Методы оценки уровня качества продукции. Содержание оценки уровня качества продукции

Таблица 1.2

Содержание оценки уровня качества продукции

Оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Содержание операций оценки уровня качества на различных стадиях жизненного цикла продукции и последовательность их проведения:

Стадия разработки продукции включает следующие этапы оценки проектного качества продукции:

1. Установление класса и группы продукции.

2. Выбор и обоснование номенклатуры показателей качества.

3. Выбор базового образца.

4. Выбор метода определения значения показателя качества.

5. Определение численных значений показателей.

Стадия производства продукции включает этапы оценки качества изготовления продукции:

1. Установка методов и средств контроля качества.

2. Выбор метода определения значения показателя качества.

3. Определение фактических значений показателей качества.

4. Оценку уровня качества изготовления по показателям дефектности.

Стадия эксплуатации или потребления продукции включает этапы оценки качества продукциив эксплуатации или потреблении:

1. Установление способа сбора и получения информации о качестве.

2. Определение фактических показателей качества.

3. Определение полезного эффекта и суммарных затрат.

4. Оценка рекламаций.

5. Получение результатов оценки и принятия решений.

Для целей оценки уровня качества вся промышленная продукция разделена на два класса.

Первый класс (продукция, расходуемая при использовании) подразделяется на три группы:

· 1-я - сырье и топливно-природные ископаемые, прошедшие стадию добычи, жидкое, твердое и газообразное топливо и др.;

· 2-я - материалы и продукты (лесоматериалы, искусственное топливо, масла и смазки, химические продукты и др.);

· 3-я - расходные изделия (жидкое топливо в бочках, баллоны с газами, кабели в катушках и т.п.).

Второй класс (продукция, расходующая свой ресурс) составляют две группы:

· 1-я - неремонтируемые изделия (электровакуумные и полупроводниковые приборы, резисторы, конденсаторы, подшипники, шестерни и т.п.);

· 2-я - ремонтируемые изделия (технологическое оборудование, автоматические линии, измерительные приборы, транспортные средства и т.п.).

Указанная классификация применяется для выбора номенклатуры единичных показателей определенной группы продукции, определения областиих применения, обоснования выбора конкретного изделия или нескольких изделий в качестве базовых образцов, создания системы государственных стандартов на номенклатуру показателей качества продукции.

Номенклатуру показателей качества продукции устанавливают с учетом назначения и условий ее применения, требований потребителей (заказчиков), основных требований к показателям качества продукции и области их применения. При выборе номенклатуры показателей качества определяют: группу однородной продукции и входящие в нее подгруппы и виды, номенклатуру групп показателей качества, номенклатуру показателей качества групп и подгрупп. Исходную номенклатуру показателей качества продукции устанавливают по рекомендациям табл. 1.2

Применяемость основных показателей качества по классам и группам продукции

Показатели качества продукции Первый класс продукции Второй класс продукции
1-я группа 2-я группа 3-я группа 1-я группа 2-я группа
Назначения + + + + +
Экономичности + + + + +
Надежности:          
безотказности + +
Долговечности + +
ремонтопригодности + + +
сохраняемости + + + + +
Эргономические + + + +
Эстетические + + + +
Технологичности + + + + +
Транспортабельности + + + + +
Стандартизации и унификации + + +
Патентно-правовые + + + +
Экологические + + + + +
Безопасности + + + + +
             

Примечания:

1. Знак «+» означает применяемость показателей, знак «—» — неприменяемость.

2. Вместо показателей ремонтопригодности для 2-й и 3-й групп продукции применяются показатели восстанавливаемости.

3. По согласованию с заказчиком (потребителем) могут быть допущены отклонения от рекомендаций таблицы.

Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются на две группы: по способам получения информации - измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный; по источникам ее получения - традиционный, экспертный и социологический.

Измерительный метод основан на информации, получаемой с обязательным использованием технических измерительных средств, предусмотренных конструкцией изделия или дополнительных (амперметры, вольтметры, тахометры, спидометры и т.п.).

Регистрационный – это метод, при котором используется информация, получаемая путем подсчета (регистрации) числа определенных событий, предметов или затрат, например: регистрация количества отказов изделия при испытаниях; затрат на создание и эксплуатацию изделия; числа частей сложного изделия, защищенных авторскими свидетельствами и патентами. С помощью этого метода можно определить показатели технологичности, экономичности, патентно-правовые, стандартизации и унификации.

Органолептический – это метод, при котором используется информация, получаемая в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Точность и достоверность результатов при данном методе зависит от способностей, квалификации и навыков лиц, выполняющих эту работу, а также от возможности использования специальных технических средств, повышающих разрешающие способности организма человека (микроскопы, микрофоны, лупы). Этот метод наиболее широко применяется при оценке качества предметов потребления, в том числе продуктов питания (напитки, кондитерские, табачные и парфюмерные изделия), а также их эргономичности, экологичности, эстетичности.

Расчетный метод основан на использовании теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Применяют в основном при проектировании продукции, когда она не может еще быть объектом экспериментального исследования (отсутствует опытный образец) и служит для определения производительности, мощности, прочности и т.д.

Рассмотренные методы могут применяться совместно на различных стадиях жизненного цикла продукции. Так, измерительный и регистрационный используются на стадиях разработки, производства и эксплуатации (потребления) продукции производственно-технического назначения и бытовой техники, органолептический и измерительный — на стадиях разработки и производства предметов потребления.

Традиционный метод – метод, при котором показатели качества определяются должностными лицами (работниками) специализированных экспериментальных лабораторий, полигонов, стендов и расчетных подразделений предприятий (конструкторских отделов, вычислительных центров, служб надежности). Информация о показателях формируется в процессе испытаний продукции, условия проведения которых должны быть приближены к нормальным или форсированным эксплуатационным, например, в условиях полигонов автомобильных и тракторных предприятий, испытательных площадок и стендов энергетических, турбин авиационных двигателей, телеграфных аппаратов и т.д.

Экспертный метод – метод, при котором определение значений показателей качества осуществляется на основе решения, принимаемого группой специалистов-экспертов. В такие группы объединяются специалисты различных направлений знаний и практических навыков в зависимости от вида оцениваемой продукции. Каждый из членов группы обладает правом решающего голоса. Этим методом пользуются в тех случаях, когда показатели качества продукции не могут быть определены более объективными методами.

Социологический метод основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или возможных потребителей продукции. Сбор информации осуществляется в ходе устного опроса или с помощью распространения анкет, а также путем организации конференций, выставок, аукционов и т.п.

Методы определения значений показателей качества, входящие во вторую группу, при необходимости могут использоваться совместно, что повышает достоверность результатов.

На заключительном этапе оценки качества продукции проводятся операции по определению уровня качества.

Уровень качества продукции — это относительная характеристика ее качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Базовым значением показателя является оптимальный уровень, реально достижимый на некоторый период времени.

За базовые могут приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыдущем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами.

Для оценки уровня качества продукции могут применяться три вида методов: дифференциальный, комплексный, смешанный.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца и значения каких наиболее отличаются от базовых. Расчет относительных показателей качества продукции Qi ведется по формуле:

Qi=Pi/Pib (1.3)

где Рi — значение i -го показателя качества оцениваемой продукции;

Рib — значение i -го базового показателя;

i = 1,..., п — количество оцениваемых показателей качества.

В результате расчетов, произведенных по формуле, улучшению качества может соответствовать как увеличение, так и уменьшение относительного показателя, например увеличение относительного показателя для единичной мощности (производительности и т.п.) либо его уменьшение для материалоемкости.

При наличии нормативных (проектных) ограничений для показателей качества относительный показатель вычисляют по формуле:

Qi=(Pi-Pin)/(Pib-Pin) (1.4)

где Pin — нормативное (проектное) значение i -го показателя.

Если одни относительные показатели по результатам расчетов оказались лучше, а другие хуже, применяют комплексный или смешанный метод оценки. Уровень качества оцениваемой продукции, для которой существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей хуже.

Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных (комплексных) показателей. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение продукции, интегральным или средним взвешенным.

Если имеется необходимая информация, определяют главный показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей. Например, главным показателем грузовых автомобилей является годовая производительность в тонно-километрах, автобусов — производительность в пассажиро-километрах, энергетических турбин — годовая выработка энергии в кВт-ч, в металлорежущих станках — производительность в количестве обработанных деталей и т.п.

Интегральный (обобщенный) показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции.

Средние взвешенные показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной степенью точности определить параметры весомости усредняемых показателей.

Например, средний взвешенный арифметический показатель вычисляют как сумму произведений значений показателей качества на коэффициент (параметр) весомости по формуле

(1.5)

или

(1.6),

где mi – Коэффициент (параметр) весомости i- тогопоказателя качества.

Средний взвешенный геометрический показатель определяется как произведение показателей в степени параметра весомости по следующей формуле:

(1.7)

или

(1.8)

где Рi - значение i -го показателя качества;

Qi - значение относительного i -й показателя качества;

mi(w)- параметр весомости i -го показателя, входящего в обобщенный показатель (w);

mi(v) - параметр весомости i- го показателя, входящего в обобщенный показатель (v);

i == 1,..., п - число показателей, составляющих средний взвешенный показатель.

В том случае, когда параметры весомости удовлетворяют условию:

(1.9),

они называются коэффициентами весомости, это количественная характеристика значимости данного показателя среди других показателей качества продукции.

Исходя из наличия и возможности получения исходной информации параметры (коэффициенты) весомости могут определяться методами стоимостных регрессивных зависимостей, предельных и номинальных значений, эквивалентных соотношений и экспертным методом.

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных (обобщенных) показателей оценки качества продукции. Он применяется в тех случаях, когда совокупность единичных показателей является достаточно обширной и анализ значений каждого из них дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов или когда обобщенный показатель при комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы о группах свойств.

При смешанном методе необходимо часть единичных показателей объединить в группы и для каждой определить соответствующий комплексный показатель, при этом отдельные важные показатели можно не объединять, а применять как единичные. На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей можно оценивать уровень качества продукции уже дифференциальным методом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: