Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права

 

  3.1. Виды субъектов предпринимательского права

Классификация субъектов предпринимательского права

1) по характеру компетенции:

- субъекты, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность;

- субъекты, осуществляющие руководство предпринимательской деятельностью;

2) по форме организации предпринимательской деятельности:

- субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица;

3) по виду организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности:

- некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность (учреждения, некоммерческие партнерства и др.);

- коммерческие организации (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы);

4) по форме собственности:

- субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на базе частной собственности;

- субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на базе государственной собственности;

- субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на базе муниципальной собственности;

5) по виду хозяйственной компетенции:

- субъекты, обладающие общей хозяйственной компетенцией;

- субъекты, обладающие специальной хозяйственной компетенцией;

- субъекты, обладающие ограниченной хозяйственной компетенцией;

- субъекты, обладающие исключительной хозяйственной компетенцией;

6) по наличию иностранных инвестиций:

- коммерческие организации с иностранными инвестициями;

- субъекты, не имеющие в составе участников иностранных инвесторов.

3.2. Предпринимательская деятельность гражданина. Начиная с 16 летнего возраста, граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Граждане, ведущие предпринимательскую деятельность без регистрации, не вправе ссылаться в заключенных ими договорах на то, что они не являются предпринимателями. Суд может применить к таким сделкам правила, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Имущественная ответственность граждан индивидуальных предпринимателей является полной, т.е. гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

3.3. Понятие казенного предприятия отражено в ст. 115 ГК РФ. Это государственное унитарное предприятие, образованное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, созданное на праве оперативного управления по решению Правительства РФ. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность за обязательства такого предприятия при недостаточности его имущества. При недостаточности собственных средств для ведения хозяйственной деятельности финансируется государством. Казенное предприятие осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с обязательным планом, утверждаемым компетентным государственным органом. Свободный остаток прибыли казенное предприятие перечисляет в доход федерального бюджета.

3.4. Понятие финансово-промышленной группы содержится в ФЗ РФ «О финансово-промышленных группах». Финансово-промышленная группа (далее ФПГ) – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ, в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ, либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Совокупность юридических лиц, образующих ФПГ, приобретает статус ФПГ по решению полномочного государственного органа о ее государственной регистрации. Для государственной регистрации центральная компания финансово-промышленной группы представляет в полномочный государственный орган документы необходимые по закону. Решение о государственной регистрации ФГП принимается на основе экспертизы представленных документов полномочным государственным органом. Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование ФГП с обязательным включением слов «финансово-промыш-ленная группа», «транснациональная финансово-промышленная группа» или «межгосударственная финансово-промышленная группа», и включением в государственный реестр ФГП.

Управление и ведение дел ФГП. Высший орган управления ФГП – совет управляющих ФГП, включающий представителей всех ее участников. Центральная компания ФГП – юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФГП или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел ФГП.

Ликвидация ФГП. ФГП считается ликвидированной с момента прекращения действия свидетельства о регистрации ФГП и исключения ее из государственного реестра ФГП. ФГП ликвидируется в случаях:

принятия всеми участниками ФГП решения о прекращении ее деятельности;

вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании ФГП;

установленного вступившим в законную силу решением суда нарушения законодательства РФ при создании ФГП;

истечения срока действия договора о создании ФГП, если он не продлен участниками ФГП;

принятия Правительством РФ решения о прекращении действия свидетельства о регистрации ФГП в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта.

Полномочный государственный орган прекращает действие свидетельства о регистрации ФГП и исключает соответствующую запись из государственного реестра ФГП.

3.5. Понятие и правовое положение субъектов малого предпринимательства определено ФЗ РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не больше следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и других видах деятельности – 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ осуществляется в соответствии с указанным ФЗ РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Осуществляется в следующих направлениях:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

3.6. Понятие и правовое положение кредитных организаций содержится в ФЗ «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Существуют следующие виды кредитных организаций.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом.

 В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)».

3.7. Понятие и правовое положение товарных бирж закреплено в ФЗ РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Основы государственного регулирования создания и деятельности товарных бирж закреплены в указанном законе и в Положении о комиссии по товарным биржам. Биржевая деятельность – система осуществляемых биржевых сделок. Основная цель деятельности товарной биржи состоит в том, что биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.

 Биржевая сделка – зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Виды биржевых сделок: сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара; взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки); взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки); уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки); а также другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли. Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители.

3.8. Понятие фондовой биржи содержится в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг». Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, отвечающий требованиям, установленным законом. Основной целью деятельности фондовой биржи является организация торговли на рынке ценных бумаг, т.е. предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Деятельность по организации торговли может совмещаться только с депозитарной деятельностью и деятельностью по определению взаимных обязательств. Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов. Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи. Государственное регулирование деятельности фондовых бирж осуществляет федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

 

  4. Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов

4.1. Правовой режим имущества – совокупность установленных законодательством правил по владению, пользованию, распоряжению им.

Право собственности составляет основу ведения предпринимательской деятельности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам; оставаясь собственником, передавать им права владения, пользования и распоряжения имуществом; отдавать имущество в залог и обременять его другими способами; распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

4.2. Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Имеющееся у субъектов предпринимательской деятельности имущество подлежит оценке. Существуют различные способы проведения оценки: по первоначальной, остаточной, восстановительной, рыночной стоимости. Выбор того или иного способа проведения оценки зависит от целей ее проведения, вида имущества,  стадии предпринимательской деятельности. Основные правила оценки имущества содержатся в нормативно-правовых актах. Так, в соответствии с п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления.

4.3. Имущество граждан-предпринимателей и организаций служит основой реализации ответственности по их обязательствам. Действующее законодательство установило правило полной имущественной ответственности. Согласно  ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

4.4. Субъектами права государственной собственности являются РФ и субъекты РФ, а муниципальной собственности – муниципальные образования. В ст. 214 ГК РФ оговорено, что разграничение государственной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. На данный момент действует Постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственности, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. Порядок управления государственной собственностью закреплен в ст. 71 Конституции РФ, согласно которой федеральная государственная собственность и управление ею находится в ведении РФ. Контроль за использованием федерального имущества берет на себя Министерство имущественных отношений РФ.

4.5. Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также дочерние предприятия, созданные государственными или муниципальными предприятиями. Закрепляя имущество за предприятиями, собственник передает им часть своих правомочий. Вместе с тем, законодательство закрепляет права и самого собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Так в силу ст. 295 ГК РФ, собственник принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации государственного или муниципального предприятия. Определяя в ст. 294, 295 ГК РФ правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, закон не предусматривает обязательности заключения договоров между собственником такого имущества и предприятием. Однако это не лишает сторон права такой договор заключить, конкретизировав в нем состав имущества, права, обязанности, ответственность сторон..

4.6. Право оперативного управления также представляет собой производное от права собственности вещное право. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют правомочия владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Собственником  имущества казенного предприятия является РФ, которая несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия в случае недостаточности его имущества.

    4.7. В силу ст. 130 ГК РФ выделяет движимое и недвижимое имущество. Имущество может быть классифицировано и по другим признакам (например, в зависимости от оборотоспособности). Наличие у различных видов имущества специфических свойств предопределило необходимость закрепления в нормативно-правовых актах особенностей их правового режима. Можно говорить об общем правовом режиме имущества предпринимателей (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) и специальном – для отдельных видов имущества. Специальный правовой режим может устанавливаться в отношении отдельных видов имущества, выделяемых по экономическим и (или) юридическим признакам; в отношении фондов, когда имущество обособляется и учитывается по особым правилам; капиталов и резервов, формируемых в страховых или иных целях, когда закон требует либо допускает их создание.

4.8. Основы правового режима основных средств утверждены положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) отсутствие организацией намерений последующей перепродажи данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Основы правового режима оборотных средств утверждены положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации. 

Правовой режим нематериальных активов определен положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ и положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд;

использование в течение длительного времени;

организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества; способность приносить организации доход в будущем;

наличие надлежаще оформленных документов.

Собственный капитал организации состоит из уставного (складочного) капитала, уставного фонда унитарного предприятия, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов.

Уставной (складочный) капитал зарегистрированная в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации. Уменьшение и увеличение уставного (складочного) капитала производится по результатам рассмотрения итогов деятельности организации за предыдущий год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

При создании государственных и муниципальных предприятий формируется уставный фонд, который определяется собственником предприятия и должен быть полностью им оплачен до государственной регистрации. Порядок изменения размера уставного фонда определен законом. Права кредиторов при уменьшении величины уставного фонда установлены в ст. 114 ГК РФ.

Добавочный капитал представляет собой суммы от дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов со сроком полезного использования свыше 12 месяцев; эмиссионный доход акционерного общества; безвозмездно полученные организацией ценности; средства ассигнований из бюджета, использованные на финансирование долгосрочных вложений; другие суммы.

В составе собственного капитала организации учитывается также резервный капитал  (фонд). Он создается в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ или в добровольном порядке (по решению самой организации) в соответствии с учредительными документами и учетной политикой.

Действующим законодательством организациям предоставлено право создавать резервы сомнительных долгов. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в срок, установленный договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Источником формирования данного резерва являются финансовые результаты деятельности организации, т.е. прибыль, исчисленная до налогообложения.

Фонды накопления и потребления относятся к фондам специального назначения. Эти фонды образуются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Порядок образования данных фондов регулируется учредительными документами. Создание таких фондов является элементом учетной политики.

Амортизационный фонд формируется за счет амортизационных отчислений. Является фондом целевого назначения. Его средства предназначены для полного восстановления основных средств.

Средства целевого финансирования и поступлений представляют собой средства, полученные организацией из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, на покрытие убытков по конверсии и другие нужды. Данные средства носят целевой характер и могут быть изъяты при выявлении фактов использования их не по назначению.

Резервы предстоящих расходов и платежей создаются организацией в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Организации могут создавать резервы на предстоящую оплату отпусков, расходов на ремонт основных средств и т.д. Если такие резервы не создаются, то производственные затраты включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат по мере их совершения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: