Туристский рынок и особенности его функционирования

Туристский рынок можно рассматривать в качестве: инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта; сферы реализации туристского продукта; сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта. В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов). Туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной. Более полно туристский рынок можно определить как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта, то есть между туристом, турагентством, туроператором.

Субъектами туристского рынка являются потребители туристского продукта (туристы); производители туристского продукта (турфирмы); правительство (внешне регулирует туристский рынок в соответствии с политикой государства).

На туристском рынке туристский продукт выступает как меновая стоимость, которая никак не определяется количеством труда, затраченного на его производство. Она зависит только, насколько высоко потребители субъективно оценивают этот продукт как полезный товар. Поэтому туристский рынок характеризуют как «рынок покупателя». Туристский рынок – экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.

Спрос на туристский продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным. Предложение на туристском рынке – это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения.

Предложение туристского продукта обусловлено определенным предпосылками, среди которых наиболее важными являются: наличие производителей туристского продукта (туроператоры), уровень развития туристской индустрии, объем туристских ресурсов. Обмен спроса на предложение на туристском рынке означает обмен денег туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой – создаются условия для расширенного воспроизводства туристского продукта. Данный процесс зависит от цены на туристский продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос: если спрос превышает предложение – цены поднимаются; если же предложение превышает спрос – цены снижаются.

Большое количество производителей туристского продукта рождает конкуренцию между ними, которая также является составной частью туристского рынка. Конкуренция – взаимная борьба предпринимателей за монопольное, или наилучшее положение на туристском рынке. Конкуренция, как и любое явление в обществе имеет свои положительные и отрицательные стороны. Среди положительных – высокий уровень мотивации (заинтересованность) производителей продукта на повышение качества и снижение цен. К отрицательным относится – конфликтность, нестабильность, банкротство предприятий, массовое увольнение рабочих и сокращение рабочих мест.

Конкурентная борьба ведется двумя основными методами: ценовой и неценовой конкуренцией. Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. При ценовой конкуренции продавцы повышают или понижают цену в зависимости от спроса. Но, все большую роль играет неценовая конкуренция, когда производитель выделяет свой продукт из ряда аналогичных продуктов конкурентов, придавая ему уникальные для покупателя свойства. Что выражается в разнообразных элементах программы обслуживания, которые должны быть редкими или уникальными, это может быть посещение новых туристских объектов, поведение или участие в каких-либо мероприятиях, праздниках, что ранее не практиковалось, в общем, все то, что может заинтересовать туристов, привлечь их внимание, настолько, что они будут готовы заплатить за новый турпродукт большую сумму на фоне снижения цен за традиционные программы.

Понятие «направление» в туризме имеет двоякое значение.

1. Направление как страна или регион (географическое понятие). Совокупность знаний о той или иной стране – ее географическое положение, климатические особенности, экономическое развитие, религия, уровень жизни населения, менталитет, уровень безопасности, национальная валюта, бытовая информация;

2. Направление как вид туризма. Особенности данного вида туризма: в каких странах развивается, в какой сезон, гостиницы каких типов используются.

Туристский рынок – это рынок услуг. Он имеет специфические особенности, учитывать которые необходимо при организации туристского бизнеса.

Во-первых, туристские услуги: а) неосязаемы (турист не может при приобретении тура ни попробовать его, ни потрогать руками, ни увидеть воочию), поэтому важное значение здесь имеют вопросы надежности туристского продукта, гарантии предоставления туристам заранее оплаченных услуг обещанного уровня и качества (соответствие информации и содержания туристского продукта). Необходима исчерпывающая информация туристов о потребительских свойствах тура и соблюдения принципа «связи цены и качества» (потребители условно устанавливают для себя нижний порог цены, за которым предполагают низкое качество);

б) теряются во времени (доход от не предоставленной во время услуги теряется навсегда) здесь важна оперативность информации и работа с заказом клиента, а также гибкое, ступенчатое ценообразование, реагирующее на изменение спроса и стимулирующее продажу;

в) качество отдельных услуг в составе тура может меняться, поэтому необходимы дифференциация цен по качеству услуг, заменяемость и вариативность обслуживания.

Во-вторых, при реализации туристского продукта (будь то экскурсия, тур или заранее забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени между фактом оплаты (покупки) туристского продукта и фактом его потребления. Турист, заранее приобретая путевку на тур, авансирует работу обслуживающих организаций на маршруте через туроператора и турагента (платит не лично производителю услуг, а тому, у кого покупает путевку). Поэтому здесь также важны надежность туристского продукта и каналов его продвижения, ответственность туристкой фирмы, реализующей продукт туристу. Привлекательно выглядят различные формы рассрочек оплаты, бронирования и льготы.

В-третьих, для туристского рынка характерны значительные сезонные колебания спроса туристов. Причем эти колебания не одинаковы для различных видов туризма. Развитие несезонных форм отдыха, обеспечение полноценного отдыха туристов в несезонные периоды, умелое использование материальной базы под различные виды туризма и региональной разницы в сезонах – все это помогает снизить сезонные потери туристской фирмы.

В четвертых, в туризме качество в большой степени зависит от исполнителей, от обслуживающего персонала(гидов, экскурсоводов, портье, горничных и др.) – работников контактных профессий. Оно меняется при смене персонала. Поэтому вопросы менеджмента в туризме, мотивация качественного труда, создания гибкого турпродукта являются первостепенными для турпредприятия.

В-пятых, на туристском рынке имеется территориальная разобщенность потребителя и производителя. Вопросы информации и рекламы своего продукта в других регионах, связи с зарубежными партнерами для удобства работы по удовлетворению запроса потребителя).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: