Организация работы в условиях СПЭР функциональных подразделений госпиталя (отдельного медицинского батальона, медицинской роты)

6.2.1. Приемное отделение. В задачи приемного отделения входят: прием, регистрация и медицинская сортировка поступающих больных; взятие материала для лабораторного исследования; оказание больным неотложной медицинской помощи; проведение полной санитарной обработки поступающих больных; доставка больных в лечебные отделения; дезинфекция обмундирования больных, санитарного транспорта и носилок.

В составе приемного отделения необходимо иметь: сортировочный пост; смотровые комнаты (не менее двух); санитарный пропускник для больных; комнату для дежурного медицинского персонала; кладовую для хранения обмундирования больных; площадку для дезинфекции санитарного транспорта и носилок.

Сортировочный пост оборудуется при въезде в зону строгого режима. Для работы на нем выделяется фельдшер, а в необходимых случаях—врач-инфекционист или специалист по опасным инфекциям.

На сортировочном посту на основании сопроводительных документов, сбора эпидемиологических данных и осмотра больного производятся предварительная сортировка больных и направление прибывающих в соответствующую смотровую комнату.

Санитарный транспорт после выгрузки больного направляется на специально оборудованную площадку дезинфекции транспорта и носилок.

Медицинский персонал и водитель, доставившие больного, проходят санитарную обработку в санитарном пропускнике для медицинского персонала. При прохождении полной санитарной обработки защитная одежда сопровождающих передается в камерную дезинфекцию с выдачей обменного комплекта за счет имущества госпиталя.

После санитарной обработки и приема средств экстренной профилактики сопровождающие больного лица продолжают выполнять свои служебные обязанности.

Площадка для дезинфекции транспорта, носилок и имущества санитарных машин размещается в удобном для въезда и выезда месте с расчетом исключения встречного потока транспорта.

На площадке под навесом размещается все имущество, необходимое для дезинфекции: емкости с дезинфицирующими растворами, аппаратура для дезинфекции, ветошь. По периметру места дезинфекции транспорта роются канава и яма для сбора отработанных дезсредств. Оборудуется место обменного фонда обеззараженных носилок.

Дезинфекцию санитарного транспорта проводит санитар из приемного отделения под руководством санитарного инструктора-дезинфектора. По окончании обеззараживания транспорта в кузов автомобиля загружаются санитарные носилки из обменного фонда, после этого разрешается выезд машины с территории лечебного учреждения.

Как правило, смотровых комнат оборудуется не менее двух. Первая предназначается для больных с установленным диагнозом опасного заболевания, вторая—для больных с подозрением на заболевание опасной инфекцией. В них устанавливаются шкафы для медикаментов, столы для регистратора, стерилизаторы, кушетки для осмотра больных, стулья. Смотровые оснащаются всем необходимым для оказания неотложной медицинской помощи больным (медикаментозные средства, перевязочный материал, кислородно-дыхательная аппаратура, предметы ухода за больными).

В смотровых проводится регистрация поступающего на лечение, взятие материала для лабораторного исследования, оказание неотложной медицинской помощи по жизненным показаниям. В истории болезни кратко указываются основные жалобы, объективные признаки заболевания, эпидемиологические данные, выставляется предварительный диагноз, указываются лечебные и диагностические назначения, время забора и характер взятого на исследование материала, определяются характер санитарной обработки и способ доставки больного в лечебное отделение, а также объем оказанной медицинской помощи.

Все записи в историях болезни ведутся шариковой ручкой или простым карандашом, перед выносом они обрабатываются путем погружения на 1-2 мин в дезраствор и затем передаются в санитарный пропускник.

Полной санитарной обработке подлежат все больные, поступающие в лечебное учреждение. Для этих целей оборудуются, как правило, два санитарных пропускника. Один предназначается для полной санитарной обработки больных опасной инфекцией, другой - для больных с подозрением на заболевание опасной инфекцией. В них также производится дезинфекция одежды, обуви поступающих больных, госпитального белья, постельных принадлежностей. Для осуществления данного объема работ выделяется ДДА. Помещение санитарного пропускника делится на три отделения: раздевальное, моечное и одевальное. В раздевальном отделении больные самостоятельно или при помощи санитаров снимают обмундирование и белье. Белье и обмундирование больных складываются в мешки, которые снаружи орошаются дезраствором, а при необходимости пересыпаются дезинсекционными средствами и направля­ются на камерную дезинфекцию. К каждому мешку прикрепляется бирка. Сапоги связываются, маркируются и подвергаются камерной или влажной дезинфекции. Дезинфекция документов и ценных предметов, не выдерживающих обеззараживания камерным или влажным способом, производится с помощью комплекта для газовой дезинфекции в специально оборудованном для этих целей ящике. С этой целью документы и ценные предметы вкладываются в открытые конверты или полиэтиленовые пакеты. После дезинфекции документы и другие ценные вещи в пакетах с соответствующей маркировкой передаются на хранение в управление лечебного учреждения. Обмундирование, белье и обувь после камерной дезинфекции направляются через передаточный пункт на хранение в склад для личных вещей больных.

В моечном отделении носилочные больные проходят са­нитарную обработку при помощи санитаров на специально оборудованных сетевидных носилках с использованием мяг­кого шланга, ходячие больные моются под душем. Вода после санитарной обработки больных собирается в емкости и дезинфицируется. В одевальном отделении больные оде­ваются в госпитальное белье и направляются в соответствующее инфекционное отделение.

6.2.2. Инфекционное отделение (нештатный инфекционный изолятор). Лечебное учреждение (часть, подразделение), как правило, развертывается для приема и лечения больных одной опасной инфекцией. В силу этого задачи, схемы развертывания и организация работы инфекционных отделений одинаковы.

Инфекционные отделения предназначены для:

размещения больных опасной инфекцией и оказания им специализированной медицинской помощи;

установления окончательного диагноза заболевания;

обеспечения больных опасной инфекцией рациональным лечебным питанием;

контроля за полнотой выздоровления;

военно-врачебной экспертизы больных.

В каждом инфекционном отделении оборудуются палаты для больных с соответствующим числом коек, медицинский пост, буфетная, комната для умывания, туалет, кладовая и др.

Палаты в инфекционных отделениях боксируются. Больных группируют и размещают с учетом вида, клинической формы заболевания и степени опасности для окружающих. Палаты для больных с легочной формой чумы и натуральной оспой по возможности оборудуются фильтровентиляционными устройствами. По мере выздоровления выделяются палаты для реконвалесцентов, в которых устанавливается определенный режим поведения больных. Реконвалесценты после перенесенной опасной инфекции не могут привлекаться к выполнению обязанностей палатных санитаров, санитаров-носильщиков и на хозяйственные работы в пределах зоны строгого противоэпидемического режима.

Буфетная предназначается для организации питания больных. В ней выделяется одна половина для хранения чистой посуды (термосы, кастрюли, тарелки, миски, кружки, вилки, ножи) и разделения готовой пищи по палатам, другая—для мытья и обеззараживания посуды и дезинфекции пищевых отходов. Питание больных организуется в лечебных палатах. В установленное время перед завтраком, обедом и ужином буфетчица доставляет на передаточный пункт термосы, кастрюли. С передаточного пункта пища буфетчицей доставляется в буфетную, разделяется по числу больных в каждой палате (в ведра, кастрюли, чайники) на порции и разносится в палаты. Во время раздачи пищи буфетчице помогает дежур­ная медицинская сестра. Для лежачих больных пища ставится на прикроватные тумбочки, остальные принимают пищу за столом, установленным в палате.

Столовая посуда от больных собирается и доставляется в моечную буфетной, освобождается от остатков пищи, моется в двух водах и кипятится. Остатки пищи заливаются дезинфицирующим раствором в ведрах с крышками, а за­тем уничтожаются в установленном порядке. В полевых условиях оборудуются выгребные ямы с крышками, которые подвергаются ежедневной дезинфекции. В стационарных условиях отходы собираются в наполнительные емкости, дезинфицируются и сливаются в канализацию. Твердые отходы сжигаются в мусоросжигательной печи (Приложение 10).

Медицинский пост развертывается в отдельной комнате, в которой устанавливаются: шкаф для хранения расходных лекарственных препаратов, шприцев, термометров, систем для переливания крови и т. д.; столы, предназначенные для работы врача и медицинской сестры с историями болезней (врач производит ежедневные записи дневников в историях болезни, делает лечебные и диагностические назначения, а медицинская сестра производит выборку врачебных на­значений); шкафы для хранения аппаратуры, инструментов, предметов для забора материала и ухода за больными, госпитального белья, элементов защитной одежды и другого имущества.

Здесь же проводится обеззараживание (дезинфекция и предстерилизационная очистка) изделий медицинского назначения, которые затем стерилизуются (Приложение 10). Дежурная медицинская сестра готовит все необходимое для выполне­ния лечебных и диагностических назначений больным, а затем выполняет их.

Через медицинский пост осуществляются заявки на получение медикаментов, имущества для отделения. Здесь также производится устранение дефектов иди замена отдельных частей защитной одежды. На медицинском посту целесообразно иметь необходимые инструктивные документы, регламентирующие работу с больными опасной инфекцией; схему экстренной профилактики и правила действий при аварии; схемы лечения больных; порядок дезинфекционной обработки различных объектов и предметов, правила отбора проб на исследова­ние; графики смен дежурных бригад, работы передаточных пунктов и т. д.

Работа медицинского персонала в инфекционных отделениях осуществляется посменно. Круглосуточно в отделениях дежурят медицинские сестра и санитар, которые работают в противочумном костюме соответствующего типа, поэтому меняются через каждые 3—4 ч. В дневное время, кроме того, работают старшая медицинская сестра и буфетчица.

Врачебный обход больных проводится в утренние часы. После осмотра их врачом производятся записи в историях болезни, уточняются лечебные и диагностические назначе­ния. Ежедневно медицинская сестра делает выборку назначений из историй болезни. Работа медицинского персонала с историями болезней производится на медицинском посту. В лечебные палаты медикаменты доставляются только для однократного приема.

Выход из палат больным запрещается. Каждый больной обеспечивается индивидуальными предметами ухода (поильник, плевательница, судно, мочеприемник). Им запрещается пользоваться общим туалетом. Ванные и туалеты должны быть постоянно закрыты на ключ. Туалеты открываются лишь для слива обеззараженных выделений. Обеззараживание выделений осуществляется в суднах, мочеприемниках, плевательницах.

6.2.3. Провизорное отделение. Провизорное отделение предназначается для размещения больных, подозрительных на заболевание опасной инфекцией. Здесь производятся их обследование и лечение до установления окончательного диагноза. При подтверждении диагноза заболевания опасной инфекцией больной пе­реводится в одно из инфекционных отделений. Если при клиническом, рентгенологическом и лабораторном обследо­вании диагноз опасной инфекции не подтверждается, он после излечения проходит соответствующий карантин и выписывается в часть.

Палаты провизорного отделения должны быть небольшими по площади и размещение больных должно быть по 1—2 человека. При отсутствии таких помещений палаты должны боксироваться на отсеки для 1—2 человек. В каждой палате (отсеке) по числу больных предусматривается соответствующее количество коек, прикроватных тумбочек и предметов ухода за больными.

Внутреннее оборудование, предназначение медицинского поста, буфетной и организация работы в провизорном отделении такое же, как и в инфекционном отделении.

6.2.4. Лабораторное отделение. Лабораторное отделение предназначается для проведения бактериологических и клинических исследований мате­риалов, взятых от больных (подозрительных) и реконвалесцентов. Его работа в соответствии с СП 1.3.1285-03 «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности».

В отделении выполняются первичные лабораторные исследования материалов, способствующие своевременной диагностике и лечению больных, а также повторные обследования в процессе динамического наблюдения для контроля за эффективностью проводимого лечения. Основное ме­сто в работе лаборатории занимают контрольные исследования у реконвалесцентов перед выпиской и для оформления экспертных решений военно-врачебных комиссий.

Лаборатория должна располагаться в отдельном здании или изолированном помещении. В нестационарных условиях она может размещаться в приспособленном и оборудованном здании, палатках, автолабораториях и т. д., но все они должны обеспечивать поточность движения заразного материала и соблюдение пра­вил безопасности при работе с возбудителями опасных инфекций.

В лаборатории должен иметься следующий минимальный набор помещений:

комната для проведения клинических лабораторных анализов;

подготовительные комнаты (препараторская, лаборантская);

бактериологическая комната (бокс);

моечная;

раздельные комнаты для обеззараживания и стерилизации материала;

комната для приготовления и разлива питательных сред;

помещение для зоопаразитологических работ;

комнаты для работы с зараженным материалом (для приема и первичной обработки заразного материала, для работы с заразным материалом, для содержания зараженных биопробных животных);

комната для записей и временного отдыха;

санпропускники;

подсобные помещения.

Работа в лаборатории проводится в противочумном костюме соответствующего типа.

Материал на исследование поступает в лабораторию через передаточные пункты отделений в специально приспособленной металлической посуде в закрытом виде с сопроводительной запиской. В установленное время выписанные анализы относятся на передаточные пункты личным составом лаборатории. Рабочие столы в лаборатории должны быть покрыты пластиком, клеенкой или полиэтиленовой пленкой, облегчающими проведение текущей и заключительной дезинфекции на столах.

Работа, связанная с первичной обработкой материала, производство посевов, заражение и вскрытие животных осуществляются над поверхностями с дезинфицирующим раствором.

Вся посуда с культурами, посевами, зараженными животными и другим заразным материалом надписывается тщательно, с подробным обозначением засеянного материала и указанием даты посева или заражения животных. Категорически запрещается непосредственное пипетирование ртом, для этих целей следует применять груши и автоматические устройства. Также запрещается фиксировать нагреванием мазки из материала, зараженного или подозрительного на зараженность возбудителями опасных инфекций. Для фиксации рекомендуется использовать 96% этиловый спирт с эфиром. Категорически запрещается оставлять после окончания работы на открытых местах или в незапечатанных холодильниках и термостатах нефиксированные мазки, чашки Петри, пробирки и другую посуду с заразным или подозрительным материалом, а также подписанную, но незасеянную посуду с питательными средами. По окончании работы с заразным или подозрительным материалом сотрудник лаборатории обязан убрать материал со стола, обработать стол дезинфицирующим раствором, а руки после обеззараживания 70% спиртом тщательно вымыть водой с мылом. Перенос культур в процессе работу из термостатов, шкафов и холодильников производят в специальных ящиках с влагонепроницаемым дном. Ящики должны подвергаться дезинфекции в конце рабочего дня.

Уборку помещений заразного отделения, в том числе лабораторных столов, кормление зараженных животных производит лаборант или препаратор. Полы во всех комнатах заразного отделения моют только дезинфицирующим раствором. Весь мусор, собранный в помещении лаборатории, обеззараживают погружением в дезинфицирующий раствор или сжиганием (Приложение 10).

 

6.2.5. Рентгеновский кабинет.  При отсутствии в составе лечебного учреждения рентгеновского кабинета последний развертывается за счет сил и средств усиления вышестоящего медицинского начальника.

В период загрузки лечебного учреждения рентгенологическое обследование больных проводят с учетом медицинских показаний. При этом больные опасной инфекцией об­следуются отдельно от больных с подозрением на опасное заболевание. Для этого больных группируют и направляют в кабинет в определенной последовательности (первая очередь - больные с подозрением на опасное заболевание, а затем больные опасной инфекцией). После окончания массового поступления больных рентгенологическое обследование строится согласно разработанному графику. После обследования каждого больного производится дезинфекционная обработка оборудования и поверхностей (Приложение 10).

6.2.6. Хирургическое отделение. Отделение должно быть оснащено и оборудовано для оказания квалифицированной, а при возможности и специализированной помощи.

При организации работы хирургических бригад следует учитывать, что при использовании полного противочумного костюма продолжительность их работы сокращается до 3-6 ч.

Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится в соответствии с МУ 287-113 от 30.12.98 г. «Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения».

Для соблюдения правил дезинфекции при работе в условиях СПЭР (Приложение 10) необходимо:

все столы и аппаратуру покрыть легко дезинфицирующим материалом;

сократить до минимума количество необходимых предметов, аппаратов;

ограничить использование наркозных аппаратов, хирургические операции по возможности производить под местной анестезией или неингаляционным наркозом;

после каждой операции с применением наркозных аппаратов производить их дезинфекцию;

на удобных местах установить таз с дезраствором для обработки рук хирурга в ходе операции, бак с дезраствором для сбора снятых повязок, тампонов и т. д., таз для использованных хирургических инструментов;

в ходе операции хирурги и ассистенты периодически обязаны дезинфицировать руки в перчатках;

надевание и снятие защитной одежды медицинским персоналом производятся в санитарном пропускнике для медицинского состава, стерильные халаты разрешается надевать и снимать в предоперационной, халат помещать в мешок для камерной дезинфекции или сбрасывать в бак с дезраствором;

осуществлять в ходе операций и перевязок взаимный контроль за состоянием защитной одежды;

использованное операционное белье необходимо собирать в мешки, увлажнять их дезраствором и затем направлять на дезинфекцию, смену белья на операционном столе и дезинфекцию стола производить после каждого больного;

текущую дезинфекцию помещений производить не реже чем через 4 ч.

6.2.7. Дезинфекционный пункт. При работе в условиях СПЭР дезинфекционные мероприятия занимают одно из ведущих мест. Осуществление их в полном объеме требует создания, укомплектования и плановой подготовки дезинфекционных бригад, численный состав которых определяется объемом работ. Руководство проведением дезинфекционных мероприятий возлагается на одного из врачей, хорошо подготовленного по вопросам дезинфекции при опасных инфекциях. Для осуществления дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ в масштабе лечебного учреждения оборудуется дезинфекционный пункт.

В дезпункте содержатся запасы дезинфицирующих средств и аппаратура, а также осуществляются приготовление маточных растворов и централизованное распределение их по функциональным подразделениям лечебного учреждения Работу дезинфекционного пункта организует фельдшер или санитарный инструктор-дезинфектор.

При организации дезинфекционной работы необходимо уделять особое внимание контролю качества влажной дезинфекции (визуальному, химическому и бактериологическому методам контроля), а также контролю эффективности paботы дезинфекционных камер (термическому, бактериологическому). Поступающие в лечебное учреждение серии дезинфектантов проходят контроль на качество в лабораториях санитарно-эпидемиологических учреждений и применяются только после заключения об их пригодности.

Метод и средства обеззараживания определяются в каждом конкретном случае видом возбудителя, характером и объемом обеззараживаемого материала в соответствии с действующими инструкциями. В каждом отделении должен быть дезинфекционный уголок, который служит для выполнения дезинфекционных работ в отделении. Дезинфекционный уголок оборудуется и размещается рядом с помещением дежурного медперсонала. В нем выделяются рабочие местами для приготовления дезрастворов, хранения их, а также для хранения дезаппаратуры и индивидуальных средств защиты.

6.2.8. Патологоанатомическое отделение. Трупы людей, умерших от опасных инфекций или подозрительных на эти заболевания, за исключением умерших от контагиозной геморрагической вирусной лихорадки, подвергаются вскрытию. Для производства таких вскрытий в соответствии с требованиями строгого противоэпидемического режима используют типовые морги. Разрешается производить данную работу и в приспособленных помещениях. У дверей секционного помещения (внутри и снаружи) помещают коврики, пропитанные дезраствором. Вскрытие производят на секционном столе с бортиками, предохраняющими отекание сточных вод с краев, в центре которого вмонтирована трубка для сбора сточных вод в емкость c дезраствором. В тех случаях, когда не представляется возможность отключить сток с секционного стола, отверстие в столе плотно закрывают и стол накрывают медицинской клеенкой. На секционном столе раскладывают инструменты для вскрытия, в удобных местах устанавливают три емкости по 2 л с дезинфицирующим раствором (для обработки стола во время вскрытия, трупа, рук вскрывающего). На отдельном столике размещают стерильную посуду для взятия материала на бактериологическое и гистологическое исследование.

Вскрытие трупов производится патологоанатомом, знающим требования противоэпидемического режима вскрытия умерших от опасных инфекций, или в присутствии специалиста по опасным инфекциям. Работа по вскрытию ведется в противочумном костюме соответствующего типа. Во всех случаях дополнительно надеваются нарукавники и фартук из медицинской клеенки или полиэтиленовой пленки и еще одна пара резиновых перчаток.

Вскрытие трупа осуществляется при естественном освещении. В исключительных случаях, вызванных эпидемическими показаниями, вскрытие можно провести и при искусственном освещении. При исследовании трупов лиц, умерших от опасных инфекций, не рекомендуется пользоваться методом полной эвисцерации органов по Шору. Наиболее отвечающим требованиям режима работы с опасными инфекциями является метод «in situ» (на месте), не предусматривающий извлечения органов. При таком методе вскрытия инфицированные кровь, содержимое органов, полостей тела и желудочно-кишечного тракта стекают в полости трупа и тем самым уменьшается вероятность загрязнения окружающих предметов.

По ходу исследования трупа производится забор материала на необходимые виды лабораторного исследования. Результаты вскрытия фиксируются на отдельных листках бумаги простым карандашом или шариковой ручкой и перед выносом их подвергают дезинфекции.

При завершении вскрытия в полость черепа, грудную и брюшную полости необходимо вложить марлю, вату или ветошь, смоченную дезинфицирующим раствором, засыпать сухую хлорную известь или хлорамин. Труп зашивают обычным способом, обтирают дезинфицирующим раствором, одевают в соответствии с просьбами родственников, завертывают в простыню, смоченную дезраствором, и укладывают в гроб, на дно которого насыпают слой хлорной извести толщиной 10 см. Гроб предварительно изнутри обивают медицинской клеенкой. Швы обивки должны находиться на боковых стенках и накладываться сверху вниз во избежание затекания жидкости. Сверху на труп насыпают такое же количество хлорной извести. Крышку гроба забивают. После завершения вскрытия секционное помещение подвергается тщательной заключительной дезинфекции.

Общее руководство и ответственность за правильное транспортирование, захоронение трупа и последующую дезинфекцию возлагаются на санитарно-эпидемиологическое учреждение округа.

Труп лица, умершего от опасной инфекции, родственникам не выдается и захоронение производится с соблюдением требований противоэпидемического режима (см. также Приложение).

 

6.2.9. Санитарный пропускник для персонала госпиталя (отдельного медицинского батальона, медицинской роты). Санитарный пропускник предназначен для проведения полной санитарной обработки медицинского персонала, работающего в зоне строгого режима, надевания и снятия противочумной одежды. Развертывается он на границе зон строгого режима и ограничения силами приемного отделения.

Санитарный пропускник делится на три отделения и обеспечивается ДДА. В первом отделении, находящемся на территории зоны ограничения, медицинский состав снимает свою одежду, оставляя ее на вешалке, надевает противочумный костюм и направляется в зону строгого режима по своим подразделениям. Это отделение оснащается зеркалами, вешалками из расчета численности дежурной смены режимных отделений. На закрепленных за личным составом вешалках развешиваются промаркированные мешки с вложенными в них предметами защитной одежды. Под вешалками ставятся резиновые сапоги или другая обувь. Устанавливается также стол, на котором хранятся термометры, журнал регистрации температуры и средства экстренной профилактики.

Во втором отделении оборудуется душевая, третье отделение предназначается для снятия противочумной одежды. По окончании дежурства медицинский персонал в третьем отделении санитарного пропускника снимает противочумную одежду, во втором отделении принимает душ, а в первом - надевает свою одежду и переходит в зону ограничения.

Грязная противочумная одежда из третьего отделения обеззараживается в камере ДДА, а затем передается в первое отделение для повторного использования. Таким образом, переход медицинского персонала из одной зоны в другую возможен только через санитарный пропускник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: