Прочитайте текст и выполните задания 21-24

Проверочные тесты по теме: «Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право»

Вариант 1

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание), цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Вставьте пропущенное слово.

                                                                                              

ГРУППЫ ПРАВ ХАРАКТЕРИСТИКА
Политические права Обеспечивают участие граждан в политической жизни страны
... права Обеспечивают само существование человека и за­щиту от государственного произвола

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Агрессия, аннексия, оккупация, бомбардировка, блокада, нападение на вооруженные силы другого государства, засылка вооруженных банд на территорию другого государства.

3.   Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «права и свободы третьего поколения».

1) право на мир 2) право на разоружение 3) право на жизнь  

4) право на здоровую окружающую среду 5) право на развитие и другие  

6) право на защиту человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности.

Найдите два термина, «выпадающих» из этого ряда и относящихся к другому понятию и запишите цифры, под которыми они указаны.

4.   Какие из перечисленных ниже прав относятся к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на частную собственность                            2) право на жизнь

3) свобода передвижения и выбора места жительства 4) право на жилище

5) право на благоприятную окружающую среду

5. Установите соответствие между правами и возрастом гражда­нина, с которого человек может воспользоваться этим правом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

  ПРАВА

А) право на участие в работе суда в каче­стве присяжного заседателя независимо от возраст

Б) право на поиск и получение необходимой информации  

В) право на презумпцию невиновности

Г) право участвовать в выборах в органы государственной власти

Д) право на владение частной собствен­ностью

  ВОЗРАСТ

1) независимо от возраста 2) только совершеннолетний

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

6.   Выберите верные суждения об избирательном праве в Россий­ской Федерации и запишите цифры, под которыми они указа­ны.

1) Избирательное право — это система законов, регулирую­щих порядок проведения выборов в органы представитель­ной власти всех уровней.

2) Активное избирательное право предполагает самостоятель­ное участие в выборах путём подачи своего голоса за того или иного кандидата или партийный список.

3) Активное избирательное право предоставляется гражданам с 21 года.

4) Уклонение от участия в выборах называется пассивным из­бирательным правом.

5) Право быть избранными в представительные органы госу­дарственной и муниципальной власти называется пассив­ным избирательным правом.

7.  Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которы­ми они указаны.

1) охранять природу и окружающую среду 2) защищать Отечество

3) владеть собственностью                         4) участвовать в выборах

5) получить высшее образование

8. Установите соответствие между примерами и элементами статуса гражданина, записанными в Конституции РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПРИМЕРЫ 

А) неприкосновенность частной жизни Б) защита отечества

В) избирать и быть избранным            Г) сохранять природу и окружающую среду

Д) платить налоги

  ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА ГРАЖДАНИНА

1) права 2) обязанности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

9.  Виктории 12 лет. Какие права отражают её правовой статус? Запишите цифры, под которыми они указаны.                                                                                                   

1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей                                                                                                                                                           

2) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими                                                                        

3) зарегистрировать на своё имя юридическое лицо                                                                                                                  

4) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами                                                                             

5) совершать мелкие бытовые сделки                                                                                                                            

6) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия ро­дителей

10. Что из перечисленного ниже характеризует закреплённую в Конституции России свободу слова и мысли? Запишите ци­фры, под которыми они указаны.

1) гарантии доступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального образования

2) запрет принудительного труда

3) запрет цензуры

4) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом

5) право на свободное использование своих способностей дли предпринимательской деятельности

11. Что из перечисленного ниже относится к личным (граждан­ским) правам гражданина Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право владения частной собственностью

2) право на физическую неприкосновенность

3) право на свободу передвижения и выбор места жительства

4) право на участие в митингах, шествиях, демонстрациях

5) право на социальное обеспечение по старости, инвалидно­сти и в случае потери кормильца

12. Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.

 

 

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.

2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.

3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.

4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.

5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.

13. Что из перечисленного ниже относится к конституционным культурным правам и свободам гражданина Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на участие в управлении делами государства

2) право на свободу творчества

3) право на защиту чести и достоинства

4) право обращаться в органы государственной власти

5) право на пользование музеями, театрами, библиотеками и другими учреждениями

14. Установите соответствие между правами человека и группами прав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПРАВА ЧЕЛОЕКА

А) на гарантию свободы массовой информации

Б) на частную собственность и её охрану

В) на гарантию свободы совести

Г) на гарантию свободы мысли и слова

Д) на запрет распространения информации о частной жизни без согласия

  ВИДЫ ПРАВ

1) права первого поколения 2) права второго поколения  

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

15. Прочитайте фрагменты статей из газет. В каких из них содер­жится информация о фактах нарушения конституционных прав граждан? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Нелегальные торговцы экзотическими животными содер­жали белых дикобразов, обезьян и миниатюрных кенгуру в ужасных условиях на территории производственно-склад­ского комплекса в подмосковном посёлке Зелёный, за что были задержаны работниками полиции».

2) «Гражданин РФ предприниматель Никифоров был вы­дворен за пределы Российской Федерации за совершение убийства своего партнёра по бизнесу».

3) «Литейный завод „Арсенал” осуществил выброс в воздух вредных веществ, выделяемых при плавке металла».

4) «Гражданка Савченко была лишена водительских прав на 4 месяца за грубое нарушение правил дорожного движе­ния».

5) «Пожарный инспектор составил предписание о при­остановлении деятельности кафе-закусочной „Колобок” до устранения нарушений, выявленных в ходе очередной проверки пожарной безопасности».

6) «Ревнивый супруг Авдотьев установил в доме видеокамеры, подслушивающие устройства и другие приборы слежения, проверяет телефон супруги, читает получаемую ею корре­спонденцию».

16. Найдите в приведённом ниже списке элементы правового статуса несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Запишите цифры, под которыми они указаны.  

1) право самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком и иными доходами

2) право самостоятельно продать доставшуюся по наследству квартиру

3) право вносить вклады в банк от своего имени

4) право быть автором литературного произведения

5) право самостоятельно заключать любые сделки

6) право с 15-летнего возраста быть членом кооператива

17. Степану 11 лет. Найдите в приведённом списке положения, отражающие его правовой статус. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на образование 

2) право быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства 

3) право совершения мелких бытовых сделок 

4) право без согласия родителей распоряжаться заработком 

5) право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов 

6) право давать согласие на усыновление или передачу в приёмную семью.

18. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПОНЯТИЯ

А) шпион Б) партизан В) комбатант Г) наемник Д) разведчик

   ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) лицо, вступающее в вооружённый конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений (и не принадлежит к так или иначе заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе) и не в соответствии с воинской обязанностью, а ради выгоды.

2) лицо, которое добывает информацию о противнике либо различными тайными способами (подсматривание, подслушивание, в том числе с использованием специальных технических средств), либо путём внедрения на стороне противника, то есть представления себя как его сторонника, либо сочетанием обоих этих путей.

3) лицо, которое является военнослужащим вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, или членом народного ополчения или участником партизанского движения и собирает информацию на территории, контролируемой противной стороной, носит соответствующую униформу или имеет иные видимые знаки отличия, в случае пленения имеет право на статус военнопленного.

4) лицо, ведущее вооружённую борьбу на территории, оккупированной противником (либо находящейся под контролем противостоящих политических сил),участника негосударственных воинских подразделений, состоящих из сторонников определённых политических (властных) кругов или общественных сил данной страны и использующих поддержку местного населения.

5) лицо, принимающее непосредственное участие в боевых действиях в составе вооружённых сил одной из сторон международного вооружённого конфликта и имеющее в этом качестве особый юридический статус

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

19. Найдите среди перечисленных ниже прав и свобод конституционные гарантии прав человека в РФ. Выберите правильные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право избирать и быть избранным в органы государственной власти

2) право не давать свидетельские показания против себя, супруги, близких родственников

3) право на образование

5) право на апелляцию и кассацию

6) право на юридическую помощь

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Международная амнистия - международная неправительственная организация, основанная в Великобритании в 1961 году, которая ставит своей целью «предпринимать исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от …………..(А) в контексте своей работы по продвижению прав человека. Организация привлекает внимание к нарушениям ………(Б) и выступает за соблюдение международных стандартов. Международная амнистия основана в июле 1961 года в Лондоне английским юристом Питером Бененсоном. 28 мая 1961 года была опубликована статья Бененсона «Забытые узники». Материал привлёк внимание читателей к положению людей, которых «заключили в тюрьму, пытали или казнили только за то, что их мнение или религиозные убеждения оказались неприемлемы для властей», иными словами к нарушению правительствами статей 18 и 19 …………(В). Инициатива, начавшаяся с краткого обращения, вскоре переросла в ……….(Г), цель которого — защищать лиц, лишённых свободы за мирное выражение их мнения. Постепенно сфера деятельности Международной амнистии расширялась, организация стала оказывать помощь родственникам заключённых, направлять наблюдателей на судебные процессы, делать представления в правительства и помогать заключённым в поисках убежища или трудоустройства за рубежом. Организация продолжала защищать ……….(Д) и одновременно расширяла сферу деятельности, в которую вошли проблемы «справедливости судебного разбирательства» и противодействия длительным срокам содержания под стражей без передачи дел в суд, особенно вопросам недопущения ………(Е) в отношении заключённых».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слов (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:   

1) Всеобщая Декларация прав человека 2) политическая партия  

3) международное движение                 4) ксенофобия  

5) Организация Объединенных наций 6) дискриминация

7) безработица   8) узники совести 9) права человека

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д Е
           

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Международный комитет Красного Креста - гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, является составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. В 1864 году состоялась первая международная Конференция Международного комитета Красного Креста.

Швейцарский бизнесмен и писатель Анри Дюнан в 1859 году стал случайным свидетелем битвы при Сольферино между объединёнными войсками Франции, Пьемонта и Сардинии с одной стороны и австрийской армии с другой. Дюнана потрясли картины кровопролития и человеческих страданий. После, в местной церкви он открывает некий госпиталь, где начинает оказывать раненым первую доврачебную помощь. Ему помогали все, кто мог помочь. Женщины, бабушки, дедушки, дети и даже раненые солдаты, которые могли принести воды или помочь оказать доврачебную помощь. После возвращения в Женеву Дюнан написал книгу «Воспоминание о битве при Сольферино» и решил сделать все возможное, чтобы в дальнейшем уменьшить страдания воинов.

Книга получила серьезные отклики, в итоге в феврале 1863 года благотворительная организация «Женевское общество благоденствия» сформировала комитет из пяти человек, перед которым была поставлена задача рассмотреть предложения Дюнана. Позднее, в том же году, в Женеве была созвана международная конференция, на которой и был основан Красный Крест. В качестве эмблемы общества был выбран швейцарский флаг, на котором цвет красного поля был изменён на белый, а цвет белого креста — на красный. Комитет пяти впоследствии получил название «Международный Комитет Красного Креста».

Международный комитет Красного Креста (МККК) видит свою задачу в том, чтобы предоставлять защиту и оказывать помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и ситуациях насилия внутри стран. Принцип, которым руководствуется МККК, заключается в том, что даже война должна вестись в определённых рамках, накладывающих ограничения на методы и средства ведения военных действий и поведение воюющих сторон. Свод основанных на этом принципе правил составляет международное гуманитарное право, в основе которого лежат Женевские конвенции. Женевские конвенции подписали все государства мира, что делает их наиболее универсальными из всех международных соглашений.

Международный комитет Красного Креста (МККК) — независимая и нейтральная организация. Согласно мандату, предоставленному Международному комитету Красного Креста мировым сообществом, и руководствуясь принципом беспристрастности, организация оказывает помощь лицам, содержащимся под стражей, больным, раненым и гражданским лицам, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов.

Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира. В ситуациях вооружённых конфликтов координирует деятельность национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и объединяющей их Международной Федерации. МККК, национальные общества и Международная Федерация составляют Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Международный комитет Красного Креста придерживается фундаментальных принципов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, основанные на стремлении людей к миру и согласию и провозглашённые в Вене на ХХ Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца в 1965 году.

 

21. Опираясь на текст, укажите, какие задачи ставит перед собой Международный комитет Красного Креста? В чем заключается принцип деятельности Международного комитета Красного Креста? Нормы какого международного права отражает этот принцип?

22. Опираясь на знания, полученные при изучении обществоведческого курса, объясните смысл понятия «конвенция». Опираясь на текст, назовите какие конвенции автор считает «наиболее универсальными из всех международных соглашений». Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите любые другие конвенции, отражающие нормы международного права, касающегося военных действий.

23. Каким категориям граждан оказывает помощь Красный Крест? Укажите с опорой на текст три категории и проиллюстрируйте их примерами.

24. Опираясь на знания, полученные при изучении обществоведческого курса, сделайте три предположения, почему Международный комитет Красного Креста- независимая и нейтральная организация.

25. Используя обществоведческие знания, 

1) раскройте смысл понятия «военное преступление»;

2) составьте два предложения:

- одно предложение, содержащее информацию о видах военных преступлений (не менее трех видов);

- одно предложение, содержащее информацию о том, кто несет ответственность за военные преступления.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Статья 21 Конституции РФ указывает: «Достоинство личности охраняется государством». Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию данного права в России.

27. «В Англии в XV- XVIвеках мальчиком для битья (a whippingboy) был ребенок, приставленный к молодому принцу. Детей назначали на эту должность судом Англии, а само это звание создали на основе так называемого права Божьего помазанника, утверждавшего, что никто кроме монарха не может наказывать королевского сына. А так как собственноручно король мог выпороть ребенка крайне редко, учителям было очень сложно преподавать хулиганистым принцам. Такие дети по большей части принадлежали семьям, занимающим высокое положение в обществе, и обучались они вместе с принцем со дня его появления на свет. Благодаря тому, что принц и мальчик для битья росли плечом к плечу, они обыкновенно испытывали сильнейшую эмоциональную привязанность друг к другу. При этом у ребенка монарха по сути не было другого друга или партнера по играм, как это бывает у обычных детей». Какое современное право ребенка нарушалось в данном средневековом обычае? В каком международном документе отражены права ребенка. Назовите любые три права ребенка, кроме права, нарушение которого отражено в вышеупомянутом тексте. В каких документах российского законодательства отражены права ребенка?

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Защита Отечества — конституционная обязанность гражданина РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах. Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

29. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов/ театральных постановок и др.;

– из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1. Правоведение.«Уровень демократии измеряется расстоянием, которое может пройти гражданин, не предъявляя удостове­рение личности». (У. Черчилль)

29.2. Правоведение. «Все естественные законы резюмируются в одном легком правиле, доступном пониманию и самого неспособного человека: не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». (Т. Гоббс).

29.3. Правоведение. «Гражданские права суть те, что принадлежат человеку как члену общества». (Т. Пейн).

Проверочные тесты по теме: «Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право» 

Часть 1.

Вариант 2

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание), цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1.   Вставьте пропущенное слово.

                                                                                              

ГРУППЫ ПРАВ ХАРАКТЕРИСТИКА
…………. права Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека
Политические права Права, тесно связанные с принадлежностью человека к гражданству данного государства.
   

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Военнослужащие, ополченцы, комбатанты, партизаны, участники национально-освободительных движений.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «международные соглашения о правах человека».

1) Habeas Corpus Act  

2) Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических правах  

3) Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

4) Венская конвенция о консульских сношениях

5) Великая хартия вольностей

6) Всеобщая декларация прав и свобод человека

Найдите два термина, «выпадающих» из этого ряда   иотносящихся к другому понятию и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Какие из перечисленных ниже положений характеризуют в Конституции Российской Федерации право на образование? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на обучение за рубежом за государственный счёт

2) право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе

3) обязательность основного общего образования

4) право получить второе высшее образование бесплатно

5) РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты

5. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ФУНКЦИЯ 

А) осуществление мер по обеспечению обороны страны

Б) утверждение военной доктрины РФ

В) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения

Г) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Д) назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ    

  СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ 

1) Государственная Дума 2) Совет Федерации 3) Правительство РФ 4) Президент РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

6. Прочитайте фрагменты статей из газет. В каких из них содержится информация о фактах нарушения конституционных прав граждан? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Нелегальные торговцы экзотическими животными содержали белых дикобразов, обезьян и миниатюрных кенгуру в ужасных условиях на территории производственно-складского комплекса в подмосковном посёлке Зелёный, за что были задержаны работниками полиции».

2) «Гражданин РФ предприниматель Никифоров был выдворен за пределы Российской Федерации за совершение убийства своего партнёра по бизнесу».

3) «Литейный завод „Арсенал“ осуществил выброс в воздух вредных веществ, выделяемых при плавке металла».

4) «Гражданка Савченко была лишена водительских прав на 4 месяца за грубое нарушение правил дорожного движения».

5) «Пожарный инспектор составил предписание о приостановлении деятельности кафе-закусочной „Колобок“ до устранения нарушений, выявленных в ходе очередной проверки пожарной безопасности».

6) «Ревнивый супруг Авдотьев установил в доме видеокамеры, подслушивающие устройства и другие приборы слежения, проверяет телефон супруги, читает получаемую ею корреспонденцию».

7. Что из перечисленного относится к экономическим правам человека в РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1) право владения частной собственностью

2) право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

3) право на свободу передвижения и выбор места жительства

4) право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности

5) право на коллективные и индивидуальные трудовые споры

8. Установите соответствие между характеристиками и видами прав человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ХАРАКТЕРИСТИКА 

А) право на жизнь              Б) право на жилище В) неприкосновенность личности

Г) право на свободу убеждений и их выражение Д) право на наследование    

  ВИД ПРАВ ЧЕЛОВЕКА:

1) личные 2) социальные 3) политические 4) экономические

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

 

9. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам и свободам человека и гражданина? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на участие в управлении делами государства

2) право на индивидуальное и коллективное обращение в государственные органы

3) право наследования 4) право на отдых 5) свобода передвижения

10. Что из перечисленного ниже относится к культурным правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие права.

1) право беспрепятственного въезда в страну 

2) право на доступ к культурным ценностям

3) право на личную тайну 

4) право определять и указывать свою национальную принадлежность

5) право на свободу творчества

11. Выберите верные суждения о нормах конституционного права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К политическим правам, закрепленным конституционно, относятся право на собрание, митинги, демонстрации, шествия, право избирать и быть избранным.          

2) Право на труд в условиях, отвечающих требованиям без­опасности и гигиены, относится к числу конституционных социальных прав.

3) Право законно находиться на территории Российской Фе­дерации, свободно передвигаться, выбирать место пребыва­ния и жительства относится к числу важнейших социально- экономических прав гражданина РФ.

4) Конституция РФ каждому несовершеннолетнему работни­ку гарантирует сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительные выходные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

5) Поправки во вторую главу Конституции РФ принимаются в виде федеральных законов.

12. В стране Z ученые опросили группу 45-летних людей. Респондентам с разным уровнем образования задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Полученные результаты (в % от числа опрощенных) представлены в виде гистограммы.

 

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Респонденты с высшим образованием в большей степени, чем респонденты со средним образованием, склонны видеть причину снижения воспитательного потенциала семьи во вмешательстве родственников в воспитание детей.

2) Меньшая доля респондентов со средним образованием, чем респондентов с высшим образованием, указывает в качестве причины снижения воспитательного потенциала семьи увеличение числа неполных семей.

3) По мнению респондентов с высшим образованием, в отличие от мнения респондентов со средним образованием, плохие отношения между родителями в первую очередь влияют на снижение воспитательного потенциала семьи.

4) Обе группы респондентов в равной мере считают, что снижение воспитательного потенциала семьи обусловлено отсутствием у родителей необходимых знаний.

5) Большая доля респондентов со средним образованием, чем респондентов с высшим образованием, указывает в качестве причины снижение воспитательного потенциала семьи плохие отношения между родителями.

13. Выберите верные суждения о международном гуманитарном праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Международное гуманитарное право ограничивает последствия вооруженных конфликтов, защищая жертв войны.

2) Согласно принципам международного гуманитарного права запрещено применять любое огнестрельное оружие.

3) В отдельных случаях военные действия могут вестись не только против военных объектов, но и против мирного населения.

4) Лицам, добровольно сдавшимся в плен, должна быть оказана необходимая медицинская помощь.

5) Под защитой международного гуманитарного права находятся только военнопленные.

14. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПОНЯТИЯ

А) меморандум                         Б) нота        В) конвенция  

Г) дипломатический протокол Д) конкордат Е) пакт

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) международный договор, имеющий обязательную силу для стран, его подписавших.

2) специфический международный договор, в котором одним из участников всегда выступает Ватикан, а другой – католическое государство и в котором оговариваются отношения этой страны с престолом Папы Римского.

3) совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении

4) дипломатический документ, обычно вручаемый лично представителю другой страны либо прилагаемый к дипломатической ноте, в котором подробно излагается фактическая сторона интересующего обе стороны вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства

5) официальное дипломатическое обращение правительства одного государства к правительству другой страны.

6) разновидность международного договора определенного типа или содержания, имеющий обязательный характер

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д Е
           

15. Найдите среди перечисленных ниже прав и свобод конституционные гарантии прав человека в РФ. Выберите правильные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на жизнь

2) обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей

3)   никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников

4) право на оплачиваемый отпуск

5) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

6) право на образование

16. Оле 7 лет. Какие права отражают её правовой статус? Запишите цифры, под которыми они указаны.   

1) право на жизнь                                                                                         

2) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей     

3) право жить и воспитываться в семье                                                                                                                                           4) самостоятельно вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

5) посещать школу                                                           

6) совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации
17. Какие категории граждан считаются нонкомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил. Запишите цифры, под которыми они указаны.   

1) военнослужащие 2) военные журналисты 3) партизаны

4) интенданты       5) военные медики      6) военные юристы

18.  Установите соответствие между группами прав и кон­кретными правами человека: к каждой позиции, данной в первом стол­бце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

А) Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной

Б) Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый отпуск

В) Каждый человек имеет право на образование 

Г) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию

Д) Каждый человек имеет право на использование своих способностей для предпринимательской деятельности

Е) Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь

  ГРУППЫ ПРАВ

1) права первого поколения 2) права второго поколения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

А Б В Г Д Е
           

 

19. Александру 17 лет. Какие права и обязанности отражают его правовой статус? Запишите цифры, под которыми они указаны.   

1) обязанность встать на воинский учет

2) обязанность нести полную административную ответственность за правонарушения

3) право вступать в молодежные общественные объединения

4) обязанность нести уголовную ответственность за любые преступления

5) право вступать в политическую партию

6) право совершать любые гражданско-правовые сделки

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

   «На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является …….(А) о правах ребёнка— это документ о правах ребёнка из 54 статей, принятый в 1989 году. Эти права распространяются на всех детей. Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Права ребёнка в России регламентированы также …………(Б). Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или ………..(В) по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, с рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и ………(Г).

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и ……..(Д).

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения.

5. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть…….(Е), по крайней мере на начальных стадиях….»

   Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

   Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

  Список терминов:

1) дискриминация 2) Гражданский кодекс 3) достоинство 4) конвенция  

5) коммерческим 6) пакт   7) бесплатное и обязательное 8) гражданство  

9) Семейный кодекс

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

А Б В Г Д Е
           

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

                             Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

 

Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной отдельно взятой стране, для её достижения необходима активная международная деятельность. Развитые страны в основном уже разрушили свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями. Крупные густонаселённые развивающиеся страны также практически полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развивающиеся страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от неё, и перехода к расширению таких территорий. Также важным элементом задачи обеспечения экологической безопасности является дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершённой системы специального экологического законодательства, укрепление нормативно-технической базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности.

   Культурными элементами инфраструктуры обеспечения экологической безопасности служат система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных проблем, система экологического воспитания, обучения и образования, научные исследования и разработки взаимодействия человека с биосферой. Объектами международного экологического права являются природные объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией или вне её (международные интернациональные природные объекты). Правовой режим первых объектов определяется внутренним правом и частично нормами международного права, т. е. здесь существует соотношение и взаимодействие внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закреплённые в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права. Правовой режим вторых объектов определяется международным правом. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание международных интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение всё меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Стали вырабатываться и постепенно внедряться в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных интернациональных природных объектов.

  Международное экологическое право пока не кодифицировано, его нормы закреплены в многочисленных международных актах, имеющих комплексный характер. Для окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Решение возникающих проблем международного экологического права и дальнейшее улучшение качества жизни человечества возможно в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции природы.  

                                                                                                                      (по В.П. Анисимову)

21. В чём, с точки зрения автора, состоит ключевой фактор обеспечения экологической безопасности? Назовите три элемента правовой составляющей инфраструктуры экологической безопасности, названные в тексте. Какой фактор окончательного формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права называет автор?

22. Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобальные проблемы». Какое условие решения возникающих проблем международного экологического права называет автор? Какие два типа объектов международного экологического права названы в тексте?

23. Автор перечисляет культурные элементы инфраструктуры обеспечения экологической безопасности. Назовите два любых из них, указанных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих проявление каждого из них в задаче решения глобальной экологической проблемы. (Сначала указывайте элементы, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Автор пишет, что нормы международного экологического права закреплены в многочисленных международных актах. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы взаимодействия, которые могут координировать совместные усилия стран и их правительств, направленные на решение глобальной экологической проблемы.

25. Используя обществоведческие знания, 

1) раскройте смысл понятия «права человека»; 

2) составьте два предложения:

- одно предложение, содержащее информацию о  том, какие документы о правах человека входят в Международный Билль о правах человека (не менее четырех документов);

- одно предложение, содержащее информацию о том, с какими событиями связано появление прав первого поколения.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите три конституционных гарантии судебной защиты прав человека в РФ и проиллюстрируйте их примерами.

27. В 1859 году Жан Анри Дюнан,   швейцарский предприниматель и общественный деятель, стал свидетелем последствий битвы при Сольферино. Девять тысяч человек больных и раненых остались умирать на поле боя. Потрясенный увиденным, Дюнан пишет книгу «Воспоминания о битве при Сольферино» и пробует создать Общество помощи раненым. Как в настоящее время называется это общество? На каких принципах строится его работа? (назовите не менее двух принципов). Как происходит финансирование этой организации?

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Защита прав ребенка». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

29. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов/ театральных постановок и др.;

– из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1. Правоведение. «Без многого может человек обойтись, только не без человека». (Л. Берне)

29.2. Правоведение. «Безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии». (Р. Даль)

29.3. Правоведение. «В основе демократии прежде всего не свобода (как многие думают), а уважение. Уважение к человеку, к народу, к его пониманию жизни, к его прошлому, к обычаям, системе мышления». (Б. Окуджава)

29.4. Правоведение. «В пользу свободы вопиет всякое право; но всему есть мера». (Латинское изречение)

 

Проверочные тесты по теме: «Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право».

Вариант 3

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание), цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Вставьте пропущенное слово

 

 

Билль о правах человека

Всеобщая декларация прав и свобод человека Международный пакт о …… ……… правах Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических правах Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

2.   Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Право посещать школу и учиться, право на равенство, право на имя и гражданство, права ребенка, право на защиту от насилия и жестокого обращения, право на отдых и досуг.

3.   Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «лица, имеющие право на статус военнопленного».

1) личный состав регулярных вооружённых 2) партизаны 3) наемники 4) шпионы

5) личный состав ополчений и добровольческих отрядов

6) вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4.   Что из перечисленного ниже относится к личным правам человека в РФ?З апишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на неприкосновенность жилища 2) право избирать и быть избранным

3) право на жилище 4) право на достоинство 5) право на социальное обеспечение

5. Установите соответствие между примерами и видами прав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПРИМЕР

А) право на охрану здоровья 

Б) право на семейную тайну

В)  право изобретателя на вознаграждение

Г) право на свободу творческой деятельности

Д) право на наследование собственности родителей

ВИД ПРАВА

1) имущественное 2) неимущественное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г Д
         

6.  Что из перечисленного относится к правам и свободам граждани­на РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)охранять природу и заботиться об экологическом благополучии

2) самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность

3) обеспечить получение детьми основного общего образования

4) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

5) свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества

7. Что из перечисленного ниже относится к культурным правам и свободам гражданина Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право наследования частной собственности

2) право на охрану интеллектуальной собственности

3) право на занятие предпринимательской деятельностью

4) право на мирное, безоружное участие в митингах, шестви­ях, демонстрациях

5) право на доступ к культурным ценностям, на участие в куль­турной жизни и пользование учреждениями культуры

8. Установите соответствие между полномочиями и правоохранительными органами в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПОЛНОМОЧИЕ

А) надзор за исполнением законов 

Б) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера

В) опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда

Г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Д) консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам

  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

1) Прокуратура РФ 2) Адвокатура

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

А Б В Г Д
         

9.   Найдите среди перечисленных ниже категорий населения те, которые не относятся к комбатантам (сражающимся) и не пользуются правами, определёнными международными договорами. Выберите правильные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) шпионы   2) военные журналисты 3) наемники  4) личный состав ополчения

5) разведчики 6) участники партизанских отрядов

10. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие конституционные обязанности.

1) защита Отечества                          2) соблюдение законов РФ

3) использование своих способностей и имущества для предприни­мательской деятельности

4) участие в отправлении правосудия 5) получение высшего образования

11. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие социально-экономические права.

1) право участвовать в референдуме2) право на неприкосновенность частной жизни

3) право на частную собственность4) свобода экономической деятельности

5) право на труд                                  6) право на оплачиваемый отпуск

12. В ходе социологического опроса жителям стран Z и Y старше 30 лет задавали вопрос: «Как избежать межнациональных конфликтов»?» Полученные результаты (в % от числа опрощенных) представлены в виде таблицы.

 

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В обеих странах меньше всего респондентов считают, что ключом к решению проблемы может быть уважение прав и свобод граждан всех национальностей

2) Каждый третий опрошенный в стране Z и в стране Y считают отказ от насилия необходим для решения такой проблемы как межнациональные конфликты

3) Доля тех, кто считает, что избежать конфликта можно, если отказаться от насилия, равна в обеих странах

4) В стране Y доля тех, кто является сторонником взаимопонимания как формы отказа от межнациональных конфликтов выше, чем доля считающих так же в стране Z

5) Тех, кто не задумывается над этим вопросом в стране Z меньше, чем в стране Y.

13. Какие обязанности установлены для граждан Конституцией Российской Федерации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) платить законно установленные налоги и сборы2) трудиться на благо общества

3) получать среднее общее образование4) сохранять природу и окружающую среду

5) защищать Отечество                           6) заботиться о нетрудоспособных родителях

14.   Установите соответствие между разновидностями прав и кон­кретными правами человека: к каждой позиции, данной в первом стол­бце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

А) Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной

Б) Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый отпуск

В) Каждый человек имеет право на образование 

Г) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию

Д) Каждый человек имеет право на использование своих способностей для предпринимательской деятельности

Е) Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь

ГРУППЫ ПРАВ

1) Гражданские права  2) Социальные права 3) Политические права  

4) Экономические права 5) Культурные права      

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

А Б В Г Д Е
           

15. Что из перечисленного ниже относится к конституционным правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) распоряжение своими способностями к труду 2) социальное обеспечение по возрасту

3) забота трудоспособных совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях

4) уплата установленных налогов и сборов       5) защита Отечества

16. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям граждани­наРФ?<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: