double arrow

Словообразовательная мотивация


Отношения между мотивирующим и мотивированным словом (дериватом) – между двумя однокоренными словами, при которых возникают различные типы мотивации:

1) значение одного слова определяется через значение другого: волк - волчонок (детеныш волка);

2) производное тождественно производящему во всех семантических компонентах, кроме частеречной принадлежности: хороший - хорошо;

3) одно слово полностью тождественно другому по семантике при различии в стилистической окраске: Чеченская Республика - Чечня.

 

Расхождение формальной и смысловой производности

По форме слово может быть связано с одной производящей основой или словом: вузовец образовано от прилагательного вузовский с помощью агентивного суффикса -ец-;

"по наследству" от прилаг. в существительном остался суф. -ов-. Но вузовец трактуется как "тот, кто учится в вузе". Следовательно, семантически оно восходит к существительному вуз.

 

Ступенчатый характер русского словообразования. Комплексные единицы словообразовательной системы русского языка: словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательный тип, способ словообразования.




 

Словообразование современного русского языка носит системный характер и представляет собой совокупность производных слов, иерархически объединенных на основе парадигматических и синтагматических отношений в группировки разного объема и структуры. «Основной единицей системы синхронного словообразования является производное слово… оно состоит из простейших (внутрисловных) единиц и входит в единицы более сложные – комплексные» (Е.А. Земская).

Остановимся более подробно на комплексных единицах словообразовательной подсистемы русского языка.

Словообразовательная пара — это совокупность двух единиц, находящихся в отношениях словообразовательной мотивированности: слушать → слушатель, звезда → созвездие, заведующий лабораторией → завлаб. Словообразовательная пара представляет собой мотивирующее и мотивированное слова, связанные отношениями словообразовательной мотивированности и способом словообразования.

Словообразовательный тип — совокупность производных слов, характеризующаяся общностью трех признаков: части речи мотивирующих слов, словообразовательного форманта и словообразовательного значения. Так, одному словообразовательному типу принадлежат существительные жемчужина, горошина, картофелина, клюквина, мотивированные одной частью речи — существительным (жемчуг, горох, картофель, клюква), относящиеся к суффиксальному способу словообразования и имеющие в своем составе один формант – суффикс -ин-, который является показателем словообразовательного значения «единичный предмет, который принадлежит массе вещества или совокупности однородных предметов, названных мотивирующим словом». К этому словообразовательному типу не относятся слова зарубина, отметина, царапина, мотивированные глаголом и имеющие другое словообразовательное значение, слова ворсинка, дождинка, икринка, которые хотя и мотивированы существительным, имеют то же словообразовательное значение, относятся к суффиксальному способу словообразования, но в их составе другой суффикс — -инк-.



Словообразовательные типы бывают продуктивными и непродуктивными. Продуктивный словообразовательный тип служит в данную эпоху образцом для создания новых слов. Ряды слов, относящиеся к продуктивным словообразовательным типам, являются открытыми, к непродуктивным — закрытыми. Например, в современном русском языке существительные бледность, жалость, смелость, трусость, мягкость и подобные с суффиксом -ость-, имеющие словообразовательное значение «отвлеченный признак, названный мотивирующим словом», составляют продуктивный словообразовательный тип, а существительные с тем же суффиксом внешность, окрестность, окружность и подобные со словообразовательным значением «предмет или явление, характеризующиеся качеством, названным мотивирующим словом» относятся к непродуктивному словообразовательному типу.

Таким образом, словообразовательный тип выступает как основная ячейка словообразовательной системы языка, в его пределах происходит образование новых слов.



(Ещё пример: слова бронхит, плеврит, трахеит относятся к одному словообразовательному типу, так как они образованы от слов одной части речи — имени существительного; обладают общностью словообразовательного форманта -ит (образованы суффиксальным способом); имеют одинаковое значение «воспалительный процесс по названию больного органа». Производные, у которых не совпадает хотя бы один из перечисленных признаков, принадлежат разным словообразовательным типам. Так, слова хромит, фосфорит, кальцит и одессит, бандит, фаворит, имеющие сходные формальные показатели, относятся к иным словообразовательным типам из-за разницы в семантике: первые называют минералы, вещества и сплавы, вторые — лиц по принадлежности к городу, общественной, политической и иной группировке.

В каждую эпоху развития языка новые слова создаются по образцу продуктивных словообразовательных типов, ряды слов непродуктивных типов являются уже закрытыми (например, в настоящее время из рассмотренных выше словообразовательных типов первые два активно функционируют в области медицинской, геологической, химической и физической терминологии — аортит, артериит, асбестит, вольфрамит и т.д., третий является непродуктивным — наймит, таборит).

Отдельные словообразовательные типы могут иметь семантические и морфонологические разновидности. Например, тип слов-существительных с суффиксом -ј- в собирательном значении «группа однородных лиц, предметов, названных мотивирующим словом» включает в себя следующие разновидности: 1) существительные со значением лица (офицерь(ј)е, дурачь(ј)е, мужичь(ј)е — все прост.); 2) названия животных (зверь(ј) е, воронь(ј)е); 3) названия конкретных предметов (дубь(ј)е, сучь(ј)е.

Кроме того, в рамках словообразовательных типов могут выделяться и морфонологические модели. Так, рассматриваемый тип представлен вариантами: 1) с чередованием заднеязычных перед суффиксом с шипящими (батог — батожье, кулак — кулачье), 2) усечением финалей -ик/-к(жулик — жулье, тряпка — тряпье).

Словообразовательная модель — структурно-семантическая схема построения производных слов. Она имеет характер формулы и содержит следующую информацию: 1) указание на производящую базу с обозначением части речи мотивирующего слова; 2) формант; 3) словообразовательное значение. Например, принадлежащие к одному словообразовательному типу существительные с собирательным значением образуются по двум моделям: 1) основа существительного + суффикс -н-(я) ('группа лиц, названных мотивирующим словом'): малышня, ребятня, солдатня, шоферня; 2) основа числительного + суффикс -н-(я) («группа однородных предметов — одушевленных или неодушевленных, в количестве, названном мотивирующим словом»): двойня, тройня, сотня. В качестве дополнительной информации словообразовательная модель может также включать указание на морфонологические явления, сопровождающие деривацию, стилистический характер образований и некоторые другие сведения.

Словообразовательная категория — связывает несколько словообразовательных типов на базе единства деривационного значения (способы его выражения при этом являются формально различными). Например, категорию названий лиц по месту жительства образуют существительные с суффиксами -ак (кимряк, туляк), -ец (волгоградец, петербуржец), -ич (москвич, тверич), -чан-ин (амурчанин, кировчанин).

Словообразовательная цепочка— это «ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности» (РГ-80), где каждое предыдущее слово мотивирует последующее. Данная единица выявляет ступенчатый характер словообразования и демонстрирует синтагматические отношения между однокорневыми словами. Словообразовательная цепочкаимеет следующее строение:

1) ее исходное звено (вершина) является немотивированным словом;

2) характер расположения компонентов — линейный, при этом каждое последующее звено отличается от предыдущего только одним формантом (все они словно «нанизываются» на корень в строгой последовательности);

3) компоненты цепи находятся, таким образом, на разных ступенях словообразования и выступают в качестве мотивированного к предшествующему звену и в качестве мотивирующего к последующему. Например:

белый → белить → побелить → побелка → побелочный.

Количество компонентов словообразовательной цепочки зависит от деривационного потенциала ее вершины; минимальный состав равен одной словообразовательной паре (бинарная цепь), максимальный — включает в себя 7 членов (полинарная цепь), представляющих разные части речи. По данным А.Н. Тихонова, «цепи из 7 звеньев встречаются редко. Для русского языка наиболее характерны цепи из 3-4 звеньев»:

земля → земляной → земляника → земляничный → земляничник;

мысль → мыслить → смыслить → смысл → осмыслить → переосмыслить → переосмыслять → переосмысляться.

Кроме того, словообразовательные цепи бывают полными, включающими в себя все необходимые звенья, и неполными, характеризующимися чересступенчатым словообразованием: мода → (модист)2 → модистка.

Деривационный шаг – это такт порождения слова в паре или в цепи.

Словообразовательная парадигма — «совокупности производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства» (Е.А. Земская). Данная единица, как и словообразовательная цепочка, выявляет ступенчатый характер словообразования, но демонстрирует парадигматические отношения между однокорневыми словами. Между членами парадигмы (кодериватами) существуют отношения совместной производности: они принадлежат к разным частям речи, различаются формантами и деривационными значениями. Отношения между членами парадигмы носят равноправный, а не иерархический характер (производящее не входит в ее состав, хотя и определяет формально-семантическую связь между кодериватами).

диктоваться

диктовка

Диктовать диктант

диктат

подиктовать

продиктовать

Все слова, входящие в словообразовательную парадигму, по отношению к мотивирующему их слову равномотивированны.

Словообразовательная парадигма в современном русском языке может насчитывать от 2 до 20 и более членов. Например,

1) зоркий → зорко2) кочегар → кочегарка

→ зоркость→ кочегарный

→ кочегарить

3) греть → греться

→ грелка

→ взгреть

→ выгреть

→ догреть

→ нагреть

→ недогреть

→ огреть

→ обогреть

→ отогреть

→ перегреть

→ погреть ит.д.

Самой ёмкой, самой сложной и многомерной комплексной единицей словообразования является словообразовательное гнездо.

Словообразовательное гнездо — «совокупность однокоренных слов, упорядоченная отношениями словообразовательной производности» (А.Н. Тихонов). Составными частями словообразовательного гнезда являются словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы. Словообразовательное гнездо выявляет ступенчатый характер словообразования и демонстрирует синтагматические и парадигматические отношения между однокорневыми словами. Во главе гнезда стоит одно слово (вершина гнезда), которое обязательно непроизводно. Остальная часть гнезда состоит только из производных от вершины слов. Например, словообразовательное гнездо с вершиной РЫБА имеет следующую схему строения:

рыб-к-а

рыб-оньк-а

рыб-иц-а

рыб-ёшк-а

рыб-чонк-а

рыб-ищ-а

рыб-ин-а

рыб (а) → рыбач-к-а (черед. к – ч)

рыбач-ий(черед. к – ч) → по-рыбач[ј-и] [по-рыбачьи]

рыб-ак → рыбац-к(ий) (черед. к – ц) → по-рыбацк-и[по-рыбацки]

рыбач-и-ть (черед. к – ч) → по-рыбачить

рыб-ий→ по-ры [б ј-и][по-рыбьи]

рыб-н-ый

без-рыб-н-ый

рыб-о-лов → рыболов-ств-о1

рыб-о-лов-н-ый

рыб-о-лов-ств-о2

По мнению А.Г. Лыкова, словообразовательному гнезду свойственно три типа отношений – синтагматические, парадигматические и иерархические. Иерархические отношения – это отношения подчинения – подчинённости: «команда», идущая сверху вниз – это подчинение; «команда», идущая снизу вверх – это подчиненность.

Число слов в русском словообразовательном гнезде очень различно. В среднем в русском гнезде содержится 10-12 слов. Есть гнёзда, которые включают несколько сотен производных слов. Например, гнездо с вершиной ХОДИТЬ содержит 470 слов; гнездо с вершиной ВЕСТИ – 507 слов; гнездо с вершиной ДВА – 547 слов. Одиночное слово, т.е. слово, не имеющее в современном русском языке ни одного «родственника», тоже можно назвать гнездом, но нулевым гнездом. Одиночные слова: айсберг, амплуа, беркут, бигуди.

Мотивирующие и мотивированные слова, имеющие общий корень, объединяются в словообразовательные гнезда. Например:

педагог → педагогика → педагогический1

→ педагогичный → педагогично

→ педагогичность

→ непедагогичный

→ педагогический2 → педагогически

→ антипедагогический

Взаимоотношения между словами в словообразовательном гнезде неоднородны. Слова могут находиться между собой в отношениях непосредственной мотивированности, опосредованной мотивированности, разномотивированности и равномотивированности.

Отношения непосредственной мотивированности возникают между мотивирующим и мотивированным словами, имеющими общий корень, отличающимися друг друга на один словообразовательный шаг (т. е. на одно словообразовательное средство). Данный словообразовательный шаг предполагает наименьшую смысловую разницу между мотивирующим и мотивированным словами из всех слов словообразовательного гнезда.

Так, в отношениях непосредственной мотивированности из нашего примера находятся следующие пары слов: педагог — педагогика, педагогика — педагогический, педагогика — педагогичный, педагогичный — педагогично, педагогичный — педагогичность, педагогичный — непедагогичный, педагог — педагогический, педагогический — педагогически, педагогический — антипедагогический.

Отношения опосредованной мотивированности возникают между однокорневыми словами словообразовательного гнезда, отстоящими друг от друга более чем на один словообразовательный шаг. Чем больше словообразовательных шагов между мотивирующим и мотивированным словами, тем больше смысловая разница между ними.

Так, в отношениях опосредованной мотивированности из нашего примера находятся следующие пары слов: педагог — педагогический, педагог — педагогичный, педагог — педагогично, педагог — педагогичность, педагог — непедагогичный, педагогика — педагогично, педагогика — педагогичность, педагогика — непедагогичный, педагог — педагогически, педагог — антипедагогический.

Отношения разномотивированности возникают тогда, когда одно и то же слово мотивируется двумя словами.

Так, в отношениях разномотивированности из нашего примера находятся, с одной стороны, мотивированное слово педагогический, а с другой стороны, мотивирующие его слова педагогика и педагог.

Другой пример: слово неграмотно мотивируется словами неграмотный и грамотно.

Отношения равномотивированности возникают в том случае, когда одно слово является мотивирущим сразу для двух и более слов.

Так, в отношениях равномотивированности из нашего примера находятся, с одной стороны, мотивирующее слово педагогика, с другой стороны, мотивированные им слова педагогический и педагогичный; с одной стороны, мотивирующее слово педагогичный, а с другой стороны, мотивированные им слова педагогично, педагогичность, непедагогичный.

При установлении отношений непосредственной мотивированности необходимо учитывать, что в одних случаях лексическое значение мотивированного слова полностью складывается из «суммы» значений словообразовательной базы и словообразовательного средства (например, стол-ик = «стол+маленький», мыш-онок = «мышь+детеныш», муравей-ник = «муравей+ жилище», мам-ин= «мама+принадлежащий» и др.), а в других случаях лексическое значение мотивированного слова не является простой суммой составляющих его частей (например, если слово читатель обозначает человека, который читает, то слово писатель обозначает человека, который не просто пишет, а пишет литературные произведения, т.е. занимается писательским творчеством; белоручка — лицо, чуждающееся какой-либо работы, и т. д.).

Свойство мотивированного слова иметь лексическое значение, которое полностью не вытекает из «суммы» значений составляющих его частей, называется фразеологичностью (идеоматичностью) семантики.

Значение мотивированного слова не всегда основывается на самых типичных признаках мотивирующего слова. В одних случаях такие пары мотивирующих и мотивированных слов связаны отношениями метафорической (переносной) мотивированности (например, попугай — попугайничать, т. е. «повторять чужие мысли и слова», ишак — ишачить и др.), в других случаях мотивирующее и мотивированное слова связывает периферийная (окраинная) мотивированность (например, полк — полковникв значении «командирское звание в сухопутных и воздушных войсках», госпиталь — госпитализировать и др.).

 







Сейчас читают про: