Задание 1. Как вы понимаете следующие выражения

              Польза от философии сомнительна, а вред весьма очевиден.          

                                                             П.А. Ширинский - Шихматов

            Общество, в котором правят тираны, не допускающие социальных  

             и культурных изменений, в философах больше не нуждается.

                                                      Р. Рорти. Философия и будущее

            Наука – это то, что мы знаем, а философия – то, чего мы еще не

            знаем.

                                                                 Бертран Рассел

            Решать стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит

           ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное –

           имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или

           двенадцатью категориями – второстепенно.

                                                                Альбер Камю

             Философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, 

             искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству 

             бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе.

             Изучая философию, мы постигаем это особое и, возможно, самое

             важное искусство.

            Философствование – общие, умозрительные, бесцельные,

            беспочвенные и бесплодные рассуждения и размышления,     

             уводящие от дела и реального решения конкретных жизненных

             проблем.

Задание 2. Какие из перечисленных ниже смыслов связываются со словами «философия», «философ», «философский», «философствование» в обыденном словоупотреблении? Заполните таблицу.

 

СЛОВО СМЫСЛЫ
Философия  
Философ  
Философский  
Философствование  

 

Мировоззрение, отношение к жизни, миру, к самому себе; заумный; мудрец; беспредметное рассуждение; человек «не от мира сего»; трудный для понимания или неразрешимый; праздное словопрение; всезнайка, эрудит; общий подход к делу, занятию; имеющий отношение к философии; теоретик; жизнеобъясняющие концепции; мыслитель; мораль, правила жизни; балабол; жизненное кредо; наука; ученый; искусство; теория чего – либо; отвлеченное размышление; беспристрастный, смотрящий на вещи «с точки зрения вечности»; мудрость; мудрствование; наукообразный; глубокий, достигающий сути предмета; некто рассудительный; пустой, не имеющий отношение к делу; краснобайство; занимающийся философией; «пофигист», пространная, многословная речь.

Задание 3.

1) Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии (как решается проблема о соотношении материи и сознания?):

а) Существовать — значит быть воспринимаемым. б) Бог не существует.

в) Я мыслю,— значит, существую. г) Сознание — это свойство материи.

д) Мир существует вне сознания людей. е) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

ж) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

з) Основа мира — это число и гармония.

и) Выдающиеся личности творят историю, навязывая свою волю массам.

2) Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения второй стороны основного вопроса философии (как решается проблема способности человека к познанию мира?):

а) Мир познаваем, что наше сознание способно правильно отражать объективную реальность, возможности познания неограниченны, но мир не может быть познанным до конца.

б) Человеческий разум обладает большими возможностями, но они имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей челове-ческого разума, существуют загадки (противоречия), которые не никогда будут разгаданы, например, Бог существует – Бог не существует.

в) В основе познания могут лежать лишь опыт и чувственное ощущение.

г) Знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Кроме того, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы), которые не нуждаются ни в каком доказательстве: например, «Бог существует».

д) Мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом. В основе знания лежит интуиция, внезапное озарение, творчество.

Задание 4. Запишите понятие мировоззрения. Перечислите категории мировоззрения. Какие из них, по вашему мнению, наиболее характерны для разных типов мировоззрения?

Назовите основные характерные черты и функции типов мировоззрения. Определите различия исторических типов мировоззрения.

Заполните таблицу.

Тип мировоззрения Основные черты Основные функции
     
     
     

 

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических работ.

                                        Основные источники:

1 Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2014.

 2 Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФРА –М, 2011.

3 Канке В.А. Основы философии: учебное пособие –М.: Университетская книга; Логос.2011

Интернет – ресурсы

www/ alleg/ ru / equ / philosl/ htm

ru/ wikipedia/ org/ wiki/ Философия

 

Практическая работа №2

Тема:  Философия Древнего мира и средневековая философия

Название практической работы: Философия Древнего Китая, Древней Индии,: сравнительный аспект.

Учебная цель: познакомить с трудами философов Древнего Китая и Древней Индии, Древней Греции, формировать умения проводить сравнительный анализ

Учебные задачи:

1. познакомиться с основными идеями и характерными чертами философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции.

2. Научиться обосновывать свою точку зрения аргументами и фактами, проводить сравнительный анализ.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- анализировать, сравнивать, отстаивать свое мнение.

  знать:

- философию Древнего Китая и Древней Индии;

- - причины появления древнегреческой философии и ее основные понятия;

- основные философские школы Древней Греции.

 Задачи практической работы:

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме.
  4. Выполнить задания.

Обеспеченность занятия:

1.Методические указания по выполнению практических занятий.

2. Рабочая тетрадь.

3. Ручка.

Правила безопасности: правила поведения в кабинете во время выполнения практического занятия

Норма времени: 2 часа

Вопросы для закрепления теоретического материала к практической работе:

  1. Назовите причины появления древнегреческой философии и ее основные понятия.
  2. Назовите основные школы Древней Греции. Какая из них представляется наиболее предпочтительной? Почему?
  3. Перечислите основные идеи философии Сократа.
  4. Назовите ключевые идеи Платона.
  5. Назовите основные идеи Кун Фу – цзы. Выделите наиболее важные.
  6. Каковы основные положения даосизма. Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ваше мнение.
  7. Перечислите основные философские школы Древней Индии. Дайте краткую характеристику каждой из них.
  8. Укажите основные положения философии буддизма.
  9. Дайте характеристику четырем основаниям вещей в метафизике Аристотеля

             Задания для практического занятия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: