Менеджмент как наука и искусство управления; как вид деятельности и принятия управленческих решений в организациях; как аппарат управления организациями. Основные категории менеджмента: управление, воздействие, субъект и объект управления, система управления, процесс управления, уровень управления. Роль менеджеров в организации. Требования, предъявляемые к профессиональной компетенции менеджеров. Специфика менеджмента в сфере туризма.
Туристская организация как объект управления
Понятие организации как группы лиц; как процесса; как состояния упорядоченности разрозненных элементов. Признаки организации. Этапы создания туристской организации. Стадии жизненного цикла организации. Внутренняя среда организации и ее переменные: цели, структура, задачи, технология, персонал. Организационная культура фирмы. Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия. Вертикальная и горизонтальная интеграция в сфере туризма. Объединение турфирм.
Функции, принципы и методы управления в туристской организации
|
|
Цикл управления. Взаимосвязь и взаимозависимость функций менеджмента. Сущность и содержание функций менеджмента. Принципы управленческой деятельности, сформулированные в рамках административной (классической) школы менеджмента. Понятие и классификация методов менеджмента. Организационно-административные методы управления в сфере туризма. Экономические методы управления в сфере туризма. Социально-психологические методы управления в сфере туризма.
Научные подходы менеджмента в управлении туристской организацией
Современные научные подходы к управлению: процессный, системный и ситуационный. Значение научных подходов менеджментадля туристской организации. Сущность и содержание процессного подхода, системного подхода и ситуационного подхода, их отличительные особенности. Определение системы, виды систем. Графическая схема туристской организации как открытой системы.
Планирование деятельности предприятий туристской индустрии
Сущность и виды планирования. Классификация целей туристского предприятия. Требования, предъявляемые к целям. Формулировка миссии, и ее значение для турфирмы. Понятие и этапы стратегического планирования. Сущность SWOT-анализа. Табличная форма результата SWOT-анализа. PEST-анализ и матрица БКГ как методы ситуационного анализа. Связь стратегического и тактического планирования в туристской индустрии.
Литература
1. Баумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме: учеб. Пособие для вузов / Л.В. Баумгартен. – М.: Издательский центр «Академия». 2007. – 352 с.
|
|
2. Скобкин С.С. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / С.С. Скобкин. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. – 448 с.
3. Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебное пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: КНОРУС, 2005. – 320 с.
4. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 448 с.
Маркетинг туризма
Выпускник должен:
знать: теоретические основы маркетинга туризма и специфические особенности формирования комплекса маркетинга в туризме;
уметь: применять полученные теоретические знания при анализе отраслевого рынка туристских продуктов и услуг;
владеть: навыками сбора, анализа и представления маркетинговой информации для формирования эффективного комплекса маркетинга в туризме
Теоретические вопросы к экзамену
Сущность и особенности маркетинга в туризме
Основные понятия маркетинга в туризме, задачи, функции, категории и ориентиры маркетинга в системе туристской деятельности. Основные элементы комплекса маркетинга, их роль и значение в формировании маркетинговой политики туристского предприятия. Специфика маркетинга в сфере туризма.
Система маркетинговых исследований в туризме
Сущность, виды и принципы маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований: опрос, наблюдение, эксперимент. Процесс маркетингового исследования. Основные направления маркетинговых исследований в туризме.
Продуктовая политика туристского предприятия
Продуктовая политика. Формирование продуктовой политики туристского предприятия. Управление продуктовой номенклатурой туристского предприятия. Жизненный цикл туристского продукта. Разработка и внедрение на рынок нового туристского продукта. Продуктовые стратегии туристского предприятия.
Ценовая политика туристского предприятия
Формирование ценовой политики туристского предприятия. Цена как важнейший элемент туристского рынка. Цели и методы ценообразования в туризме. Маркетинговые стратегии ценообразования, применяемые в практике туризма.
Сбытовая политика туристского предприятия
Формирование сбытовой политики. Выбор каналов сбыта туристским предприятием. Выбор торговых посредников и организация взаимодействия с ними. Управление каналами сбыта.
Коммуникационная политика туристского предприятия
Сущность и отличительные особенности маркетинговых коммуникаций. Формирование коммуникационной политики туристского предприятия. Комплекс маркетинговых коммуникаций: реклама, личная продажа, стимулирование сбыта, связи с общественностью.
Литература
1. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг туристских услуг [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. А. Джанджугазова. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2008. - 224 с.
2. Дурович, А.П. Маркетинг туризма [Текст]: учебное пособие / А. П. Дурович. - Минск: Современная школа, 2010. - 320 с.
3. Восколович, Н.А. Маркетинг туристических услуг [Электронный ресурс]: учебник / Н. А. Восколович. - 2-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 208 с. on-line.
4. Саак, А. Э. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учебное пособие / А. Э. Саак, Ю. А. Пшеничных. - Москва: Питер, 2007. - 480 с.