Место России в глобальной мировой экономике XXI в

 

Стратегия внешнеэкономической политики России ориентирована на участие в процессе мирового хозяйства исключительно пассивными методами, а прогнозные данные развития нашей страны, хотя и декларируют, но фактически не подтверждают перехода на диверсифицированный, инновационный тип развития экономики, а, следовательно, на активное влияние в мировой экономике и использование преимуществ ее регионализации для решения национальных стратегических задач и достижения приоритетов национальной экономической политики.

Высокие темпы развития российской экономики в последние годы, во многом связаны с благоприятной конъюнктурой цен на основные товары российского экспорта на ми­ровых рынках (с 2002 года по 2007 год металлы в среднем подорожали в 2 раза, нефть более чем в 2 раза, наблюдается оживление на мировом рынке калийных удобрений, каменного угля, других сырьевых товаров). Но, в то же время в последние три-пять лет возрастает роль фактора расширения внутреннего спроса и подъема производитель­ности труда и капитала[62].

Наблюдается позитивный эффект для эконо­мики от проведения значительной части структурных реформ, формирования институ­циональной среды развития рыночных процессов. Это касается также открытия рынков для импорта, выравнивания цен на основные сырьевые товары вовне и внутри страны, приведение деятельности российских предприятий в соответствие с международны­ми правилами: стандартами качества, управления, технологическими стандартами, др.

«Сырьевая модель» развития будет иметь ряд важных прогнозируемых последс­твий для экономического пространства страны.

В долгосрочной перспекти­ве ожидается перемещение основного «производственного цеха» страны в ее северные и восточные регионы, где предполагается реализация значительных инвестиционных проектов, развертывание нового освоения. Прогнозируется развитие транспортных и торговых узлов, обеспечивающих интеграцию РФ в глобальную экономику. Предпола­гается ускоренное развитие крупных городских агломераций –«центров управления», в которых будут размещаться штаб-квартиры больших компаний, работающих на гло­бальном рынке, а также зоны инновационного развития. Центры агломераций – круп­ные города (прежде всего Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Са­мара) – будут стягивать на себя управленческие функции.

По оценкам МЭР РФ, в 2006-2010 годах больше половины до­бавленной стоимости будет производиться в 13 субъектах Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития. Почти 70% совокупного ВРП этой группы будет производиться в следующих регионах: Москва (36,8% от объема ВРП этой группы в 2007 году), Московская область (7,1%), Санкт-Петербург (6,3%) и Ханты-Мансийский автономный округ (19,5%)[63].

Рост новых форм организации экономической и социальной активности на тер­ритории, направленных на привлечение инвестиций, миграционный приток, стимули­рование инновационного развития: формирование новых особых экономических зон (промышленных, технико-внедренческих, портовых и туристско-рекреационных), создание крупных технопарков федерального значения, создание новых учебно-научных центров, развитие новых систем транспортных коммуникаций и др.

Региональная внешнеэкономическая де­ятельность – это целая система меж­дународного экономического сотрудничества, осуществляемого хозяйствующими субъектами в регионе – совершенствование воспроизводственной структуры пос­редством использования внешнеэкономических факторов, повышение научно-технического уровня производства, улучшение социально-экономического положения в регионе и т.д.

Глобализация – качественно новая ступень развития мирового хозяйства, знаменующая смену парадиг­мы в процессе осмысления сущности происходящих в мире эволюционных преобра­зований. Она характеризуется формированием центра общепланетарного управления, монополизировавшего важнейшие ресурсы экономического развития мира, соединив их с потенциалом власти (политической, военной, экономической) глобалистической номенклатуры, что позволяет ей концентрировать в своих руках функции мегасубъекта организации всемирного экономического порядка, наднационального регулирования мирохозяйственных связей (по модели американоцентризма).

К глобализационным императивам модернизации национального хозяйства Рос­сии можно отнести: усиление социально-рыночной природы национальной экономики; действенное участие в системе международного разделе­ния труда и трансграничном межстрановом обмене товарами, капиталами, техноло­гиями, рабочей силой, энергосырьевыми ресурсами и информационно-программны­ми продуктами; формирование рационально-открытой модели макрохозяйственной системы; обеспечение достаточного уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках; формирование экономической поли­тики в сфере регулирования внешнеторговых отношений с ориентацией на принятые в международном сообществе пороговые индикаторы тарифных и нетарифных огра­ничений экспортно-импортных операций, разработку инструментария действенного контроля трансграничных валютных потоков и др.

Соответственно, в сфере экономики модернизация России своим содержанием имеет переход к постиндустриальной социально ориентированной экономике, рыночно-регулируемому хозяйству на базе системных преобразований экономическо­го уклада, который сложился в России в середине второй половины XX в. Создание социального рыночного хозяйства – одна из главных задач государства, которое обеспе­чивает баланс между саморегулированием рынка и необходимостью вмешательства, регулирует объемы хозяйственной свободы и уровни социальных гарантий, созда­ет условия для стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих потребности всех категорий граждан и их занятость, а также кон­тролирует процесс мотивации развития экономики и определения доходов между всеми категориями и слоями граждан, не допускал разрывов в уров­нях доходов и расслоения общества.

Важное и все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.

Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. Совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики – одна из базовых опор региональной и глобальной стабильности.

 Россия рассматривает подписание Индией и Пакистаном Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия как важный фактор обеспечения стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Она будет поддерживать линию на создание в Азии зон, свободных от ядерного оружия.

Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформления международно признанной границы между двумя государствами.

Принципиальное значение для России имеет общее оздоровление ситуации в Азии, где усиливаются геополитические амбиции ряда государств, нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов. Наибольшую озабоченность вызывает обстановка на Корейском полуострове. Усилия будут сосредоточиваться на обеспечении равноправного участия России в решении корейской проблемы, на поддержании сбалансированных отношений с обоими корейскими государствами.

Рассматривая Большое Средиземноморье как связующий узел таких регионов, как Ближний Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что будет способствовать продвижению российских экономических интересов, в том числе в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей.

Россия будет расширять взаимодействие с африканскими государствами, содействовать скорейшему урегулированию региональных военных конфликтов в Африке. Необходимо также развитие политического диалога с Организацией африканского единства (ОАЕ) и субрегиональными организациями, использование их возможностей для подключения России к многосторонним экономическим проектам на континенте.

Россия стремится к повышению уровня политического диалога и экономического сотрудничества со странами Центральной и Южной Америки, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях России с этим регионом в 90-е годы. Она будет стремиться, в частности, к расширению взаимодействия с государствами Центральной и Южной Америки в международных организациях, поощрению экспорта в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, развитию с ними военно-технического сотрудничества и кооперации.

При определении региональных приоритетов своей внешней политики Российская Федерация будет учитывать интенсивность и направленность формирования основных мировых центров, степень готовности их участников к расширению двустороннего взаимодействия с Россией.

По прогнозам успешность развития России зависит от овладения современными методами воздействия на ход экономических процессов, решения социальных задач, связанных с обеспечением заня­тости населения. Нынешнее увлечение привычными административны­ми методами управления экономикой, акцент на наращивании добычи углеводородов, требующей огромных капиталовложений, а также на производстве вооружений могут оказаться тормозом экономического развития, что чревато социальными и политическими потрясениями.

По прогнозам к концу первой четверти XXI в. Россия может преодолеть план­ку в 80% современного уровня развития стран Западной Европы, а к середине века – превзойти нынешний уровень США. По общей вели­чине ВВП Россия в 2025 г. Сравняется с Италией, а к 2050 г. Войдет в первую десятку стран вслед за Китаем, Индией, США, Японией, Бразилией и Германией[64].

Безопасность России в первую очередь зависит от обеспечения заня­тости населения в высокоэффективных отраслях гражданского произ­водства. Экономический крах и распад СССР были обусловлены тем, что его политика была нацелена прежде всего на устранение внешней угрозы. При этом страна, занимавшая первые места в мире по добыче полезных ископаемых и производству многих полуфабрикатов, даже по показателю ВВП па душу населения относилась к странам среднего уровня развития.

Будущее России зависит от овладения рыночными методами стимулирования предпринимательской и трудовой деятельности, эко­номного и рационального использования природных ресурсов. Особое внимание должно быть обращено на то, чтобы рентабельность в обраба­тывающей промышленности после вычета налогов была выше, чем при добыче нефти и газа. Производство конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности – основа повышения эффективно­сти всех отраслей хозяйства. Названные меры исключительно важны для решения главной социальной задачи – обеспечения населения высокооплачиваемыми рабочими местами, сокращения диспропорций в личных доходах и в уровне регионального развития.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования темы мирового хозяйства на современном этапе развития сделаны следующие выводы.

Спад в экономике развитых стран привел к со­кращению спроса на продукцию, экспортируе­мую странами с формирующейся рыночной экономикой.

Сокращение мировой торговли в 2007-2008гг. неизбежно создает новую многополярность мира. Хуже всего государствам, которым потребовалась срочная помощь от МВФ. В трудном положении оказались страны, которые пытаются ослабить кризисные явления эмиссией своей валюты и созданием бюджетного дефицита. Накопившие большие валютные резервы государства смогли избежать общего спада в экономике. Наилучшие перспективы – у стран, богатых не только финансовыми резервами, но и природными ресурсами.

В 2008 г. экономический спад, последо­вавший за финансовым кризисом, приобрел глобальный характер. Начиная со 2 квартала 2008 г. Отмечалось сокращение реального ВВП в зоне евро и Японии, а с III квартала так­же в США и Великобритании. В IV квартале 2008 г. наблюдалось значительное снижение реального ВВП во всех ведущих развитых странах. Экономический спад согласно меж­дународно признанному критерию (сокраще­ние ВВП на протяжении двух кварталов под­ряд) был также в Венгрии, Дании, Латвии, Лит­ве, Швейцарии, Швеции и других странах. В 2008 г. Существенно снизились темпы рос­та экономики Китая, Индии, Республики Ко­рея. Значительно замедлился экономический рост в группе стран – ведущих импортеров российских товаров.

Лидирующие позиции в исследованиях и разработках принад­лежат развитым странам. К концу XX в. Почти 80 % всех расходов мировой экономики в этой области приходилось на страны ОЭСР. В 1995–2001 гг. их ежегодный прирост составлял 4,5 %.[65]. На сегодняшний день быстрее всего наука развивается в Китае, который уже сравнялся с США по количеству научных работников. В Западной Европе и США продолжается умеренный рост. В России основные показатели научно-технического развития не растут, а снижаются.

Современное положение России в мировой экономике характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, она располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров, обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 90-х годов обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве.

По итогам третьего квартала 2009 года можно констатировать, что российская экономика вышла из острой фазы кризиса. Принимаемые меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали стабильной работе аграрного сектора. Так, в годовом исчислении, в течение 2009 года падение промышленного производства существенно замедлялось – с 14,3% в I квартале до 5% в IV квартале[66].

Характеризуя ситуацию с привлечением иностранных инвести­ций в экономику России, приходится констатировать, что пока Рос­сия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате «распахнутости» российского товарного рынка и не­адекватного инвестиционного климата.

Практика иностранного инвестирования в Россию показывает, что существенные вложения в российскую экономику не в интере­сах западных государств и международных корпораций. Для них важнее оставить Россию на уровне крупнейшего потребительского рынка. Российский рынок для них – это главным образом и прежде всего огромный спрос. Промышленно развитым странам не нужны новые конкуренты.

Главным источником инвестиционных вливаний в российскую экономику должен стать отечественный капитал, как находящийся внутри страны, так и эмигрировавший в последние годы за рубеж. По данным «Дойче банка» (Германия), прямые российские инвес­тиции в ФРГ в 4–6 раз превышают аналогичные немецкие инвес­тиции в экономику России. Как только в России начнется оживле­ние экономики, будут созданы благоприятные условия для инвес­тиций, развернется в крупных масштабах и реэкспорт капитала. Это повлечет за собой увеличение потока западных и восточных инвес­тиций и технологий.

Бегство отечественного капитала лишает страну инвестиций, кре­дитных ресурсов, препятствует падению банковского процента. Пока еще банковский процент слишком высок и недоступен для большинства предприятий. Поэтому предприятия находятся в режиме самофинанси­рования. Это стало причиной сложившихся в России темпов роста, кото­рые нельзя нажать высокими. В этой ситуации большая доля вины лежит на стороне убегающего капитала.

Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий «холодной войны», продвижение российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта. При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сложилась устойчивая ориентация подавляющего большинства государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно-технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства.

В то же время в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.

Стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов не способно устранить глубинные социально-экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка.

Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.

Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства – взаимный учет интересов. Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.

Интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:

– глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;

– усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике («Группа восьми», МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России – полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях;

– развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;

– военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия[67].

Угрозы, связанные с указанными тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации, что затрудняет успешное отстаивание ее внешнеэкономических интересов, сужает рамки ее информационного и культурного влияния за рубежом.

Вместе с тем Российская Федерация имеет реальный потенциал для обеспечения достойного места в мире. Определяющее значение в этом плане имеют дальнейшее укрепление российской государственности, консолидация гражданского общества и скорейший переход к устойчивому экономическому росту.

В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене.

Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений.

Россия – это надежный партнер в международных отношениях. Общепризнанна ее конструктивная роль в решении острых международных проблем.

Отличительная черта российской внешней политики – сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.

Успешная внешняя политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах – адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем и наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Необходимо повысить эффективность политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета России и ее национальной экономики в условиях глобализации.

Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

 



Список используемой литературы

 

1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов н/Д, 2003.

2. Архипов А.Ю. Мартишин Е.Ж. Фомичева Е.В. Развитие России в условиях глобализации // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2008. Том.8. – №3. – С.150-153

3. Афанасьев М., Мясникова Л. Время глобализации // Мировая экономика и международные отношения, 2005. – №10.

4. Бойкова М.В., Салазкин М.Г. Корея Опережающие стратегии //Форсайт, 2007. – №4.

5. Богатуров А.Д. Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль. – 2006. – № 2. – С. 25-36.

6. Валлерстайн И. Геополитические миро-системные изменения: 1945-2025 годы // Вопросы экономики., 2006. – №4

7. Воловик Н. Внешняя торговля.//Экономико-политическая ситуация в России. – Январь 2009.

8. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития и торговли РФ на 2010-2012гг. – М., 2009г.

9. Дудоров Д. В. Экономическая безопасность национального государства в процессе глобализации//Автореферат дисс. На соиск. Уч. Ст. канд. Эконом. Наук. – Тамбов, 2007.

10. Железняк А. Д. Закономерности воздействия глобализации на функционирование экономических систем//Автореф. На соиск. Уч. Ст. докт. Экономич. Наук. Саратов, 2006.

11. Концепция внешней политики РФ. Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // http:// www.scrf.gov.ru/ documents/decree/2000_x.shtml

12. Косолапов Н. Формирование глобального миропорядка и ее последствия для России.//Мировая экономика и международные экономические отношения, 2004. – №11.

13. Косьмин А.Д. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: Учеб­ное пособие / А.Д. Косьмин, СЕ. Метелев. Е.С. Дубенская – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 612 с.

14. Кузнец С. Мировая экономика: прогноз до 2050 г. // Вопросы экономики, 2008. – №5.

15. Мамедов О. Ю. Модернизация российской экономики может иметь только глобализационную напрвленность // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2009. том.7. – №3. – С.7.

16. Международные экономические отношения / Под ред. И.П. Фаминского. – М., 2007.

17. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. М., 2007.

18. Милднер С. Реформы Международного Валютного Фонда и Всемирной Торговой Организации.//http://www.deutschebotschaft-moskau.ru /ru/bibliothek/internationale-politik/

19. Мировая экономика: учеб. Для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / И. П. Гурова. – Москва: Омега-Л, 2007. – 394 с.

20. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обу­чающихся по экономическим специальностям и направ­лениям / В.К. Ломакин. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 671 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

21. Мировая экономика в 2008 году // Вестник банка России, 2009. – №23.

22. МВФ об актуальных проблемах в экономике азиатских стран // БИКИ. – 2009, 21 мая

23. Панкин С. Единственный путь к многополярному миру // Русский обозреватель, 06.02.2009.

24. Перская В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика. – Анкил. – М.,2007.

25. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднес­рочную перспективу (2010 – 2012 годы) // Российская газета. 12 сентября, 2009.

26. Садоян М.М. Влияние тенденции глобализации на выбор национальной стратегии экономического развития. Из-во КубГУ. – Краснодар. 2008.

27. Худалова М. М. Регионализация как фактор развития мирового хозяйства//Автореф. Дисс. На соиск. Уч. Ст. канд. Экономич. Наук. М., 2007.

28.  Экономика России: итоги и перспективы роста. – М., февраль, 2008.

29. http://www.economy.gov.ru (Информационный сервер Ми­нистерства экономического развития и торговли Россий­ской Федерации).

30. http://www.gks.ru (Официальный сайт Госкомстата РФ).

31. http://www.customs.ru/ru/(Официальный сайт федеральной таможенной службы РФ)



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Индекс развития человеческого потенциала стран-членов ООН 2009 года1

Страны с очень высоким уровнем Индекса развития человеческого потенциала

Место Страна Индекс
1 Норвегия 0,971
2 Австралия 0,970
3 Исландия 0,969
4 Канада 0,966
5 Ирландия 0,965
6 Нидерланды 0,964
7 Швеция 0,963
8 Франция 0,961
9 Швейцария 0,960
10 Япония 0,960
11 Люксембург 0,960
12 Финляндия 0,959
13 Соединенные Штаты Америки 0,956
14 Австрия 0,955
15 Испания 0,955
16 Дания 0,955
17 Бельгия 0,953
18 Италия 0,951
19 Лихтенштейн 0,951
20 Новая Зеландия 0,950
21 Великобритания 0,947
22 Германия 0,947
23 Сингапур 0,944
24 Гонконг 0,944
25 Греция 0,942
26 Республика Корея 0,937
27 Израиль 0,935
28 Андорра 0,934
29 Словения 0,929
30 Бруней 0,920
31 Кувейт 0,916
32 Кипр 0,914
33 Катар 0,910
34 Португалия 0,909
35 Объединенные Арабские Эмираты 0,903
36 Чехия 0,903
37 Барбадос 0,903
38 Мальта 0,902

Страны с высоким уровнем Индекса развития человеческого потенциала

Место Страна Индекс
39 Бахрейн 0,895
40 Эстония 0,883
41 Польша 0,880
42 Словакия 0,880
43 Венгрия 0,879

Продолжение приложения 1

Место Страна Индекс
44 Чили 0,878
45 Хорватия 0,871
46 Литва  0,870
47 Антигуа и Барбуда 0,868
48 Латвия 0,866
49 Аргентина 0,866
50 Уругвай 0,865
51 Куба 0,863
52 Багамы 0,856
53 Мексика 0,854
54 Коста-Рика 0,854
55 Ливия 0,847
56 Оман 0,846
57 Сейшельские острова 0,845
58 Венесуэла 0,844
59 Саудовская Аравия 0,843
60 Панама 0,840
61 Болгария 0,840
62 Сент-Китс и Невис 0,838
63 Румыния 0,837
64 Тринидад и Тобаго 0,837
65 Черногория 0,834
66 Малайзия 0,829
67 Сербия 0,826
68 Белоруссия 0,826
69 Сент-Люсия 0,821
70 Албания 0,818
71 Россия 0,817
72 Македония 0,817
73 Доминика 0,814
74 Гренада 0,813
75 Бразилия 0,813
76 Босния и Герцеговина 0,812
77 Колумбия 0,807

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рейтинг стран по ВВП за 2008 и 2009 годы[68]

Место Страна ВВП ($M) (указан год расчета)
Земля 62 250 000
Европейский союз 15 990 000 (2008)
1 США 14 270 000(2009)
2 Япония 5 049 000(2009)
3 КНР 4 758 000(2009)
4 Германия 3 235 000(2009)
5 Франция 2 635 000(2009)
6 Великобритания 2 198 000(2009)
7 Италия 2 090 000(2009)
8 Бразилия 1 482 000(2009)
9 Испания 1 466 000(2009)
10 Канада 1 319 000(2009)
11 Россия 1 232 000(2009)
12 Индия 1 095 000(2009)
13 Австралия 920 000(2009)
14 Мексика 866 300(2009)
15 Республика Корея 800 300(2009)
16 Нидерланды 789 700(2009)
17 Турция 593 500(2009)
18 Бельгия 462 500(2009)
19 Польша 423 000(2009)
20 Саудовская Аравия 379 500(2009)
21 Швеция 512 900
22 Индонезия 496 800
23 Швейцария 492 600
24 Норвегия 481 100
25 Австрия 432 400
26 Китайская Республика 393 200
27 Иран 382 300
28 Греция 373 500
29 Дания 369 600
30 Аргентина 338 700
31 Венесуэла 331 800
32 Украина 328 000
33 Финляндия 287 600
34 Ирландия 285 000
35 Таиланд 272 100
36 ОАЭ 270 000
37 Португалия 255 500
38 Колумбия 249 800
Гонконг 223 800
39 Нигерия 220 300
40 Чехия 217 200
41 Малайзия 214 700
42 Румыния 213 900
43 Израиль 201 761
45 Сингапур 192 800
46 Чили 181 500
48 Филиппины 172 300
49 Алжир 171 300
50 Венгрия 164 300
51 Пакистан 160 900


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Численность населения1)[69]

 

 

Млн. человек

2000=100

 

 

2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

2002

2003 2004 2005 2006 2007

2008

Россия2)

146,3 145,0 144,2 143,5 142,8 142,2 142,0 141,9

99,1

98,6 98,1 97,6 97,2 97,1

97,0

Австралия

19,2 19,7 19,9 20,1 20,4 20,7 21,0 21,4

103

104 105 107 108 110

112

Австрия

8,0 8,1 8,1 8,2 8,2 8,3 8,3 8,3

101

101 102 103 103 104

104

Азербайджан

8,1 8,2 8,3 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7

101

102 103 104 106 107

108

Аргентина

36,8 37,5 37,9 38,2 38,6 39,0 39,4 39,7

102

103 104 105 106 107

108

Армения

3,2 3,2 3,2 3,2 3,2 3,2 3,2 3,2

99,8

99,9 100 100 100 101

101

Беларусь

10,0 9,9 9,8 9,8 9,8 9,7 9,7 9,7

99,1

98,6 98,1 97,6 97,2 97,0

96,8

Бельгия

10,3 10,3 10,4 10,4 10,5 10,5 10,6 10,7

101

101 102 102 103 104

104

Болгария

8,2 7,9 7,8 7,8 7,7 7,7 7,7 7,6

96,3

95,8 95,2 94,7 94,2 93,8

93,3

Бразилия

171 176 179 182 184 187 189 192

103

104 106 108 109 110

112

Венгрия

10,0 10,2 10,1 10,1 10,1 10,1 10,1 10,0

101

101 101 101 100,5 100,3

100,1

Германия

82,2 82,5 82,5 82,5 82,5 82,4 82,3 82,1

100,4

100,4 100,4 100,3 100,2 100,1

99,9

Грузия

4,4 4,3 4,3 4,3 4,4 4,4 4,4 4,4

98,7

98,0 98,2 100 99,8 99,6

99,6

Дания

5,3 5,4 5,4 5,4 5,4 5,4 5,5 5,5

101

101 101 101 102 102

103

Индия

1016 1051 1068 1085 1101 1118 1134 1150

103

105 107 108 110 112

113

Италия

56,9 57,2 57,6 58,2 58,6 58,9 59,4 59,9

100,4

101 102 103 104 104

105

Казахстан

14,9 14,9 15,0 15,1 15,2 15,4 15,6 15,8

100

101 101 102 104 105

106

Канада

30,7 31,4 31,7 32,0 32,3 32,6 33,0 33,3

102

103 104 105 106 107

109

Киргизия

4,9 5,0 5,0 5,1 5,1 5,2 5,2 5,3

102

103 104 105 106 106

108

Китай3)

1263 1280 1288 1296 1304 1311 1325

101

102 103 103 104 105

Литва

3,5 3,5 3,5 3,4 3,4 3,4 3,4 3,4

99,1

98,7 98,2 97,6 97,0 96,5

96,0

Мексика

98,4 101 102 103 104 105 106 107

103

104 105 106 107 107

108

Нидерланды

15,9 16,1 16,2 16,3 16,3 16,3 16,4 16,4

101

102 102 102 103 103

103

Норвегия

4,5 4,5 4,6 4,6 4,6 4,7 4,7 4,8

101

102 102 103 104 105

106

Польша

38,3 38,2 38,2 38,2 38,2 38,1 38,1 38,1

99,9

99,8 99,8 99,8 99,7 99,6

99,7

Республика Корея

47,0 47,6 47,9 48,0 48,1 48,3 48,5 48,6

101

102 102 102 103 103

103

Республика Молдова4)

3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6

99,5

99,2 99,0 98,8 98,5 98,3

98,1

Румыния

22,4 21,8 21,7 21,7 21,6 21,6 21,5 21,5

97,1

96,9 96,6 96,4 96,2 96,0

95,9

Соединенное Королевство (Великобритания)

58,9 59,3 59,6 59,8 60,2 60,6 61,0 61,4

101

101 102 102 103 104

104

США

282 288 291 294 296 299 302 304

102

103 104 105 106 107

108

Таджикистан

6,3 6,5 6,6 6,8 6,9 7,1 7,2 7,4

104

106 108 111 113 115

118

Туркмения5)

5,4 5,9 6,3 6,7

111

117 126

Турция

67,4 69,3 70,2 71,2 72,1 73,0 73,9 71,1

103

104 106 107 108 110

105

Узбекистан

24,8 25,4 25,7 26,0 26,3 26,7 27,1 27,6

102

104 105 106 107 109

111

Украина

48,7 47,8 47,4 47,1 46,7 46,5 46,2 46,0

98,3

97,5 96,8 96,1 95,5 94,9

94,5

Финляндия

5,2 5,2 5,2 5,2 5,2 5,3 5,3 5,3

100,5

101 101 101 102 102

103

Франция

59,0 59,9 60,3 60,6 61,0 61,4 61,7 62,0

101

102 103 103 104 105

105

Швейцария

7,2 7,3 7,3 7,4 7,4 7,5 7,6 7,6

101

102 103 104 104 105

106

Швеция

8,9 8,9 9,0 9,0 9,0 9,1 9,1 9,2

101

101 101 102 102 103

104

Япония

127 127 128 128 128 128 128 128

100,5

101 101 101 101 101

101

                                     

1) По большинству стран приведена численность постоянного населения. По странам СНГ – на конец года. По странам дальнего зарубежья – среднегодовая численность
населения.

2) Данные за 1995, 2000 гг. пересчитаны с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.

3) Здесь и далее, если не оговорено дополнительно, Китай без Гонконга, Тайваня и Макао.

4) Здесь и далее, если не оговорено дополнительно, без территории левобережья р. Днестр и г. Бендеры: по статистике населения – с 1998 г.; по показателям сельского хозяйства – с 2000 г.; по остальным показателям – с 1995 г.

5) Наличное население на конец года.

 




ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Динамика реального объема валового внутреннего продукта, прирост (снижение): в процентах к предыдущему периоду[70]

  2006г. 2007г. 2008г. 2009г.2)

IV квартал 2009г.
в % к
IV кварталу 2008г2).

Россия 7,7 8,1 5,6 -7,9

Бразилия 3,9 5,6 5,1

-1,53)

Германия 3,2 2,5 1,3 -5,0

-2,4

Индия 9,8 9,4 7,3

6,83)

Италия 2,0 1,6 -1,0 -4,7

-2,8

Канада 2,9 2,5 0,4

-1,74)

Китай 11,7 13,0 9,0 8,7

Соединенное Королевство (Великобритания) 2,9 2,6 0,5 -4,8

-3,2

США 2,7 2,1 0,4 -2,4

0,1

Франция 2,2 2,3 0,4 -2,2

-0,3

Япония 2,0 2,4 -1,2 -5,0

-0,9

___________________
1) Информация подготовлена на основе публикаций Международного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Статистического бюро Европейских сообществ (Евростата) и оперативных данных национальных статистических служб.
2) Предварительные данные.
3) III квартал 2009г. В % к III кварталу 2008 года.
4) Ноябрь 2009г. В % к ноябрю 2008 года.

 
             

Рисунок 1 – Темпы прироста (снижения) в 2009 году в % к 2008г.









ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Доля отдельных стран в мировом экспорте и импорте
(в процентах)[71]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


 

Экспорт

Импорт

  1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Мир – всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Россия 1,5 1,6 1,8 2,0 2,3 2,5 2,6 3,0 0,9 0,5 0,8 0,8 0,9 1,1 1,4 1,7
Австралия 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,2 1,2 1,1 1,2 1,2 1,2 1,1 1,2 1,3
Австрия 1,1 1,0 1,2 1,2 1,1 1,1 1,1 1,1 1,3 1,1 1,2 1,2 1,1 1,1 1,1 1,1
Азербайджан 0,01 0,03 0,03 0,04 0,04 0,05 0,04 0,3 0,01 0,02 0,03 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04
Аргентина 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,4 0,4 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,4
Армения 0,01 0,0 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,02 0,01 0,02 0,02 0,02 0,03
Беларусь 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Бельгия 3,4 3,0 3,4 3,4 3,2 3,1 3,1 3,0 3,1 2,7 3,1 3,1 3,0 2,9 3,0 2,9
Болгария 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Бразилия 0,9 0,9 1,0 1,1 1,1 1,2 1,2 1,3 1,0 0,9 0,7 0,7 0,7 0,8 0,9 1,1
Венгрия 0,2 0,4 0,6 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7 0,3 0,5 0,6 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7
Германия 10,2 8,6 10,1 10,0 9,5 9,4 9,6 9,3 9,0 7,6 7,9 7,7 7,4 7,6 7,6 7,5
Грузия 0,0 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,02 0,02 0,03 0,04 0,04
Дания 1,0 0,8 0,9 0,8 0,8 0,8 0,7 0,7 0,9 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7
Индия 0,6 0,7 0,8 0,8 1,0 1,0 1,1 1,1 0,7 0,8 1,0 1,1 1,4 1,4 1,5 1,7
Италия 4,6 3,8 4,0 3,9 3,6 3,5 3,6 3,5 4,0 3,6 3,9 3,8 3,6 3,6 3,6 3,5
Казахстан 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,4 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2
Канада 3,7 4,3 3,7 3,4 3,5 3,3 3,0 2,9 3,2 3,7 3,1 2,9 3,1 2,9 2,7 2,5
Киргизия 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,02 0,02 0,03
Китай 2,9 3,9 5,9 6,5 7,4 8,1 8,8 9,0 2,6 3,4 5,4 6,0 6,2 6,5 6,8 7,1
Литва 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2
Мексика 1,6 2,6 2,2 2,1 2,1 2,1 2,0 1,8 1,4 2,7 2,2 2,1 2,1 2,1 2,0 1,9
Нидерланды 3,8 3,4 3,6 3,5 3,4 3,3 3,5 3,4 3,4 3,0 3,1 3,1 2,9 3,0 3,0 3,1
Норвегия 0,8 0,9 0,9 0,9 1,0 1,0 1,0 1,0 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,5
Польша 0,4 0,5 0,7 0,8 0,9 0,9 1,0 1,1 0,6 0,7 0,9 1,0 1,0 1,0 1,2 1,3
Республика Корея 2,4

double arrow