Комплект компетентностно-ориентированных заданий
Кейс-задачи
Задания для решения кейс-задач:
Заполните таблицу "Эволюция брака и семьи в истории человеческих обществ"
Воспитательные традиции и семейный уклад народов | Функции семьи | Культурно-этнические аспекты семейных отношений |
Заполните таблицу "Этапы и циклы жизнедеятельности семьи"
Периодизация семейной жизни (этапы) | Содержание этапа |
1. Формирование супружеской пары. Психология предбрачного общения 2.......... | 1.......... 2. |
Заполните таблицу "Основные компоненты психологической готовности к браку"
Основные компоненты психологической готовности к браку | Содержание компонента |
1. Способность любить, ответственность друг за друга и за будущую семью, высокая коммуникативная культура, знание специфики семейной жизни и готовность к самоограничению 2.......... | 1.......... 2. |
Заполните таблицу "Теории выбора брачного партнера"
Теории выбора | Содержание теории |
1. Теории "фильтров" 2. Теории "максимальной выгоды" 3. Теории "дополняющих потребностей". | 1.......... 2.......... 3........... |
|
|
Заполните таблицу "Мотивы вступления в брак".
Мотивы вступления в брак | Содержание мотива |
1. Мотив №1 2. Мотив №2 3. Мотив №3 | 1.......... 2.......... 3........... |
Заполните таблицу "Семейные кризисы и их влияние на функционирование семьи и характер семейных отношений"
Семейные кризисы | Содержание кризисного периода |
1. Кризис №1 2. Кризис №2 3. Кризис №3 | 1.......... 2.......... 3........... |
Ответы:
1. Характеристика первого кризисного периода (адаптация молодоженов к условиям совместной жизни),
2. Второй кризисный период (рождение первого ребенка),
3. Третий кризисный период (ситуация ухода из родительской семьи последнего ребенка).
Заполните таблицу " Психологические проблемы первых лет супружества. Типы проблем. Конструктивные способы разрешения конфликтов".
Семейные кризисы | Содержание кризисного периода |
1. Ценностные ориентации. 2. Распределение хозяйственных ролей. 3. Варианты распределения ролей. | 1.......... 2.......... 3........... |
Заполните таблицу "Конфликты в семье: причины и последствия"
Конфликты в семье | Содержание конфликта в семье |
1. Принцип "каузальной причинности" в семейных отношениях. 2. Распределение хозяйственных ролей. 3. "Семейный миф", "презумпция виновности партнера" и другие психологические защиты. | 1.......... 2.......... 3........... |
Заполните таблицу " Конфликты в семье: разрешение и профилактика"
|
|
Условия деконфликтации супружеских отношений | Содержание конфликта в семье |
1. Отказ от эгоцентрической позиции, "презумпции виновности" партнера и идеализации своего "я"; готовность идти на компромисс. 2. Конструктивность (адекватность отражения, открытость и эффективность коммуникации, взаимное доверие и сотрудничество, определение существа конфликта). 3. Необходимость владения психотехникой общения. | 1.......... 2.......... 3........... |
Заполните таблицу " Юридическое и психологическое понятие развода".
Юридическое и психологическое понятие развода | Содержание конфликта в семье |
1. Факторы риска, вызывающие развод. 2. Социальные последствия разводов. 3. Юридические последствия разводов. 4. Психологические последствия разводов. 5. Повторные браки. | 1.......... 2.......... 3........... |
Кейс-задача
Составить классификацию методов воспитания. Показать особенности использования методов в работе с младшими школьниками.
Кейс-задача
Изучить опыт В.А. Сухомлинского: прочитать книги «Сердце отдаю детям», «Мудрая власть коллектива». Составить аннотацию на них.
Кейс-задача
Изучить опыт Ш.А. Амонашвили. Прочитать книги «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели». Подготовить сообщение «Гуманно-личностная педагогика Ш. Амонашвили».
Кейс-задача
Один раз в месяц готовить обзоры по педагогическим журналам «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Классный руководитель» и др. по проблемам воспитания.
Кейс-задача
Составить аннотированный список журнальных статей (не менее 20) по проблемам воспитания.
Кейс-задача
Перечислить основные требования к коллективу. Назвать особенности путей формирования коллектива в начальной школе. Изучить работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского по проблемам коллектива. Составить аннотацию на одну из книг.
Кейс-задача
Выявить специфику применения методов воспитания в работе с младшими школьниками. Составить таблицу: «Методы воспитания в начальной школе». Продумать и разработать формы внеклассной воспитательной работы по: а) эстетическому; б) нравственному; в) физическому; г) половому воспитанию.
Сделать методическую разработку: а) КТД; б) родительского собрания; в) классного часа.
Кейс-задача
Прочитать работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского по проблемам семейного воспитания «Книга для родителей», «Родительская педагогика». Составить аннотации.
Кейс-задача
Составить тематику родительских собраний с 1 по 4 класс.
Кейс-задача
Изучить диагностики воспитательной деятельности в начальной школе. Выбрать любую диагностику и провести ее на одном классе. Обработать и проанализировать результаты.
Кейс-задача
Опишите стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка.
Кейс-задача
Как родители могут преодолеть конфликтное поведение подростков?
Кейс-задача
Раскройте условия формирования молодой семьи и охарактеризуйте качества, необходимые для создания гармоничной семьи.
Кейс-задача
Выберите методы для диагностики особенностей детско-родительских отношений
Кейс задача: выбрать одно из направлений №1-№5 (свойства супругов, когнитивная сфера супругов, психофиологические свойства супругов и др.) и провести диагностику одного из направлений
Направления и предмет диагностики семьи в целом и её членов:
1. Психофизиологические свойства супругов.
2. Характерологические свойства супругов
3. Особенности ценностно-мотивационной сферы.
4. Характеристики когнитивной сферы.
5. Характеристики межличностных отношений, эмоциональных и рефлексивно-оценочных.
|
|
6. Особенности внутрисемейного общения и взаимодействия.
7. Типы применяемых стандартных методик: аппаратурные, игровые, тест-опросники, техники шкалирования.
Кейс задача: выбрать одно из направлений детско-родительских отношений и провести его диагностику
1. Методики, выявляющие личностные особенности ребенка.
2. Психодиагностика познавательных процессов ребенка. Психодиагностика когнитивной сфера ребенка.
3. Психодиагностика эмоциональной сферы ребенка. Выявление задатков и способностей. Диагностика тревожности и агрессивности. Тесты мотивации.
4. Характеристика общей схемы семейной психодиагностики, сфокусированной на ребенке. Детерминанты необоснованных и обоснованных жалоб родителей.
5. Первичная диагностика. Диагностика родительского отношения и общения детей в семье.
6. Диагностика аномалий психического развития ребенка.
7. Диагностика психологических нарушений у детей без аномалий психического развития.
8. Стандартизированные методики семейной психодиагностики.
Критерии оценки (соответственно показателям оценивания результатов обучения (по уровням) (таблица) и критериям и показателям оценки сформированности планируемых результатов обучения в рамках формируемых компетенций:
1. Когнитивный (знать):
- научность информации (глубина, полнота и системность знаний)
- психолого-педагогическая грамотность (глубина, полнота и системность знаний)
- глубина и системность содержания (глубина, полнота и системность знаний)
2. Деятельностный (уметь):
- логичность изложения (умение соблюдать логические последовательности)
- ясность и точность выводов (умение формулировать выводы)
- практико-ориентированность (умение использовать научную информацию в прикладных целях)
3. Поведенческий (владеть):
- самостоятельность суждений (владение приемами продуктивной самостоятельной мыследеятельности)