Выбор методов научного исследования

 

Методологической базой правового исследования является совокупность общенаучных методов и частных методов правовой науки, которая может включать онтологический, гносеологический, праксиологический, аксиолого-юридический, исторический, социоло-гический, функционально-деятельностный, сравнительно-правовой, структурно-системный, формально-юридический, лингвистический, семиотический и логический подходы к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся вопросов, соотносимых с проблематикой исследования.

Метод правовой науки — это система методов познания, кото-рые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Юридическая наука использует общенаучные методы познания, в числе которых особое значение имеет методология системного ана-лиза.

Системный подход как один из общенаучных методов чаще всего связан с анализом, проектированием и конституированием объ-ектов как систем. По своей природе он является междисциплинар-ным, общенаучным, его понятия, методы и принципы могут быть ис-пользованы как весьма приемлемый инструментарий и методологи-ческая основа правового анализа. К числу основных задач системного подхода относятся: разработка концептуальных средств (содержа-тельных и формальных) представления исследуемых объектов как систем; построение обобщенных моделей систем, включая модели их динамики, развития и функционирования; исследование методологи-ческих оснований различных теорий систем.

С точки зрения системного подхода правовая наука выделяет структурные элементы системы правового регулирования, законо-мерности и основы их взаимодействия в процессе реального функци-онирования, формулирует принципы правового регулирования обще-ственных отношений, пути оптимизации организационно-правовых основ деятельности органов власти государства и т.д.

Системный подход позволяет обеспечить рассмотрение явления в нескольких ракурсах: системно-функционального, системно-структурного, системно-деятельностного, системно-институци-онального

Что касается взаимоотношения системного подхода и диалек-тики, то последняя является его философским базисом, основанием.

К числу основных задач системного подхода относятся:

 разработка концептуальных средств (содержательных и формальных) представления исследуемых объектов как систем;

 построение обобщенных моделей систем, включая модели их динамики, развития и функционирования;

 исследование методологических оснований различных тео-рий систем.

 

Традиционно считается, что любой объект, рассматриваемый в качестве системы, должен удовлетворять ряду основных требований, в частности:

 представлять некое множество элементов, образующих структурную целостность явления или процесса;

 быть включенным в систему более сложного порядка;

 иметь определенную иерархию, соподчиненность уровней;

 сохранять устойчивость под воздействием внутренних и внешних сил;

 обладать свойством адаптивности с точки зрения приспо-собления к меняющимся условиям функционирования;

 иметь главный системообразующий признак;

 обладать способностью к саморазвитию, обогащению соб-ственного содержания;

 развиваться на основе исторической преемственности;

 иметь определенное функциональное предназначение.

 

Субстанциальной (от лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе) составляющей исследуемого объекта в ракурсе правового ис-следования выступают правоотношения.

С точки зрения системно-деятельностного подхода в процессе реального функционирования объекта отношения реализуются по-средством осуществления деятельности уполномоченными субъекта-ми, что позволяет говорить о наличии деятельностной (поведенче-ской) составляющей системы.

Субстратом (от позднелат. substratum – подстилка, основа) си-стемы, т.е. ее предметной составляющей, инструментарием, посред-ством которого реализуются общественные отношения, а также мате риальным результатом их функционирования являются материальные объекты (акты, материальные ресурсы – результат).

Инстиуциональной составляющей системы предстает система взаимодействующих субъектов, наделенных юридическими правами и обязанностями в соответствующей сфере и реализующих их в пра-воотношениях.

В системе может быть выделен познавательно-рациональный компонент, предстающий как уровень гносеологического освоения действительности, мера совершенства правовых знаний.

Аксиологический компонент системы предстает как некая сте-пень развитости взглядов, принятых в обществе и декларированных государством по поводу значимости и ценности обеспечения обще-ственных потребностей. Данная составляющая проявляется в обще-принятом понимании и легально закрепленном подходе к правовому регулированию соответствующих общественных отношений.

В качестве комплексного образования в исследовательских ин-тересах следует выделять также механизм. В его составе следует вы-делять организационную, правовую и функциональную стороны. При этом организационную сторону составляют различные органы, вы-ступающие субъектами управления. Правовую сторону образуют со-ответствующие законодательные и ведомственные нормативные ак-ты, регламентирующие отношения. К функциональной стороне меха-низма относятся его функциональные (деятельностные) подсистемы: планирование, стимулирование, контроль, учет и отчетность, анализ деятельности.

Формально-догматический (специально-юридический) метод исследует «догму» права. С его помощью осуществляется юри-дическая обработка правового материала, т.е., в первую очередь, пра-вовых норм, выступающих в совокупности как субстратная состав-ляющая права. Этот метод включает такие приемы, как описание и анализ правовых норм и правоотношений, их толкование, классифи-кацию. С точки зрения формально-догматического подхода особенно значима роль классификации и систематизации. При классификации посредством группировки правовые явления и понятия сопоставля-ются, что помогает составить более полное представление об иссле-дуемом предмете – норме права и конкретном правоотношении. Сущность определяется в «Философском энциклопедическом словаре» как внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия...». Таким образом, сущность представляет собой основу существования явления, совокупность внутренних, устойчивых, определяющих свойств и связей, выражающих общие и специфические черты раз-личных явлений. Следовательно, поиск внутренних устойчивых свя-зей, определяющих финансы как явление, обеспечит выявление их сущности. В понятии сущности заключено интегральное единство всех глубинных, закономерно связанных элементов содержания объ-екта в их противоречиях, причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему.

Сущность раскрывается никак не через количественную харак-теристику явления, а через содержание и функционирование обще-ственных отношений, что требует рассмотрения исследуемого явле-ния как правовой категории, выполняющей свойственные ей функ-ции.

Под функциями (от лат. functio – исполнение, осуществление) понимаются устойчивые внутренние свойства, закономерности разви-тия и отличительные формы проявления, позволяющие выявить внут-реннее содержание и назначение явления. Таким образом, функции – это целевое, объективное и внутреннее назначение, заложенное в их природе, признаках, сущности как категории.

Метод обращения к другим наукам заключается в том, что при анализе правовых явлений следует использовать положения и выводы, предлагаемые другими науками (например, политологией, социологией, педагогикой и психологией), что позволяет обеспечи-вать комплексный подход в научном исследовании правоотношений, заимствовать передовые достижения базовых и смежных отраслей научного знания.

Метод сравнительно-правового исследования характеризует-ся как способ исследования двух или более правовых институтов (например, российского и германского права), который решает задачу их сравнения, выявления общего и различного. Сравнение, как логи-ческий прием, предполагает выделение в исследуемых объектах сход-ство и различия, что дает возможность обмена опытом, заимствова-ния, унификации и совершенствования отечественной системы пра вового регулирования общественных отношений, их оптимизации с учетом, естественно, специфики национальной системы права.

Метод конкретно-социологического исследования включает такие приемы, как личное наблюдение, контент-анализ различных источников правовой информации, социологические опросы, анкети-рование, собеседования, что обеспечивает получение необходимой фактической информации о практике правового регулирования обще-ственных отношений.

Сравнительно-исторический метод исследования предпола-гает исторический подход к анализу и оценке правовых явлений в ис-следуемой области, что обеспечивает преемственность правового ре-гулирования, отбор апробированных и положительно зарекомендо-вавших себя форм деятельности, выявление тенденций правового ре-гулирования общественных отношений.

Методы научного познания правовых явлений взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, обеспечивая комплексность и всесто-ронность правового исследования.

Научная новизна характеризует одну из основных содержа-тельных сторон результата исследования – новые теоретические по-ложения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Из них проистекают обоснованные практические рекомендации.

Для большого количества наук научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы; методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достиже-ние новых социально-экономических результатов. Новыми могут быть только те положения диссертационного исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений.

Суть этой оценки результатов диссертационных исследований состоит в том, чтобы строго, без преуменьшений и преувеличения, перечислить те новые положения, которые добыты и сформулирова-ны исследователем.

Научная новизна исследования в области юриспруденции, как правило, заключается в комплексном подходе к научно-теоретическому анализу вопросов, связанных с правовым регулиро ванием общественных отношений в конкретной сфере жизнедеятель-ности общества.

Для оценки результата с точки зрения новизны существенно выделить следующие характеристики.

Вид новизны. Можно выделить теоретическую новизну (кон-цепция, гипотеза, закономерность, терминология и т.д.) и практиче-скую (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методика и т.д.).

Уровень новизны результата, место полученных знаний в ряду известных, их преемственность. Итоги исследований в сопоставле-нии с уже известными в науке данными могут выполнять различные функции: уточнять, конкретизировать известное, дополнять его либо коренным образом преобразовывать.

Уровень конкретизации. Новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положе-ния, касающиеся обучения или воспитания, преподавания учебных дисциплин. Изменения затрагивают частные вопросы, отдельные по-ложения, не имеющие принципиального значения для понимания су-ти явления, процесса.

Уровень дополнения. Новый результат расширяет известные теоретические положения, практические рекомендации. Приращение носит существенный характер: открывает новые аспекты, грани про-блемы, выделяются новые элементы, части, которые ранее не были известны. В целом нововведение не изменяет сложившуюся картину, а лишь дополняет е

ВАЖНО! В процессе выбора методов научного исследования необходимо обращать внимание на следующие элементы:

− объект и предмет исследования;

− цель и задачи исследования;

− степень практической апробации методов и методик;

− взаимодополнение и взаимосвязь различных методов;

− условия исследования (например, возможности доступа к информации, на основе которой будет осуществляться анализ современных тенденций развития предприятий туристско-рекреационной региона);

− возможности и ограничения разных методов с учётом точности и надёжности.

 

Объектом исследования в магистерской диссертации могут быть

 

В юридической науке таким универсальным объектом является, безусловно, право – как совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством. В качестве объекта может выступать также совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, верность, надежность), покоящихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Объектом исследования могут быть и права человека: на жизнь, на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни. Наиболее часто в юридических науках право рассматривается в качестве объекта – как совокупность правил, регулирующих человеческие отношения. Принудительность права осуществляется государственной властью через правосудие. Правосудие также может быть объектом диссертационного исследования. Это форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом уголовных и гражданских дел. Это так называемая узкая трактовка правосудия. Допустима и широкая трактовка, когда оно включает в себя все аспекты организации и деятельности судебной власти – как судопроизводство, также вопросы судоустройства, статуса судьи, взаимодействие с другими институтами государства и общества.

 

Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкрет-нее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отно-шения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в диссертации. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.

Для правового исследования характерно выделять в качестве предмета нормы права, регулирующие исследуемые правоотношения, а также правоприменительную (в том числе – судебная) практику в указанной сфере.

В процессе постановки цели исследования находят отражение теоретико-методические положения, а также практика исследованных экономических явлений и процессов с целью их развития и совершенствования. Одним из основных ориентиров для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные на начальном этапе выполнения магистерской диссертации, определяют способы их разрешения, а соответственно, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений. Для раскрытия задач исследования, имеющих теоретическую направленность, используются такие методы познания как: анализ и синтез, абстрагирование (для определения существенных и несущественных факторов, влияющих на состояние управления, развитие экономических процессов и деятельность субъектов хозяйствования); диалектический метод познания с использованием формальной логики и методологии системного подхода (например, при теоретическом исследовании системы управления рисками субъектов хозяйствования, оценки ее эффективности).

Методика прикладного исследования, находящая отражение во 2 и 3 главах магистерской диссертации, базируется на наблюдении, характеристике и измерении объективных управленческих и экономических процессах и явлений, обработке и обобщении полученных результатов с помощью совокупности эмпирических методов. В частности, прикладные аспекты деятельности предприятий исследуются на основе таких методов, как анализ данных, количественного и качественного анализа, компаративного (сравнительного) анализа, ранжирования, группировки, выборочных исследований, опросов, методов математической статистики (регрессионный и кластерный анализ, коэффициент вариации, дисперсия, среднеквадратическое отклонение и др.). Также можно использовать диагностические (интервью, беседы, тестирование) и прогностические (экспертные оценки) методы, графические и табличные методы представления результатов; методы имитационного моделирования при анализе взаимодействия предприятий и информационной среды.

Степень практической апробации методов и методик. При выборе методов и методик следует отдавать предпочтение тем, которые достаточно подробно в экономической литературе и нашли практическое применение в деятельности различных предприятий. Чем менее отработан метод (или методика), тем сложнее их применять в процессе научного исследования. Чем менее апробированы методы и методики, тем меньше шансов получить результаты, которые можно впоследствии однозначно интерпретировать, и сделать конструктивные методы.

В процессе использования методов (или методик) необходимо привести развёрнутое описание технологии их применения, интерпретацию результатов исследования (определить шкалу оценок) и сделать соответствующие выводы.

Часто возникают трудности при применении методов и методик, разработанных зарубежными авторами, если не проведена их адаптация (не подтверждена эквивалентность иностранной и русской версии и др.). Предложение, написанное на иностранном языке, можно перевести на русский язык достаточно точно, в соответствии со всеми правилами грамматики. В тоже время невозможно донести менталитет, преобладающий в социуме, ценностные ориентации, социальные установки, традиции и нормы, характерный жизненный опыт члена определена общества.

Взаимодополнение и взаимосвязь различных методов. При выборе нескольких методов целесообразно выбирать те, которые дополняют друг друга (данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели). При этом желательно, чтобы результаты отдельного исследуемого объекта можно бы было сопоставлять с групповыми данными. Интерпретировать результаты, полученные с помощью методов, которые содержат информацию качественного характера, нередко бывает сложно, особенно в начале анализа и интерпретации результатов. Проще начать работу с эмпирическим материалом, если имеется информация, которая количественно может быть измерена.

Условия исследования. Чем более благоприятны условия исследования, тем больший объем информации можно собрать для научной работы (магистерской диссертации), а, следовательно, использовать более широкий спектр методов. В условиях дефицита информации относительно конкретного объекта исследования целесообразно использование таких методов как: метод экспертных оценок, формализации, выборочных исследований, аналогии и т.д.

Возможности и ограничения разных методов с учетом их точности и надежности. При выборе методов исследования следует обращать внимание на точность результатов, которые получает (исследователь) магистрант при их применении. К методам, способным обеспечить относительную точность полученных результатов, относятся: сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, а также экономико-математические методы. Более высокая погрешность может быть в результатах, полученных при использовании таких методов, как анкетирование и метод экспертных оценок.

Таким образом, правильный выбор методов научного исследования при условии использования объективной, достоверной, сопоставимой и релевантной информации обеспечивает обоснованность выводов и позволяет магистранту как исследователю сформулировать конструктивные предложения относительно совершенствования и перспектив развития экономических процессов и явлений в выбранном для изучении направлении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: