Методика построения профессиограммы

 

Как уже отмечалось ранее, общей целью профессионально-психологического отбора является, прежде всего, определение соответствия индивидуально-психологических особенностей кандидата на работу требованиям профессии. Однако для того, чтобы определить, какие требования предъявляет профессиональная деятельность к индивидуально-психологическим особенностям сотрудников, необходимо провести профессиографический анализ конкретной профессиональной деятельности. Итогом этого анализа станет профессиограмма, и как основная ее часть – психограмма специалиста. Исследования по психологии профессиональной деятельности в отечественной психологии берут свое начало в работах И.М. Сеченова, которые проводились на рубеже 20-го века и были посвящены изучению биомеханических особенностей движений человека, организации движений в пространстве и времени, их автоматизации (формированию навыков), проблемам утомления, а также разработке принципов чередования нагрузок, организации перерывов в работе и активного отдыха (Бодров, Лукьянова,1981,с.56).Ф.Ф. Фрисман поставил вопросы изучения и классификации профессий с учетом их психосоматических факторов. Фрисман со своими сотрудниками составил одну из первых классификаций профессий, основанную на учете характеристик умственного и физического труда. В 20-х и 30-х годах развитие профессиографии шло в рамках психотехники. Сам термин “психотехника” был предложен германским психологом В. Штерном, он же разработал основные принципы и методы профессиографии. Начиная с 40-х годов, профессиографические исследования в отечественной психологии касались, главным образом, профессий “экстремального” типа. Довольно интенсивно исследовались проблема профессионально-важных качеств летчиков, космонавтов, операторов энергетических систем, машинистов локомотивов и т. п. К сожалению, профессии “обычные”, гражданские остались относительно мало изученными, чему есть довольно простое объяснение: в советские времена все самое передовое было связано с обороной и обеспечением безопасности функционирования стратегически важных объектов.

«Технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека» представляет собой суть профессиографии (Психологический словарь, 1990, с. 296).

Профессиография используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимодействия человека и профессии. Профессиография обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности – социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа. Так, информационная профессиография, нацеленная на обеспечение профориентационной работы, включает все названные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно. Коррекционная профессиография, направленная на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере. Диагностическая профессиография, обеспечивающая организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик профессиональной деятельности только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.

Формирующая профессиография, используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности. Профессиография включает комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе – методы сбора эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, биографический и трудовой методы, метод эксперимента) и их анализа (метод экспертной оценки, метод качественного анализа, метод статистического анализа), а также методы психологической интерпретации (структурно-системный анализ функционально-системный анализ) (Психологический словарь, 1990, с.296-297).

Анализ любой профессиональной деятельности представляет собой целенаправленный и организованный процесс, в котором можно выделить три этапа:

сбор информации о профессиональной деятельности;

обработку и обобщение полученной информации, составление профессиограмм в виде описания профессиональной деятельности в системе «субъект труда – профессиональная среда»;

использование профессиограммы для решения задач психологической работы (выбор критериев успешности профессиональной деятельности, подбор методик для профессионального отбора, разработка программы обучения, выявление направлений психокоррекционной работы и т.д.) (Психологический словарь, 1990, с. 49-50; Кулагин, 1984, с. 34).

Содержание этих этапов сводится к следующему.

Первый этап. Сбор информации о профессиональной деятельности.

Информация о правоохранительной деятельности любого порядка может быть получена из разных источников. К ним, как правило, относятся:

Литература и документы (законы, приказы, инструкции, руководства, наставления и т.п.), в которых описана и регламентирована соответствующая правоохранительная деятельность.

Наблюдение за деятельностью сотрудников.

В процессе наблюдения психолог старается получить сведения о структуре конкретной правоохранительной деятельности, эмоциональной направленности труда, процессах общения, а также выделить те специфические требования, которые профессиональная деятельность и соответствующая ей среда предъявляет к личности сотрудника.

В процессе наблюдения можно получить сведения об информационных каналах, загрузке анализаторов, условиях внешней среды, соответствии реальной работы требованиям инструкций и наставлений…и т.д. (Кулагин, 1984, с. 34).

Полезными являются результаты наблюдения за специалистами, различающимися по профессиональной успешности (сравнивающее наблюдение). Это позволяет выявить действия и операции или их отдельные характеристики, определяющие эффективность деятельности, и в последующем сформулировать требования к специалистам.

Традиционное наблюдение может быть включенным (внутренним) и невключенным (внешним).

Включенное наблюдение.

Психолог изучает профессиональную деятельность, участвуя в трудовом процессе или в процессе овладения профессиональной деятельностью (трудовой метод изучения профессий). Этот метод имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества метода:

психолог постигает профессиональную деятельность и умеет ее описать;

метод желателен для изучения той части профессиональной деятельности, которая состоит из сложных и тонких автоматизированных действий, не поддающихся внешнему наблюдению.

Ограничения метода:

требует много времени;

порой возникают трудности в овладении конкретной профессиональной деятельностью (Рабочая книга таможенного психолога, 1998, с. 50-51).

Невключенное наблюдение.

Этот метод подразделяется на несколько видов:

метод хронометража (замер времени выполнения каждой операции);

метод фотографий;

метод моментных наблюдений (в случайные моменты времени психолог фиксирует, какие операции выполняет сотрудник, затем дается вероятностная оценка технологического процесса профессиональной деятельности);

метод патологии (анализируются ошибки в действиях сотрудников, выявляются определенные сведения для раскрытия психологических особенностей конкретной профессиональной деятельности).

1. Опрос специалистов.

Опрос проводится как в устной, так и в письменной форме. Устная форма, как правило, сводится к индивидуальным или групповым беседам или интервью. Одним из методов анализа профессиональной деятельности является интервью. Сущность этого метода заключается в том, что специально подготовленный аналитик трудовой деятельности (менеджер по персоналу, консультант или исследователь) опрашивает по специально разработанному плану лицо, занимающегося анализируемой деятельностью, или его непосредственного руководителя о задачах, функциях, условиях, средствах труда, оборудовании, знаниях, навыках, способностях и личностных качествах, необходимых для выполнения анализируемой деятельности. Структура типичного интервью по анализу работы выглядит следующим образом.

1.Наиболее важные функции анализируемой деятельности.

2. Знания, необходимые для выполнения работы.

3. Навыки, необходимые для выполнения работы.

4. Способности, необходимые для выполнения работы.

5. Физические действия, выполняемые в процессе работы.

6. Условия труда.

7. Типичные рабочие эпизоды (например, описание случаев работы в стрессовых или опасных ситуациях).

8. Ведение записей и составление отчетов.

9. Источники информации (инструкции).

10. Руководство (сколько человек и кто именно находится в подчинении и т. д.). Очевидными недостатками метода интервью в целях анализа трудовой деятельности являются:

1)Недостаточная стандартизация и как следствие этого трудности сопоставления данных различных интервью.

2) Необходимость специально подготовленного аналитика.

3) Большие временные затраты.

4) Влияние ошибок интервьюируемого и интервьюера.

При письменной форме используются анкеты, опросники, дневники специалистов, описание критических инцидентов (краткие рассказы о реальных ситуациях, поведении, действиях и т.п.). Для простой деятельности бывает достаточно описание 50-100 инцидентов. При этом в качестве критерия сложности деятельности могут выступать следующие данные: на 100 инцидентов, выявленных в результате наблюдения, 2-3 ситуации являются новыми для сотрудников. В значительной степени избежать перечисленных выше ошибок, связанных с применением интервью, помогают опросные методы анализа работы.

2.Эксперимент.

Выделяются специалисты с различной профессиональной успешностью. С помощью специальных приборов, методик, бланков проверяется содержание разработанной профессиограммы.

Второй этап.

Результатом профессиографического исследования является профессиограмма – документ, в котором по определенной схеме представлено всестороннее описание различных объективных характеристик профессиональной деятельности и совокупности ее требований к профессионально важным качествам специалиста. Совокупность таких требований называется психограммой.

Типовая схема профессиографического описания деятельности (профессиограммы). Разработанная В.В. Спасенниковым.

1.Общие сведения о профессиональной деятельности.

Наименование и назначение специальности. Связь с другими специальностями, некоторые аспекты истории и перспективы развития.

А. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда.

Б. Необходимая общая и специальная подготовка специалистов.

В. Основное содержание функциональных обязанностей специалиста (что он должен знать и уметь и за что отвечает).

Г. Основные показатели эффективности работы специалиста (по продуктивности, качеству, удовлетворенности и т.д.)

2. Условия деятельности.

А. Санитарно-гигиенические условия.

Б. Организация и режим труда.

Величина физической нагрузки, характеристика темпа работы, профессиональные заболевания, техника безопасности.

Социально-психологические факторы деятельности.

А. Характеристика коллектива, в составе которого специалист выполняет свои обязанности.

Количественный состав, степень самостоятельности членов коллектива в ходе профессиональной деятельности, степень взаимообусловленности успеха индивидуальной и коллективной работы, типичный стиль руководства, интенсивность профессионального общения.

Б. Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей.

Основные связи специалиста «по вертикали» (с руководителями и подчиненными) и «по горизонтали» (с другими членами коллектива); степень значимости успешного выполнения специалистом своих задач для коллектива в целом и мера его ответственности за общую работу, за состояние людей, возможность проявления индивидуальных особенностей, способностей и творчества в работе, требования к общительности и стилю поведения в коллективе.

В. Мотивационные аспекты деятельности.

Степень обусловленности качества работы специалиста мотивами деятельности, наличием соответствующих склонностей, интересов, увлечений. Наиболее привлекательные и негативные стороны работы, основные пути ее стимулирования, возможности продвижения по службе и профессионального совершенствования.

Г.Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации.

Продолжительность и обусловленность адаптации различными объективными факторами, ее связь с индивидуальными характеристиками сотрудников, пути ускорения.

Содержание деятельности.

А.Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистом.

Наименование, последовательность и содержание основных задач и операций; выделение и описание напряженных моментов деятельности, определяющих наиболее высокий уровень требований к социально-психологическим качествам человека, характер активации при этом различных психологических функций.

Б. Особенности приема информации.

Характеристика поступающей информации: состав информационных каналов, преобладающие виды сигналов, распределение информации по форме предъявления и по времени; объем основных сообщений и общая структура коммуникаций специалиста; типичные помехи при приеме информации; анализаторные системы, находящиеся под преимущественной нагрузкой; характеристика динамики их включения в работу, степень напряжения на различных этапах деятельности.

В. Особенности переработки информации и принятия решений.

Преимущественные способы переработки информации и принятия решений, степень их сложности и ответственности. Участие и роль в этом процессе различных видов памяти (долговременной, кратковременной, оперативной, логической, зрительной, слуховой, двигательной); типы мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) и его качества (быстрота, гибкость, самостоятельность, критичность и т.д.). Влияние личностных качеств на эффективность данной работы.

Г. Структура исполнительских действий.

Рабочая поза специалиста, состав преобладающих двигательных актов; участие в работе пальцев и кистей рук, верхних и нижних конечностей; сочетания различных движений и требования к их координированности; характеристика действий по скорости, точности, автоматичности. Возможность выработки необходимых двигательных навыков в процессе деятельности. Характер речевой деятельности (ее сложность или стереотипность, особенности профессиональной терминологии, необходимость правильной дикции, громкости речи и т.д.).

Д. Анализ ошибок в деятельности специалиста.

Наличие и частота ошибок, анализ их причин. Систематизация ошибочных действий с учетом их обусловленности функционированием различных психических процессов и образований, выделение ошибок различных типов:

- сенсорно-перцептивных (связанных с приемом и первичной оценкой информации);

- гностических (ошибки при переработке информации и принятии решений);

- моторных (связанных с недостатками психомоторики и речи);

- личностных (обусловленных особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональной сферы, организаторских способностей и т.д.).

Е. Загруженность в ходе деятельности различных психических функций.

Распределение времени и усилий специалистов на выполнение операций по приему, переработке информации и реализации решений; соотношение загруженности сенсорно-перцептивных, интеллектуальных и психомоторных процессов; роль личностных качеств. Психологические функции, находящиеся под преимущественной нагрузкой и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса деятельности.

5.Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности.

А. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста.

Особенности влияния различных операций в процессе деятельности и факторов внешней среды на психическое состояние человека; общая динамика работоспособности; изменение функциональных возможностей различных психических процессов в ходе выполнения специалистом своих обязанностей, причины возможного снижения чувствительности анализаторов, умственной активности, интенсивности внимания, ухудшения памяти, координации движений, физической выносливости, силы и т.д.

Б. Основные эмоциональные состояния специалиста.

Наиболее характерные для профессии эмоциональные состояния; ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение, требующее значительных усилий для его преодоления; степень их обусловленности самим процессом деятельности, факторами среды и социально-психологическими факторами.

В. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний.

Влияние изменения состояния на эффективность и надежность работы специалиста; возможности управления динамикой психологического состояния, приемы и средства, используемые для этого.

Индивидуальные различия выраженности тех или иных состояний; социально-психологические качества человека, в наибольшей мере обеспечивающие преодоление неблагоприятных состояний.

6.Психограмма.

А. Личностные особенности.

Требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, склонностям по интересам, опыту социального поведения; требованиям к волевым качествам и чертам характера (смелость, решительность, настойчивость, самообладание, уверенность в своих силах, исполнительность, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость и т.д.), организаторским способностям и другим качествам.

Б. Сенсорно-перцептивные свойства.

Требования к функциям анализаторов (дифференциальному порогу, лабильности и т.д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размера, скорости, удаленности); преобладающий вид восприятия. Профессионально важные качества внимания и их сочетание. Тренируемость и компенсируемость выделенных свойств.

В. Особенности мышления, памяти.

Требования к памяти и ее видам. Преобладающий тип мышления и его качества. Необходимость быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, производить расчеты, принимать правильные решения и т.п.

Требования к воображению.

Возможность развития профессионально-важных качеств мышления, памяти и воображения.

Г. Моторные свойства.

Требования к психомоторике (наиболее загруженные функциональные системы и органы, их взаимодействие и сочетание; необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы).

Требования к речевой функции (лаконичность, четкость и громкость речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности компенсации при их недостаточном развитии.

Д. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных свойств. Наиболее важные личностные качества.

Ж. Противопоказания к деятельности.

Третий этап.

Основываясь на этом, можно представить следующую примерную программу профессиографического исследования.

Первый этап.

Содержанием первого этапа является предварительное изучение и классификация правоохранительных специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам. На этом этапе перед психологом стоит ряд задач:

составление перечня специальностей;

предварительная оценка (с помощью экспертов) профессионально важных качеств специалистов;

группировка специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам.

Для решения этих задач обычно применяются метод анализа документов, метод экспертной оценки и содержательно-психологический анализ.

Второй этап.

По своей сути второй этап представляет собой общее ознакомление с соответствующей профессиональной деятельностью. Задачи этого этапа:

ознакомление с рабочим местом специалиста;

определение основных обязанностей и особенностей профессиональной подготовки сотрудников;

выявление показателей успешности профессиональной деятельности.

Основными методами, применяемыми на данном этапе, являются наблюдение, анализ документов, беседа и интервью.

Третий этап.

Содержательная сторона этого этапа заключается в сборе эмпирического материала, оформлении и проверке профессиограммы, проверке и корректировке результатов всего комплекса исследований.

На третьем этапе психолог решает преимущественно следующие задачи:

определение характеристики санитарно-гигиенических условий профессиональной деятельности, организации и режима труда;

изучение психологических и социально-психологических факторов профессиональной деятельности (оценка профессионально важных качеств и характеристики рабочих групп и коллективов);

изучение содержания профессиональной деятельности и вскрытие ее психологической структуры (мотив, цель, приемы и способы действий);

выявление динамики и характера психических состояний сотрудников в ходе профессиональной деятельности;

обработка, интерпретация и оформление в профессиограмме полученных результатов;

окончательная оценка профессионально важных качеств;

установление набора методик для определения профессионально важных качеств;

разработка программы профессионального обучения и профотбора.

На этом этапе применяются следующие методы: метод гигиены труда, хронометраж, метод моментных наблюдений, методы эргономики труда, наблюдение и самонаблюдение, личностные опросники, проективные методы, биографический метод, анализ результатов деятельности, социометрия, анализ документов, эксперимент, анализ ошибок, экспертная оценка, опрос, методы физиологии труда (электроэнцефалограмма, электрокардиография и т.д.), содержательно-психологический анализ.

Основываясь на этой программе, возможно, проводить профессиографическое исследование с последующей разработкой профессиограммы, которая в последующем может быть реально применима при профессионально-психологическом отборе.

 

Выводы по главе 1

1.Понятие профессионально важные качества трактуется разными авторами по своему. Это обосновывается различными подходами к определению понятия, а также с обращением к нему многих ученых.

2. В самом общем виде профессионально важные качества трактуются как - структурные составляющие псохограммы; такие характерологические особенности индивида, от которых зависит степень эффективности исполнения им служебных обязанностей. (Психологический словарь, 1990, с.123).

3.Важность профессионального отбора не вызывает сомнений в силу того, что к людям, от решений которых зависит жизнь и судьба многих других людей, должны предъявляться особые требования.

4.Определение профессиональной пригодности сотрудника правоохранительной организации проводится в целом по результатам его правоохранительной деятельности и носит, как правило, комплексный характер, в основе которого лежат критерии, характеризующие эффективность и качество его труда.

5.Анализ и изучение любой профессиональной деятельности представляет собой целенаправленный и организованный процесс, результатом которого является профессиограмма – документ, в котором по определенной схеме представлено всестороннее описание различных объективных характеристик профессиональной деятельности и совокупности ее требований к профессионально важным качествам специалиста. Совокупность таких требований называется психограммой.

6.Таким образом, проведенное профессиографическое исследование, с разработанной в процессе профессиограммой, в дальнейшем реально применять при профессионально-психологическом отборе.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: