ОГЛАВЛЕНИЕ
МОДУЛЬ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………………………… | 7 |
1. Физическая культура. Формы, функции и виды физической культуры | 7 |
2-3. Характеристика основных понятий ТФК........................ | 10 |
4. Система физического воспитания в России. Характеристика основ и звеньев системы физического воспитания в России. Цель и задачи физического воспитания в стране.................................. | 14 |
5. Характеристика общих принципов системы физического воспитания в России........................................................ | 17 |
6. Общая характеристика средств физического воспитания............ | 19 |
7. Физическое упражнение – основное специфическое средство физического воспитания, их классификация, форма и содержание...... | 19 |
8. Техника физических упражнений (понятие техники), спортивная техника, основа и основное звено, детали техники.................... | 22 |
9.Краткая характеристика методов физического воспитания.......... | 22 |
10.Характеристика методов организации занимающихся в процессе физического воспитания......................................... | 23 |
11. Характеристика методов обучения двигательному действию........ | 24 |
12. Характеристика методов развития физических качеств............. | 25 |
13. Особенности использования игрового и соревновательного методов при обучении двигательному действию и развитии физических качеств. | 28 |
14. Особенности использования кругового метода тренировки в группе методов организации учебной деятельности на уроке................. | 29 |
15. Использование методов воспитания морально-волевых и нравственных качеств в процессе физического воспитания............ | 30 |
16.Методы научных исследований, применяемые в ТФК.. | 30 |
17. Дидактические принципы системы физического воспитания и их реализация..................................................... | 31 |
18. Понятия: знания, двигательные умения, двигательные навыки, их характеристики, взаимодействие навыков. Положительный и отрицательный перенос навыков.................................. | 34 |
19. Закономерности формирования двигательного навыка............. | 35 |
20. Обучение двигательному действию, готовность к обучению. Задачи, средства и методы первого этапа обучения. Контроль на этапе......... | 36 |
21. Обучение двигательному действию. Задачи, средства и методы второго этапа обучения, контроль на этапе.......................... | 38 |
22. Обучение двигательному действию. Задачи, средства и методы третьего этапа обучения, контроль на этапе......................... | 39 |
23. Формы организации занятий в физическом воспитании. Общая характеристика урока как формы занятий (основные признаки и черты урочной формы).......................................... | 41 |
24. Характеристика неурочных форм физического воспитания......... | 43 |
25. Осуществление комплексного воспитания школьников в процессе физического воспитания......................................... | 44 |
МОДУЛЬ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физическая культура. Формы, функции и виды
Физической культуры
Современное понятие «культура» – исторически определенный уровень развития общества и способностей человека, выраженный в формах организации жизни людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Наиболее полное определение физической культуры дано в работах Л.П. Матвеева (1983, 1984).
Физическая культура – органическая часть (отрасль) культуры общества и самого человека; основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития. К ней относятся: целесообразно выработанные формы такого рода деятельности, ее результаты, имеющие культурную ценность, а в широком смысле и вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. В условиях подлинно гуманного общества физическая культура является одним из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования.
Понятие «физическая культура» специалисты рассматривают в трех аспектах:
Деятельностный аспект:
· деятельность людей для обеспечения трудовой и других сфер деятельности;
· деятельность людей в сфере собственной физической культуры (научная, педагогическая, организаторская);
· деятельность на преобразование самого себя (личная физическая культура);
Ценностный аспект:
· материальные ценности физической культуры (стадионы, спорткомплексы, бассейны, спортинвентарь и т.д.);
· духовные ценности ФК (научно-методические исследования, различные произведения искусства);
· физическая ценность (здоровье людей, нации);
· психическая ценность (удовлетворенность от занятий физической культурой и спортом, формирование волевых качеств);
· интеллектуальная ценность (формирование эстетических вкусов, нравственных качеств);
Результативный аспект:
· физическая подготовленность различного контингента населения;
· степень сформированности у людей жизненно необходимых и важных двигательных умений и навыков.
Основными показателями, характеризующими уровень развитияфизической культуры являются:
· массовость;
· уровень мастерства занимающихся физической культурой и спортом;
· уровень здоровья населения;
· наличие и уровень квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта;
· уровень развития рекламы физической культуры и здорового образа жизни;
· материальное и техническое обеспечение физической культуры.
Виды физической культуры:
· адаптивная физическая культура – различные формы физической
культуры, адаптированные к функциональному состоянию органов, систем и опорно-двигательного аппарата инвалидов, используемые с целью повышения дееспособности, подготовки к труду, и со спортивной направленностью;
· базовая физическая культура – фундаментальная часть физической
культуры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности. Основная форма базовой физической культуры – школьная физическая культура;
· гигиеническая физическая культура – различные формы физической
культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками);
· лечебно-реабилитационная физическая культура – использование
физических упражнений в качестве средств лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин;
· профессионально – прикладнаяфизическая культура –
направленное использование физической культуры с целью формирования знаний, двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии и развитию профессионально важных способностей (в т.ч. для военной службы); включает также производственную физическую культуру;
· рекреативная физическая культура – отдых, восстановление сил с
помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, развлечения).