double arrow

Окраска вагонов в электрическом поле

Для окраски вагонов в электрическом поле применяют стационарные камеры, передвижные крупногабаритные самоходные и ручные окрасочные установки. Все они действуют по одному принципу и оснащены аналогичным электрическим оборудованием.

Метод окраски вагонов в электрическом поле основан на создании электростатического поля между кузовом вагона и краскораспылителями. Капли краски, вылетающие из распылителя, приобретают отрицательный заряд и притягиваются к положительно заряженной поверхности кузова. Этот способ экономичен и высокопроизводителен, позволяет получить покрытие любой толщины. Недостатком метода является высокая стоимость и сложность оборудования, не полное прокрашивание вагонов сложной конфигурации.

Ручная электроокрасочная установка типа УЭРЦ-1 (рисунок 8.13) состоит из высоковольтного каскадного генератора 2, цилиндрического бачка 4 для краски, дозатора 5, смонтированных на передвижной тележке 3, и электростатического распылителя 1 с кабелем высокого напряжения 7 и краскоподающим шлангом 6.

Генератор состоит из высоковольтного повышающего трансформатора и блока умножения, обеспечивающего дальнейшее увеличение напряжения и выпрямление тока. Рабочее напряжение до 80 в рабочий ток 150 млА.

1 – электростатический распылитель; 2 – высоковольтный каскадный генератор; 3 – ередвижная тележка; 4 – бачок; 5 – дозатор; 6 – краскоподающий шланг; 7 – кабель высокого напряжения

Рисунок 8.13 – Схема ручной электроокрасочной установки типа УЭРЦ-1

Распылитель выполнен в виде эпоксидного корпуса 4 (рисунок 8.14) с алюминиевой ручкой 13. Алюминиевая распылительная чаша 6 вращается электродвигателем 1, который закрыт кожухом 2. Высокое напряжение подается по кабелю 9 к распылительной чаше через резистор 7 и бронзовую втулку 5. Вал электродвигателя электрически изолирован валиком 3 от чаши, находящейся под высоким напряжением.

1 – электродвигатель, 2 – кожух, 3 – валик, 4 – эпоксидный корпус,
5 – бронзовая втулка, 6 – алюминиевая распылительная чаша, 7 – резистор,
8 – трубка, 9 – кабель, 10 – гайка, 11 – клеммы, 12 – включатель, 13 – алюминиевая ручка, 14 – игла клапана, 15 – клапан,

Рисунок 8.14 – Схема распылителя окрасочной установки УЭРЦ-11

Краска из дозатора подается к корпусу клапана 15, откуда по трубке 8 поступает в алюминиевую распылительную чашу. Расход краски регулируют перемещением иглы 14 клапана с помощью гайки 10.

Производительность установки по окрашиванию вагонов – 150 м2/ч. При наружном окрашивании вагонов установку рационально использовать с применением механизированной велосипедной тележки.

Крупногабаритная передвижная электроокрасочная установка для окрашивания пассажирских вагонов в электрическом поле смонтирована на каркасе П-образной формы (портале), сваренном из профилей стального проката. Установка снабжена механизмом передвижения, оснащена высоковольтным оборудованием для создания электрического поля в зоне действия электростатических распылителей и насосным оборудованием для подачи и дозирования краски. Поверхности вагона, не попадающие под действие электростатических распылителей, окрашивают с помощью воздушных или безвоздушных распылителей или кистью.

Для очистки воздуха от токсичных паров растворителей и тумана краски установка оборудована мощной системой вентиляции с гидрофильтрами. Загазованный воздух выбрасывается в вентиляционный короб, размещенный под перекрытием цеха.

При включении установки башмаки токоприемника 14 (рисунок 8.15) подают трехфазный ток напряжением 380 В от троллейных проводов 15 по кабелям 13 в понижающий трансформатор 16. На выводе этого трансформатора образуется однофазный переменный ток напряжением 220 В, который подводится к трансформатору 12 высоковольтного выпрямляющего устройства. Этот трансформатор повышает напряжение до 140 кВ. Накал лампы обеспечивается через специальный трансформатор 10.

Из выпрямительного устройства ток высокого напряжения проходит через ограничительные резисторы 8, изоляторы 6 и 7, поступает к распылителям 4, создавая между чашей распылителя и стеной вагона электрическое поле. Расстояние между кромкой распылителя и стеной вагона 250 – 300 мм.

С каждой стороны портала установки смонтированы три распылителя.

Приводной механизм 5 обеспечивает возвратно-поступательное движение распылителей в вертикальном направлении, что при перемещении портала вдоль вагона обеспечивает их «растушевывающее» действие.

Краска к распылителям подается из бака 3 дозирующими устройствами 1 по трубкам 2. Оптимальная подача краски – 90-105 г/мин.

1 – дозирующие устройства, 2 – трубки, 3 – бак, 4 – распылители (по 3 шт. с каждой стороны портала), 5 – приводной механизм, 6 – изолятор, 7 – изолятор, 8 – ограничительные резисторы, 9 – автоматический разрядник,
10 – специальный трансформатор, 11 – клеммы , 12 – трансформатор высоковольтного выпрямляющего устройства, 13 - кабели 14 – башмаки токоприемника, 15 – троллейные провода, 16 - понижающий трансформатор, 17 – механизмперемещения установки вдоль вагона

Рисунок 8.15 – Схема крупногабаритной передвижной установки для окрашивания пассажирских вагонов в электрическом поле

Автоматический разрядник 9 предназначен для снятия остаточно заряда с высоковольтного оборудования и электрических распылителей после отключения от источника питания.

Механизм 17 обеспечивает перемещение установки вдоль вагона. Управление установкой и системой вентиляции осуществляется с пульта, расположенного на портале. Габариты установки: длина 8000 мм, ширина 5600 мм, высота 8600 мм (со стойкой токоприемника), установленная мощность 50 кВт. Скорость рабочего перемещения портала 2,5 м/мин, холостого - 5 м/мин, рабочее напряжение 100-105 кВ, ток 5-8 мА.

Существуют передвижные окрасочные установки, которые окрашивают и крышу вагона. Для этого на них предусмотрены дополнительные распылители, смонтированные под потолком портала поперек вагона и направленные вниз к крыше. Передвижная установка может обслуживать несколько параллельно расположенных путей, если пробить в цехе поперечные подпортальные пути, а портал оборудовать оборотными ходовыми колесами.

Стационарные окрасочные камеры устроены и действуют по такому же принципу.


Сейчас читают про: