Определение коэффициентов взаимодействия гребного винта с корпусом судна

Расчёт ходкости судна и выбор гребного винта

Главные элементы судна

 

Тип судна - контейнеровоз типа LO-RO

Длина по ГВЛ, м L=145,6 м

Ширина, м В=23 м

Осадка, м Т=8,5 м

Коэффициент общей полноты d= 0,65

Коэффициент полноты мидельшпангоута b=0,98

Коэффициент продольной полноты j = d/b = 0,66

Дедвейт, тDw = 13500

Мощность, кВт Ne ном = 8320

Частота вращения главного двигателя: n=118 мин^(-1) = 1,97 сек^(-1)

Число гребных винтов 1

 

Постоянные величины расчёта

Коэффициент кинематической вязкости n= 1,61*10^(-6) м^2/с

Надбавки на шероховатость поверхности zш= 0,3*10^(-3)

Коэффициент вихревого сопротивления выступающих частей корпуса zа=0,1*10^(-3)

Коэффициент воздушного сопротивления zвозд= 0,04*10^(-3)

Величина L/B = 6,33

Величина B/T = 2,7

Величина Ö(g*L) = 37,793

 



Расчёт смоченной поверхности корпуса контейнеровоза

Для транспортных судов смоченную поверхность голого корпуса рекомендуется

определять по приближенной формуле профессора В. А. Семеки [1]:

 

Wгк = L*T*[2+1,37*(d-0,274)*B/T]

Wгк =145,6*8,5*[2+1,37*(0,65-0,274)*23/8,5]= 4200 м^2

 

Смочённая поверхность выступающих частей может быть определена как некоторая доля смоченной поверхности голого корпуса.

 

Wвч = 0,03*So = 0,03*4200 = 126 м^2

 

Суммарная смоченная поверхность:

 

W = Wгк + Wвч = 4200+126 = 4326 м^2

 

Значение выражения:

 

W *r/2 = 4326*1025/2= 2217075,

 

где r=1025 кг/м^3 - плотность воды.

 

Расчёт сопротивления и буксировочной мощности

В практических расчётах полное сопротивление движению судна рекомендуется определять по формуле:


R= (z*r*V^2)/ W,

 

где z - коэффициент полного сопротивления, представляющий собой сумму следующих коэффициентов:

zтп - коэффициент трения эквивалентной пластины;

zш - надбавка на шероховатость судовой поверхности;

zо - коэффициент остаточного сопротивления судна;

zа - коэффициент сопротивления выступающих частей;

zвозд - коэффициент воздушного сопротивления.

Расчёт выполняем в табличной форме в соответствии с указаниями [1].

 

Таблица 1.1.


Расчёт буксировочной мощности

Расчётные формулы и величины Размер

Скорость хода в узлах Vs

Примечание
    16 18 20 22  
1. V = 0,514*Vs м/с 8,224 9,252 10,280 11,308  
2. V^2 (м/с)^2 67,63 85,60 105,68 127,87  
3. Re=(V*L/n)   7,44 8,37 9,30 10,23 *10^(-8)
4. Fr = V/Ö(g*L)   0,218 0,245 0,272 0,299  
5. zтп*10^3 = f(Re)   1,63 1,60 1,58 1,57 рис.2.
6. zо*10^3 = f(d, Fr)   0,90 1,35 1,65 3,13 рис.6.
7. КL/B   0,70 0,80 0,96 1,36 рис.8.
8. КB/T = f(Fr,L/B)   1,11 1,06 1,02 1,14 рис.11.
9. zо*10^3 =(6)*(7)*(8)   0,699 1,145 1,616 4,853  
10. z = zтп+zо+zш+zа   2,729 3,145 3,596 6,823  
11. R=(W*r/2)* *(2)*(10)*10^(-6) кН 409 597 843 1934  
12. EPS=(1)*(11) кВт 3364 5523 8666 21870  
13. 1,2*R кН 491 716 1012 2321  
14. 1,2*EPS кВт 4037 6628 10399 26244  

По результатам расчётов строим кривые сопротивления R=f(Vs) и кривые буксировочной мощности EPS = f(Vs). Так как в процессе эксплуатации корпуса судна наблюдается изменение характеристик корпуса судна и гребного винта, то вводится эксплуатационная надбавка,равная 20% для проектируемого судна и строятся кривые сопротивления и буксировочной мощности с учётом этой надбавки (Рис.1.1.).

 

Рис.1.1.

 





Расчёт оптимальных элементов гребного винта

Выбор конструктивного типа движителя, ориентировочных значений скорости хода судна и диаметра гребного винта

В соответствии с рекомендациями раздела 2 [2], в качестве движителя принимаем цельнолитой гребной винт.

Для выбора значения Dор используем диаграмму на рис. 1 [2]. Ориентировочное значение скорости хода судна определяем из графика на рис.1.1.

 

Vs ор = 17,5 уз

 

Для грубой оценки коэффициента попутного потока wт используем формулу Тейлора [2]:

 

wт = 0,5*d - 0,05 = 0,5*0,65 - 0,05 = 0,275

 

Скорость обтекания гребного винта:

 

Vas = Vs op * (1- wт) = 17,5*(1-0,275) = 12,7 уз

 

Из диаграммы на рис. 1 [2] находим: Dор = 5,2 м

В соответствии с рекомендациями, для одновинтовых судов имеем:

 

Дпред=0,75*Т=0,75*8,5=6,3 м

 

Для дальнейших расчётов принимаем: Dор = 5,2 м; Vs ор = 17 уз.



Определение коэффициентов взаимодействия гребного винта с корпусом судна

Коэффициент попутного потока находим по формуле Холтропа [2]:

 

wт = В*W*Сv/(D*T)*[0,066/T+1,22*Cv/(D*(1-j))] +

+ 0,246*Ö(B/(L*(1-j))) - 0,097/(0,95-j) + 0,114/(0,95-d),

 

где Сv = 1,05*(zтп+zш) = 1,05*(1,6+0,3)*10^(-3) = 1,995*10^(-3)

 

В*W*Сv/(D*T) = 23*4326*1,995*10^(-3)/(5,2*8,5) = 4,491

 

[0,066/T+1,22*Cv/(D*(1-j))] = 0,066/8,5 + 1,22*1,995*10^(-3)/(5,2*(1-0,66)) =9,141*10^(-3)

0,246*Ö(B/(L*(1-j))) = 0,246*Ö(23/(145,6*(1-0,66))) = 0,168

0,097/(0,95-j) = 0,097/(0,95-0,66) = 0,334

0,114/(0,95-d) = 0,114/(0,95-0,65) = 0,380

wт = 4,491*9,141*10^(-3) + 0,168 - 0,334 + 0,380 = 0,254

 

Полученное значение wт проверяем по формуле Э. Э. Папмеля [2]:

 

wт = 0,165*d*Ö[V^(1/3)/D] - Dwт,

 

где V - водоизмещение судна: V=L*B*T*d = 145,6*23*8,5*0,65 = 18502 м^2;

Dwт - поправка на влияние числа Фруда:

 

Dwт = 0,1*(Fr-0,2) = 0,1*(0,254-0,2) = 4,5*10^(-3);

wт = 0,165*0,65*Ö(18502^(1/3)/5,2) - 4,5*10^(-3) = 0,237

Окончательно принимаем: wт = 0,254.

Коэффициент засасывания определяем по формуле Холтропа [2]:

 

t = 0,002*L/(B*(1-j)) + 1,059*B/L - 0,142*D^2/(B*T) - 0,005

t = 0,002*145,6/(23*(1-0,66))+1,059*23/145,6-0,142*5,2^2/(23*8,5)-0,005 = 0,180

 

полученное значение проверяем в соответствии с рекомендациями [2]:

 

t/wт = 0,180/0,254 = 0,7

 

Окончательно принимаем t = 0,180.

Коэффициент неравномерности поля скоростей в диске гребного винта принимаем:

 

i = i1 = i2 = 1

 

Коэффициент влияния корпуса судна определяем по формуле:

 

hк = (1-t)/(1-wт)*i = (1-0,180)/(1-0,254) = 1,1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: