Великие реформы в России во второй половине XIX в

Лекция № 7: РОССИЯ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ

 

План:

 

1. Реформы и реформаторы в России.

2. Контрреформы Александра III.

3. Особенности социально экономического развития России в

пореформенный период

4. Идейная борьба и общественные движения России во второй половине     Х1Х в. Формирование многопартийной системы..

 

 

1. Реформы и реформаторы в России.

 

На внутреннюю политику российского государства во второй половине XIX в. оказывали огромное влияние многие факторы:

- поступательное экономическое развитие;

- изменения в социальной структуре российского общества, в том числе и появление новых социальных слоев - буржуазии и пролетариата;

- мощный подъем общественного движения в стране.

Главной целью политики самодержавного правительства стало приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени, при сохранении самодержавной формы правления и господствующего положения дворянского сословия.

В 60-70-е гг. XIX столетия наступает время коренных преобра­зований в важнейших областях государства и жизни российского общества - социально-экономической, политической, в образовании и культуре.

Толчком к преобразованиям послужили:

- во-1-х, проигранная в 1853-1856 гг. Крымская война, убедитель­но показавшая несостоятельность политической и экономической системы России;

- во-2-х, Россия потеряла авторитет у европейских передовых держав и оказалась в международной изоляции;

- в-3-х, в результате поражения в Крымской войне, в России активизировалась либеральная часть общества и ряд чиновников в правительственных кругах. Предлагаются и обосновываются проекты о необходимости преобразований в российском государстве.

Великие реформы в России во второй половине XIX в.

Отказ от решения назревших проблем приводил всё к большему и большему кризису. Крепостничество уродовало страну. Техническая и экономическая отсталость России от передовых стран Западной Европы становилась всё более очевидной.

Поражение в Крымской войне, вызванное им изменение во внутрен­ней жизни страны, общественный подъем, наступивший после смерти Николая 1, указывали на необходимость перемен в России. Самодержа­вие, ставшее в начале 20-х гг. на пути прогресса, силой самих обстоятельств вынуждено было„начать преобразования. Буржуазные реформы на исходе 50-х гг. XIX в. становятся неизбежными.

В области экономической в России начинают утверждаться буржуаз­ные
отношения. О чем свидетельствовало: 1) наличие капиталов у
владельцев мануфактур; 2) формируется рынок наемной рабочей силы;
3) складывается рынок сбыта промышленной продукции. Развитию
буржуазных отношений в России препятствовало крепостничество.
Поэтому экономической основой необходимости крестьянской реформы
становится преодоление противоречия между возросшими производи-­
тельными силами и устаревшими феодальными отношениями, которые
носили крепостнический характер.                                                                       

В Феврале 1855 г. на российский престол вступает Александр II, правительство которого начинает осознавать о необходимости отмены крепостного права. 30 марта 1856 г. на собрании московских предводителей дворянства император заявил об освобождении крестьян "Гораздо лучше, - по его мнению, - чтобы это произошло свыше, нежели снизу".

Несостоятельность системы хозяйствования особенно остро проявилась в области финансовой. За время Крымской войны с 1853 по 1856 г
дефицит бюджета по обыкновенным расходам возрос почти в 7 раз
/с 9 млн. руб серебром почти до 61 млн. руб./, а общая сумма дефицита - в 6 раз /с 52 млн. до 307 млн. руб./. Более чем на 50 % снизилась золотая обеспеченность бумажных денег.

Новизна внутренней политики Александра II в 1856 г. выразилась в снятии множества запретов: отменялись стеснения, введенные в университетах после 1848 г., уничтожались военные поселения, генерал-губернаторства в Харькове и Витебске, разрешалась свобод­ная выдача заграничных виз, ослаблялся цензурный гнет, предоставля­лись возможности укреплять торговые связи с иностранными государствами, сокращалась армия, прощались недоимки, освобождались на 3 года податные сословия от рекрутских наборов идр.

В начале 1857 г. Александр II создает Секретный комитет по подготовке крестьянской реформы, в который вошли министр внутренних дел граф Ланской, его помощники Н.Милютин, генерал-граф Ростовцев и др. Император заявил, что реформа должна быть проведена в короткие сроки. Однако реакционные круги бюрократии и дворянства не были заинтересованы в радикальном освобождении крестьян.

В подготовительный период реформы были созданы 50 губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян и выработке положений об устройстве крестьянского быта. В 1859 г. создаются «редакционные комиссии», которые должны были на основании проектов губернских комитетов, составить общее положение о новом устройстве крестьянского сословия. При обсуждении предложенного проекта поло­жения консервативной части дворянства удалось внести в него ряд принципиальных изменений. В частности, 1/ сокращался размер земель­ного надела для крестьян; 2/ увеличивался выкуп крестьянам за надел; 3/ возросли повинности на крестьян в пользу помещиков. В результате этих изменений проект реформы приобрел более консервативный характер. После острых дискуссий по основным направлениям реформы Главный комитет представил проект крестьянской реформы в Государственный совет, который им был утвержден 19 февраля 1861 г.

Положение провозглашало:

1. "Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других вместе с оными изданных Положениях и Правилах...

2. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения им быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основании указанных в местных Положениях...

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещиков определяется преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению...

8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установлен­ные повинности землею, на основании местных положений, не обязаны впредь ни в коем случае наделять их каким бы ни было сверх того количеством земл2耀..

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне, составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным.

148. Помещику предоставляется на основаниях и в пределах, ниже сего означенных, вотчинная полиция в сельском обществе, на земле его поселенных, и с сим вместе помещик есть попечитель того сельского общества.

149. Помещик имеет право надзора за сохранением общественного порядка... на пространстве принадлежащего ему имения....

158. Помещику в продолжение первых 9-ти лет по утверждении сего Положе­ния предоставляется право, если он признает присутствие какого--либо крестьянина в обществе вредным или опасным, предложить самому обществу об исключении того крестьянина и предоставлении его в распоряжение правительства. В случае несогласия общества с предло­жением помещика, он может обратиться о сем с просьбой в уездной мировой суд для представления губернскому по крестьянским делам присутствию  ....

160. Помещик, буде усмотрит в мирском приговоре распоряжение, противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сель­ского общества, или же нарушающее права помещика, то, приостанав ­ ливал исполнение такого приговора, доводит о сем до сведения миро­ вого посредника, который обязан немедленно удовлетворить законные требования помещика.....

187. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей.

Положение предоставляет крестьянам следующие права по искам, жалобам, ходатайству и суду:

- по делам гражданским: отыскивать свои права, вчинять иски и тяжбы и ответственность за себя лично или через поверенных, а равно быть поверенными как крестьян своего общества, так и лиц посторонних;

- по делам уголовным и полицейским: подавать жалобы и охранять свои права всеми дозволенными законом способами, лично и через поверенных; быть свидетелями и поручителями на общем основании;

- крестьяне не могут быть подвергнуты никакому наказанию иначе как по судебному приговору, или по законному распоряжению поставленных над ними правительственных и общественных властей;

 - крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости получают право участвовать в сходах при составлении мирских приговоров и в общественных выборах, занимать общественные должности по выборам!

- перечисляться в другие сословия и общества, поступать на военную службу и наниматься в рекруты на общем для сельских обывателей основании;

- отлучаться от местожительства с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящим Положением;

- отдавать своих детей в общие учебные заведения и поступать на службу по учебной, ученой частям;

- крестьяне не могут быть лишены прав состояния, или ограничены в этих правах иначе, как по суду, или по приговору общества на основании Положения.

Во 2-й главе Положения определены имущественные права крестьян, которые могут приобретать в собственность недвижимое и движимое имущество, а также отчуждать их, отдавать в залог и т.д.

Основным содержанием крестьянской реформы являлся выкуп. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка. Эта сумма будучи положена в банк под 6 % годовых должна была приносить помещику ежегодный доход в сумме оброчных платежей.

Таким образом, фактически крестьянами выкупалась не земля и не личная свобода, а повинности.

Выкупные платежи и все подати /государственные, земские и мирские/ крестьяне платили сообща, миром, который был связан "круговой пору­кою", т.е. коллективной ответственностью и потому должен был платить подати за своих неисправных, или несостоятельных членов. Каждый крестьянин был приписан к своему обществу и без согласия "мира" не мог из него выйти. В действительности Положение закрепляло право крестьян на выход из крестьянской общины, но реализовать его практи­чески не представлялось возможным. Для получения права на выход требовалось согласие более половины членов крестьянского мира.

Органом сельского мира был сход, в котором участвовали все крестьяне-домохозяева. Он выбирал сельского старосту и уполномоченных по 1-му от каждого 10-ти дворов, которые образовывали волостной сход,
избиравшего волостного старшину и состав волостного суда - от 4 до 12
судей.

В 1863 г. основные положения крестьянской реформы были распростра­нены на "удельных крестьян", а в 1866 г. - на государственных /составлявших 10 млн. душ мужского пола, т.е. половина всего крестьян­ского населения России/, которые должны были вносить выкупные платежи за свои земельные владения в казну.

Земельное обеспечение удельных и государственных крестьян было значительно лучше, нежели помещичьих. Средний размер надела на душу мужского населения у удельных крестьян составлял 4,8 десятины, а у государственных - около 6 десятин.

Для проведения крестьянской реформы на местах была учреждена должность мировых посредников, которые действовали до 1874 г. Они назначались правительством из местных дворян, которым надлежало в обязанность разбирать недоразумения и споры между помещиками и крестьянами и оказывать помощь при составлении "уставных грамот". Для решения более важных дел они образовывали уездный мировой съезд во главе предводителя дворянства при участии члена от правительства.

Получив свободу, крепостные крестьяне были крайне недовольны условиями "воли". Они отказывались от составления и подписания уставных грамот, веря, что взамен «подложной воли», которую им даровали помещики, они скоро услышат о подлинной "царской воле".

Крестьянская реформа 1861 г. была непоследовательной, для которого были характерны как буржуазные, так и крепостнические черты.

Буржуазные черты реформы;

- освобождение крестьян от крепостной зависимости, создавало условия для роста наемных рабочих и формированию рынка наемного труда;

- крестьяне втягиваются в систему товарно-денежных отношений;

- земля становится товаром, широко практикуется капиталистическая

аренда и купля земли;

- крестьянам предоставляются демократические права;

- складывается рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Крепостнические черты реформы;

- сохраняется самодержавие и помещичье землевладение;

- продолжают применяться старые формы феодальной эксплуатации крестьян; как барщина и натуральный оброк;

- сохраняется власть помещика над крестьянами и крестьянским самоуправлением;

-закрепляется общинный уклад с его круговой порукой и принудительным прикреплением крестьян к земле и т.д.

 

 

Крестьянская реформа 1861 г. являлась важнейшим событием в истории России XIX в. Отмена крепостного права изменило основы российской государственности. Освобождение крестьян вело за собой преобразования всех социально-экономических отношений, меняло социальную структуру и правовые отношения. Говоря о значении реформы славянофильская газета "День" отмечала: "19 февраля 1861 г. начинает­ся новое летоисчисление русской истории".

 

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 г.

В предшествующий период все органы самоуправления в России носили сословный характер. После крестьянской реформы необходимо было создать новые всесословные органы управления. 1 января 1864 г. император издал Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земства избирались всеми сословиями на 3 года. Они состояли из распорядитель­ных органов /уездных и губернских земских собраний/ и исполнительных /губернских и уездных управ/.

Выборы в уездные земские собрания проводились на 3-х избиратель­ных съездах /по куриям/. Избиратели делились на 3 курии:

1-я уездные землевладельцы;

2-я городские избиратели, в основном торговая и промышленная буржуазия;

3-я курия была крестьянской.

Выборы по первым двум куриям были прямыми, а по третьей - многоступенчатые: сельский сход - волостной сход - уездный съезд выборщи­ков, т.е. сначала сельский сход избирал представителей на волостной сход, который выбирал выборщиков, а те уже депутатов в уездное земство. Последнее избирало губернскую земскую управу.

В число уездных и губернских гласных от 3-й курии могли избирать­ся представители местного дворянства и духовенства. От первой, с очень немногочисленной курии избиралось столько же гласных, сколько от 2-х первых. В результате земства находились под опекой дворян. В губернских земских управах дворян было около 90 %, а крестьян только 1,5 %.

Гласные земских собраний созывались ежегодно. Они рассматривали годовые отчеты земских управ, утверждали планы земского хозяйства, сметы доходов и расходов.

Земские управы действовали постоянно. Земства были лишены политических прав (функций). Они находились под контролем местной и центральной власти.

Земства были введены в 33 губерниях России, но их не было на окраинах государства, т.е. это меньше половины всех губерний.

Не предусматривалось введение земств в Сибири, Архангельской и Астраханской губерниях, Польше, Прибалтике, Кавказе, Области Войска Донского, Казахстане и Средней Азии.

Дополнением к земской реформе стало Городовое положение 1870 г., на основе которого создавалось городское самоуправление. Более чем в 500 городах России вводились всесословные органы городского управ­ления - распорядительные городские думы и исполнительные городские управы. Они избирались на 4 года, во главе которых стоял городской голова. 

Избирательное право предоставлялось мужчинам старше 25 лет, платившим городские налоги и сборы. Избиратели делились на 3 разряда, курии, по размерам уплачиваемых налогов. В результате большинство городского населения, не имевшее собственности и не платившее налогов, в выборах не участвовало.

Сферой деятельности городских дум были административно-хозяйствен­ные вопросы: освещение, отопление и водоснабжение городов, городской транспорт, благоустройство улиц, очистка от мусора. Они строили школы, больницы, приюты для детей и престарелых, учреждения культуры.

В своей повседневной деятельности они были относительно независимыми от местной администрации. Любые политические инициативы органов городского самоуправления жестко пресекались.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г.

Старый дореформенный суд в закрытых заседаниях, без участия
сторон или их представителей, на основе полицейских бумажных "дознаний", без всякого общественного контроля, выносил приговоры, которые обусловливались не требованием закона, а пристрастием, произволом и взятками. Поэтому назрела необходимость в создании нового судопроиз­водства, основанного на демократических принципах. 20 ноября 1864 г. были изданы новые судебные уставы. Создание современного суда было настоятельным требованием, которое стояло в одном ряду с отменой крепостного права. Основные начала судебной реформы, по мнению Александра II должны стать: "суд скорый, правый, милостивый, равный", "надлежа­щая самостоятельность" судебных учреждений. Задача заключалась в том, чтобы утвердить в народе "уважение к закону".

Суд строился на принципах бессословности судопроизводства, равенства сторон перед законом, гласности, состязательности судеб­ного процесса, независимости его от администрации. Страна была разделена на 100 судебных округов. Вводилось два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые суды избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.

Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные дела, причем уголовные дела с участием присяжных заседателей. Судебные палаты /по одной на несколько округов / рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и гражданских дел. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию. Присяжные заседатели назначались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза /2 тыс. рублей в городах/ Судьи общих су²耀в назначались императором. Они были включены в систему чинопроизводства и получали высокие денежные оклады.

По судебным уставам прокуратора осуществляла судебный надзор, а не общий надзор как раньше. Судебные следователи занимались предварительным расследованием. Полиция в следствие не вмешивалась. Вводилась адвокатура, - присяжные поверенные и частные поверенные.

Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и пр. Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение 30-ти с лишним лет.

Новые суды скоро приобрели большую популярность в либеральных, общественных кругах и вызывали большое недовольство консерваторов и реакционеров, которые усматривали в многочисленных оправдатель­ных приговорах, выносимых присяжными заседателями, политическую опасность для общества. Правительство также было смущено либерализ­мом новых судов и уже при Александре II дела о "государственных преступлениях" были изъяты из ведения судов присяжных и передава­лись для суждения в "особые присутствия" Сената или судебных палат, а в исключительных случаях - в военные суды.

 














ВОЕННАЯ РЕФОРМА

После освобождения в 1762 г. дворянства от несения военной службы, вся она тяжелым бременем легла на низшее сословие русского общества. Срок службы составлял 25 лет. Условия службы были крайне тяжелыми. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. обусло­вило необходимость проведения военной реформы. Подготовка реформы началась еще до войны. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич подготовил ряд проектов, по которым в 60-е годы было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями. В 1857г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сокращался с 25 до 10 лет.

В 1861 г. военное министерство возглавил талантливый государ­ственный деятель Д.Милютин, который в 1862 г. приступил к военной реформе. Страна была разделена на военные округа и реорганизовано Военное министерство и Главный штаб. За три года численность армии /с 1864 по 1867 гг./ снизилась с 1.132 тыс.чел. до 742 тыс. при сохранении военного потенциала.

В 1865 г. началась судебно-военная реформа на принципах гласнос­ти и состязательности судебного процесса. Началось перевооружение армии, реконструкция старых и строительство новых военных пред­приятий. В 70-х гг. перевооружение было в основном завершено. Военными теоретиками вносились качественные изменения в военную теорию. Появились новые уставы, уделявшие основное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы создавались военно-учебные заведения с 2-х летним сроком обучения, в которые прини­мались лица всех сословий.

После длительных дебатов 1 января 1874 г. был утверждён устав о воинской повинности. Вместо рекрутского набора вводилась общая воинская повинность мужского населения по достижению 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы - соответственно 7 лет и 3 года. Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию - 1,5 года, выпускники высших учебных заведений - несколько месяцев.

Таким образом, реформа позволила создать небольшую армию мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Реформа просвещения

1853 г. правительством был издан новый университетский устав, по которому профессорские корпорации получили широкое самоуправле­ние; совет профессоров избирал всех должностных лиц университета. Попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Студенты не имели права на корпоративное устройство, а доступ посторонних лиц к слушанию университетских лекций, раньше широко практиковавшийся, был вовсе воспрещен. Это вызвало недовольство студенчества, что приводило к беспорядкам в годы царствования Александра II. Вследствие чего временно закрывали высшие учебные заведения.

Была проведена реформа средней школы в целях поиска более спокойного резерва слушателей для высших учебных заведений. Автор реформы граф Д.Толстой исключил из средней школы естествознание, полагая, что это ведет к материализму, и заменил его латинским и греческим языками. Государственный совет выступил против предложенного устава, но в 1871 г. он был утвержден.

"Положение о начальных училищах" от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища учебные программы, которых резко отличались от церковно-приходских и государственных. В 1864 г, был "утвержден устав гимназий и прогимназий, разделивший средние учебные заведения - гимназии - на классические и реальные с 9-ми летним сроком обучения. В прогимназиях учебная программа соответствовала 4 классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповедований. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного направления. В них велась подготовка для поступления в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов для промышленности и торговли, в которых усиленно преподавались точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать только в высшие технические учебные заведения.

В 1871 г. в этой области образования дифференциация усилилась. В, частности, в классических гимназиях был введен 8-ми летний срок обучения, а реальные гимназии переименовали в училища с 6-ти летним сроком обучения. Обучение было платным и весьма дорогим. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, а в середине 90-х г. - около-600. В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1 %. В городах грамотных было больше в 2 раза, чем в деревнях. Грамотность среди мужчин составляла 29,3%, а женщин - 13,1%.

Реформы 1860-х гг. принципиально изменили социально-экономическое и правовое положение основных сословий общества – крестьянства и дворянства. С этой точки зрения законодательный акт эпохи реформ – Манифест от 19 февраля 1861 г. и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - не имеет себе равных по значению и последствиям в истории Российской государственности. Объектом реформы явились отношения собственности на землю, которые складывались исторически в течение длительного времени и составляли основу способа производства данного общества. Речь шла об изменении за очень короткое время положения десятков миллионов людей на громадной территории с величайшим разнообразием региональных, культурных и национальных особенностей. Это кардинальное изменение открывало путь к созданию основ гражданского общества, а в перспективе давало мощный импульс дальнейшим шагам по пути его демократизации.

 

2.КОНТРРЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА III.

Новый курс Александра III у либеральных историков конца ХIX-начала XX вв. получил название контрреформ, направленных против великих реформ 1860-1870 гг. Происходила корректировка правительственного курса, он приобретал черты, не свойственные ни николаевской России второй четверти XIX в., ни эпохе Александра II. Первоочередной задачей правительства Александра III становится борьба с революцией. Уже 14 августа 1881 г. было принято "Положение о мерах к охранению государ­ственной безопасности и общественного спокойствия" которое позволяло в любой губернии и области России временно, сроком на 3 года, вводить усиленное или чрезвычайное положение, дававшее местной администрации широчайшие полномочия, включал права на запрет периодических изданий и административную ссылку "подозрительных" и вредных" лиц, возможность отстранять от исполнения своих полномочий представителей выборных органов самоуправления. Был учинен репрессивный аппарат. В период борьбы с террористами-народовольцами в 1879-1882 гг. было казнено 29 человек, а в 188З-1890 гг. суды вынесли 58 смертных приговоров. К середине 80-х гг. удалось уничтожить "Народную волю"; убившую Александра II. Новых серьезных организаций бомбометателей на политическом горизонте пока не было, либеральная общественность, подавленная сменой курса, переживала кризисную эпоху, реакционеры торжествовали. Но с начала 9О-х гг. призрак революции опять поднялся во весь рост, с которой не могли справиться представители полиции и охранки.

Отход от провозглашенных принципов судебной реформы 1864 г. начался сразу же по двум направлениям. Прежде всего стали практико­ваться изъятия из общего судебного порядка дела, которые стали пере­даваться на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов. К статье 1-й Устава уголовного судопроизводства было внесено примечание, допускавшее ситуацию, при которой "административная власть принимала в установленном порядке меры для предупреждения и пресечения преступ­лений и проступков'.'

Телесные наказания, отмененные указом 1863 г. на практике стали применяться в соответствии с решением Комитета министров.

В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было официально поручено корпусу жандармов. В 80-е гг., собранные материалы передава­лись министру юстиции, который мог направить их в судебные органы, а мог принять меры к решению дела в административном порядке.

Наиболее важные дела по государственным преступлениям передавались на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей.

Из ведения общих судов изымались дела о "противозаконных сообще­ствах" и участии в них, а так же дела о противодействии или сопро­тивлении властям и покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях передавались военному суду.

Согласно Положению 1881 г. о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия" министру внутренних дел, генерал- губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям.

У суда присяжных были изъяты дела о печати. Административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц мог производиться на дому.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело "деликатным", "конфиденциальным", или "секретным".

В 1884 г. издается новый университетский устав, уничтожавший университетскую автономию: ректоры университетов назначались прави­тельством, за которым оставалось право назначать и увольнять профессоров, не считаясь с мнением и рекомендациями совета. Программы учебных курсов утверждались министерством. Особая инспекция вводилась за контролем знаний студентов и надзором за их поведением. В области народного образования признавалось желательным увеличить число церковно-приходских школ и усиливался контроль правительства над земскими школами.

Власть пошла по пути укрепления положения дворянского сословия. В частности, в 1885 г. в манифесте высказывалось положение о сохра­нении за дворянством "первенствующего места" в общественной жизни. Правительство открывает особый дворянский банк, который должен был поддерживать дворянское землевладение ссудами на льготных условиях.

В 1889 г. издается «Положение о земских участковых начальниках». В 40 губерниях России создавалось 2200 "земских участков", во главе которых были поставлены земские начальники исключительно из местных потомственных дворян. Главная цель этого акта состояла в том, чтобы восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г.

Полномочия земских начальников в деревне были очень широкими. Они осуществляли административный и полицейские функции; надзор и контрольза деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений;

- вмешивались в решения волостного суда;

- отстраняли от должности сельских старост и волостных старшин, если они почему-либо оказались ему неугодными;

- могли подвергнуть телесным наказаниям, аресту и содержанию в тюремной камере, а также оштрафовать любого крестьянина;

-отменять постановления сельских и волостных сходов.

Решения земских начальников считались окончательными и не подле­жали обжалованию. Фактически земским начальникам обеспечивалась полная бесконтрольность действий. Был упразднен мировой суд, функции которого передавались земским начальникам. Таким образом, земские органы самоуправления были поставлены под строжайший контроль со стороны власти. В 1890 г. появилось новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", направленное на усиление дворянского элемента и резко сокращало представительство крестьян в земствах. Компетенция земств еще более ограничивалась, а административный контроль над ними еще более усиливался.

По новому "Городовому положению" 1892 г. еще более урезались избирательные права городского населения путем увеличения имуществен­ного ценза для избирателей. Это привело к резкому сокращению коли­чества избирателей. Например, в Москве и Петербурге правом выбирать в городскую думу могли воспользоваться всего 0,7 % жителей. Согласно положению усиливается опека и административное вмешательство в дела городского самоуправления.

Однако все эти меры не могли ликвидировать того продвижения России к европейской организации, которое произошло в 60-70-е гг. XIX в. Более того в социально-экономической области реформы продолжались.

 

3. Особенности социально-экономического развития России в пореформенный период.

1) При Александре III был предпринят ряд протекционистских мер, спо­собствовавших развитию промышленности, торговли, вводилось новое рыночного типа налогообложение. Государство значительно укрепило свои позиции, начав "огосударствление" железных дорог путем выкупа их у частных кампаний для создания единой транспортной системы. Значительно усиливается вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны.

Например, в интересах горнозаводчиков был отменен бесплатный ввоз в страну чугуна и железа.

Вводились пошлины на ввозимые в Россию паровозы, вагоны, с/х тех­нику, машинное оборудование, инструменты и т.д.

Обложение многих изделий обрабатывающей промышленности составляло примерно 30 %стоимости товара.

В промышленности сложились 3 стадии развития: 1/ мелкое товарное производство; 2 / капиталистическая мануфактура; 3/ формирование капиталистической фабрики - крупной машинной индустрии. Переход от мануфактуры к фабрике наметился в 40-50-е гг. XIХ в. и завершился к началу 80-х гг.

Появляется паровой двигатель, который обеспечил переворот в промышленности. Формируются новые отрасли - угольная, нефтедобываю­щая, химическая, машиностроение. За 1860-1895 гг. выплавка чугуна возросла в 4,5 раза, добыча угля - в 30 раз, нефти - в 700 раз. Численность пролетариата за 1865-1890 гг. возросла с 706 тыс. чел. до 1 млн. 432 тыс. чел. А всего наемных рабочих к концу 90-х гг. насчитывалось около 10 млн. чел.

2) Были признаны наличие рабочего вопроса и необходимость со стороны государства регулировать взаимоотношения между рабочи­ми и предпринимателями, не допуская разрушительных всплесков классовой борьбы. Были предприняты меры по смягчению остроты рабочего вопроса: ограничивалась продолжительность рабочего дня для женщин и подростков; учреждалась фабричная инспекция для контроля за условиями труда и выполнением предпринимате­лями законов; издавались обязательные правила об условиях фабричной работы.

3) В области крестьянского вопроса так же были предприняты некоторые шаги. Например, все категории крестьян переводились на обязательный выкуп, произошло понижение выкупных платежей, отменялась подушная подать; учреждался крестьянский банк, который выдавал ссуды крестьянам для покупки земли в частную собственность.

В частности, в 1886 г. издается закон о найме сельскохозяйственных рабочих, который обязывал крестьян подписывать договорный акт о рабо­те у помещика на определенный срок и устанавливал строгие меры нака­зания за самовольный уход от помещика.

В этом законе о крестьянских земельных разделах устанавливался порядок, разрешавший раздел только при условии согласия на это старшего члена семьи и обязательного постановления крестьянского схода, принятого 2/3 голосов.

Сельское хозяйство принимает все более торговый предприниматель­ский характер. На юге России возникают крупные капиталистические экономии. Сборы зерновых возросли в 1,7 раза, картофеля в 2,5 раза, производство свекловичного сахара в 20 раз, вывоз хлеба за границу - в 5 раз. 30 тыс. латифундистов имели 70 млн. десятин земли, т.е. почти столько же, сколько 10,5 млн. беднейших дворов, у которых было 75 млн. дес.

Таким образом, реформирование при Александре III позволяло сохра­нить в неприкосновенности самодержавный строй при активном расшире­нии рыночных отношений в экономике. Меры, осуществленные в его царствование, подготовили мощный промышленный подъем в 90-е гг.XIX в.

Государство сохраняло относительную самостоятельность и независи­мость по отношению ко всему обществу, включая и аристократию. Российское государство, целенаправленно развивая капиталистический уклад, в то же время стремилось не допустить ослабления своих позиций, сохраняло контроль за всеми сторонами жизни и как корпоративная организация имело колоссальную собственность. Это приводило к тому, что темпы развития западного типа были высокими. Однако утверждения о том, что Россия в это время имела процветающую экономику, преувеличены. Западный уклад в России не имел свободы для своего развития, что не могло не оказать отрицательного влияния на развитие буржуазных отношений в экономике России.

 

4. Идейная борьба и общественные движения России во второй половине Х1Х в. Формирование многопартийной системы.

 

 

Во второй половине 50-х гг. XIX в. в России наметилось определен­ное сближение разных идейных направлений. Но процесс реализации великих реформ, их итоги значительно углубили идейно-политическое противостояние в российском обществе.

Одной из важнейших причин подъема общественного движения стало сохранение старой социально-политической системы и в первую очередь самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства и отсутствием демократических свобод, а так же нерешенность аграрно-крестьянского вопроса. К прежним социальным противоречиям между крестьянами и помещиками - добавились новые, возникшие в результате развития капитализма, - между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворян­ством, между - самодержавием и народом.

В пореформенный период сложились три направления в общественном движении - консервативное, либеральное и радикальное.

Консервативное направление представляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Основой их идеологии являлась теория "официальной народности", согласно которой самодержавие объявлялось важнейшим устоем общества, госу­дарства; православие - основой духовности жизни народа; а народность--единение царя с народом.

Представители данного течения боролись за незыблемость самодержавие выступали против проведения либеральных реформ. Ратовали за непри­ косновенность частной собственности, сохранение помещичьего земледелия и общины, настаивали на укреплении позиции дворянства и сословного деления общества. Идеологами консерваторов были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков.

ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Они подчеркивали общность историче­ского развития России с Западной Европой. Либералы выступали за введение конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они были сторонниками создания общероссийского выборного органа /Земского собора/, расширения прав и функций местных органов самоуправления. Идеалом для них являлась конституционная монархия.

В социально-экономической сфере либералы приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Представители либерального направления выступали за эволюционный путь развития России. К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, Д.И.Шаховский, Ф.И.Родичев и др.

 

РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Радикалы стремились развернуть активную антиправительственную деятельность. Причем они являлись сторонниками насильственных методов преобразования России. Радикалы не имели широкой социальной основы, но они объективно выражали интересы крестьян и рабочих. В основном это были выходцы из различных социаль­ных слоев т.н. разночинцы.

Радикализм в российском обществе усиливался реакционной политикой правительства, полицейским произволом, отсутствием свободы слова, собраний и организаций.

В радикальном направлении во второй половине XIX в. господствую­щее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма.»

Радикальное течение в своем развитии прошло три этапа: 1-й, 60-е годы - складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;

2-й, 70-е годы - оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций рево­люционных народников;

3-й, 80-90-е гг. - активизация либеральных народников и начало распро­странения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в России начинают складываться политические партии, которые представляли собой политические организации, выражаю­щие интересы социальных групп и объединяющие их наиболее активных представителей.

Политические партии России представляли следующие идейно-политиче­ские течения:

- консервативно-охранительное, стоящее на защите интересов самодер­жавного строя. Наиболее крупной политической партией являлся "Союз русского народа";

либеральное, являвшееся сторонником демократического обновления России; Партия кадетов и октябристов.

- неонародническое. Партия социалистов-революционеров /эсеры/

- социал-демократическое. Партии большевиков и меньшевиков.

Рассмотрим основные программные заявления вышеназванных политиче­ских партий.

"Союз русского народа", "Русский народный союз  
имени Михаила Архангела"

Наиболее крупными политическими партиями консервативно-охранительного направления являлись Союз русского народа" во главе с А.Дубровиным, объединявший в своих рядах до 400 тыс. чел. и "Русский народный союз им. Михаила Архангела", руководимый В.Пуришкевичем и насчитывавшем в его рядах до 100 тыс.чел. 

Эти партии сложились из помещичьих организаций.                               

Программы монархических партий основывались на уваровской теории официальной народности и триаде "православие, самодержавие и народность.

Основными программными требованиями монархических партий являлись следующие положения:                                                                                           

- сохранения самодержавной формы правления как исконной и единственно возможной в России;                                                                                                 

- сохранение единой и неделимой России: по мнению монархистов, федерализм мог привести только к расколу и гибели страны;

- заявляли о сохранении помещичьего землевладения и общинного уклада в деревне с его круговой порукой и принудительным прикреплением крестьян к земле;

- выступали за отстаивание интересов единственного "государственного" народа - великороссов;

- отвергали критику бюрократических порядков в стране как компрометирующих самодержавие;

- проповедовали великодержавный национализм и антисемитизм:

- высказывались за предоставление крестьянам права приобретать землю в частную собственность, но при сохранении общинных порядков;

- выступали за запрещение евреям иметь собственность и выезжать за пределы "черты оседлости", а также выселение в будущем всех евреев в Палестину;

- монархисты вели решительную борьбу с либеральными и революционными политиками, устраивая погромы и убийства.

- в отношении Госдумы позиция монархистов не была однородной. Одни из них считали, что Дума должна быть только законосове­щательным органом /А.Дубровин/, другие - законодательным /В.Пуришкевич/, но роль ее в структуре власти резко ограничивалась.

Такие политические партии крайне правого толка, называли черносотенными. В годы Московского царства понятие "черная сотня" характеризовало податное население, но в начале XX в. оно приобре­тает политическую окраску.

Значительное внимание черносотенцы уделял борьбе с хаосом, анархией в стране и наведению в ней жесткого порядка. Только за осень 1905 г. от рук черносотенцев погибло около 4 тыс. чел.. Около 10 тыс. чел. искалечено. Среди рядовых членов партии были представителями из крестьян, низшего слоя городских собственников, рабочих, дворян, духовенства, буржуазии. Для Николая II "Союз русского народа" был надежной опорой законности и порядка в отечестве нашем".

Партия конституционных демократов /кадеты/

1905 г. Основные программные положения.

В 1-м разделе программы сформулированы основные права граждан: В частности, провозглашается;

_ - равенство всех российских граждан перед законом без различия пола, вероисповедания и национальности;

- каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероиспове­дания... Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки;

- граждане могут высказывать свои мысли устно и письменно, обнаро­довать их и распространять путем печати и иным способом. Цензура, как общая, так и специальная упраздняется и не может быть восстановлена;

 - свобода собраний, обществ, союзов и право граждан на подачу петиции;

 - неприкосновенность личности и жилища;

- никто не может быть подвергнут преследованию иначе, как на основании закона - судебной властью и установленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются;

 - свобода передвижения и выезда граждан за границу. Упразднение паспортной системы;

- русский язык признается государственным. Населению должно быть обеспечено получение начального, а по возможности и дальнейшего

образования на родном языке.

- все вышеперечисленные права должны быть введены в основной закон российской империи и обеспечены судебной защитой.

II раздел. Государственный строй.

Кадеты заявляют о введении конституционного устройства российского государства, которое определяется основным законом:

- избрание народных представителей на основе всеобщего, равного, прямого, и тайного избирательного права без различия вероиспове­дания, национальности и пола. Причем съезд кадетов признал решение партии по данному вопросу необязательным для меньшинства.

- народное представительство участвует в осуществлении законода­тельной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью дей­ствий высшей и низшей администрации;

- членам собраний народных представителей принадлежит право законодательной инициативы;

- министры ответственные перед собранием народных представителей..

III раздел. Местное самоуправление и автономия.

- кадеты выступают за введение местного самоуправления во всерос­сийском государстве;

- Царству Польскому предоставляется автономное устройство с сеймом... при условии сохранения единства государства;

- всецело восстановить Конституцию Финляндии, обеспечивающей ее особенное государственное положение.

VI. В области аграрной.

- Отмена выкупных платежей; упразднение крестьянской общины;

- увеличение площади землепользования... безземельных и мало­земельных крестьян, государственными, удельными, кабинетными и монастырскими землями, а так же путем отчуждения... за счет государства... частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой /не рыночной/ оценке;

- отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд;

- широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян

VII. В области рабочего законодательства.

- Программа кадетов провозглашает свободу рабочих союзов и собраний

- право на стачки;

- введение законодательным путем 8-часового рабочего дня

- развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

Социальной базой кадетской партии являлась, прежде всего, интеллигенция и средние городские слои. Лишь 10-20 % членов партии приходилось на долю предпринимателей и землевладельцев. Удельный вес рабочих и крестьян не превышал 15 %. Общая численность кадет­ской партии составляла примерно 55-70 тыс. человек. Лидером партии являлся известный историк Милюков.

"Союз 17 октября" - октябристы.

Создана в 1905 г. Это партия крупной торгово-промышленном бур­жуазии и помещиков, ведущих свое хозяйство по капиталистическому пути. Лидерами партии являлись А.Гучков, Д.Шипов и другие политики. Социальная база партии октябристов - дворянство, чиновни­чество, верхние слои интеллигенции, буржуазии и незначительная часть крестьян. В ее рядах насчитывалось примерно 65-70 тыс. чел.

Программа октябристов выражала взгляды и требования русских предпринимательских кругов:

- В частности, октябристы призывают вести борьбу за сильную, пользующуюся доверием народа, власть, созданную на началах царского Манифеста от 17 октября 1905 г.

- Они выступают за единство и неделимость Российского государства;

- Идеалом для октябристов являлась конституционная монархия, при которой Государственная Дума, рядом с монархом принимает деятельное участие в законодательных трудах и управлении страной. Только путем единения Монарха с народом, гласит программа октябристов, может быть создана та сильная, уверенная в себе правительственная власть, которая сумеет вернуть нам мир.

- В области гражданских прав октябристы провозглашают свободу слова устного и печатного, свободу собраний и союзов, свободу передвижения, выбора места, жительства и рода занятий, обеспече­ние свободы труда, промышленности, торговли, свободы приобрете­ния собственности и распоряжения ею, а так же неприкосновенность личности, жилища, переписки, собственности граждан.

- В вопросе государственного строительства октябристы признают за Финляндией особое положение, дающее ей право на известное автономное государственное устройство при условии сохранения государственной связи с Империей;

- В области крестьянского вопроса программа октябристов стоит на позиции приобщения крестьян к гражданским правам наравне с остальными гражданами. В целях подъема крестьянского благосостоя­ния октябристы предлагают:

а/ регулирование мелкой аренды земли;

б/ преобразование деятельности крестьянского поземельного

банка;

в/ содействие расселению и переселению крестьян;

г/ признание государственных и удельных земель фондом для удовлетворения земельной нужды бывших крестьян и других мелких землевладельцев;

д/ разверстание чересполосных крестьянских и помещичьих земель с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной целостности хозяйственных владений;

ж/ отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью

- В области рабочего вопроса.

- пересмотреть и усовершенствовать законодательство о рабочих;

- перейти к постепенному осуществлению страхования рабочих во всех видах труда;

- ограничить рабочее время для женщин и детей и в особо вредных для здоровья производствах;

- признать свободу профессиональных союзов и свободу стачек и особым законодательным путем регулировать условия экономической борьбы.

Партия социалистов-революционеров /эсеры/.

Крупной политическом партией неонароднического направления являлись социалисты-революционеры /эсеры/. Политическая организация эсеров сложилась в 1902 г. Идеологами партии были В.Чернов и др. Окончательно партия с. р. оформилась в 1905 г. Социальной базой партии были представители интеллигенции - учителя, агрономы, инжене­ры, рабочего класса и крестьянства. На период 1-й русской революции примерно 45 % членов партии эсеров составляли крестьяне, 43 %- рабо­чие и 12 % - интеллигенция и учащиеся. Она насчитывала в своих рядах примерно 65 тыс. членов.

Программный документ партии эсеров провозглашает необходимой задачей социалистической партии должно быть ликвидация самодержавия

В политической и правовой области:

- Установление, демократической республики, с широкой автономией ' области и общин, как городских, так и сельских;

- широкое применение федеративного начала к отношениям между отдельными национальностями;

- признание за ними безусловного права на самоопределение;

- прямое, тайное, равное, всеобщее право голосования для всякого гражданина не моложе 20 лет без различия пола, религии и национальности;

- пропорциональное представительство в органах власти, прямое народное законодательство /референдум и инициатива/;

- выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц;

- полная свобода, совести, слова, печати, собраний, рабочих стачек и союзов;

- полное и всеобщее гражданское равноправие; неприкосновенность личности и жилица;

- полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого;

- установление обязательного равного для всех светского образования на государственный счет;

- равноправие языков; бесплатность судопроизводства; уничтожение постоянной армии и замена ее народным ополчением.

В отношении рабочего класса. Программа эсеров ставит своей целью охрану духовных и физических сил рабочего класса, и увеличение его способности к дальнейшей освободительной борьбе.

В области крестьянского вопроса эсеры выступают за социализацию всех частновладельческих земель, т.е. за изъятие их из частной собственности отдельных лиц и переходе в общественное владение и распоряжение демократически организованных общин и территориальных союзов общин на началах уравнительного пользования и др.

В перспективе предусматривалось обобществление землевладельче­ского производства путем использования различных форм кооперирования земледельцев.

Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, органи­зацию стачек, бойкота и вооруженных акций вплоть до восстаний и террора. Последний осуществляла Боевая организация эсеров, во главе которой был Гершуни и Азеф. С 1905-1907 гг. провели 204 теракта.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: