Роль малого предпринимательства в экономике

Субъекты малого предпринимательства, особенно малые предприятия существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Они имеют важное социально-экономическое значение, так как способны обеспечить социальную и политическую стабильность, смягчать последствия структурных изменений, быстро адаптироваться к меняющимся потребностям рынка. Они вносят значительный вклад в региональное развитие, используют технические и организационные нововведения.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

• численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

• вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

• вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и регионального бюджетов;

• ростом численности занятого трудоспособного населения на малых предприятиях, вкладом в сокращение числа безработных;

• насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), удовлетворяющих потребности населения;

• навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

Так по данным Госкомстата РФ, удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях страны составил (в процентах): среднесписочная численность работников – 14,3; выпуск товаров и рыночных услуг – 6,7; инвестиции в основной капитал – 2,8. В 2002 г. сбыт продукции (работ, услуг) произведенных малыми предприятиями, составил 1160,8 млрд. руб., инвестиции в основной капитал – 49,7 млрд. руб.

Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

• формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

• расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг)и культуры обслуживания;

• приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

• содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

• привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают своп капиталы вдело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

• создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

• более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производств налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

• формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

• активизация научно-технического прогресса;

• освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

• содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;

• освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.

 

7.6.  Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются: оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др. Из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого предпринимательства, составляет не менее 51 % общего размера капитала.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, оборудования в лизинг. Так, в Москве для обеспечения условий аренды и приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд малого предпринимательства правительство Москвы организует открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений, земельных участков; открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительных объектов, чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры.

Финансирование программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве осуществляется за счет средств городского бюджета; средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве; средств Фонда занятости и московского Фонда поддержки малого предпринимательства; других внебюджетных источников финансирования, добровольных взносов юридических и физических лиц и иных не запрещенных источников.

Субъекты малого предпринимательства, заинтересованные в реализации городских программ и проектов и претендующие на финансовую поддержку своих проектов, представляют следующие документы:

• заявку на получение финансовой поддержки по установленной форме;

• следующие приложения к заявке по установленной форме: паспорт предприятия; личная анкета руководителя предприятия-заявителя; описание предпринимательского проекта;

• бизнес-план проекта в соответствии с установленными методическими рекомендациями;

• следующие документы: копию регистрационной карты Реестра малых предприятий Москвы; копии учредительных документов предприятия-заявителя; копии бланков и отчетов о финансовых результатах предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией; перечень основного имущества предприятия-заявителя; документы, подтверждающие наличие производственных помещений, дополнительные документы, имеющие отношение к проекту (по усмотрению заявителя).

  К сожалению,  за последние годы государственная поддержка малого предпринимательства сократилась, что негативно сказалось на его развитии. Поэтому Государственный совет РФ принял Концепцию государственной поддержки и развития малого предпринимательства в стране, в которой намечено активизировать все формы государственной поддержки, устранить административные барьеры, мешающие развитию малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

8. Предпринимательская тайна

8.1. Сущность предпринимательской тайны

Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую организацию, так и связанных с ней партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех факторах ее развития является условием выживания ее в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени безрискового развития. Конкуренты фирмы могут получать достоверную информацию о ее деятельности различными способами, чтобы добиться лучших успехов на рынке.

В законодательных актах не сформулировано понятие предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской, налоговой и военной тайны. Так, в ст. 139 ГК РФ установлено следующее: информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда данная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

В ст. 26 «Банковская тайна» Закона РФ от 26.12.1996 № 14 – ФЗ «О банках и банковской деятельности» говорится, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

В ст. 32 части первой НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, которую составляют любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением следующих сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Предпринимательская тайна – широкое комплексное понятие, включающее любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет собой интегрированную совокупность производственной, технической (технологической), коммерческой и служебной тайны, сохранение которых обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.

Предпринимателю, прежде чем принять меры по защите предпринимательской тайны, необходимо дать правильные ответы на следующие вопросы:

• какие сведения нельзя скрывать, защищать от получения информации о них?

• какие сведения экономически нецелесообразно скрывать от физических и юридических лиц?

• какие сведения о деятельности организации подлежат обязательной охране?

При ответах на эти и другие вопросы необходимо не только руководствоваться экономическими соображениями и здравым смыслом, но знать законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок отнесения сведений к тому или иному типу тайны и устанавливающие определенный порядок их защиты.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.1991 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к таким сведениям относятся: учредительные документы организации; документы, дающие право на занятие определенными видами предпринимательской деятельности; документы о платежеспособности организации; сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест и др.

Федеральными законами установлена обязанность предпринимателей предоставлять и другие сведения по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и др. Но руководители организации (юрист) и другие должностные лица должны при этом четко руководствоваться соответствующими правовыми актами, регулирующими контрольную (проверяющую) и надзорную функции отдельных федеральных органов, их органов на местах и соответствующих должностных лиц.

8.2. Сведения, которые не следует разглашать, чтобы не нанести организации ущерб

Анализ деятельности предпринимательских организаций как за рубежом, так и в нашей стране позволяет сделать некоторые обобщения, позволяющие сформулировать перечень сведений, утечка которых может нанести ущерб предпринимательской деятельности. Эти сведения можно свести в отдельные группы, в зависимости от функций управления организацией:

а) планирование деятельности организации', совокупность планов развития организации; сведения о планах организации, планах освоения новых видов продукции, изменения ее ассортимента; перспективный план развития; план инвестиций; планы закупок и продаж и др.;

б) научно-техническое развитие организации, характер, цели и результаты проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретения, ноу-хау, новые прогрессивные идеи; проекты, рецептура, формулы, расчеты, чертежи, образцы новых видов продукции; программное обеспечение деятельности организации; технологические достижения, обеспечивающие преимущества в конкурентной борьбе; сведения о технологии изготовления, внедряемых перспективных технологических процессах; сведения о внедрении нового прогрессивного оборудования и др.;

в) финансово-экономическое положение организации: имущественное состояние организации; финансовые планы развития организации; уровень выручки и размеров получаемых доходов; долговые требования кредиторов; взаимоотношения с банками; кредитные и другие финансово-кредитные операции и др.;

г) маркетинговые исследования организации: обзоры состояния рынков сбыта товаров, результаты маркетинговых исследований; оригинальные методы изучения рынков сбыта; сведения о конъюнктуре товарных рынков; прогрессивные методы организации рекламной кампании; каналы продвижения товаров на новые рынки; конкурентные преимущества продукции (товаров, работ, услуг); уровень себестоимости и ценна товары; прогрессивные формы послепродажного обслуживания и др.;

д) договорные отношения с хозяйствующими партнерами: сведения о подготовке и ведении переговоров о заключении предпринимательских договоров; сведения и документы, имеющие отношение к предмету переговоров; условия заключения договоров (контрактов); количественные и качественные данные о заключенных договорах, включая сведения об объеме поставок продукции, ценах, о номенклатуре и количестве товаров по взаимным обязательствам фирмы и партнеров; сведения о предполагаемых торгах продукции и др.

Вышеперечисленные сведения не составляют перечень всей информации о фирме, которую целесообразно сохранять, не допускать утечки, особенно конкурентам. Но, принимая меры по защите информации, следует помнить, что чрезмерная закрытость информации может нанести ущерб фирме. При разработке мер по защите сведений о факторах, условиях и результатах деятельности организации необходимо:

а) руководствоваться законодательными и нормативными актами, устанавливающими перечень сведений, которые не должны быть скрыты от покупателей, хозяйствующих партнеров и других лиц;

б) те сведения, которые характеризуют достижения, конкурентные преимущества, создают высокий деловой имидж организации, целесообразно не только не скрывать, а наоборот широко рекламировать.

8.3. Сведения, составляющие предпринимательскую тайну

Для отдельной организации в зависимости от сферы деятельности, достигнутых результатов и стратегии развития набор сведений, составляющий предпринимательскую тайну, может существенно отличаться. Но правильный ответ на данный вопрос позволит более обоснованно решить проблему о способах организации защиты тайны, определить затраты на ее защиту, которые составляют значительную часть себестоимости продаваемых товаров. Поэтому предпринимателю следует установить основной перечень сведений.(информации), составляющих предпринимательскую тайну, распределить их по категориям важности в зависимости от их ценности для фирмы, характера и размера ущерба, который может быть нанесен при разглашении этих сведений. В то же время излишние меры по ограничению доступа к информации могут осложнить взаимоотношения фирмы с хозяйствующими партнерами, приведут к неоправданным потерям. Защита информации должна способствовать росту прибыли от деятельности организации.

Для формирования перечня сведений, подлежащих защите, целесообразно создать группу из специалистов, занимающихся финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и сведениями о конкурентах, хозяйственными связями с другими организациями, ведущими разработку новых видов товаров, обладающих высокой конкурентоспособностью, с привлечением юриста и других специалистов. Можно привлечь к этой работе сторонних экспертов, но не следует им раскрывать все конкретные сведения, составляющие предпринимательскую тайну. Должны иметь защиту следующие сведения:

• технологического характера: конструкторская документация, чертежи, схемы; описания технологических испытаний; точные данные конструкционных характеристик создаваемой продукции и характер разрабатываемых технологических процессов; сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали; описания новых технологических процессов; используемые новые приборы, станки, оборудование; рецептура создаваемых продуктов и др.;

• научно-технического характера: идеи, открытия, изобретения; ноу-хау; патенты; промышленные образцы; отдельные формулы; новые методы организации производства и труда; тематика важнейших научных исследований; результаты научных исследований; программное обеспечение ЭВМ и другие научные разработки;

• делового характера: сведения о заключенных договорах (контрактах), о подготовленных к заключению договорах; данные о поставщиках ресурсов и клиентах (потребителях); обзоры рынка, материалы маркетинговых исследований; информация о конфиденциальных переговорах; калькуляция себестоимости товаров, структура и размер цен, уровень планируемой прибыли; планы инвестиций; стратегические планы развития; данные об отдельных категориях персонала и другие сведения.

По мере изменения характера деятельности организации перечень сведений, составляющих предпринимательскую тайну, должен трансформироваться. Перечень должен быть в установленном порядке доведен до сотрудников, при этом необходимо предусмотреть меры заинтересованности ответственных исполнителей за сохранение предпринимательской тайны, а также ответственности при ее утечке по вине отдельных работников.

Все предприятия (фирмы, компании) независимо от организационно-правовой формы и форм собственности обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с Федеральным законом в редакции от 06.10.1997 № 131 – ФЗ «О государственной тайне». Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» к сведениям конфиденциального характера, в частности, относятся: сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, и др.

8.4.  Угрозы безопасности организации вследствие утечки информации или недостаточной защиты предпринимательской тайны

Недостаточная защита предпринимательской тайны может существенным образом повлиять на конечные результаты деятельности организации, на уровень используемых ресурсов, качество товаров (работ, услуг), ее финансовое положение, ее положение на товарных рынках. Угрозы организации при утечке важных сведений (информации) могут быть потенциально возможными и реальными, по уровню влияния на результаты и условия функционирования они могут различаться от еле ощутимых до катастрофических, когда их воздействие приводит к несостоятельности, банкротству фирмы. По воздействию лиц (организаций) на сбор, утечку и передачу информации угрозы подразделяются на внутренние и внешние. Так, к внутренним угрозам можно отнести следующие факторы: излишняя болтливость сотрудников за пределами организации; стремление сотрудников зарабатывать любыми средствами, способами и ценой; привычка сотрудников делиться друг с другом производственными секретами (информацией, не подлежащей разглашению); наличие предпосылок для возникновения среди работников конфликтных ситуаций; случайный подбор кадров; слабая работа службы безопасности или ее отсутствие и др.

В нижеприведенной схеме показаны факторы возникновения угрозы безопасности (экономической) фирмы.

Для предпринимателя как собственника целесообразно постоянно выявлять реальные угрозы не сохранения предпринимательской тайны путем:

• выяснения, кого (физических, юридических лиц) может заинтересовать защищаемая информация, составляющая тайну;

• установления методов, используемых злоумышленниками, для получения информации об условиях и результатах деятельности фирмы;

• правильной оценки возможных источников и объектов предпринимательской тайны;

• определения и оценки вероятных каналов утечки информации.

 

 

 


Персоналу   Материальным ресурсам   Финансам Информации
Убийства, похищения и угрозы похищения сотрудников и их близких родственников, психологический террор, запугивания, шантаж и вымогательство     Повреждения зданий, помещений, другого недвижимого имущества Вывод из строя средств связи и систем коммунального обслуживания. Кража, угон и уничтожение транспорта     Кража финансовых средств и ценностей. Мошенничество с финансовыми средствами. Фальсификация валюты и финансовых документов Ознакомление с охраняемыми сведениями. Модификация информации с криминальными целями. Уничтожение информации с целью нанесения морального ущерба

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: