Государственная инновационная политика

Рассмотрим цели и направления инновационной политики государства.

Инновационная политика государства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов

Все мы знаем, что главной проблемой в настоящее время в российской экономике является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.

Отсюда и появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий.

Государственная инновационная политика - составная часть социально-экономической политики, целью которой является содействие созданию конкурентоспособной экономики, базирующейся на эффективном использовании имеющегося научно-технического потенциала, укрепление позиций России на мировых рынках высоких технологий[2].

Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.

Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.

Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;

- создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ.  Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

- реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

- использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Подведу итог вышесказанного: цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

Рассмотрим методы реализации инновационной политики государства

Для реализации инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.

Главными методами реализации инновационной политики являются:

- формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;

- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

- совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;

- создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

- обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

- консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;

- выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Государство определяет стратегические цели научно-технической политики, формирует систему органов, необходимых для их реализации. В настоящее время функции государственного регулирования НТП в РФ возложены на Министерство промышленности, науки и технологий, Правительственную комиссию по научно-инновационной политике, Министерство образования и другие органы. В конце 2001 г. в целях повышения эффективности государственной инновационной политики при Президенте РФ создан Совет по науке и высоким технологиям инновационной сфере РФ.

Особое место в стране занимают Российская академия наук (РАН), включающая в свой состав около 500 институтов и имеющая в своем составе три отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное), а также пять отраслевых академий (медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительства, художеств).

Важнейшими методами государственного регулирования НТП являются прогнозирование и планирование. В мире осуществляется переход к долгосрочному стратегическому планированию, во многих странах разрабатываются планы научно-технического развития как минимум на 15 лет. В настоящее время в России осуществляется лишь краткосрочное прогнозирование НТП в рамках общей системы прогнозирования экономики. Усилилось значение программно-целевого метода управления, и важнейшие научно-технические проблемы решаются с помощью ФЦП.

Наиболее действенным методом прямого регулирования НТП является финансирование. Мировая практика выделяет следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства ВУЗов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения.

В структуре внутренних затрат на исследование и разработки в РФ доминируют средства бюджета (до 50%), а также средства иностранных источников (до 20%). Определяющее значение для финансирования НТП имеют государственные ассигнования, которые производятся за счет бюджета, средств специальных фондов и государственных предприятий.

Формы и методы бюджетного финансирования НТП зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а в рамках прикладных наук - от удельного веса долговременных исследовательских работ, решающих проблемы общенационального масштаба. Государственные источники финансирования инноваций в РФ по объемам затрат, несмотря на все изменения, остаются основными, хотя доля их уменьшается. Одним из новых направлений финансирования науки является грантовое финансирование. Гранты представляют собой денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам международными и отечественными негосударственными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

В развитых странах правительства в основном инвестируют развитие образования и фундаментальные исследования, а до 70% затрат на НТП осуществляется частным сектором.

На протяжении нескольких лет различные исследователи предлагают создание специализированного инвестиционного банка инновационной сферы, контрольный пакет которого принадлежал бы государству. Пока в стране нет ни одного инвестиционного банка, а Российский банк развития был сориентирован на восстановление банковской сферы, а также на кредитование реального сектора.

Можно сделать вывод из вышесказанного, что финансирование - это самый действенный метод инновационной политики государства. Но также планирование и прогнозирование - очень важнейшие методы.

В заключении главы можно сделать следующие выводы. Перед современным высокоиндустриальным обществом встал ряд новых, зачастую не имеющих прецедента в истории цивилизации научно-технических и социально-экономических задач, которые требуют качественно отличных от распространенных подходов к их решению. В центре всех дискуссий о путях развития общества постоянно находится одна проблема, а именно научно-технический прогресс, являющийся одновременно первопричиной и следствием быстрого изменения нашего мира, окружающей среды, структуры общества, экономики, занятости населения. Технический прогресс приобретает все большее значение как фактор экономического роста прежде всего в высокоразвитых странах.

В современной экономической науке уделяется большое внимание исследованию технологических изменений. Опубликовано много работ, посвященных изучению различных инновационных процессов, сдвигов в отраслевой структуре хозяйства, изменений тех или иных экономических пропорций, происходящих под воздействием НТП, и т.п. В то же время, несмотря на сравнительно неплохую изученность многих частных проблем, отдельных явлений и процессов, связанных с НТП, остается неисследованным ряд глубинных взаимосвязей и зависимостей, определяющих структуру технико-экономического развития, без понимания которых отдельные разработки частных проблем не складываются в целостное представление о НТП[3].

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев вопросы, определенные задачами работы, можно сделать вывод, что научно – технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий по сохранению научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Эти мероприятия должны разрабатываться при активной поддержке государства.

Решающее значение в условиях нового этапа НТР, в условиях структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно – технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала.

Научно-технический потенциал является непрерывным и сложным процессом открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно – технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

Изучение истории инновационных систем, научно – технического прогресса развитых стран на протяжении ХХ в. определяющим фактором их формирования было развитие рыночных отношений. Государства экономически развитых стран уделяло большое внимание развитию новых технологий, что позволило их продукции быть конкурентоспособной на мировом рынке. Важной функцией государства в развитых страна стало создание благоприятных условий для создания научно – технического потенциала страны.

Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Эффективность инноваций зависит от ряда факторов – это действенность какого – либо результата, получаемого в ходе вложения инвестиций и всех ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию).

К настоящему времени в структурах, ответственных за оказание государственной поддержки научно – технического инновационного потенциала, в области инноваций, сложилась система среднесрочного планирования мероприятий на основе составления одно-, двухлетних программ и их финансирования на долевой основе бюджетами разных уровней. Программы эти имеют иерархическую структуру (федеральные, региональные, муниципальные), а их цель - согласование действий различных уровней власти и аккумулирование ресурсов для более полного охвата мерами поддержки предприятий в этой области, большое внимание, особенно в последнее время, обращено малому предпринимательству.

Без поддержки государства невозможно развивать и сохранять научно – технический, инновационные потенциал. Политика государства представляет собой совокупность форм, методов, направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

В стране имеющей мощный научно – технический потенциал, необходимо его поддерживать, развивать и сохранять.

Научно – технический прогресс воплощается в периодических научно - технических революциях – НТР. Происходит сращивание науки и производства, их интеграция. Главные движущие силы материально – технической базы общества: научный интеллект; его реализация в новых поколениях техники.

Исследование взаимосвязи и взаимодействия «новая продукция — новая технология» открывает широкие возможности для выявления некоторых важных закономерностей развития инноваций, источников их возникновения, факторов, их определяющих и соответствующих социально-экономическим результатам.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства РФ № 982 от 02.09.99 г. «Об использовании результатов научно – технической деятельности//Российская газета, 1998.

2. Концепция инновационной политики РФ. Утвержденная постановление Правительства РФ. № 832 // Российская газета, 2009.

3. Методические рекомендации по разработке инновационной политики предприятия, утвержденные приказом Минэкономики РФ от 2. 10 1997. № 118. //Экономика и жизнь, 2005.

4. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебник. – М.: Владос, 2008.

5. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

6. Балабанов И.Т. Интерактивный бизнес. - СПб.: Питер, 2007.

7. Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. – Кишинев, 2007.

8. Белокурова Г. Особенности японской экономической модели //Общество и экономика, № 3-4, 2007.

9. Баскакова М. Японская экономическая модель //Мировая экономика и международные отношения, №1, 2008.

10. Глисин Ф., Взаимодействие промышленных предприятий Росси с зарубежными партнерами в области инновационной деятельности.// Вопросы статистики, №6, 2007.

11. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. Контуры развития инновационного предпринимательства. – М.: ЦИСН, 2007.

12. Иохин В. Я. Экономическая теория. - Москва, Юристъ, 2006.

13. Кортов В.С., Устелемов В. Организация инновационного процесса //Университетское управление: практика и анализ, № 3, 2007.

14. Кудрявый В. Реформа высокого напряжения //Экономика и жизнь,

№ 46, 2008.

15. Курьеров В.Г., Аукционек С. П. "Тенденции развития экономики" // ЭКО № 6, 2007.

16. Логинов В., Инновационная политика: меры по активизации.// Экономист, №9, 2008.

17. Львов Д.– НТП и экономика переходного периода.// Вопросы экономики, №11, 2007.

18. Макконелл С., Экономикс. Пер. с англ. – М: Туран, 2007.

19. Малкова И.В. Мировая экономика. – М.: Проспект, 2008.

20. Савельева Л., Митрофанова Н. По какому рецепту лечить экономику // Экономика и жизнь, № 3, 2008.

21. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венгр. - М.: Прогресс., 2007

22. Сергеев И. В. Экономика предприятия. Москва, 2007

23. Современные Соединенные Штаты Америки. - М.: Политиздат, 2006

24. Экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова – М.: «Издательство АСТ», 2008.

25. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007.

26. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли

27. http://www.iasp.ws – International Association of Science Parks

28. http://www.rg.ru/ - Официальный сайт Российской газеты

 


1 Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007. – С. 110.

1 Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: 2008. - С.14

2 Белокурова Г. Особенности японской экономической модели //Общество и экономика. 2007. № 3-4. – С. 21

1 Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. – М.: Финансовая

академия при Правительстве РФ, 2007. – С. 112.

1 Экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова – М.: «Издательство АСТ», 2008.- С.195.

1 Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М.: Прогресс. - 2007. – С.19

1 Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007. – С. 108.

1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебник. – М.: Владос, 2008. – С.28.

1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учебник. – М.: Владос, 2008. – С.28.

2 Савельева Л., Митрофанова Н. По какому рецепту лечить экономику // Экономика и жизнь. 2008. № 3. С 2-3.

3 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учебник. – М.: Владос, 2008. – С.29.

1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебник. – М.: Владос, 2008. – С.29.

1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебник. – М.: Владос, 2008. – С.30

[1] Сергеев В.И. / Экономика предприятия.-М.: Феникс, 2008.

 

[2] Логинов В./ Инновационная политика: меры по активизации. 2007.

 

[3] В. Логинов., Инновационная политика: меры по активизации.// Экономист №9 2008.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: