Проблемы превращения сбережений в инвестиции в России

    Проблема инвестиций в России является одной из самых важных и сложных проблем. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями.

    По данным сайта News.WebDigest.ru от 25.09.2005 сообщается, что с бережения населения превышают инвестиции на 9% ВВП. Из статьи … «Правительство России предпримет шаги по превращению сбережений граждан в инвестиции, заявил премьер-министр России Михаил Фрадков сегодня на "правительственном часе" в Совете Федерации. Он сообщил, что доля сбережений российского населения составляет 30% ВВП, в то время как общий объем инвестиций не превышает 21% ВВП. Разница в 9% между этими показателями – это "чистый кредит, который Россия предоставляет другим", – отметил Фрадков. Он подчеркнул, что для реализации этой цели необходимо повысить статус инвестора и создать более качественную систему обеспечения в России прав собственности. Механизм управления рисками в России требует кардинального улучшения работы всей банковской системы, отметил премьер-министр».

Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Ярким признаком неэффективного использования нашей экономикой финансовых ресурсов является перенакопление официальных валютных резервов. В подобной ситуации наиболее целесообразным способом использования внутренних ресурсов страны было бы их инвестирование в основной капитал отечественной экономики. А вот с этим не все обстоит благополучно.

Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Инвестиционный климат, в конечном счете, определяет степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индексу риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для инвесторов. В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения инвестиций.

    Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют:

§ политическая нестабильность,

§ несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом,

§ неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, 

§ неразвитость российского банковского сектора,

§ высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин,

§ неустойчивое макроэкономическое положение,

§ фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций.

Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

    Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах. Многих инвесторов отпугивает слабость российской правовой системы, невозможность добиться исполнения судебных решений. 

    Помимо общих рисков, присущих всем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных и металлургических предприятий, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), нестабильность государственной хозяйственной политики, ”непрозрачность” ведения бизнеса, слабая корпоративная управляемость (здесь всплывает проблема обеспечения прав иностранного собственника - особенно при возникновении конфликтов с российскими совладельцами). Следует сказать, что процедура государственной регистрации предприятий с участием иностранного капитала меняется как в калейдоскопе. Зарубежным инвесторам довольно трудно уследить за сменой полномочий российских государственных органов, контролирующих вложение иностранных капиталов в экономику страны.

    Львиная доля инвестиций из-за рубежа идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь - внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва и область, Санкт-Петербург, отчасти - Приморский край), либо в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан).

    В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Создается впечатление, что иностранный капитал стремится не столько к разработке российских природных ресурсов, сколько к контролю над ними в своих интересах, и нацелен на получение особых дополнительных привилегий.

       Следует учитывать еще одну проблему, связанную скорее с психологическими, чем экономическими факторами, мешающими привлечению капитала. Это психологическое несовпадение возможностей инвестора и заказчика, которое кроется в различной их нравственной организации, разном восприятии хозяйственных процессов и представления о них. Несовпадение менталитетов и уровней экономической культуры российских и зарубежных инвесторов препятствует реализации ряда инвестиционных программ. Иностранные и российские партнеры   по-разному понимают роль и значение инвестиционного бизнеса. Одни - как способ заработать трудовые деньги, другие - как дармовую возможность их тратить. Российские заказчики нередко предлагают для инвестирования случайные и бесперспективные проекты, стремятся прежде всего залатать собственные производственные и финансовые дыры за счет зарубежных средств. Зарубежные же инвесторы скрупулезно разрабатывают свои бизнес-планы для сфер помещения своих капиталов, тщательно подсчитывают экономическую эффективность капитальных вложений и ищут пути сокращения сроков их окупаемости.

    Таким образом, эта проблема заключается в несовпадении целей и непонимании инвестиционных программ иностранных инвесторов российскими, а российских инвесторов - иностранными.

Проанализировав результаты опросов, проводившихся среди крупнейших инвестиционных компаний, можно прийти к выводу, что наиболее серьезной проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности по степени важности, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Примечательно, что само по себе налоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем налоговые органы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив, таможенные органы и в меньшей степени постоянные изменения внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная проблема, чем торговая политика как таковая.

Риск изъятия собственности и произвол со стороны властей - как федеральных, так и местных, были отнесены к категории проблем, не самых первостепенных по степени важности. То же самое относится к неплатежам заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности. Интересно отметить, что защита прав интеллектуальной собственности рассматривается многими как менее серьезная проблема, чем обеспечение прав собственности в целом.

Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российских трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных компаний серьезной проблемы. В целом инвесторов удовлетворяет уровень квалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество и своевременность поставки материалов и комплектующих российскими предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и надлежащего профессионального обучения хочет и может удовлетворять западным стандартам.

  Инвестиционный процесс в России можно свести к двум направлениям, которые достаточно сильно различаются по долгосрочной стратегии.

Первое — это организация производства, которое основано на отечественных разработках мирового уровня, прежде всего это достижения военно-промышленного комплекса и смежных с ним отраслей. Но не стоит обольщаться высокой эффективностью изобретений. Несмотря на то, что отечественная наука до сих пор создает высокотехнологичные разработки, как и прежде, от опытного образца до промышленного изделия проходит немало времени. Поэтому такой путь сегодня кажется малоперспективным в плане развития наукоемких и капиталоемких технологий. Значительный эффект для российской экономики может дать продажа вооружения, так как до настоящего времени цены на эту продукцию на порядок ниже западных аналогов.

  Второе направление инвестирования — это организация производств, основанных на привлечении западных технологий и повышении уровня управления. Недостаточный уровень управления — едва ли не главная причина отставания отечественных компаний в конкурентной борьбе с инофирмами. В связи с этим эффективно создавать на базе отечественных предприятий дочерние фирмы компаний, мировых лидеров в соответствующей сфере (или совместных предприятий с ними).

Инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение инвестиций в экономику РФ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики.

 

 

Заключение

Проблема создания нормального инвестиционного климата и привлечения инвестиций в российскую экономику будет приобретать исключительную остроту в ближайшие годы. По оценкам Министерства экономического развития и торговли в течение 20 ближайших лет для этого потребуются инвестиции не менее 2 триллионов долларов, что составляет 100 млрд. долларов в год. На фоне этих цифр нынешние усилия правительства в области привлечения инвестиций представляются явно недостаточными и медлительными. И заявление министра экономики Германа Грефа на инвестиционном симпозиуме в Гарварде, что «нужно сделать несколько решительных шагов, чтобы инвестиции пошли как снежный ком», представляется с учетом прошлого опыта слишком оптимистическим. Скорее, можно согласиться с другой его оценкой: «Мы утопили в кризисах две волны инвесторов. У нас нет права на новую ошибку». Очевидно, что уже в ближайшее время потребуются кардинальные изменения в подходе России к этому вопросу.

Абсолютно приоритетной задачей является упорядочение налогового законодательства. Небольшое значение, которое, судя по результатам обследования, иностранные компании придают налоговым льготам при принятии решений об осуществлении инвестиций и выборе места для реализации инвестиционных проектов, указывают на то, что инвесторам нужны не привилегированные условия и более низкие налоговые ставки по сравнению с международными, а разумная, прозрачная и предсказуемая налоговая система.

Помимо этого, большое значение для повышения привлекательности инвестиций в российскую экономику играет укрепление российской банковской системы, то есть создание эффективных источников аккумулирования сбережений и превращение их в инвестиции. Это означает необходимость расширения присутствия в России иностранных банков, поскольку улучшение в этой области не следует откладывать на долгий срок. Во всяком случае, предпосылкой усовершенствования банковской системы является более надежное обеспечение прав собственности и особенно прав кредиторов.

И, наконец, одной из наиболее приоритетных задач является упорядочение работы таможенных органов, в которых, как считают многие инвесторы, царит произвол и коррупция.

Кроме этого внушает оптимизм тот факт, что теперь Россия исключена из списка стран, в которых не ведётся борьба с отмыванием денег. Это должно повысить инвестиционную привлекательность страны, и есть надежда, что уже в ближайшее время все выше перечисленные положительные тенденции не замедлят сказаться на нашей экономике, а значит и на нашей жизни.

А пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате “распахнутости” российского товарного рынка и неадекватного инвестиционного климата. Несмотря на заметные сдвиги в признании значимости России как объекта приложения зарубежных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу, причем как в экономическом, так и в политическом аспекте. В инвестиционной политике ряда промышленно развитых стран по отношению к России все еще сохраняются отголоски “холодной войны”, которые вряд ли исчезнут автоматически.

 

 

Практикум

1) Определите, чему будет равен равновесный уровень дохода, если известно, что экономика описана следующими данными:

  Y = C + I; C = 500 + 0,6 Y; I = 100;

2) Если автономные инвестиции (I) возрастут до 200, то, как изменится равновесный выпуск?

3) Каково значение мультипликатора инвестиций?

4) Покажите изменение уровня равновесия графически.

Задание 1.

Решение:

Составим уравнение. Подставим в уравнение Y = C + I данные из условия вместо С (С = 500 + 0,6 Y) и вместо I (I = 100). Решим данное уравнение:

Y = C + I 

Y = 500 + 0,6Y + 100

Y - 0,6Y = 500 + 100

0,4Y = 500 + 100

0,4Y = 600

Y = 600 / 0,4

Y = 1500


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: