Анализ, определение потребности в материально-технических ресурсах предприятия

Необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д.

Стоимость материальных ресурсов входит в себестоимость продукции по элементу «Материальные затраты» и включает в себя цену их приобретения (без учета НДС и акцизов), наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг бирж, таможенных пошлин, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществленные сторонними организациями.

Удовлетворение потребности предприятия в материальных ресурсах может обеспечиваться двумя путями: экстенсивным и интенсивным Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами [10, c.212].

Кроме того, рост объема производства при существующих технологических системах привел к тому, что темпы истощения природных ресурсов и уровень загрязнения окружающей среды вышли за допустимые пределы. Поэтому рост потребности предприятия в материальных ресурсах должен осуществляться за счет более экономного их использования в процессе производства продукции или интенсивным путем. (рисунок 2.1)

Изыскание внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов составляет содержание экономического анализа, который предполагает следующие этапы:

1. Оценка качества планов материально-технического снабжения и анализ их выполнения;

2. Оценка потребности предприятия в материальных ресурсах;

3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов;

4. Факторный анализ общей материалоемкости продукции;

5. Оценка влияния стоимости материальных ресурсов на объем производства продукции.

Источники информации для анализа материальных ресурсов: план материально-технического снабжения, заявки, спецификации, договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и его затратах на производство и реализацию продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости выпускаемых изделий, данные о нормативах и нормах расходов материальных ресурсов.

 

Рисунок 2.1 – Основные пути улучшения обеспеченности материальными ресурсами

 

Важным условием бесперебойной нормальной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах (MPi) источниками покрытия (Ui): MPi = Ui .

Различают внутренние (собственные) источники и внешние.

К внутренним источникам относят сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономию материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса.

К внешним источникам относят поступление материальных ресурсов от поставщиков в соответствии с заключенными договорами.

 

Таблица 2.2

Данные о поставках оборудования и материалов для строительства технологических установок ЭЛОУ-АВТ-7 за 2008-2009 год

Наименование

Количество по спецификации (ед.)

Заключено договоров

Поставлено

Отклонения единиц

Количество единиц Сумма млн.руб. Количество единиц Сумма млн.руб.
Основное технологическое оборудование 288 288 3 069,72 286 3 62,29 -2
Насосное оборудование 107 107 142,04 107 142,04 0
Механическое оборудование 116 116 30,87 111 21,82 -5
Электрооборудование 316 316 341,11 291 121,12 -25
Оборудование КИП и А 13 879 13 879 790,95 4 359 545,96 -9 520
Запорная арматура 15 818 15 628 611,80 14 225 589,90 -1 586
Трубы (м) 311 311 295,0 311 295,0 0
Детали трубопроводов 31 468 31 468 229,80 31 217 227,20 -251
Электроматериалы 39 068 39 068 56,89 36 585 53,51 -2 483
Кабельная продукция (м) 749 967 749 967 238,76 669 628 231,38 -80 339
Пожарные материалы 2 428 2 428 0,55 2 428 0,55 0
Итого по оборудованию и материалам 853 766 837 948 5 807,49 759 548 2 228,48 -94 211

 

По данным таблицы план по обеспечению предприятия материальными ресурсами выполнен с учетом договорных обязательств на:

(759548) × 100 = 90,6 % 837 948

Определим степень влияния причин недопоставки:

- общий процент недопоставки 100-90,6=9,4%, в т.ч.

- в связи с нарушением сроков поставки – 8 440 метров кабельной продукции:

(8 440) × 100 = 1,0 %

837948

- несоответствием качеству по ТУ и ГОСТУ – 1 398 ед. запорной арматуры:

(1 398) × 100 = 0,16 %

837 948

- недопоставка согласно условиям срока поставки по договору:

9,4 – (1,0+0,16) = 8,24 %

2 ед. основного технологического оборудования, 5 ед. механического оборудования, 25 ед. электрооборудования, 9 520 ед. оборудования КИП и А, 188 ед. запорной арматуры, 251 ед. деталей трубопровода, 2 483 ед. электроматериалов, 71 899м. кабельной продукции.

Проверяется качество полученных от поставщиков материалов, соответствие их стандартам ТУ, условиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам.

Оценка эффективности использования материальных ресурсов осуществляется в практике экономической работы через систему показателей и моделирование их взаимосвязи. Показатели эффективности использования материальных ресурсов делятся на обобщающие и частные.

К обобщающим показателям относятся: материалоемкость продукции; материалоотдача; удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции; коэффициент использования материальных ресурсов; прибыль на рубль материальных затрат.

Частные показатели эффективности материальных ресурсов используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов, а также для оценки материалоемкости отдельных изделий. Удельная материалоемкость отдельных изделий может исчисляться в стоимостном, натурально-стоимостном и натуральном выражении.

Рассмотрим порядок определения и тенденции изменения обобщающих показателей.

Материалоемкость продукции определяется как отношение материальных затрат к стоимости произведенной продукции и показывает материальные затраты, приходящиеся на каждый рубль выпущенной продукции, рассчитывается по формуле (1.1):

 

Ме = Мз, (1.1)

Nв

 

где Мз – материальные затраты;

Nв – объем выпуска продукции в стоимостных или натуральных показателях.

Материалоотдача – показатель, обратный материалоемкости, характеризует выпуск продукции на 1 руб. потребленных материальных ресурсов, рассчитывается по формуле (1.2):

 

Мо = Nв, (1.2)

Мз

 

Создание экономичных, а также принципиально новых конструкционных материалов и изделий, новых видов технологических систем и способов воздействия на предметы труда остается актуальнейшей задачей.

Удельных вес материальных затрат в себестоимости продукции – показатель, характеризующий отношение материальных затрат к полной себестоимости, рассчитывается по формуле (1.3):


 

Dмз = Мз ,(1.3)

С

 

где С – полная себестоимость продукции.

Коэффициент использования материальных ресурсов – это отношение суммы фактических материальных затрат к величине материальных затрат, рассчитанной по плановым калькуляциям и фактическому выпуску и ассортименту продукции. Это показатель соблюдения норм расхода материалов, рассчитывается по формуле (1.4):

 

Ки = Мф.з , (1.4)

Мпл.з

 

Если коэффициент использования больше 1, это означает перерасход материалов; значение Ки меньше 1 свидетельствует об экономии материальных ресурсов.

В экономической литературе рекомендуется несколько методик анализа обобщающих показателей, основанных на разных типах факторных систем. Наиболее объективную оценку использования материальных ресурсов дает показатель материалоемкости. Материалоемкость определяет сумму материальных затрат: рост материалоемкости увеличивает сумму материальных затрат; снижение материалоемкости – уменьшает. Материальные затраты при калькулировании себестоимости продукции учитываются как прямым путем (в статье «Сырье и материалы), так и в комплексных статьях расходов (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общезаводские расходы). В связи с этим их называют прямыми и общими [5, c.512].

Наиболее обобщающими показателями эффективности использования материальных ресурсов является прибыль на рубль материальных затрат. Определяется этот показатель делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат.

 

Таблица 2.3

Прогнозируемые показатели материалоемкости продукции, прибыли предприятия на рубль материальных затрат.

Показатели 2010 год 2011 год 2012 год
Выручка (млн. руб) 96 685,1 133 632,0 161 520,1
Прибыль (млн. руб) 23 817,6 51 278,6 63 430,1
Затраты на материалы и комплектующие 74 884,9 76 072,8 89 636,7
Материалоемкость продукции 0,77 0,57 0,55
Прибыль на рубль материальных затрат 0,32 0,67 0,70

 

1. Рассчитаем материалоемкость продукции:

Ме 2010 = 74 884,9 = 0,77

96 685,1

Ме 2011 = 76 072,8 = 0,57

133 632,0

Ме 2012 = 89 636,7 = 0,55

161 520,1

2. Проведем расчет ожидаемой прибыли на рубль материальных затрат

Пр руб.2010 = 23 817,6 = 0,32

74 884,9

Пр руб.2011 = 51 278,6 = 0,67

76 072,8

Пр руб.2012 = 63 430,1 = 0,70

89 636,7

По результатам проведенных расчетов можно сделать вывод, что показатель материалоемкости с каждым годом снижается, а прибыль на рубль материальных затрат возрастает, что говорит о эффективности использования материальных ресурсов, (рисунок 2.2)

При решении многих бизнес-задач прежде всего необходимо помочь руководству компании определить истинные причины проблем, препятствующих развитию компании и повышению эффективности его функционирования, выработать рекомендации и план мероприятий по совершенствованию деятельности компании.

Строительство является весьма специфической отраслью, и автоматизированные системы управления должны учитывать основные его особенности. Как правило, расчеты в строительстве происходят за возводимый объект.

На стадии реализации проекта состав обрабатываемой информации определяется в основном уровнем управления.

Система обеспечивает комплексное решение задач на различных уровнях управления: от пообъектного расчета объемов СМР, потребности в финансовых, материально-технических и людских ресурсах до формирования на этой основе программы работ строительной организации в разрезе заказчиков, направлений строительства, строек, исполнителей и т.д. Учитывается принятая технология выполнения работ, ресурсные и другие ограничения.


 

Рисунок 2.2 – Эффективность использования материальных ресурсов

 

Центральное место при решении комплекса задач управления строительством занимает календарное планирование.

Календарное планирование основывается на организационно-технологических моделях. Модели строительного процесса в общем случае содержат следующую информацию: перечень производимых работ, последовательность их выполнения, характеристики организационных, технологических, временных связей между ними, данные по потреблению различных видов ресурсов, производительность этих ресурсов, а также стоимостные показатели.

В настоящее время известен ряд программных пакетов производства западных фирм, которые обеспечивают составление календарных планов реализации проектов на использовании сетевых моделей (Microsoft Project, Time Line, Open-Plan, Spider Project). Не останавливаясь на анализе этих пакетов, заметим, что все они не привязаны к предметной области, особенно такой специфичной, как строительство, и не обеспечивают получение выходной информации, предусмотренной действующими в нашей стране строительными нормами и правилами.

В пакетах применяются разнообразные критерии и ограничения, но нет возможности гибкого учета труднореализуемых, но существенных для принятия управленческих решений факторов.

Система отдела снабжения " Primavera" построена на интерактивном принципе и позволяет формально сочетать логические и информационные возможности вычислительной техники и личный опыт, интуицию, оценку ситуации, т.е. "ноу-хау" специалиста-эксперта в области управления строительством.

В результате работы системы "Primavera" формируются основные документы, предусмотренные системой организации строительства в нашей стране, в том числе: календарный план производства работ, график движения механизмов, графики потребности в материалах и трудовых ресурсах в натуральных и стоимостных показателях, другие смежные задачи подготовки и управления строительством, в том числе материально-техническое снабжение объектов строительства, учет выполненных работ по объектам, разработка проектов производства и т.д.

В системе "Primavera" акцент сделан на решении задач перспективного и текущего планирования и управления: формирование типовых сетевых моделей строительства конкретных объектов, определение длительности работ, расчет календарных планов с возможностью корректировки результатов расчета в режиме диалога, построение временных графиков потребности в ресурсах различных видов, пересчет календарных планов с учетом фактически выполненных объемов работ и объединение календарных планов различных уровней в иерархической модели. (Приложение А)

На основе сформированных типовых сетевых моделей строятся календарные планы строительства конкретных объектов, которые служат основой для всех последующих расчетов продолжительности работ, сроков их начала и окончания, графиков потребности в ресурсах и т.д.

При формировании календарных планов обеспечена возможность включения в календарный план в качестве одной из работ другого, ранее подготовленного календарного плана более низкого уровня. При этом все параметры включаемого плана (потребности в ресурсах и технике, стоимости и др.) автоматически передаются в план более высокого уровня.

Длительность работ автоматически вычисляется системой на основании данных о производительности исполнителей данной работы. Расчет календарного плана заключается в определении ранних и поздних сроков начала и окончания каждой работы календарного плана, полного и свободного резерва времени, работ критического пути.

Система обеспечивает построение графиков потребности в различных видах ресурсов: материалах; машинах и механизмах; рабочих кадрах, в том числе с разбивкой по профессиям; инвестициях.

Пересчет календарных планов с учетом фактически выполненных объемов работ производится с целью поиска рациональных путей ликвидации последствий различных отклонений от принятого календарного плана.

При перерасчетах календарного плана учитываются только невыполненные объемы работ; начало выполнения этих объемов привязывается к дате последнего ввода фактического выполнения (то есть выполнение начатой работы не прерывается). Длительность выполнения остаточного объема работ определяется по заданной интенсивности выполнения работы.

Соответствующее программное обеспечение должно обеспечить на первом этапе ввод исходных данных - на основе проектной документации (чертежей, проектных спецификаций, сметной документации) и осуществить "привязку" материалов к работам, то есть указать - на каких работах какие материалы требуются и в каких количествах.

На основе данных о недопоставках - разницы между потребным количеством материалов по проекту и объемом поставок - возможно дальнейшее планирование поставок материалов, т.е. оформление заявок на материалы с учетом поставок. Этот процесс должен осуществляться автоматизировано, (рисунок 2.3)

Применение подобной автоматизированной системы позволит наладить четкий учет, формировать все необходимые документы и организовать столь актуальный для бухгалтерий строительных организаций пообъектный учет материалов.

Значимым элементом микрологической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, оборудования, полуфабрикатов, вспомогательных материалов и т.д. [18, c.171]. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

- элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологической системы, в которую входит предприятие;

- элементом микрологической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

- самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах и оборудовании с максимально возможной экономической эффективностью. И ее достижение зависит от ряда задач:

1. выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).

 

Рисунок 2.3 – Выполнение плана поставок оборудования и материалов на строительство Комплекса НП и НХЗ за 2008-2009 год

 

2. обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы).

3. соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Работа фирмы в реальном масштабе времени и при разумных издержках требует создания хранилищ для сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, так как, даже зная требования покупателя и имея все необходимое для выполнения его заказа, невозможно осуществить мгновенную поставку. Чаще, однако, потребность в изделиях может быть определена лишь с некоторой степенью точности, поэтому предприятия используют запасы, чтобы улучшить управление спросом и предложением, а также сократить общие затраты. Кроме того, складируя некоторые запасы, они могут снизить издержки производства, организуя равномерный выпуск продукции в объемах, обеспечивающих рациональную загрузку мощностей, и транспортировку за счет перевозки грузов в больших объемах [26, c.41].

Среди важнейших причин использования складов следует указать:

1) снижение затрат на изготовление и транспортировку:

- уменьшение риска остановки производства из-за отсутствия материальных ресурсов;

- рациональное использование оборудования;

- перевозка большими объемами и т. п.

2) координация спроса и предложения, особенно при их сезонных колебаниях, что позволяет действовать по принципу: продажа по требованию при равномерном производстве.

3) удовлетворение нужд производства, так как складирование может быть частью этого процесса (например, изготовление вин, ликеров, сыров и т. п. требует определенного периода выдержки).

4) создание условий для эффективного маркетинга за счет сокращения времени доставки товаров.

Склады, обеспечивающие накопление и сохранность материальных ценностей, а также снижение полных затрат, являются весьма важной составляющей всех без исключения логистических каналов. К тому же, образуя запасы материалов, комплектующих, полуфабрикатов и готовых изделий, объединяя различные изделия для отправки большими партиями на дальние расстояния, склады активно влияют на стоимостные показатели продукции. Выбирая склады различного назначения, их месторасположение и количество, мы создаем предпосылки для роста или сокращения логистических издержек (Приложение Б).

Задачами отдела снабжения и исследования рынков сбыта ОАО «ТАНЕКО» являются организация и систематизация логистических процессов на стадии проектирования и строительства, внедрение логистических решений в период проектирования, контроль за ходом проектирования внешней транспортной инфраструктуры Комплекса нефтеперерабатывающих заводов (Комплекса НП и НХЗ), курирование вопросов, касающихся развития транспортной инфраструктуры Комплекса НП и НХЗ на стадиях «Обоснование инвестиций» и «Проект».

На сегодняшний день Управление материально-технического снабжения и комплектации оборудованием (УМТС и КО), не имея в своем составе специализированной логистической структуры осуществляет обеспечение и контроль транспортировки поступающих грузов, привлекая к этой деятельности сотрудников, уже задействованных в работе по поставкам товарно-материальных ценностей (ТМЦ). В ходе обеспечения доставки (транспортировки) ТМЦ, УМТС и КО тесно взаимодействует со специалистами по логистике компании FLUOR. Однако с увеличением объемов поставок ТМЦ в условиях существующей схемы работы возникает проблема доставки оборудования и материалов в срок с наименьшими затратами.

В этой связи важным вопросом стратегии предприятия является вопрос о создании и централизации отдела логистики. Полностью централизованная логистика подразумевает, что в компании есть один единственный отдел (управление) логистики, который управляет всеми логистическими операциями/функциями. Частично централизованная логистика предполагает укрупнение логистической структуры в рамках стратегического направления. Например, создание на предприятии двух логистических структур, курирующих сбыт и поставки. Такой вариант наиболее приемлем на этапе построения логистического потенциала компании.

Исходя из вышеизложенного необходимо осуществить следующие шаги по построению транспортно-сбытовой и транспортно-закупочной логистических структур:

- Подготовка проекта формирования необходимой транспортно-сбытовой логистической структуры.

- Подготовка предложения по централизации транспортно-закупочной логистики и формированию соответствующей структуры.

- Учитывая номенклатуру и объемы планируемой к производству продукции, а также возрастающие объемы поставок ТМЦ, создание централизованных логистических структур, что позволит более оперативно и эффективно решать вопросы отгрузки, транспортировки продукции и доставки ТМЦ на склады ОАО «ТАНЕКО».

Логистика закупок, являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач:

- Анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;

- Определение метода закупок;

- Согласованность цены и заключение договора;

- Установление контроля за количеством, качеством и сроками поставок;

- Организация и размещение товаров на складе.

Эффективное качественное планирование и информационное логистическое обслуживание позволяют также снять противоречие между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизацией складских запасов.

Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия. Цель закупочной логистики – создание надежного и беспрерывного материального потока в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.

В логистической цепи каждая организация покупает материальные ресурсы у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, материальные ресурсы все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится своего рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами материальных ресурсов является механизмом, который фактически запускает материальные потоки в движение по цепи поставок.

Так как идет процесс строительства предприятия и выпуск продукции не производится, многие экономические показатели из указанных рассчитать не предоставляется возможным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: