ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ.
ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НЕФОРМАЛИЗУЕМЫХ ПРОБЛЕМ
Экспертные методы представляют собой один из подходов к изучению сложных процессов и явлений, окончательное решение в сфере которых принимается субъективно.
Эти методы применяют когда:
1. невозможно предсказать и измерить последствия решений
2. доминируют качественные характеристики процесса
3. есть факторы, не поддающиеся контролю лицам, принимаемым решение
4. нужно принять решение в условиях неполноты исходной информации
5. отсутствуют надежные модели и невозможно формализовать изучаемый процесс
6. невозможно экспериментально проверить ход результатов прогнозирования
Экспертные методы применяют для:
1. выбора цели развития
2. прогнозирования
3. планирования
4. оценки качества продукции
5. классификации объектов
6. выбора вариантов решения
7. построения математических моделей
Методы: индивидуальные, групповые, коллективные
Способы получения информации от экспертов на основе:
|
|
§ дискуссии
§ анкетирования
§ интервьюирования
§ мозгового штурма
§ совещания
§ деловой игры
§ смешанного подхода.
Экспертные оценки часто возникают на практике, например, при дегустации продуктов питания. Вообще они типичны для социологических опросов, например, менеджер по контролю качества проводит опрос покупателей в супермаркете. При использовании экспертного метода для оценки качества часто используется шкала порядка. Решается вопрос сравнения по принципу "лучше хуже", "больше меньше". Более подробная информация о том, во сколько раз лучше или хуже часто не требуется.
Количественные оценки: ранги, баллы, в долях
Ряд объектов, упорядоченных в соответствии со степенью проявления некоторого свойства, называют ранжированным; каждому числу такого ряда присваивается ранг. Будем обозначать ранги порядковыми числительными 1, 2,..., n, где n-количество объектов. Таким образом, если какой-либо объект после ранжирования занимает третье место в ряду, ему присваивается ранг 3.
В условиях индивидуального эксперта ранг – основа принятия решения.
В условиях групповой экспертной оценки (маркетинговые исследования) требуется проведение элементарных процедур обработки информации, полученной от экспертов. Вся информация, полученная от экспертов с целью принятия решений, независимо от вида в котором они представлены, подвергаются обработке.
Если 5£ эксперты £ 20, то 3£ объекты £ 7
Согласованность мнения экспертов можно оценивать по величине коэффициента конкордации (от лат. concordare - привести в соответствие, упорядочить) Кендалла:
|
|
где S - сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения;
n - число экспертов;
m - число объектов экспертизы.
Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0< W <1, причем 0 - полная несогласованность, 0,5- мнения экспертов в большей степени согласованы,1 - полное единодушие. Приемлемо, если ³ 0,33