технологии в аудитории в значительной степени определяет игровая среда. Особенностями игры в студенческой аудитории является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к самореализации, ориентация на развитие речевой деятельности. Деловая игра на практических занятиях используется для решения комплексных задач. Проведение деловой игры поможет студентам усвоить новый материал, закрепить пройденный материал, развить творческие способности, сформировать прочные умения и навыки. Для студенческой аудитории можно применять различные модификации деловых игр это: имитационные, операционные, ролевые игры, психологические игры, социодрамы, логические игры, занятия-экскурсии, занятия-головоломки и т.д. Для имитационных игр характерно построение имитации деятельности какого-либо предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры должен содержать описание и назначение имитируемого процесса. Операционные игры помогают отработать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа являются практическими и проводятся с реальными данными. Ролевая игра поможет отработать тактику поведения, и выполнения функциональных обязанностей конкретного должностного лица. Психологическая игра основана на конкретной психологической ситуации, в которую попадают студенты. Ситуация разыгрывается и анализируется поведение личности в той или иной обстановке. Социодраммы отрабатывают умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека и, вникнув в суть социальной драмы, развить умение студентов находить выход из сложившейся ситуации. Логическая игра развивает мышление и творческое начало у студентов, помогает найти неординарные решения сложных на первый взгляд, но очень простых задач. Занятие-экскурсия может проводиться как виртуально, так и непосредственно на выезде на объект. Такое занятие приближается к поисковой, исследовательской деятельности, где основной задачей лектора является не столько передать информацию, сколько как экскурсовод приобщить обучающихся к объектам культурного наследия, развить в них любовь к прекрасному. В совместном сотрудничестве преподаватель и студенты открывают для себя новые горизонты знания, постигают в игровой форме особенности своей профессии или отдельной дисциплины. Занятие-головоломка относится к активному методу обучения. Главная особенность такого метода – интрига, которая раскрывается в ходе занятия. Такие занятия хороши для точных дисциплин: физики, математики, инженерной графики. В имитационных играх могут воспроизводиться как хозяйственные, правовые, социально-психологические, математические, так и другие механизмы, которые определить поведение студентов, их взаимодействие между собой в конкретной имитационной ситуации. Таким образом, проблемное обучение — это процесс, при котором преподаватель, создает разнообразные проблемные ситуации и организует деятельность студентов по решению ситуативных учебных проблем Это обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поиско­вой деятельности студентов с усвоением готовых научных рекомендаций. Конечно же, в методике преподавания имеются разнообразные современные педагогические технологии, которые не менее эффективны и прекрасно зарекомендовали себя в дидактике.

К таким технологиям можно отнести систему развивающего обучения, направленную на формирование интеллектуальных качеств студентов. Использование современных технологий обучения развивают аксиологический подход личности к окружающей среде. Одним из известных новаторов в области педагогических технологий можно назвать Рудольфа Штайнера, который воплотил в своей школе философское учение - антропо­софию. Антропософия развивает способность к познанию и формирует совершенную личность. Согласно такой вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, которое имеет кроме физического тела божественную душу. Эта педагогика не лишена минусов, в силу своего свободного отношения к обучению, но ее суть воспитание свободного гражданина через гуманистическую педагогику воспринимается в педагогическом мире, как современное восприятие научной школы саморазвития и индивидуального подхода к личности каждого обучающегося. Основные концептуальные положения вальдорфской педагогики:

• спонтанность свободного развития природ­ных задатков;

• воспитание и обучение без принуждения;

• воспитание и обучение приспосабливаются к личности, а не он к ним; • обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности;

• культ здорового образа жизни;

• культ творчества средствами искусства;

• широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.); • обязательное преподавание искусства: живопись, эвритмия, изображение форм, музыка;

• воспитание любви к труду.

В вальдорфской школе нет, обычного в нашем понимании, директора, завуча, других привычных административных должностей массовой школы. Руководит школой выборная коллегия из детей, учителей и родите­лей. Нет в школе и деления на классную и внеклассную работу, так как они равноправно соседствуют. Так после урока математики обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немец­кий языки, рисование сложных узоров, графика, сельскохозяйственный цикл, строительство деревян­ного домика (на уровне большой модели). В российской дидактической школе по сей день не теряют своей актуальности высокоэффективные педагогические технологии, созданные известными педагогами Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, Д.Локком, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским и др. В 1970–1980-е гг. были созданы и внедрялись на практике новые педагогические технологии Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, М.П.Щетинина и др. Среди ученых-педагогов, занимающихся теоретическим обобщением новейших педагогических разработок, можно назвать Беспалько В.П., Кларина М.В., Матюнина Б.Г., Кукушина B.C., Селевко Г.К., Фоменко В.Т., Кларина М.В., Маврина С.А, Лихачева Б.Т., Щукина Г.И., Скаткина М.Н., Маркову А.К. В основе современных педагогических технологий лежат теории психодидактики, психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Они планомерно и последовательно воплощают на практике заранее спроектированный педагогический процесс. Но сама по себе ни одна высокоэффективная образовательная технология не может гарантировать успех в обучении студентов. Главным является симбиоз образовательных технологий и личности педагога. Современный педагог высшей школы сегодня является в большей степени организатором самостоятельной активной познавательной деятельности студента, компетентным консультантом и его помощником. Такая роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от современного педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

Отдельно нужно сказать про методы проблемного обучения

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности студентов, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.

В зависимости от уровня познавательной самостоятельности студентов, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы проблемного обучения.

Сообщающее изложение с элементами проблемности. Этот метод предполагает создание единичных проблемных ситуаций незначительной сложности. Преподаватель создает проблемные ситуации лишь на определенных этапах урока, с тем, чтобы вызвать интерес студентов к изучаемому вопросу, сконцентрировать их внимание на своих словах и действиях. Проблемы решаются по ходу изложения нового материала самим преподавателем. При использовании в обучении данного метода роль студентов довольно пассивна, уровень их познавательной самостоятельности невысок.

Познавательное проблемное изложение. Суть данного метода состоит в том, что преподаватель, создавая проблемные, ситуаций, ставит конкретные учебно-познавательные проблемы и сам в процессе изложения материала осуществляет показательное решение поставленных проблем. Здесь на личном примере преподаватель показывает студентам какими приемами и в какой логической последовательности следует решать проблемы, возникшие при данной ситуации. Усваивая логику рассуждений и последовательность поисковых приемов, которыми пользуется преподаватель в процессе решения проблемы, студенты производят действия по образцу, мысленный анализ проблемных ситуаций, сопоставляют факты и явлений и знакомятся со способами построения доказательства.

На таком уроке преподаватель использует широкий круг методических приемов — создание проблемной ситуации с целью постановки и решения учебно-познавательной проблемы: объяснение, рассказ, применение технических средств и наглядных учебных пособий.

Диалогическое проблемное изложение. Преподаватель создает проблемную ситуацию. Решение проблемы идет совместными усилиями преподавателя и студентов. Наиболее активная роль студентов проявляется на тех этапах решения проблемы, где требуется применение уже известных им знаний. Этот метод создает довольно широкие возможности для активной творческой, самостоятельной познавательной деятельности студентов, обеспечивает тесную обратную связь в обучении, студент привыкает высказывать свои мнения вслух, доказывать и отстаивать их, что, как нельзя лучше, воспитывает активность его жизненной позиции.

Эвристический или частично-поисковый метод применяется тогда, когда преподаватель ставит цель обучить студентов отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами студентов частичный поиск новых знаний. Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно- действенного или абстрактного мышления — на основе личных наблюдений или информации, полученной от преподавателя, из письменных источников и т. д. Как и при других методах проблемного обучения, преподаватель в начале занятия ставит перед студентами проблему в словесной форме, или путем демонстрации опыта, или в виде задания, состоящего в том, чтобы на основе полученной информации о фактах, событиях, устройстве различных машин, агрегатов, механизмов студенты сделали самостоятельные выводы, пришли к определенному обобщению, установили причинно-следственные связи и закономерности, существенные различия и принципиальные сходства.

Исследовательский метод. В деятельности преподавателя при применении исследовательского и эвристических методов мало отличий. Оба метода с точки зрения построения их содержания идентичны. Как и эвристический, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных задач; управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью студентов, а студенты в том и другом случае усваивают новые знания, в основном путем решения учебных проблем.

Если в процессе реализации эвристического метода, вопросы, указания и частные проблемные задания носят упреждающий характер, т. е. ставятся до или в процессе решения проблемы, и они выполняют направляющую функцию, то при исследовательском методе вопросы ставятся после того, как студенты в основном справились с решением учебно - познавательной проблемы и постановка их служит для студентов средством контроля и самопроверки правильности своих выводов и понятий, приобретенных знаний.

Исследовательский метод, таким образом, является более сложным и характеризуется более высоким уровнем самостоятельной творческой поисковой деятельности студентов. Он может быть применен на занятиях со студентами, обладающими высоким уровнем развития и довольно хорошими навыками творческой работы, самостоятельного решения учебно- познавательных проблем, ибо этот метод обучения по своему характеру приближается к научно-исследовательской деятельности.

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта преподавателей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор метода обучения зависит:

· от общих целей образования, воспитания и развития студентов и ведущих установок современной дидактики;

· от особенностей изучаемого предмета;

· от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

· от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

· от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

· от возрастных особенностей студентов;

· от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);

· от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

· от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ССЫЛКИ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow