double arrow

Метод экспертных оценок

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ.

ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НЕФОРМАЛИЗУЕМЫХ ПРОБЛЕМ

Экспертные методы представляют собой один из подходов к изучению сложных процессов и явлений, окончательное решение в сфере которых принимается субъективно.

Эти методы применяют когда:

1. невозможно предсказать и измерить последствия решений

2. доминируют качественные характеристики процесса

3. есть факторы, не поддающиеся контролю лицам, принимаемым решение

4. нужно принять решение в условиях неполноты исходной информации

5. отсутствуют надежные модели и невозможно формализовать изучаемый процесс

6. невозможно экспериментально проверить ход результатов прогнозирования

Экспертные методы применяют для:

1. выбора цели развития

2. прогнозирования

3. планирования

4. оценки качества продукции

5. классификации объектов

6. выбора вариантов решения

7. построения математических моделей

Методы: индивидуальные, групповые, коллективные

Способы получения информации от экспертов на основе:

§ дискуссии

§ анкетирования

§ интервьюирования

§ мозгового штурма

§ совещания

§ деловой игры

§ смешанного подхода.

Экспертные оценки часто возникают на практике, например, при дегустации продуктов питания. Вообще они типичны для социологических опросов, например, менеджер по контролю качества проводит опрос покупателей в супермаркете. При использовании экспертного метода для оценки качества часто используется шкала порядка. Решается вопрос сравнения по принципу "лучше хуже", "больше меньше". Более подробная информация о том, во сколько раз лучше или хуже часто не требуется.

Количественные оценки: ранги, баллы, в долях

Ряд объектов, упорядоченных в соответствии со степенью проявления некоторого свойства, называютранжированным; каждому числу такого ряда присваиваетсяранг.Будем обозначать ранги порядковыми числительными 1, 2, ..., n, где n-количество объектов. Таким образом, если какой-либо объект после ранжирования занимает третье место в ряду, ему присваивается ранг 3.

В условиях индивидуального эксперта ранг – основа принятия решения.

В условиях групповой экспертной оценки (маркетинговые исследования) требуется проведение элементарных процедур обработки информации, полученной от экспертов. Вся информация, полученная от экспертов с целью принятия решений, независимо от вида в котором они представлены, подвергаются обработке.

Если 5£ эксперты £ 20, то 3£ объекты £ 7

Согласованность мнения экспертов можно оценивать по величине коэффициента конкордации (от лат. concordare - привести в соответствие, упорядочить) Кендалла:

где S - сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения;

n - число экспертов;

m - число объектов экспертизы.

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0<W<1, причем 0 - полная несогласованность, 0,5- мнения экспертов в большей степени согласованы,1 - полное единодушие. Приемлемо, если ³ 0,33


Сейчас читают про: