Глава 1. Характеристика преступности несовершеннолетних, личности несовершеннолетнего преступника и детерминанты преступности несовершеннолетних

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Криминология»

Тема: «Преступность несовершеннолетних и ёё профилактика»

 

Выполнил студент 65 группы ОЗО

Стулов Игорь Олегович

 

 

Научный руководитель

Назаретян Армен Михайлович

«___» _____________200__г.

 

Иваново 2008

Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика преступности несовершеннолетних, личности несовершеннолетнего преступника и детерминанты преступности несовершеннолетних

§ 1.1. Понятие преступности несовершеннолетних и несовершеннолетняя преступность как объект криминологического исследования

§ 1.2 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних (состояние и тенденции)

§ 1.3. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте

§ 1.4. Понятие и общая характеристика личности несовершеннолетнего преступника

§ 1.5. Половозрастные характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления

§ 1.6. Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников

§ 1.7. Детерминанты преступности несовершеннолетних

Глава 2. Профилактика преступности несовершеннолетних

§ 2.1. Понятие и система профилактики преступности несовершеннолетних

§ 2.2. Понятие ранней профилактики преступности несовершеннолетних

§ 2.3. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в семье

§ 2.4. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении

§ 2.5. Предупреждение преступности несовершеннолетних органами внутренних дел

§ 2.6. Меры профилактики, осуществляемые в нашем регионе

Заключение

Список литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность выбранной мной темы обуславливается тем, что в общем числе преступлений растёт количество совершённых несовершеннолетними и в связи с этим перед государством и обществом встаёт задача найти и привести в жизнь наиболее эффективные методы профилактики совершения преступлений среди данного контингента. Ведь молодое поколение это наше будущее и о завтрашнем дне мы должны позаботиться уже сегодня, ведь такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

    Для решения этой проблемы в различное время теоретические и методологические основы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения в подростковой среде разрабатывали С.А.Беличева, Ю.В.Гербеев, А.И.Кочетов и другие. В педагогических исследованиях О.С.Богдановой, Е.В.Бондаревской, И.С.Марьяненко и других решение проблемы видится в воспитании нравственных отношений школьников. В работах психологов М.А.Алемаскина, Л.М.Зюбина, Д.И.Фельдштейна охарактеризованы типы отклоняющегося поведения учащихся, способы его диагностики и коррекции. Исследования юристов Ю.М.Антоняна, К.Е.Игошева, Г.М.Миньковского и других анализируют основные звенья профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с точки зрения совершенствования деятельности правоохранительных органов.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, связанных с криминальной и криминогенной ситуациями, их особенностями, характеризующими преступность несовершеннолетних и общественные отношения, связанные с факторами преступности несовершеннолетних, а также предупреждением данных негативных явлений.

Предметы данного исследования причины преступности среди несовершеннолетних и профилактика противоправного поведения несовершеннолетних.

Целью дипломной работы является изучение данной проблемы.

Задачи:

1.  Изучение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних, выявление её состояния и тенденций;

2.  Рассмотрение личностной характеристики несовершеннолетних преступников;

3.  Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений;

4.  Обоснование необходимости в современных условиях реализации концепции Ранней Профилактики Преступности Несовершеннолетних задолго до того, как возникает опасность социально-опасного поведения ребенка;

5.  Проведение анализа социально-опасных условий воспитания детей в неблагополучных семьях и предложение мер по повышению педагогической компетентности и ответственности родителей;

6.  Анализ трудностей современной школы как субъекта ранней профилактики.

Особое значение для темы данной работы имеет “сквозная”, объединяющая вышеназванные задачи проблема криминологического рассмотрения таких негативных доминант личности как эгоизм и эгоцентризм и предложению мер по их профилактике.

Гипотеза исследования состоит в том, что профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы и семьи на формирование высоконравственных и этических ценностей у детей.

Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу, сравнительно-правовой метод, исторический, логический, статистический.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические данные, аналитические обзоры и информационные материалы о преступности несовершеннолетних, криминологические, социологические и иные исследования, проводимые другими специалистами. В работе использованы показатели, полученные другими авторами по проблемам, имеющим отношение к теме исследования.

Новизна дипломной работы заключается в предложении новых способов и мер по профилактике преступности несовершеннолетних

Состав:

Работа состоит из двух глав. Первая глава носит название «Характеристика преступности несовершеннолетних, личности несовершеннолетнего преступника и детерминанты преступности несовершеннолетних». Она содержит семь параграфов. Первый посвящена понятию преступности несовершеннолетних как объекта криминологического исследования. Второй освещает состояние и тенденции преступности несовершеннолетних, а третий – состояние и тенденции в региональном аспекте. В четвёртом параграфе даётся понятие и общая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. В пятом – половозрастная характеристика. В шестом – социально-демографическая. Седьмой параграф содержит детерминанты преступности несовершеннолетних.

Вторая глава называется «Профилактика преступности несовершеннолетних». Она содержит шесть параграфов. Первый из них даёт понятие профилактике преступности несовершеннолетних, а второй параграф – ранней профилактике. Третий параграф посвящён ранней профилактике в семье, а четвёртый в общеобразовательном учреждении. В пятом параграфе освещена деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступности несовершеннолетних. А шестой параграф о том, какие меры по профилактике предпринимаются у нас в городе и области.

 

 

Глава 1. Характеристика преступности несовершеннолетних, личности несовершеннолетнего преступника и детерминанты преступности несовершеннолетних

§ 1. 1. Понятие преступности несовершеннолетних и несовершеннолетняя преступность как объект криминологического исследования

Прежде чем перейти к конкретному рассмотрению преступности несовершеннолетних как объекта криминологического исследования необходимо дать понятие несовершеннолетней преступности. Очевидно, что в понятии несовершеннолетней преступности скрыто два термина, во-первых, это понятие преступности и, во-вторых, это понятие несовершеннолетнего преступника. Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых воззрений и даже религиозных. Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Кроме того, преступность - социально-правовое явление, ибо сама цифра преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период времени преступлений. Однако преступность есть не простая сумма совершенных преступлений, а явление, имеющее свои закономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся. Понятие «преступность» чаще всего употребляется в тех случаях, когда речь идет о множестве преступлений, об их определенной статистической совокупности.

«Преступность - это относительно массовое, исторически изменчивое социальное, имеющее уголовно-правовой характер, явление классового общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени»[1] - писала Н.Ф. Кузнецова в конце 60-х годов.

Заметим, что определение начинается с указания на массовость характера и заканчивается упоминанием о конкретной совокупности преступлений.

Это, казалось бы, наиболее простой и понятный подход к определению преступности. Действительно, преступность наиболее очевидно проявляет себя через массу преступлений. Здесь подчеркивается такой отличительный признак преступности по сравнению с отдельным преступлением, как массовость.

Одно из значений слова «масса» - множество, большое число чего-либо. Как правило, о массе говорят, когда число каких-то явлений подлежит статистическому анализу, при котором выявляются определенные статистические закономерности.

Вот почему, когда речь идет о преступности просто как о множестве, массе преступлений, внимание акцентируется на статистическом анализе данных о ней. Исследуются, как отмечается в учебной литературе по криминологии, состояние, структура, динамика преступности. И если обратиться к первым определениям преступности после возрождения криминологии в стране, то можно увидеть, что фактически они отражали понятие преступности именно как массового явления. «Преступность включает в себя всю совокупность конкретных преступлений, совершенных в определенный период времени в данном обществе, но не является простой суммой этих преступлений»[2],- указывалось в первом учебнике по криминологии. А далее выделялись состояние, структура, динамика преступности. Одновременно подчеркивалось, что преступность социальное явление.

Однако изучение преступлений, как и любых других явлений, в массе показывает, что именно в массе они обнаруживают немало новых свойств. Отмечаются определенные строгие соотношения между разными преступлениями. Например, при снижении числа выявляемых и регистрируемых фактов легких телесных повреждений, истязаний, побоев, преступлений, связанных с ношением оружия, увеличивается число тяжких преступлений против жизни и здоровья.

Связь преступности и преступлений стали трактовать как связь общего и отдельного. Общее, как известно, не повторяет характеристики отдельного.

За множеством преступлений просматриваются и устойчивость преступного поведения (рецидив), и организованность (групповое совершение преступлений), и общественная опасность уже массы преступлений, измеряемая, в том числе определенным соотношением преступлений разной тяжести.

При диалектическом рассмотрении проблемы соотношения преступления и преступности как общего и отдельного (единичного) можно изменить угол зрения и поставить следующий вопрос: если мы соглашаемся с тем, что преступления - это конкретизированные проявления преступности, то правомочно ли утверждение, что преступность представляет собой только их множество? Только ли преступления служат проявлениями преступности?

Другими словами, надо продолжать искать ответ на вопрос, что стоит за отдельными преступлениями и преступной деятельностью конкретных субъектов? Во-первых, как отмечалось в литературе, преступность нам является не только в виде факторов преступных деяний. Она проявляет себя и в лицах, совершающих преступления.

Нельзя разрывать деяния и деятелей, субъектов деяний. В настоящее время статистический учет преступности осуществляется и по фактам, и по лицам.

Академик В.Н. Кудрявцев высказал мысль, что преступность включает всю совокупность совершенных преступлений и наступивших общественно опасных результатов.

Во-вторых, речь идет не просто о множестве преступлений, не связанных друг с другом, а о сложной системе.

Исследования указывали на то, что между различными преступными актами существуют многообразные взаимосвязи. Они бывают очевидны уже при анализе преступной деятельности.

Поэтому в 60-70 годы отечественные криминологи стали подчеркивать, что преступность - это сложная совокупность преступлений и их субъектов.

В конце 70-80х годов в криминологии все более стал утверждаться взгляд, согласно которому преступность носит системно-структурный характер. Однако до сих пор этот взгляд не является общепризнанным.

В учебнике "Криминология", изданном МГУ в 1994 году, можно прочитать: "Преступность - это исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) в соответствующий период." Далее подчеркивается, что преступность - не просто множество преступлений, а именно явление, целостная совокупность система преступлений, имеющая определенные системные свойства, т.е. устойчивые зависимости преступлений внутри целостности и между ней и другими социальными явлениями[3].

Авторы "Криминологии" Московской юридической академии (1995) отмечают, что "преступность - отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества, людей последствия и требующие специфических и общественных мер контроля за ней." Здесь нет ни слова о системно-структурном характере преступности, как и о совокупности преступлений. Вообще данное определение не выделяет особенности преступности как отрицательного явления.

    Понятие преступности несовершеннолетних принято свя­зывать с возрастом субъекта преступления. Одни авторы объединяют детей и подростков, устанавливая лишь верхнюю границу подросткового возраста, равную 17-ти годам[4], другие устанавливают его нижнюю границу равной 14-ти годам, а верхнюю — 19-ти годам включительно[5] или 18-ти включительно[6], третьи считают нижней границей этого возраста 12 лет, верхней — 16 лет[7], четвёртые к подростковому возрасту относят тот, который согласуется с понятием «несовершеннолетние», принятым, судом, прокуратурой, МВД, а именно 14–17 лет[8].

По данному вопросу нет единства мнений и среди социологов, Так, Т. М. Ярошенко на основании опроса 85-ти экспертов-социологов приходит к выводу, что началом подросткового периода является 12-летний возраст[9]. В. Г. Алексеева относит сюда возраст 14–16 лет[10], а И. С. Кон вообще не определяет чётких границ подросткового возраста: в одном случае он относит к нему возраст 12–14 лет, а возраст 15–18 лет называет периодом ранней юности[11], в другом — к периоду ранней юности относит 16–18 лет[12] (следовательно, к подростковому относится возраст 12–15 лет).

Сам вопрос о том, какой именно возраст считать подростковым, является дискуссионным. А в графах официальной отчётности всё-таки следует использовать наиболее устоявшиеся понятия. Таковым является понятие «несовершеннолетние». Согласно ст.87 УК РФ «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». Они отличаются от лиц более старшего возраста многими характеристиками личности и пре­ступного поведения.

Исходя из всего вышесказанного, попробуем дать наиболее полное определение понятию преступности несовершеннолетних. И так, преступность несовершеннолетних – это исторически изменчивое, отрицательное социально-уголовно-правовое явление, представляющее собой целостную совокупность системы преступлений, совершенных лицами, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет, в соответствующем государстве (регионе) в соответствующий период, имеющая определенные системные свойства, свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества, людей последствия и требующие специфических и общественных мер контроля за ней.

Основания выделения преступности несовершеннолетних как особого объекта исследования можно разделить на две группы:

1.Общеправовые — наличие специальных глав в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Уголовно-исполнительном кодексах, содержащих особенности привлечения к уголовной ответственности, расследования данной категории дел, назначения и исполнения наказания;

2.Криминологические — специфика:

а) самих преступлений (виды, формы, мотивы);

б) личности (ограниченный период ее формирования, ограниченная дееспособность, динамика содержания социальных функций);

в) причин и условий преступности;

г) мер профилактического воздействия.

Все это делает не только возможным, но и необходимым кримино­логическое изучение преступности несовершеннолетних, ее основных характеристик, причин и условий, способствующих совершению пре­ступлений лицами в возрасте до 18 лет, разработку мер по их предуп­реждению.

Дав определение понятию преступности несовершеннолетних, и выявив основания для выделения преступности несовершеннолетних как особого объекта исследования, считаю необходимым дать криминологическую характеристику этой преступности, раскрыв её состояние и тенденции развития.

 

§ 1. 2. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних (состояние и тенденции)

    Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.

    Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.

    Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, интенсивность социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально-групповых и иных характеристик.

    В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня и структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью подростков.

Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Напротив, наиболее ранние выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений. Все это вместе обуславливает необходимость всестороннего анализа преступности несовершеннолетних как относительно самостоятельного феномена, проработки мер по ее предупреждению, т.е. анализ должен заключаться в особенностях подхода, а не в особом подходе, изолирующем изучение преступности несовершеннолетних от изучения других ее видов. Именно поэтому в предмет изучения преступности несовершеннолетних криминологами обязательно включаются вопросы о ее месте во всей преступности, о соотношении преступности молодежи и взрослых (в том числе о влиянии возраста начала преступной деятельности на рецидив, о влиянии взрослых преступников на несовершеннолетних и т.п.).

В целом по России уголовная статистика на протя­жении длительного периода времени фиксировала тенденцию постоян­ного, но в то же время относительно плавного роста преступности несо­вершеннолетних — по числу выявленных лиц, совершивших преступ­ления, в среднем на 11—12% каждые пять лет.

Начиная с 1991 г. тенденция существенно изменилась. Прирост числа зарегистрированных несовершеннолетних, совершивших пре­ступления за период 1991-1995 гг. составил 43%. Ученые тенденцию начала 90-х гг. ХХ века связывают с переходным периодом в РФ. В 1998 г. было выяв­лено 189293 преступлений несовершеннолетних, в 2000 г. – 195426, в 2002 г. – 177518, в 2004 г. – 154414 преступлений. Таким образом, налицо динамика последних лет на снижение количества преступлений несовершеннолетних[13]. Но не будем забывать, что весомым криминогенным фактором современной преступности является ее латентность. Как отмечают криминологи, за прошедшее столетие преступность в среднем увеличилась на порядок. Авторы сборника “Криминогенная ситуация в Российской Федерации в начале XXI”, анализируя динамику преступности несовершеннолетних в 1997, 1998 и 1999 годах по сравнению с современным этапом, пишут о явлении синусоидного роста этого вида преступности, когда за фазой роста происходит фаза стабилизации, а через некоторый период времени снова начинается рост преступлений, но уже выше предыдущего периода (“ступенчатое восхождение” графика)[14]. Ежегодно в мире регистрируется до 450-500 млн. преступлений на 6 млрд. населения, т.е. 8 тыс. деяний на 100 тыс. населения. Реальная преступность вдвое выше. Латентная (незаявленная, неучтенная, неустановленная) преступность даже в самых развитых странах равняется регистрируемой. В России соотношение регистрируемой и неучтенной преступности составляет 1: 5, т.е. на одно учтенное преступное деяние приходится 4-5 реально совершенных, но незаявленных, остающихся безнаказанными. Безнаказанность, как показывает практика борьбы с преступностью, приводит к новым ее проявлениям[15].

Заглянем в историю. Из данных, отражающих число осужденных несовершеннолетних, видно, что ранее наиболее интенсивный рост преступности лиц этого контингента наблюдался в послевоенный период в течение 1945— 1947 гг. Он был значительным, особенно если сравнивать соответст­вующие показатели применительно к довоенным годам. В 1945 г. было, например, осуждено несовершеннолетних почти в три раза больше, чем в 1935 г. В дальнейшем по мере устранения последствий войны, начи­ная с 1947 г. до 1960 г. в динамике преступности несовершеннолетних отчетливо прослеживается тенденция постепенного снижения. В 1960 г. было осуждено всего 13 410 несовершеннолетних. С 1961 г. все последующие годы фиксируется практически стабильный рост пре­ступности несовершеннолетних при незначительных ее снижениях в отдельные годы[16].

Из приведенных данных (см. Таблицу 1 в Прилжении) видно, что на протяжении периода 1966-1990 гг. наблюдается постоянный, устойчивый рост количества несовершеннолетних, совершивших преступления.

Тенденция значительного роста преступности несовершеннолетних еще более наглядно проявляется по числу совершаемых ими преступ­лений в постперестроечное время. В 1996 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 202 935 преступлений, совершенных несовершеннолетними, что в 6,6 раза больше по сравнению с 1961 г.

Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятиле­тие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. В 1997 г. из каждых 10 тыс. подростков в возрасте 14—17 лет совершали преступления 203 человека, против 166 человек в 1985г.[17]

В результате в настоящее время несовершеннолетние — одна из наи­более криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения.

По данным таблицы 2 (см. в Приложении) построим рисунки 1-3.

 

Рисунок 1. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними в России

Рисунок 2. Уровень преступлений, совершенных несовершеннолетними в России на 100 тыс. жит. в возрасте 14-17 лет

 

Рисунок 3. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в России в общей преступности, %

 

Как явствует из приведенных данных, коли­чество зарегистрированных в России преступлений, совершенных не­совершеннолетними или с их участием, выросло с 1987 г. по 1998 г. в 1,6 раза (по сравнению с 2004 г. — в 1,16 раза), уровень этих преступлений за 1988 – 2004 гг. вырос в 1,04 раза (уровень в 1988 – 1994 гг. вырос 1,5), тогда как в общем количестве преступлений сократилась на 36,4%. Последнее обстоятельство объясняется тем, что темпы ро­ста преступности несовершеннолетних были существенно ниже тем­пов роста всей преступности (с 1988 по 2004 г. количество и уровень всех преступлений выросло в 2,5 раза).

Характеристика отдельных видов преступлений, совершенных несо­вершеннолетними или с их соучастием, представлена в таблице 3 (См. в Приложении).

По данным таблицы 3 построим рисунок 4.

 

Рисунок 4. Доля несовершеннолетних, совершивших различные преступления в России, в общем количестве расследуемых преступлений

 

Как вид­но из приведенных данных, за указанный период времени возрастает доля несовершеннолетних в совершении таких тяжких насильствен­ных преступлений, как умышленное убийство (в 1,44 раза) и умыш­ленное причинение тяжкого вреда здоровью (в 1,6 раза) при устойчи­вом сокращении доли несовершеннолетних в изнасилованиях и всех преступлениях против собственности. «Вклад» несовершеннолетних во взяточничество и преступления, связанные с наркотиками, довольно стабилен.

Более «благоприятные» тенденции преступности несовершеннолет­них по сравнению со взрослой преступностью гипотетически могут объясняться относительно лучшей адаптацией несовершеннолетних к современным условиям российского бытия. Однако, во-первых, за счет чего происходит эта «адаптация»: в результате большей наркотизации? Ухода в криминальные структуры, латентность деятельности которых очень высока? Во-вторых, не есть ли это последствия более высокой латентности преступлений несовершеннолетних?

Приведенные статистические сведения и расчеты не отражают всех особенностей состояния и динамики преступности несовершеннолет­них, причем даже в том минимальном объеме, который необходим для разработки более эффективных мер борьбы с данным явлением. Надеж­ную дополнительную информацию для более глубокого его изучения и анализа дают многие сведения о преступности несовершеннолетних, которые за последние годы получены криминологами. Используя их, можно достаточно точно охарактеризовать преступность несовершен­нолетних как с точки зрения ее наиболее существенных территориаль­ных различий (исходя из уровня, структуры и динамики преступности в отдельных регионах страны), так и по видовым изменениям структу­ры совершаемых подростками преступных деяний[18].

Установление региональных различий преступности несовершен­нолетних позволяет не только учитывать специфику местных условий для более целенаправленной профилактики преступности и лучшей борьбы с ней, концентрации сил и средств на наиболее неблагополуч­ных территориях, но и решать более общую задачу — конкретизировать представления о причинах преступности, о тенденциях изменений ее состояния и путях преодоления;

Статистические наблюдения показывают, что уровень преступности в различных регионах Российской Федерации меняется и в то же время в течение длительного периода существуют устойчивые различия в ряде республик, краев и областей, экономических зон страны. Имеет место не менее устойчивая дифференциация уровней преступности по отдель­ным городам, районам, населенным пунктам, предприятиям и т.д.

Статистические данные правоохранительных органов свидетельст­вуют, что за счет постоянного сокращения в течение длительного перио­да умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев и ху­лиганств их совокупный удельный вес в общей структуре преступности несовершеннолетних снизился с 30% в период 1966—1970 гг. до 11% в период 1986—1990 гг., т.е. почти в 3 раза. Однако начиная с 1991 г. имен­но по этим видам преступлений наметился наиболее интенсивный рост. По сравнению с периодом 1986—1990 гг. увеличилось число совершен­ных несовершеннолетними умышленных убийств (с покушениями), умышленных тяжких телесных повреждений, разбоев[19].

Множатся факты завладения и применения огнестрельного оружия, сопротивления и злостного неповиновения законным требованиям ра­ботников милиции. Возрастает вовлечение несовершеннолетних в сферу межнациональных конфликтов и войн, что стимулирует деятельность экстремистских национал-патриотических и шовинистически настроенных организаций и движений.

В среде несовершеннолетних все больше распространяются такие виды преступлений, которые ранее были присущи в основном взрос­лым: торговля оружием и наркотиками; притоносодержательство и су­тенерство; разбойные нападения на предпринимателей и иностранцев посягательство на жизнь и здоровье граждан с использованием пыток, других жестоких способов обращения; изготовление или сбыт фальши­вых денег; мошеннические действия с валютой и ценными бумагами; компьютерные преступления; торговля краденым; рэкет в своей среде; участие в насильственном перераспределении дефицитных товаров.

Все это позволяет сделать вывод, что рост преступности несовер­шеннолетних в Российской Федерации в 90-е гг. ХХ века, отражаемый статистикой, — это реальный факт, а не результат активизации деятельности правоохранительных органов, как часто пытаются его объяснить заинтересо­ванные ведомства и обслуживающие их исследователи. Больше того, есть основания утверждать, что сведения официальной статистики с каждым днем все меньше соответствуют картине действительного роста преступности.

С точки зрения криминологической оценки происходящего важно также ответить на вопрос, как в действительности складывалось в эти годы соотношение насильственной и корыстной преступности несовер­шеннолетних, какие реально происходили мотивационные изменения.

Корыстная мотивация преступлений, совер­шаемых несовершеннолетними, за последние годы присутствует прак­тически если не по всем, то по абсолютному большинству составов. Ее реальный удельный вес по сравнению с мотивацией иного порядка в на­стоящее время самый высокий (35—45%).

Реальный рост корыстной направленности в преступности под­тверждается и динамикой конкретных видов корыстных преступлений, их значительным увеличением, в том числе и в силу экономических трудностей, снижения жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранить привычные материальные и бытовые ус­ловия.

90-е годы вновь стали периодом в жизни многих беспризорных детей, когда они вынуждены совершать хищения продуктов питания, одежды, чтобы обеспечить себе элементарную возможность просто вы­жить. Семьи, где они живут и воспитываются, во многих регионах стра­ны остались без самого необходимого — работы, зарплаты, пищи[20].

Одной из типичных, сохраняющихся характеристик преступно­сти несовершеннолетних, является ее повышенная латентность. Пре­ступления подростков чаще остаются за пределами статистики и правового реагирования по целому ряду причин: многие содержа­щие признаки преступлений деяния совершаются ими в среде свер­стников, предпочитающих скрывать конфликты и проблемы от взрослых; нередко родители, педагоги не придают огласке извест­ные им факторы правонарушающего поведения подростков, наде­ясь на будущее исправление либо не желая «выносить сор из избы» из соображений престижа, возможной негативной оценки собствен­ной воспитательной деятельности, либо разуверившись в эффек­тивности применяемых мер. К тому же растущая распространен­ность тяжких, организованных, жестоких преступлений в обществе в целом снижает внимание правоохранительных органов и обще­ственности к сравнительно менее общественно опасным деяниям.

«Снисходительное» отношение к преступлениям несовершен­нолетних таит в себе между тем значительную опасность. Речь идет не об обязательном применении суровых мер наказания за деяния сравнительно невысокой степени общественной опас­ности (законодательством установлены и другие меры воздей­ствия, применимые к несовершеннолетним правонарушителям), а о необходимости реагирования на факты нарушения уголов­ного закона. Отказ от нравственной и правовой оценки преступ­ления способствует углублению деморализации личности, совер­шению несовершеннолетними новых, нередко более тяжких де­яний. Существенно, что безответственность нарушений форми­рует отношение к преступному поведению как к допустимому, что ведет к дальнейшей эскалации правонарушающего поведения среди молодежи[21].

Статистика преступности последних лет свидетельствует о ее «омоложении». Аналогичное прослеживается и в рамках преступ­ности несовершеннолетних: доля подростков 14— 15 лет среди совершивших преступления увеличивается, составляет в настоя­щее время 30% по сравнению с 8 — 10% в середине 80-х годов[22].

Криминологические исследования указывают еще на одну крайне негативную качественную характеристику преступности несовершеннолетних, ранее остававшуюся вне сферы внимания науки и практики, — связь с организованной преступностью.

Приведенные данные показывают, что принимавшиеся все прежние годы меры по борьбе с преступностью данного контингента оказались явно недостаточными, чтобы изменить такое развитие событий. В этой связи особенно важно отметить, по крайней мере, пять обстоятельств негативного свойства, доказывающих, что в настоящее время требуется во многом иной подход к решению наиболее важных проблем, сущест­вующих в данной области.

1. Российская Федерация все годы, в течение которых ведется ста­тистическое наблюдение, имела наиболее высокий уровень преступности несовершен­нолетних и отличавшихся наиболее интенсивными темпами ее роста по сравнению с республиками бывшего СССР.

2. Рост преступности несовершеннолетних происходил в периоды сокращения общей численности этой возрастной группы в населении России.

3. Он происходил вместе с общим ростом преступности в России, ох­ватывавшим и иные возрастные группы населения, но практически всегда был более интенсивным.

4. Преступность несовершеннолетних росла несмотря на то, что в от­дельные периоды карательная практика в отношении этой категории населения была достаточно суровой. В период 1973—1984 гг. темпы роста судимости несовершеннолетних опережали рост выявленной преступности этого контингента, а общая численность подростков, осужденных в этот период к мерам, связанным с лишением свободы, была значительной. В 1981—1985 гг. среднегодовое число осужденных несовершеннолетних было самым большим за все годы, когда велось статистическое наблюдение. Однако остановить рост преступности подростков так и не удалось.

5. Весьма существенную поправку в статистическую картину состо­яния и динамики преступности несовершеннолетних может внести более полный учет такого явления, как латентность. Из-за плохого вы­явления дефектов регистрации совершаемых подростками преступле­ний фактический уровень этой преступности, если судить по оценкам специалистов-экспертов, в 3—4 раза выше, чем официально отражае­мый статистикой.

 

§ 1. 3. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте

Необходимо отметить, что наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдался в Еврейской а.о., Республике Коми, Сахалинской области, Приморском крае, Хабаровском крае, Республике Бурятия, (300— 500 преступников на 10 тыс. населения в возрасте 14—17 лет). Самые низкие показатели в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Рес­публике, Республике Северная Осетия (75—90 преступников). Разница в уровне преступности несовершеннолетних между этими группами ре­гионов достигает 5—7 раз. Причем любые изменения, будь то годовые колебания либо устойчивая тенденция роста или снижения, фиксируе­мые в статистике на протяжении многих лет в перечисленных регионах, как правило, не влияют сколько-нибудь на эти количественные разли­чия.

Подробный анализ региональных особенностей преступности несо­вершеннолетних представлен в трудах Г. Забрянского[23]. Он делит регионы Российской Федерации по коэффициенту кри­минальной пораженности несовершеннолетних на шесть групп (клас­сов): низкой криминальной пораженности (от 481,5 до 1135,4 зарегист­рированных преступлений на 100 тыс. населения соответствующего возраста — 14-17 лет), в которую входят пять республик Северного Кавказа, Ульяновская область и Москва; низко-средней криминальной пораженности (от 1266,5 до 1523,1), куда входит десять регионов; сред­не-низкой пораженности (от 1577,1 до 2195,8) — 24 региона, включая Санкт-Петербург; средне-высокой пораженности (от 2324,7 до 3113,3) — 22 региона; высоко-средней пораженности (от 3075,1 до 3525,1) — 9 ре­гионов; высокой криминальной пораженности несовершеннолетних (от 3633,5 до 4584,1) — 6 регионов (Бурятия, Томская, Новосибирская, Са­халинская области, Хабаровский край, Еврейская АО). Таким образом, наблюдается разрыв между наиболее и наименее благополучными регионами в 10 раз[24]. Далее Г. Забрянский соотносит вышеназванные группы с эконо­мическими районами России. Экономическими районами с низ­кой криминальной активностью несовершеннолетних оказались Северо-Кавказский (коэффициент 1104,1), Поволжский (1473,0), Центрально-Черноземный (1613,0) и Центральный (1792,1). Райо­ны со средней криминальной пораженностью — Волго-Вятский (1991,6), Северо-Западный (2467,5), Уральский (2362,3), Западно-Сибирский (2457,5) и Северный (2630,1). К экономическим райо­нам с высокой криминальной пораженностью подростков относят­ся Восточно-Сибирский (2881,2) и Дальневосточный (3396,7)[25]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что криминальная активность несовершеннолет­них достаточно точно отражает социально-экономические условия существования регионов.

В этой связи необходимо отметить, что Ивановская область относится к регионам с наибольшим удельным весом преступлений (от числа расследованных), совершённых несовершеннолетними или при их соучастии. По данным статистики за 2005 год он равнялся 13,6%, а в 2007 – 12,6%[26] (в г. Иваново – 14%[27]). Несмотря на то, что последние годы милицейская статистика констатирует факт уменьшения числа преступлений несовершеннолетних, неверно говорить о снижении уровня преступности. Данное обстоятельство можно объяснить уменьшением численности подросткового населения[28]. Такие выводы я сделал на основании данных таблиц 4 и 5 (См. в Приложении).

   Молодежная преступность последние годы меняется не только количественно, но и качественно: Возрастает доля корыстно-насильственных преступлений (грабежей, вымогательств, разбоев). Самым распространённым видом преступлений в Иванове по-прежнему остаются кражи (83,9%)[29]. Наблюдается тенденция криминальной специализации и рационализации молодежи. Распространение получают преступления, связанные с наркотиками. Динамика наркомании – 0,3 % в год[30]. В середине 90-х годов было отмечено понижение уровня алкоголизации подростков, сопровождаемое повышением уровня их наркотизации. Наблюдается связь между алкоголизацией и первичной наркотизацией. Возраст первой пробы за десятилетие снизился на 6 лет: в 1991 году средний возраст составлял 17 лет, в 2001 году – 11 лет. Снижение нижней возрастной границы до 11 лет – главная особенность современной наркотизации. Следствие разового потребления наркотиков представляет очень серьезную проблему. Число попробовавших во многих регионах страны составляет до 15 %, а в крупных городах – до 25 %. Максимальное число впервые попробовавших наркотики в группе 13-15 лет.

   Обнаружены региональные отличия обстоятельств первой пробы наркотиков. Так, пусковым механизмом наркотизации на селе является более раннее и обязательное приобщение к алкоголю, причем сельские девочки по некоторым характеристикам алкопотребления опережают мальчиков.

Проблема заключается не в особенностях возраста, но в том, почему наркотизация не ограничивается первыми пробами, а продолжается. Структура мотивов первой пробы на протяжении годов осталась практически неизменной, но количественная частота указания при опросах на некоторые мотивы изменилась. Если в 1991 году прямое принуждение к пробе, прямое психологическое давление со стороны группы отмечалось крайне редко, то в последнее время чаще встречается мотив «заставляют пробовать», «пригрозили расправой», «в жизни надо все попробовать» [31].

    Остается высоким уровень групповой преступности, что вызывает особое опасение у сотрудников правоохранительных органов. Отмечены преступления, в которых участвуют как подростки, так и взрослые, количество таких преступлений увеличилось на 20%

По уровню несовершеннолетней преступности Ивановская область занимает 5 место в 10-ке регионов страны с наихудшими показателями по России и 1 место по ЦФО, а по «пьяной» преступности с показателем 33,4% – 1-е место в России[32].

 

§ 1. 4. Понятие и общая характеристика личности несовершеннолетнего преступника

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-раз­ному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в ли­тературе (если оно включено в разработанную теорию и под­креплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности[33].

Личность чаще всего определяют как человека в совокупно­сти его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены ни­как не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относят­ся психологические качества человека, характеризующие его по­знавательные процессы или индивидуальный стиль деятельно­сти, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивы­ми и свидетельствуют об индивидуальности человека, опреде­ляя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловле­ны, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки челове­ка, имеющие существенное значение для него самого и окружающих[34].

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаим­ным влиянием отрицательных фактов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего пре­ступление совершают так называемые «трудные», педаго­гически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей харак­терен низкий уровень развития познавательных и обще­ственных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоци­ального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качест­ва: лень, безволие, безответственность, конформизм, не­чуткость, агрессивность и т. п.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков ха­рактерно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу клас­са, школы, училища и т. п. Начало этого противопоставле­ния лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мо­тивы, то для проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспеваю­щего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его пове­дении явление негативизма и бравады.

В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте (к 14—16 годам). Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частич­ную уголовную ответственность (за убийство, кражи, грабежи, разбои, из­насилования и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголов­ную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.

Личность «трудового» подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С дру­гой стороны, на личность трудного подростка, как правило, излишне боль­шое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с от­рицательной направленностью».

Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимают негативизм и со­противление педагогическим воздействиям, которое может быть обуслов­лено самыми разнообразными причинами, далеко выходящими за рамки педагогической и социальной запущенности.

В процессе развития ребенок переживает определенные кризисные пе­риоды, характеризующиеся качественно новыми скачками в развитии его психики и организма, приводящие к формированию определенных психо­логических новообразований.

В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника. Успех профилактической деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника. Можно было бы избежать многих ошибок, если бы практические органы в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни или иные влияния на нее. Это в полной мере относится к несовершеннолетним преступникам.

Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника - возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Как отмечал М.Н.Гернет, возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, поскольку “физически” становится возможным совершение определенных преступлений". Процесс социализации человека начинается с раннего возраста. По словам И.С.Кона, “человек с самого раннего детства начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества”[35]. В детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это связано с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего.

Возрастное изменение личности не является причиной и не увязывается однозначно с динамикой основных жизненных отношений. Сохранность основных жизненных отношений сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств и т.д. Кроме хронологического возраста, различают психологический, педагогический и физический возраст, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер­. Вообще, “так называемого среднестатистического возраста реально не существует... Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности”. Г.М.Миньковский предостерегает от возведения общевозрастных свойств несовершеннолетних в степень криминогенных "[36].

Обращение к характеристике личности несовершеннолетних, совершивших преступления, имеет своей задачей определение качеств и свойств, отличающих совершивших преступление от сверстников законопослушного поведения. В связи с этим прин­ципиальное значение имеет вопрос о роли общевозрастных осо­бенностей в правонарушающем поведении несовершеннолетних. Как известно, старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравствен­ных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмо­циональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Рассмотрение возрастных особенностей как собственно криминогенных, способных породить преступ­ное поведение, безосновательно. И не только потому, что соот­ветствующие качества характерны для возрастной группы в це­лом, а преступления совершает лишь относительно небольшая ее часть. Отмеченные характеристики могут выражаться как в правомерных, так и в противоправных поступках. Определяю­щую роль здесь играет формирующаяся система ценностей лич­ности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности лишь усиливают значение средовых влияний, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована окончательно.

Необходимо отметить, что значительно чаще, чем взрослые, несовершеннолетние совер­шают преступления в группе (примерно в 2 раза), что связано с типичностью для возраста в целом группового характера пове­дения. Поэтому наиболее характерно совершение преступлений со сверстниками, совместно проводящими свободное время. Та­кими группами совершается около 80% от общего числа группо­вых преступлений несовершеннолетних. Даже преступные груп­пы несовершеннолетних, объединенные сравнительно продол­жительной преступной деятельностью, имеющие определенную иерархию и другие признаки, присущие организованной преступ­ной группе, обычно трансформируются из досуговых группиро­вок сверстников[37].

Пожалуй, из совершаемых в группе преступлений ни одному из значимых в структуре преступности несовершеннолетних виду не может быть отдан приоритет: кражи, грабежи, разбои, изнаси­лования, хулиганство являются групповыми с равной частотой.

Около четверти преступлений совершается несовершенно­летними совместно со взрослыми. Однако взрослые соучастни­ки — часто почти сверстники самих несовершеннолетних. Вов­лечение же несовершеннолетних в преступную деятельность представляет собой особо высоколатентное явление и данными статистики отражается крайне редко.

Низкий, по сравнению с преступностью в целом, уровень ре­цидива среди несовершеннолетних традиционно отмечался в ли­тературе. При этом в качестве характеристики рецидива рассмат­ривался так называемый легальный рецидив. Его уровень в пре­ступности несовершеннолетних действительно невысок и ныне составляет около 5 — 7%. Однако если новое осуждение лица, ра­нее осуждавшегося за совершение преступления (легальный ре­цидив), в рамках 4-летнего возрастного периода (14—18 лет) сохраняет известную исключительность, то совершение нового преступления несовершеннолетним, ранее совершившим преступ­ление (рецидив в криминологическом смысле), напротив, явление, чрезвычайно распространенное. Достаточно типичным является совершение подростками многоэпизодных краж, грабежей, раз­боев. По отдельным делам число преступлений, совершенных несовершеннолетними и остающихся долгое время латентными, доходит до 30 — 50 и более. Нередко за менее тяжкими следует совершение преступления большей общественной опасности.По выборочным данным, около 70% осужденных за корыстные пре­ступления несовершеннолетних на момент привлечения к уго­ловной ответственности совершили несколько преступлений[38].

Таким образом, в центре внимания внутренней картины преступления подростка находится его личность, в процессе изучения которой необходимо выде­ление психологических детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его формирования. Практика показывает, что знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и их профилактики. Работники правоохранительных органов, используя эти знания, обес­печивают правильную диагностику личности несовершеннолетнего, ин­дивидуальный подход к нему, выбор и применение наиболее соответ­ствующих ситуации приемов профилактики и т. д.

Необходимо отметить, что личность трудного подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе и на производстве. Кроме того, на личность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает микросоциальное окружение: улица, двор, уличная группа с отрицательной на­правленностью.

 

§ 1. 5. Половозрастные характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления

Исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающих в соответствующих регионах (48-52%). Доля девушек, совершающих преступления (6-10%), наоборот значительно меньше их удельного веса в населении.

Существенно также и то, что удельный вес лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3-4 раза меньше по сравнению с аналогичными показателями взрослой женской преступности. Однако надо учитывать, что противоправная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовной ответственности.

По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах милиции, всегда примерно в 2-2,5 раза выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления. Еще выше он среди девушек, совершающих правонарушения и правонарушения и поставленных на внутришкольные, внутриучилищные учеты (25-30%). Каждая третья проститутка является несовершеннолетней. Нередко они выступают в роли наводчиц, соучастниц в кражах, грабежах, вымогательствах, мошенничестве и даже убийствах.

Многими исследователями отмечается более высокий, по сравнению с юношами, процент преступлений, совершаемых девушками в трезвом состоянии, в одиночку, в жилых помещениях, а не на улице. Их преступления носят более скрытый характер, менее дерзки и опасны. У девушек несколько иная, чем у юношей видовая структура преступлений. Наиболее часто они совершают кражи денег, ценностей, вещей.

Выборочные исследования свидетельствуют, что половину всех общественно опасных и иных асоциальных деяний, как в целом, так и практически по всем отдельно учитываемым составам, несовершеннолетние совершают в возрасте до 16 лет. Каждое четвертое правонарушение совершают лица, не достигшие 14-летнего возраста. Только в части употребления спиртных напитков 16-17 летние занимают доминирующее положение среди всех подростков, выявленных по этому основанию.

Среди преступников наибольший удельный вес (36-40%) всей совокупности совершаемых преступлений составляют лица в возрасте 16 лет. Максимальный удельный вес этой возрастной группы отмечен почти по всем составам преступлений. Исключения зафиксированы по кражам государственного и общественного имущества, хищениям огнестрельного оружия и боеприпасов, где доминируют 14-летние, а также по угонам авто-мотосредств, где явно преобладают 17-летние.

На протяжении ряда лет отмечается рост удельного веса среди несовершеннолетних 14-15-летних преступников с 19 % в период 66-70 гг. до 29 % в период 91-93 гг. По таким видам преступлений, как изнасилования, грабежи, кражи личного имущества, несовершеннолетними совершается каждое третье-четвертое преступление.

В структуре преступлений и иных общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними всех без исключения возрастных групп, наибольший удельный вес составляют различного рода хищения. Это особенно относится к 11-13-летним, но характерно и для подростков более старшего возраста. В возрасте 14-16 лет все больший вес приобретает употребление спиртных напитков. У 17-летних в структуре преступных деяний существенно выделяется по удельному весу хулиганство.

§ 1. 6. Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников

Среди совершивших преступления несовершеннолетних устойчиво преобладают лица старшей возрастной группы. Несмотря на отмеченное омоложе­ние преступности несовершеннолетних, доля 16 — 17-летних составляет около 2/3 от числа подростков, осужденных за совер­шение преступлений. Однако этот показатель не должен рассмат­риваться как ориентирующий сосредоточение предупредитель­ной деятельности именно на старших несовершеннолетних. Не­достатки в нравственном, правовом воспитании, профилактике правонарушений детей и младших подростков детерминируют, наряду с другими факторами, повышенную распространенность правонарушений уголовно-правовых норм в юношеской группе несовершеннолетних.

Доля лиц женского пола среди совершивших преступления несовершеннолетних сравнительно невысока: по данным МВД РФ, она составляет 7-9%. Неслучайно поэтому на практике преступность несовершеннолетних традиционно рассматривается как проблема юношеской преступности. Однако выборочные ис­следования обнаруживают в последние годы увеличение доли девушек, совершивших преступления; в ряде регионов она дос­тигает показателей, близких к доле женской преступности (до 15 — 20%). Причем несовершеннолетние женского пола ныне со­вершают не только такие «традиционные» для них преступле­ния, как кражи, мошенничество, но и все чаще становятся участ­ницами хулиганства, тяжких преступлений против личности, грабежей и разбоев, в том числе и в группах, состоящих исклю­чительно из лиц женского пола.

Изучение несовершеннолетних, совершивших преступления по месту жительства, показывает, что доля городских жителей среди них составляет 75%, а сельской местности - 25 %. Указанные различия зависят от социально-экономических условий, а также от традиций и обычаев, исторически сложившихся в деревне и в городе[39].

Более значительная доля несовершеннолетних преступников­ проживающих в городе, связана с ослаблением социального контроля, нерациональным использованием свободного времени, специфическими трудностями в обеспечении принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление­. Однако на современном этапе процессы урбанизации, миграции сводят на нет различия между городом и деревней. Происходит интенсивное внедрение городского образа жизни в деревни, последние перерастают в поселки городского типа либо исчезают. В связи с этим наблюдается более быстрый рост сельской преступности по сравнению с городской, ­ кроме того­ все больше и больше селян совершают преступления в городе, что именуется “городской” преступностью.

Общая характеристика несовершеннолетних, совершивших преступ­ления в России, представлена в таблице 6 (См. в Приложении).

По данным таблицы 6 построим рисунки 6-8.

Рисунок 6. Доля несовершеннолетних, совершивших преступления по половому признаку

      

Рисунок 7. Доля несовершеннолетних, совершивших преступления по возрасту

 

 

Рисунок 8. Доля несовершеннолетних, совершивших преступления по роду занятий

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что доля девушек среди несовер­шеннолетних преступников в России относительно стабильна — 7-9% без выраженной тенденции (доля женщин среди преступников всех воз­растов 11-15%). Доля 14-15-летних среди несовершеннолетних пре­ступников в России - 32,8% в начале 90-х гг. и 28-30% - в начале 21 века. Их криминальная активность, разумеется, ниже, чем 16-17-летних. Доля рабочих и работников сельского хозяйства среди подростков, так же как и среди всех лиц, совершивших преступления, неуклонно снижается, что легко объяснить сокращением этих категорий в населении страны.

Доля же лиц, не имеющих постоянного источника доходов, выросла с 1991 по 2004 г. с 23 до 42,3%. Таким образом, около половины подрост­ков, совершивших преступления в конце 90-х гг. относятся к числу «ис­ключенных».

В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников.

Принципиально различается распространенность преступле­ний в группах несовершеннолетних, выделенныхпо роду занятий: среди учащихся школ она ниже примерно в 3,5 — 4 раза, чем среди обучающихся в ПТУ; примерно в 10 раз — чем среди ра­ботающих несовершеннолетних. Наивысшей преступной актив­ностью характеризуется группа неработающих и неучащихся, где преступления совершаются примерно каждым пятым. «Вклад» этой группы в преступность несовершеннолетних в настоящее время уже превысил соответствующий показатель не занятых общественно полезной деятельностью в преступности в целом[40].

Исследования экспертов[41] показывают, что именно неработающие и неучащиеся подростки обычно связаны с криминальной средой; ими совершается значительная часть тяжких, предумышленных преступлений несовершеннолетних; признанные до достижения 18 лет хроническими алкоголиками и наркоманами лица. как правило, нигде не работали и не учились. Вероятно, именно кри­минологический аспект проблемы незанятости несовершенно­летних способен привлечь к ней в ближайшее время серьезное внимание общества. Сегодня же можно отметить чрезвычайно высокую латентность, практическое отсутствие взаимного обме­на информацией по этому вопросу между субъектами воспита­ния и профилактики, низкую эффективность мер социальной помощи, контроля и предупреждения правонарушений среди не­учащихся и неработающих подростков.

Совершившие преступления несовершеннолетние проживают, как правило, в родительской семье. Сузившаяся в последние годы практика переезда подростков в крупные населенные пункты для учебы в ПТУ и работы в профилактическом отношении положи­тельна. Индивидуальная миграция несовершеннолетних снижает возможности воспитательного воздействия, социальный контроль, повышает риск негативных влияний на личность и поведение. Соответственно знание субъектами профилактики особенностей семейной ситуации подростков-правонарушителей, воспитатель­ных возможностей семьи, оказание помощи родителям (как и при­менение к ним в необходимых случаях предусмотренных зако­ном мер воздействия) значения никак не утрачивают.

В последние годы доля воспитывающихся в неполных семь­ях среди совершивших преступления сокращается, приближаясь к общестатистическим показателям. Типичной становится не структурная неполнота, а так называемое «семейное неблагопо­лучие» — недостатки воспитания, обусловленные личностными характеристиками и отношением к


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: