Билет № 1
1. Классификация персонала.
Персонал (от латинскогоpersonalis -- личный) - это весь личный состав работающих, постоянные и временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие, совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация, совокупность сотрудников организации, работающих по найму при наличии трудовых отношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом).
Базовой является классификация по категориям работников. Эта классификация предусматривает выделение двух основных частей персонала по участию в процессе производства - рабочих и служащих.
Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание.
Служащие, или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта - реализация и контроль исполнения решений.
|
|
Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты.
Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решении и наличии в подчинении других работников
Специалистов предприятия можно разделить на три основные группы в зависимости от результатов их труда:
функциональные специалисты управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (референты, экономисты, бухгалтеры, финансисты, маркетологи и др.);
специалисты - инженеры, результатом деятельности которых является конструкторско-технологическая или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, конструкторы, строители, проектировщики и др.);
служащие - технические специалисты (машинистки, операторы, курьеры, лифтеры, кладовщики, официанты и др.), выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе.
2. Вводный, первичный инструктаж на рабочем месте
Билет № 2
1. Определение управления персоналом. Объект и субъект управления.
Чтобы раскрыть содержание этого специфического вида управленческой деятельности, уточним сначала, что является объектом и субъектом управления.
|
|
Объект управления - это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады). Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.
В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.
сущность управления персоналом - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников.
2. Вводный, первичный инструктаж на рабочем месте
Билет № 3
Принципы управления по А.Файолю
1. Разделение труда | Повышение количества и качества производства при затрате тех же условий. Это достигается за счет сокращения числа целей. Результатом является специализация функций и разделений власти. |
2. Полномочия и ответственность | Делегирование полномочий каждому работающему, а там где есть полномочия, возникает и ответственность. |
3. Дисциплина | Дисциплина предполагает выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины. |
4. Единство распорядительства, или единоначалие | Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником |
5. Единство руководства и направления действий | Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану |
6. Подчинение частных, личных интересов общим | Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом. |
7. Вознаграждение | Получение работниками справедливого вознаграждения на работу. |
8. Централизация | Правильное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов |
9. Иерархия или скалярная цепь | Иерархия, или скалярная цепь, — это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка — сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации. ("цепь начальников") |
10. Порядок | Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте. |
11. Справедливость | Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи |
12. Стабильность персонала(постоянство состава) | Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. |
13. Инициатива | Инициатива — это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы. |
14. Корпоративный дух (единение персонала) | Гармония, единение персонала — большая сила в организации. |
|
|
В задаче были использованы методы: Разделение труда, Единство распорядительства, или единоначалие, Дисциплина.
2.Целевой
Билет № 4
1. Пирамида потребностей А. Маслоу
2.Всем рабочим работающим и обслуживающим данные станки необходимо провести целевой инструктаж
Билет № 5
1. Модели Х и У Дугласа МакГрегора
2. Внеплановый
Билет № 6
1. Авторитарный стиль руководства
Авторитарный стиль руководства предполагает концентрацию монопольной власти в руках руководителя, единоличное принятие решений, определение лишь непосредственных задач (перспективные цели не доводятся) и способов их достижения.
Характерные черты авторитарного стиля:
догматичность руководителя;
отсутствие доверительности к подчиненным;
запреты;
жесткая требовательность к подчиненным
угроза наказания;
позиция руководителя –вне коллектива;
связи между подчиненными сведены до минимума и проходят, как правило, под контролем руководителя;
официальная дистанция между руководителем и подчиненными;
мелочная опека;
оценка носит субъективный характер;
эмоции в расчет не принимаются;
расходуется много времени и энергии на поиск и «распекание» виновных.
Авторитарный руководитель ориентируется на формальную власть и применение прав, вытекающих из нее, на нем замкнута всяделовая информация, мнение руководителя решающее, деловые распоряжения краткие, в общении преобладает официальность, тоннеприветливый.
Такой стиль в сочетании с особыми чертами характера приводит к нетерпимости к любым возражениям и предложениям подчиненных, которые расходятся с его личным мнением, унижению человеческого достоинства и проявлению грубости в общении с подчиненными.
Авторитарный стиль неизбежен в ситуациях, близких к экстре-мальным и кризисным, а также оправдан в коллективах с неразвитыми материальными и высшими потребностями.
2. Внеплановый
Билет № 7
1. Демократический стиль руководства
Демократический стильруководства предполагает делегирование части задач из сферы деятельности руководителя вместе снеобходимыми полномочиями подчиненным, выработку коллективных решений с участием непосредственных исполнителей, умение ценить мнение подчиненных.
|
|
Характерные черты демократического стиля:
не монополизируется информация, она максимально открыта и доступна всем членам коллектива;
инструкции выдаются в форме советов;
предоставляется возможность подчиненным самим выбирать наилучший способ решения возникающих проблем;
руководитель остается доступным для дискуссий, обсуждений предложений и консультаций;
позиция руководителя – внутри коллектива;
оценка носит объективный характер;
побуждение в сотрудниках чувства собственного достоинства;
способствование повышению инициативы, активности и самостоятельности;
товарищеский тон.
Руководители демократического стиля хотя и пользуются формальной властью, но серьезные административные наказания применяютредко, практикуют замечания и порицания в конструктивной и не оскорбительной форме.
Демократический стиль имеет своей главной чертой наличиепостоянного контакта с людьми, поощрение самостоятельности.
При этом стиле руководства отсутствует агрессивность в отно-шениях друг к другу, поощряется творчество, дружелюбие. Его следуетприменять при условии заинтересованности работников в получениирезультатов, инициативности и ответственности.
2. Внеплановый
Билет № 9
1. Либеральный стиль руководства
Либеральный стильруководства предполагает такуюпозицию, при которой каждый сотрудник вносит свой творческий вкладв решение общей задачи. Такие руководители полагаются на своихподчиненных, предоставляя им возможность устанавливать свои собственные цели и способы их достижения. В крайнем случае, достигается соглашение о конечной цели деятельности и ограничениях, в рамкахкоторых необходимо их достичь. И если такое соглашение руководителяс подчиненными по обоим направлениям (целям и ограничениям) достигнуто, руководитель разрешает им принимать решения самостоятельнои только изредка контролирует их действия. Руководитель либеральногостиля понимает свою задачу в том, чтобы облегчить работу своих подчиненных путем предоставления им необходимой информации и действовать главным образом в качестве посредника с внешним окружением.
Данный стиль руководства эффективен в коллективах работников с высоким уровнем знаний, умений, навыков, с потребностями внезависимости, в творчестве, и в большей степени свойственен научным и проектным организациям. В то же время свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.
Негативные последствия либерального стиля руководства проявляются:
в слабом закреплении обязанностей и ответственности;
в полном согласии с мнением подчиненных;
в панибратских отношениях с ними;
в непредсказуемых ситуациях и конфликтах во внутриколлективных отношениях;
в состоянии неуверенности и отсутствии целеустремленности работников.
Негативное проявление либерального стиля проистекает не из стремления способствовать большей самостоятельности подчиненных, а скорее из недостаточной способности руководителя ставить четкие цели, давать четкие указания, поощрять за заслуги и делать замечания.
2. Вводный инстуктаж
Билет № 9
1. Схема принятия рационального решения
2. Целевой
Билет № 10
1. Организационно – распределительнаядокументация
Система организационно-распорядительных документов включает в себя: Информационно-справочные материалы. К ним относят корреспонденцию (телеграммы, письма и пр.), объяснительные и докладные записки, акты, договоры, обзоры, заключения, справки и так далее.
Организационные документы. Они определяют правовой статус и ключевые направления деятельности предприятия, учреждения, а также структурных подразделений. К ним относят правила, уставы, штатные расписания, инструкции, положения и пр.
Распорядительные документы организации. Ими оформляются разнообразные поручения коллегиальных органов и должностных лиц. Вместе с этим данные акты выступают в качестве средств передачи письменных распоряжений конкретным лицам и подчиненным. К ним относят решения, постановления, приказы, указы и так далее. Приведенный перечень не считается исчерпывающим. Организационно-распорядительными являются также документы по личному составу. К ним относят карточки, справки, заявления, характеристики.
2. Внеплановый
Билет № 11
1. Хронометраж– это метод изучения затрат рабочего времени путем наблюдения и измерения отдельных повторяющихся элементов операции.
При хронометраже объектом изучения является производственная операция или ее элементы, выполняемые рабочим или их группой на определенном рабочем месте.
Цели проведения хронометража:
1) установление норм времени на операцию;
2) проверка и уточнение применяемых норм;
3) изучение методов и приемов передовых рабочих;
4) получение исходных данных для разработки нормативов времени.
Хронометраж бывает непрерывный, выборочный и цикловой.
Выборочный хронометраж применяется для изучения отдельных элементов операций независимо от их последовательности.
Когда трудно измерить затраты времени на короткие элементы операции (3-5 сек) применяется цикловой хронометраж.
Цикловой хронометраж заключается в том, что последовательные приемы объединяются в группы с разным составом изучаемых элементов. На основании замеров длительности выполнения групп элементов определяется длительность каждого элемента операции. Например, имеются приемы а, б, в. Они могут быть объединены в три группы:
А=а+б;
Б=а+в;
В=б+в.
Путем наблюдений определяется время выполнения каждой группы А, Б, В. Пусть А=4сек, Б=5сек, В=6сек. Эти величины суммируются: А+Б+В= 2а+2б+2в. Обозначив сумму через С получим: С= (А+Б+В) / 2 = (4+5+6) / 2 = 7,5 сек.
Получим три уравнения с неизвестными а, б, в.
а = С-В=7,5-6=1,5 сек;
б = С-Б=7,5-5=2,5 сек;
в = С-А=7,5-4=3,5 сек.
После их решения находится время выполнения отдельных элементов. Наблюдатель визуально с помощью секундомера ведет отсчет результатов замера и заносит их в карту наблюдения. Можно использовать хронограф, тогда наблюдатель освобождается от отсчетов и записи показаний времени.
Проводить хронометраж следует через 50 – 60 мин после начала работы, то есть по окончании периода врабатываемости. Рекомендуется делать замеры за 1,5 – 2 часа до окончания работы. Это позволяет точнее определить затраты труда. В начале и в конце смены – нецелесообразно.
2. Инструктаж не требуется, т.к. он отсутствовал меньше месяца
Билет № 12
1. Резюме