Организация кредитного процесса в банке

Решением вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитов в коммерческих банках в основном занимаются кредитные отделы или управления (если банк является крупным, с филиальной сетью). Однако следует отметить, что их работа строится (организуется) в тесной взаимосвязи с целым рядом других отделов, подразделений и служб банка, к которым, в частности, относятся: юридический отдел, служба безопасности банка, его бухгалтерия, казначейство, отдел методологии кредитных операций, отдел ценных бумаг и другие отделы, что обусловлено самой сутью процесса кредитования.

Под организацией кредитного процесса в банке понимается техника и технология кредитования с целью соблюдения законодательных норм банковс­кой деятельности, снижения кредитного риска и получения достаточной при­были от совершенной кредитной сделки. Процесс кредитования можно раз­делить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности в прибыльности для банка, а также позволяет установить взаимоотношения кредитного отдела с другими структурными подразделениями банка по вы­даче кредита и управлению им.

Большинство экономистов в кредитном процессе выделяют два этапа.

I этап (до выдачи кредита), на котором осуществляется тщательный анализ кредитных заявок, оценка кредитоспособности потенциальных заемщиков, сильных и слабых сторон их бизнеса и финансовой деятельности, затем производится выдача кредита.

II этап (после выдачи кредита) включает последующий анализ текущей деятельности клиента и выявление проблемных ссуд на ранней стадии, т.е. кредитов, которым грозит несвоевременное погашение, для принятия соот­ветствующих решений.

Известный американский экономист Тимоти У. Кох разбивает процесс кредитования на три этапа: освоение рынка и кредитный анализ; исполнение кредитования и управление им; проверка кредита. Представляет интерес про­изведенная им детализация этапов процесса кредитования, которая раскры­вает технологию предоставления кредитов зарубежными банками.

В принципе технология предоставления ссуд российскими коммерчески­ми банками похожа на американскую, но имеет свои особенности, которые продиктованы современным состоянием экономики России и ее банковской системы. Анализ организации процесса кредитования целого ряда крупных российских коммерческих банков показал, что в основном процесс кредито­вания включает пять этапов:

- разработку стратегии кредитных операций;

- знакомство с потенциальным заемщиком (рассмотрение заявки на кредит и пакета документов к ней);

- оценку кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды.

- подготовку и заключение кредитного договора и обеспечительных обяза­тельств, выдачу кредита;

- кредитный мониторинг (контроль за выполнением условий договора и по­гашением кредита).

Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа кредитного про­цесса.

I этап кредитного процесса - разработка стратегии кредитных операций. Каждый банк должен иметь четко и детально проработанную программу развития кредитных операций. Большинство российских банков формулируют цели, принципы и условия выдачи кредитов разным категориям заемщиков в социальном документе-меморандуме о кредитной политике.

Кредитная политика создает основу для всего процесса кредитовани» Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитом. Политика определ*-ет объективные параметры, которыми должны руководствоваться банковс­кие работники, отвечающие за предоставление и оформление ссуд и управле-ние ими. Кредитная политика определяет основу действий Совета Директо­ров, Правления банка, кредитного комитета и лиц, принимающих стратегические решения, а также дает возможность внешним и внутренним аудиторам оценить качество кредитного менеджмента в банке.

Кредитная политика каждого коммерческого банка должна базироваться на трех основных принципах:

- обоснованное предоставление кредитов, обеспечивающее их возвратность.

- размещение средств с учетом интересов акционеров и с целью защиты инте­ресов вкладчиков;

- удовлетворение потребностей рынка в кредитах в пределах области дело­вой активности банка.

Кредитная политика определяется под воздействием стратегических це­лей развития банка. Известно, что успешное развитие любого коммерческо­го банка - увеличение капитала, рост доходов, доверие со стороны клиен­тов, удовлетворение интересов акционеров банка - в значительной мере за­висит от правильно выбранной стратегии, учитывающей реальности, складывающиеся как в экономике, так и в банковской сфере.

Стратегические решения, принимаемые руководством банка, должны быть направлены на достижение равновесия между хорошо изученными областями бизнеса и разумными рисками в новых областях, определяя стратегию развития банковских услуг. Необходимо определить целевые рынки, финансовые операции, клиентов, отрасли промышленности и регионы, на которые банку следует ориентироваться в своей деятельности, чтобы добиться преимущества над конкурирующими банками.

Каждый банк строго конфиденциально разрабатывает стратегию развития, руководствуясь результатами проведенного экономического ана­лиза, конъюнктурой рынка товаропроизводителей, состоянием экономики г отдельных ее отраслей, как в целом, так и на региональном уровне, а также результатами исследования конъюнктуры рынка банковских продуктов и ус­луг; оценки своей текущей деятельности и рейтинга банков-конкурентов.

Определив основные ориентиры развития на ближайшую перспективу, ключевые стратегические задачи, банк приступает к разработке основных направлений достижения поставленных целей:

- по линии увеличения собственного капитала и объемов привлекаемых
средств;

- повышения эффективности кредитной политики банка;

- активизации инвестиционной политики;

- развития филиальной сети банка;

- совершенствования технологии межбанковских и внутрибанковских рас­четов;

- развития международной деятельности и операций в иностранной валюте;

- активизации клиентской политики банка;

- совершенствования системы управления банком и его деятельностью.

Поскольку каждое из основных направлений стратегии банка представ­ляет собой целый блок взаимосвязанных вопросов, подлежащих отработке и решению в ближайшие 2—3 года, то, как правило, службами банка составля­ется подробный, детальный план мероприятий по реализации основных на­правлений стратегии банка (с указанием содержания мероприятий, исполни­телей и срока выполнения). Названный документ позволяет конкретизиро­вать пути достижения поставленных банком целей и осуществлять поэтапный контроль за их осуществлением и результатами, а также вносить по мере не­обходимости определенные поправки и коррективы в этот документ.

Документом, направляющим и регулирующим деятельность банка на каж­дый год в области кредитования, является меморандум (положение) о кредит­ной политике. Он основывается на основных направлениях кредитной полити­ки банка, стратегического плана его развития на ближайшую перспективу.

Меморандум о кредитной политике определяет:

- цель кредитной политики на текущий год (предоставление надежных и рен­табельных для банка кредитов, стимулирующих позитивные процессы в дея­тельности предприятий определенных отраслей хозяйства или лиц);

- главные принципы формирования кредитного портфеля банка (выбор при­оритетных отраслей хозяйства, предоставляющих зону интересов банка на данном этапе его развития, для первоочередного направления кредитных вло­жений; географический аспект кредитной экспансии банка; определение оп­тимальной структуры по каждой категории кредитов, по их срокам, видам валют; планируемый уровень крупных кредитов, пролонгированных и про­сроченных в кредитном портфеле банка; приоритеты в объектах кредито­вания);

- организацию кредитования (планируемые к разработке, освоению и вне­дрению в практику новые виды кредита, формы и методы кредитования; по­рядок установления филиалам банка лимита кредитования; определение пол­номочий по принятию соответствующих решений по кредитным вопросам отдельными лицами банка и его руководящими органами; разработка проце­дуры утверждения предоставляемого кредита; стиль и методы работы с кли­ентами в процессе кредитно-расчетного обслуживания; процедура взыскания просроченной задолженности);

- обеспечение ликвидности кредитного портфеля и снижение кредитного риска (предпочтительные формы обеспечения возвратности банковских ссуд, в том числе залогового; новые и усовершенствованные рейтинговые оценки финан­сового состояния потенциальных заемщиков различных категорий, методи­ки по оценке кредитного риска, выявлению проблемных ссуд, списанию не­погашенной, безнадежной ко взысканию ссудной задолженности; состав и полномочия кредитных комитетов разных уровней банковского управления: возможные варианты реструктуризации кредитного портфеля в кризисные периоды);

- процентную политику по ссудам (в зависимости от их вида, сроков, харак­тера обеспечения, типа заемщика, его финансового состояния, стоимости при­влеченных банком кредитных ресурсов).

Разработанная и утвержденная в соответствующем порядке кредитная политика банка является документом к действию. Любые отклонения от нее не допускаются и расцениваются как нарушения, за исключением особых слу­чаев, решения по которым должны приниматься Правлением банка или На­блюдательным Советом.

В развитие документа «Кредитная политика банка» банки должны разра­ботать Регламент предоставления денежных средств клиентам банка, а также отдельные положения по кредитованию юридических и физических лиц (с учетом вида, формы кредита, его обеспечения), о порядке оценки финансово­го состояния заемщиков, о порядке начисления и уплаты процентов по ссу­дам, о порядке формирования и использования резерва под кредитный риск банка.

Регламент предоставления денежных средств клиентам банка должен со­держать информацию:

- о перечне и содержании необходимых документов, предоставляемых потенциальными заемщиками, а также о предъявляемых к ним со стороны банка требованиях;

- о порядке рассмотрения кредитных заявок;

- о порядке расчета и утверждения лимита кредитования на одного заемщика;

- о порядке подготовки и заключения кредитных договоров, санкционирова­нии их пролонгации;

- о порядке предоставления кредитов, обслуживании долга и погашении кредитов;

- об отражении в бухгалтерском учете ссудных операций.

II этап кредитного процесса - знакомство с потенциальным заемщиком. На этом этапе изучаются сфера деятельности клиента, состояние дел в данном бизнесе на момент обращения его за ссудой и в перспективе, его основные поставщики, покупатели, правовой статус заемщика, цель кредита, определяется соответствие потребностей клиента текущей кредитной политике банка, устанавливаются вид кредита, его форма, срок, источники возврата ссуды и уплаты процентов за нее.

Ш этап кредитного процесса - оценка кредитоспособности заемщика и рис-па, связанного с выдачей ссуды. На данном этапе изучаются репутация заемщика, его кредитная история. На основании анализа оборотов по расчетному счету клиента, финансовой отчетности, а также других его документов, рассчитанных коэффициентов платеже- и кредитоспособности оцениваются возможности клиента погасить ссуду в срок. Изучаются и оцениваются вторичные источники погашения кредита, т.е. обеспечительные обязательства, а также оценивается качество ссуды.

Как видно из вышеизложенного, экономическая работа сотрудников бан­ка на втором и третьем этапах организации кредитного процесса сопряжена с сучением и глубоким анализом определенного рода документации, имею­щей строго целевую направленность, которая представляется потенциальным заемщиком банку для решения им вопроса о выдаче ссуды. В связи с этим целесообразно остановиться на их перечне, содержании и назначении.

Пакет документов, необходимых банку для решения вопроса о предос­тавлении заемщику ссуды, состоит из более мелких пакетов, исходя из их це­левого назначения.

1. Документы, подтверждающие правоспособность заемщика:

- копия Устава, зарегистрированного в порядке, установленном законода­тельством (нотариально заверенная);

- копия учредительного договора о создании предприятия (нотариально удостоверенная);

- копия свидетельства о государственной регистрации предприятия (нотариально удостоверенная);

- справка о регистрации выпуска ценных бумаг в ФКЦБ (для заемщиков, созданных в форме ОАО или ЗАО);

- копии документов, подтверждающих полномочия первых должностных лиц предприятия-заемщика;

- карточка образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоря­жаться счетом в банке, и оттиска печати (нотариально заверенная);

- справки других банков, подтверждающих наличие у них открытого пред­приятию расчетного счета и/или текущего валютного счета.

Юридический отдел банка проводит правовую экспертизу представлен­ных учредительных и других документов предприятия-заемщика и по ее ре­зультатам дает заключение кредитному отделу банка. Эта работа проводится с целью установления факта законности создания и регистрации предприя­тия, определения его организационно-правовой формы, сроков деятельности с момента создания, величины объявленного и оплаченного капитала, прав и обязанностей руководства в подписании хозяйственных и других договоров, а также денежно-расчетных документов. Юридические погрешности в учре­дительных документах могут явиться основанием для отклонения кредитной заявки предприятия уже на предварительном этапе кредитного анализа.

2. Документы, характеризующие бизнес-заемщика:

- анкета заемщика;

- разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности;

- документы, подтверждающие квоты участия в лицензируемых видах дея­тельности (если их установление предусмотрено законодательством);

- бизнес-план на текущий и последующие 1—2 года.

Многие банки для того, чтобы получить более полное первое представле­ние о своем потенциальном заемщике, т.е. еще до рассмотрения им учредитель­ных документов, финансовой отчетности и других сведений и данных, разра­батывают специальные анкеты и требуют от своих клиентов их заполнения и предоставления. Кроме сведений общего характера (наименования предприя­тия фирмы, компании, юридического адреса и фактического местонахождения, организационно-правовой формы, основных учредителей и их долей в устав­ном капитале, даты образования и начала функционирования, наличия филиа­лов, представительств и дочерних структур, наименований банков, в которых открыты расчетные счета), в ней заемщики должны сообщать:

- об основных видах деятельности, продуктах, услугах (вид бизнеса, срок работы в данной области бизнеса, наименование основной производимой про­дукции, ее доля в общем объеме; используемые политики поставок, продаж,
складирования; доля экспорта; патенты, торговые марки; льготы по налого­обложению и другие преимущества);

- о положении предприятия на рынке (основные рынки действия предприятия, их емкость; монополии на рынке продаж, сезонность продаж, прогноз разви­тия рынка; перечень и характеристику основных поставщиков и покупателей, их концентрацию; основных конкурентов предприятия и его преимущества и недостатки перед ними; обороты по расчетному счету за последние 6 месяцев и средние остатки на счете в каждом из этих месяцев);

- об эффективности хозяйственной деятельности (за предыдущий год и за рабочий период текущего года): объем реализации (продаж, в том числе на внешнем рынке), балансовую прибыль, чистую прибыль, себестоимость продукции, рентабельность (основных фондов, себестоимости), среднюю оборачиваемость оборотных средств.

Таким образом, перечисленные выше сведения анкеты заемщика позво­ляют получить определенное представление о его бизнесе и результатах уча­стия в нем, а это в свою очередь дает возможность кредитному работник? решить вопрос о перспективности кредитования данного клиента и перейти ж анализу его финансового состояния и реальности возврата кредита.

Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих фирм, компаний, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документа­ции. В этом случае ими представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения хозяйственных опе­раций и т.д. В частности, бизнес-план должен включать:

- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т.д.;

- отраслевой и рыночные прогнозы (описание рынков, других компаний, ко­торые предлагают аналогичный продукт; государственное регулирование соответствующих отраслей; преимущества и слабые стороны конкурентов):

- планы маркетинга (цели, рекламу, стоимость затрат компании по продвижению продукта на рынок и т.д.);

- план производства (потребности в производственных мощностях, рабочей оборудовании и т.д.);

- материалы, подтверждающие рентабельность будущего производства; финансовый план (баланс доходов и расходов).

Профессиональный бизнес-план разрабатывается на основе тщательной постановки целей, а также способов практического осуществления каждой из них. Тщательно продуманный и грамотно разработанный бизнес-план дает возможность максимально эффективно увязать ограниченные финансовые, материальные и трудовые ресурсы с поставленными целями. Другими словами бизнес-план - это правила игры для предприятия (фирмы), в которых четко указывается, каким образом можно достичь конечных результатов.

Задача банка заключается в том, чтобы насколько это возможно более точно оценить реалистичность бизнес-плана в целом, но особенно его последнего раздела, позволяющего судить об эффективности сделки, окупаемости затрат, сроках возврата кредита (вместе с процентами). Финансовый план или иначе - баланс доходов и расходов показывает, будет ли у заемщика доста­точно денежных средств для обслуживания долга или же потребуются дополнительные займы для финансирования производственной деятельности и развития.

Баланс доходов и расходов для решения вопроса о возможности получе­ния кредита в банке представляют и те предприятия, которые уже давно работают в своем бизнесе.

О сфере бизнеса клиента-заемщика, о его взаимоотношениях с партнера­ми, о руководителях и реальном положении дел на предприятии информируют кредитный отдел и служба безопасности банка, которая по своим каналам и источникам получает соответствующую информацию.

3. Документы, характеризующие финансовое состояние заемщика:

- годовая бухгалтерская отчетность за последний финансовый год, заверенная ГНИ;

- аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности за последний финансовый год;

- ежеквартальные бухгалтерские балансы (с приложениями 2, 3, 4, 5), заве­ренные ГНИ;

- расшифровка дебиторско-кредиторской задолженности по последнему ба­лансу;

- выписки оборотов по расчетным (текущим) счетам предприятия за последние 3—6 месяцев;

- справки о кредитах, полученных предприятием в других банках, заверен­ные печатью и подписями первых должностных лиц этих банков (с указанием суммы кредитов, сроков их погашения, количества пролонгации, вида обес­печения по ним, наличия просроченной задолженности по основному долгу
и/или процентам по ссудам);

- документы, подтверждающие добросовестную кредитную историю пред­приятия-заемщика в течение последних 3 месяцев до даты настоящего обра­щения в банк за получением ссуды, т.е. подтверждающие исполнение им всех условий кредитных договоров.

Анализом бухгалтерской отчетности клиента, расчетом коэффициентов платеже- и кредитоспособности, оценкой движения средств по счетам клиен­та за последние 3—6 месяцев, а также прогноза денежных потоков заемщика на период кредитования занимается кредитный отдел банка. Эта аналитичес­кая работа проводится в тесной увязке с изучением и проверкой документов, обосновывающих цель кредита, его объемы и сроки погашения.

4. Документы, обосновывающие объем испрашиваемого кредита и срока его возврата (погашения):

- технико-экономическое обоснование потребности в кредите;

- копии контрактов (договоров) на закупку товаров, продукции, услуг, ра­бот, под которые испрашивается кредит;

- копии контрактов (договоров) на реализацию продукции, выполненных ра­бот, услуг, товаров, подтверждающих поступление выручки на счета пред­приятия в определенные сроки;

- планы производства, реализации или товарооборота заемщика и т.п.;

- план прогноза потоков денежных средств заемщика на период пользования кредитом;

- сведения о вложениях собственных средств заемщика в кредитную сделку;

- выписка из протокола заседания Совета директоров ОАО о решении офор­мить кредит в банке (если объем кредитной сделки превышает 25% валюты баланса заемщика);

- выписка из протокола общего собрания акционеров ОАО о решении офор­мить кредит в банке (если объем кредитной сделки превышает 50% валюты баланса заемщика).

Основным источником погашения кредитов должна выступать выручка от реализации продукции (работ, услуг). На случай ее фактических отклоне­ний от запланированного уровня по различным причинам (спада производства, инфляции, изменения конъюнктуры рынка и т.п.) заемщик должен рас­полагать вторичными источниками погашения кредита, к которым относят­ся различного рода обеспечительные обязательства возврата ссуд (договора залога, поручительства, банковской гарантии). Поэтому банки всегда требу­ют от потенциальных заемщиков представления проектов этих договоров, по которым дает свое заключение юридический отдел банка.

5. Документы, представляемые заемщиком в обеспечение исполнения обя­зательств по кредитному договору:

- проект договора залога имущества;

- опись предметов залога (по установленной форме);

- документы, подтверждающие право собственности на предметы залога;

- документы, подтверждающие реальную рыночную стоимость предметов залога.

- договоры страхования закладываемого банку имущества;

- выписка из протокола заседания Совета директоров ОАО о решении предоставить имущество ОАО в залог по ссуде (в случае, если его объем превышает 25% валюты баланса), а если его объем превышает 50% валюты баланса, то должна быть представлена выписка из протокола заседания собрания акционера;

- проект договора поручительства третьих лиц;

- проект договора банковской гарантии;

- другие документы (по требованию банка).

На данном этапе организации кредитования очень важно оценить реаль­ную (ликвидационную) стоимость предмета залога.

При определении стоимости залога банки придерживаются следующих принципов.

1.Предмет залога оценивается по рыночной стоимости, т.е. по цене, за
которую он может быть реализован при наличии потенциального покупателя и достаточного времени для совершения сделки.

2.Заложенное имущество должно регулярно переоцениваться в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. Расходы на переоценку включают­ся в стоимость залога.

3.Оценку стоимости предметов залога должны производить специалисты соответствующей квалификации, включая оценку и подтверждение подлинности и ценности произведений искусства.

Реальный уровень покрытия ссуды целесообразно определять исходя из ликвидационной стоимости заложенного имущества и затрат на его реализа­цию. С этой целью определяется чистая реальная стоимость заложенного имущества как разница между ценой его реализации и суммой затрат на реа­лизацию, маржи вынужденной продажи, судебных издержек, а также величи­ны любых приоритетных претензий на имущество. Затем из чистой реальной стоимости имущества вычитается требуемая маржа безопасности. Получен­ная сумма и будет представлять собой действительную стоимость имущества, являющуюся обеспечением возврата.

Интересно отметить, что в зарубежной банковской практике для оценки надежности залога в качестве гарантии возврата кредита используются три критерия:

- соотношение стоимости заложенного имущества и суммы кредита;

- ликвидность заложенного имущества;

- возможность банка осуществлять контроль за заложенным имуществом.

Анализ отечественной банковской практики последних лет показывает, что эти критерии широко применяются в разрабатываемых банками собствен­ных системах управления кредитными рисками. Рациональное управление залоговым обеспечением позволяет банкам снижать потери в случае невозв­рата кредита.

Результатом работы, проведенной банком на втором и третьем этапах кре­дитного процесса, является заключение специалиста кредитного отдела банка на выдачу кредита, в котором отражаются полная развернутая характеристика за­емщика (его статус; репутация в деловых кругах, наличие положительной кре­дитной истории); оценка его бизнеса, финансового положения, плана доходов и расходов и платежного календаря на период кредитования; характеристика объек­та кредитования заемщика, способов обеспечения кредита и основных источни­ков его погашения; реальность сроков возврата основного долга и процентов по ссуде, а также оценка кредитного риска банка по данной ссуде. Последняя мо­жет осуществляться как по внутренней методике банка, исходя из разработан­ных им критериев, так и в обязательном порядке по методике ЦБ РФ, которая отражена в Инструкции от 10 июня 1997 г. № 62-а (с изменениями и дополнения­ми). Кредитный риск банка зависит от качества выдаваемой ссуды.

На качество отдельно выдаваемой ссуды влияет совокупность факторов: вид кредита, его размер, срок, порядок погашения, отраслевая принадлежность и форма собствен­ности заемщика, его кредитоспособность (в соответствии с рейтинговой оцен­кой), способы обеспечения кредита, степень взаимоотношений клиента с банком (акционер, клиент, наличие или отсутствие расчетного счета и т.п.), степень ин­формированности банка о клиенте (о его руководителях, бизнесе, партнерах по бизнесу и конкурентах).

Своевременный и детальный анализ выдаваемых ссуд с учетом перечисленных рискообразующих факторов позволяет снизить вероят­ность риска невозврата кредита и принять адекватные меры по минимизации влияния этих факторов в ходе осуществления процесса кредитования.

В заключении специалиста банка определяются возможные параметры ссуды заемщика по результатам проведенного кредитного анализа (объем, срок, процентная ставка), а также способ выдачи и погашения. Окончатель­ное решение о выдаче кредита и его параметрах в зависимости от порядка санкционирования ссуд, принятого в кредитной политике банка, выносит либо начальник кредитного отдела, либо кредитный комитет филиала банка (или головного банка), либо Правление банка. Эти же органы выносят оконча­тельное решение и о характере обеспечительных обязательств по ссуде.

IV этап кредитного процесса — подготовка и заключение кредитного договора и обеспечительных обязательств, выдача кредита. Юридический отдел банка приводит правовую экспертизу текста заключаемого кредитного договора и договоров обеспечительного характера и визирует их. Содержание кредитного дога-вора зависит от вида кредита и его формы, а обеспечительного обязательства - от предмета залога, вида и формы залога, условий поручительства (полное или ограниченное) и банковской гарантии (отечественного или зарубежного банка).

Обычно типовые формы кредитных договоров и различного рода обязательств разрабатываются совместно кредитным и юридическим отделами банка, а в процессе заключения этих договоров с заемщиками их содержание уточняется и корректируется, исходя из особенностей как самой кредитной сделки, так и заемщика.

Выдача кредита сопровождается распоряжением кредитного отдела бухгалтерии (операционному отделу) банка. Его содержание оговорено в «Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 18 июня 1997 г. № 61. В частности, в нем должно быть указано: наименование заемщика; номер расчетного счета в банке; номер и дата кредитного договора (соглашения), на основании которого производится выдача кредита; вид кредита (разовый, кредитная линия, овердрафт); сумма предоставляемых средств (лимит кредитования); размер установленной процентной ставки (по срочному и по просроченному кредитам); порядок и периодичность начисления процентов: сроки их уплаты; сроки возврата кредита (с указанием дат и суммы); вид обеспечения и его сумма; группа кредитного риска по ссуде (исходя из требований Инструкции ЦБ РФ от 10 июня 1997 г. № 62-а).

На основании этого распоряжения бухгалтерия банка присваивает ссудному счету, открываемому заемщику (исходя из вида кредита и его срока), номер счета по учету резерва на возможные потери по ссуде (исходя из категории ее риска), за балансом на счетах 913 (03—08) «Обеспечение предо­ставленных кредитов и размещенных средств» приходуется обеспечение ив ссуде (в зависимости от характера обеспечения), а на счетах 913 (01—02) и 91309 - соответственно открытая заемщику кредитная линия или лимит по овердрафту.

После выдачи кредита специалист кредитного отдела должен окончатель­но сформировать кредитное досье заемщика для последующей работы с ним в ходе последнего этапа кредитного процесса - кредитного мониторинга. Помимо заявки на кредит, анкеты заемщика с приложением пакета документов заемщика, ранее охарактеризованного нами, в кредитном досье должны содержаться: заключения юридического отдела банка по правовой эксперти­зе учредительных документов заемщика и его обеспечительным обязательствам, заключения независимых оценщиков о рыночной стоимости недвижимости и других предметов залога, акты проверки на месте у клиента специалистами банка наличия и состояния заложенного имущества, расчеты платеже-кредитоспособности заемщика по его балансам, заключение отдела по безопасности банка о самом клиенте и его бизнесе, заключение специалиста кредитного отдела о целесообразности предоставления кредита, выписка из протокола заседания кредитного комитета филиала (или головного банка) либо другого руководящего органа с решением о выдаче заемщику кредита, копии кредитного договора и обеспечительных обязательств, заключение об оценке финансового состояния поручителей по кредиту и банков-гарантов.

V этап кредитного процесса - кредитный мониторинг. Он представляет собой контроль в ходе кредитования. Банк осуществляет постоянный конт­роль за выполнением условий кредитного договора. В частности, контроли­руются: соблюдение лимита кредитования; целевое использование кредита; своевременность уплаты процентов за кредит; полнота и своевременность по­гашения кредита; кредитоспособность клиента.

Цель контроля состоит в том, чтобы обеспечить погашение в срок основ­ного долга и уплату процентов за кредит. Контроль осуществляется как за каждой отдельной ссудой, так и за кредитным портфелем в целом.

В процессе индивидуального контроля работник банка должен оценить:

- качество кредита — изменение финансового положения клиента и его спо­собности погасить кредит;

- соблюдение условий кредитного договора (выполнение клиентом кредит­ных обязательств в соответствии с изначальными условиями сделки);

- состояние залога, гарантий, поручительств (изменились ли условия, влияю­щие на стоимость залога или на возможность поручителя выполнить взятые на себя обязательства);

- прибыльность (продолжает ли кредитная операция давать достаточную прибыль).

В результате контроля должны выявляться так называемые проблемные кредиты, т.е. кредиты, по которым вероятно возникновение проблем с вып­латой процентов и основной суммы долга.

Контроль за кредитным портфелем направлен на минимизацию кредит­ного риска, повышение прибыли от ссудных операций в целом и на соответ­ствие его требованиям кредитной политики банка по всем параметрам.

В соответствии с Положением ЦБ РФ «О порядке предоставления (разме­щения) кредитными организациями денежных средств и их возврата и пога­шения» № 54-П размещение банком денежных средств в процессе кредитова­ния может осуществляться как в валюте Российской Федерации, так и в инос­транной валюте. Юридическим лицам кредиты могут предоставляться только в безналичном порядке путем их зачисления на расчетный или текущий счет, в том числе и кредиты, предоставленные на выплату заработной платы.

Предоставление кредитов в иностранной валюте осуществляется исключи­тельно уполномоченными банками, т.е. банками, имеющими лицензию на право проведения банковских операций в иностранной валюте. Погашение кредитов в рублях и в иностранной валюте производится в порядке, аналогичном их выда­че, т.е. все валютные кредиты погашаются за счет средств заемщиков на их теку­щих счетах в иностранной валюте, а все рублевые кредиты - с расчетных (теку­щих) счетов заемщиков, ведущихся в валюте Российской Федерации. При этом не исключается погашение рублевых кредитов с расчетных счетов заемщика, от­крытых в других банках, самим заемщиком (на основании его платежного пору­чения) или этими банками по требованию банка-кредитора. В данном случае банк-кредитор выставляет к счетам заемщика, открытым в других банках, свои платежные требования на взыскание суммы кредита, а также процентов по нему в безакцептном порядке, но при условии, если предварительно до получения ссу­ды заемщик в этих банках оформил в соответствующем порядке, установленном ст. 847 ГК РФ, дополнительные соглашения к договорам банковского счета с безакцептном списании средств по требованиям данного банка-кредитора. Та­кое же правило действует и в случае оформления по выданному кредиту догово­ра-поручительства при предъявлении к счету поручителя требований банка-кре­дитора. Кроме того, существует порядок, разрешающий банкам предъявлять тре­бования на погашение рублевого кредита к валютным счетам заемщика, открытым как в банке-кредиторе, так и в других банках.

Есть и другие способы погашения кредитов - прекращение обязательств заемщиков, которые предусмотрены ГК РФ и должны быть оговорены в ус­ловиях кредитного договора между банком и заемщиком (например, отступ­ное, взаимозачет обязательств, новация, переуступка и др.). Погашение кре­дитов может осуществляться за счет обеспечения по кредитам, оформленно­го в соответствующем порядке договорами залога имущества (прав) договорами поручительства третьих лиц или банковской гарантией.

Суммы кредитов, непогашенные за счет перечисленных источников, при­знаются безнадежными ко взысканию и по истечении срока исковой давнос­ти списываются за счет резерва на возможные потери по ссудам или за счет собственных средств банка (его прибыли) в части потерь, не перекрываемых созданным резервом, за баланс.

Предоставление кредитов может осуществляться одним из следующих способов: разовым, открытием кредитной линии, кредитованием расчетной счета клиента, участием банка в предоставлении денежных средств заемщика на синдицированной (консорциальной) основе и другими способами.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: