double arrow

Вопрос 5. Государственное управление оборонным комплексом и программа конверсии оборонной промышленности

Транспорт в России является государствообразующей отраслью, важнейшим фактором целостности, безопасности страны. Международное значение транспорта также велико. Во внешнеторговом обороте России транспортные издержки составляют 14-15%, или 18-20 млрд. долл. (на долю российских перевозчиков приходится пока незначительная часть).

Около 50% мирового грузопотока приходится на перевозки из Европы в Азию и обратно. На них транспортники зарабатывают до 1 трлн. долл. в год. Основные транспортные маршруты проходят вне территории России. Но Россия занимает весьма выгодное географическое положение для организации более дешевых транспортных коридоров из Европы, стран Ближнего Востока в страны Азии. При этом России, чтобы стать активным участником международного транспортного рынка не требуется существенных инвестиций, достаточно согласовать интересы транспортных ведомств ряда стран.

Транспортная система Росси включает отрасли транспортного комплекса и трубопроводный транспорт. Транспортный комплекс включает: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, авиационный транспорт. Управление железнодорожным транспортом осуществляется централизовано Федеральным агентством железнодорожного транспорта РФ, которое подведомственно Министерству транспорта РФ; органы государственной власти субъектов не вправе вмешиваться в деятельность железных дорог по перевозкам.

Порядок перевозки грузов любым видом транспорта определен ФЗ от 30.06.2003 № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности». Правительство РФ утверждает правила транспортно-экспедиционной деятельности. Основным документом при перевозке является договор транспортной экспедиции. Экспедитору предоставлено право выбора вида транспорта и маршрута движения в интересах клиента.

В соответствии с Концепцией государственной транспортной политики разработана и реализуется целевая комплексная программа «Модернизация транспортной системы России» (на период до 2010 г.). Потребность в инвестициях составляет 150 млрд. долл. Основная доля средстве в железнодорожный и автомобильный транспорт.

Железнодорожный транспорт России занимает 2-е место в мире (после США) по протяженности дорог – 88 тыс.км. и 3-е место по объему перевозок (после США и Китая) На его долю приходится 85% грузовых и 40% пассажирских перевозов в стране. В системе занято 1,5 млн. человек.

Имущество железнодорожного транспорта относится к федеральной собственности. Железные дороги, а также объекты и иное имущество железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс и аварийно-восстановительные работы, включены в хозяйствующий субъект – ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Учредителем ОАО «РЖД» выступает Российская Федерация, его устав утверждает Правительство РФ. Уставной капитал формируется путем внесения имущества федерального железнодорожного транспорта. Все акции находятся в собственности РФ.

Строительство и реконструкции магистральных железнодорожных линий, подвижного состава осуществляются за счет собственных средств ОАО «РЖД». Строительство линий, вокзалов, платформ по обслуживанию населения регионов и приобретение поездов для пригородного сообщения может осуществляться за счет средств субъектов РФ, местных бюджетов, железных дорог и других источников.

Перевозки пассажиров и грузов осуществляются на условиях, которые определены уставом железных дорог и правилами перевозок. Предприятия и учреждения железнодорожного транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на основе сочетания государственного регулирования и рыночных отношений. Порядок формирования доходов железных дорог от перевозок устанавливается с учетом конкретного вклада каждой дороги в перевозочный процесс.

В рыночных условиях железнодорожники ориентируются не на дополнительные тонны и километры, а на доходы. Однако эта цель не должна достигаться за счет повышения тарифов на услуги.

Как инфраструктурная отрасль, система железнодорожного транспорта решает задачу поддержания на оптимальном уровне цен и тарифов на услуги, чтобы содействовать подъему экономики основного производства.

Принятие решений об изменении тарифов производится с учетом данных мониторинга основных ценообразующих факторов, в том числе рыночной конъюнктуры, уровня налогообложения, прогноза цен на потребляемые железными дорогами ресурсы и др. При этом соблюдаются следующие принципы:

• обеспечение возмещения затрат и получение прибыли;

• недискриминационный доступ потребителей к услугам;

• переход к договорным тарифам;

• ограничение перекрестного субсидирования одних видов перевозок за счет других;

• ведение раздельного учета затрат в монопольном и конкурентном секторах транспортных услуг;

• гласность принятия решений;

• дифференциация тарифов.

Новый прейскурант делит тариф на грузоперевозки на две части:

1) плата за пользование инфраструктурой и локомотивами;

2) плата за вагоны (около 15% тарифа), которая стимулирует перевозки в собственных вагонах клиента.

В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (от 27 февраля 2003 г. № 29) управление железными дорогами передано ОАО «Российские железные дороги». ОАО отвечает за финансирование и оперативную работу по перевозкам. В свою очередь, для развития конкуренции ОАО «РЖД» тоже подразделяется на:

• естественно-монопольные подразделения (пути, технические и информационные системы и другие объекты инфраструктуры);

• конкурентные подразделения (перевозки, грузовые терминалы, ремзаводы, пассажирские составы и другие услуги).

Для проведения в отрасли государственной политики и осуществления лицензионной деятельности учреждается Федеральное агентство железнодорожного транспорта в составе Минтранса России (Росжелдор).

Компания-оператор по грузовым перевозкам заключает с Федеральным агентством железнодорожного транспорта договор на перевозки по принадлежащим ОАО «РЖД» рельсам, в своих вагонах, ищет грузоотправителя, обеспечивает его контейнерами, документацией и доставляет груз от склада до склада (от двери до двери). За эти услуги компания получает определенную часть тарифа.

На долю частных компаний-операторов приходится 20% всех перевозимых грузов, в том числе 40% нефтеналивных, 25% минеральных удобрений. Например, межрегиональная компания-оператор «Север-стальтранс» обслуживает Череповецкий металлургический комбинат, является его официальным экспедитором; она выбирает по возможности оптимальные маршруты, используя разные виды транспорта, представляет интересы грузоотправителя и т.д.

Явные достижения в работе компаний-операторов заметить трудно, а отрицательный опыт налицо. Появилась проблема гарантии равного доступа операторов к рельсам и другим элементам инфраструктуры. Чтобы его получить, необходим статус официального оператора, а для этого нужно обладать собственным парком вагонов. Чтобы обслуживать, например, компанию «Русал», надо иметь 2000 вагонов, цена каждого из них составляет около 25 тыс. долл. Операторы на эту проблему отреагировали объединением в ассоциацию. Кроме того, увеличивается потребность в вагонном парке, возрастает порожний пробег, добавляется еще одно звено управления.

Реорганизация МПС может угрожать государству потерей контроля над железными дорогами, что затрагивает интересы государственной безопасности, так как мобилизационные планы неотделимы от распоряжения железными дорогами.

Мировая практика богата попытками приватизации и акционирования железных дорог, разделения функций содержания инфраструктуры и эксплуатации подвижного состава (Бразилия, Аргентина, Швеция, Норвегия, Великобритания). Но все возвращалось на «круги своя». После реформирования в Европарламент обратились Германия и другие страны с предложениями восстановить все, как было прежде.

В Великобритании в 1996 г. правительство продало железные дороги и инфраструктуру частной компании «Рейл трен», выручив около 2 млрд. фунтов. Перевозки осуществляют 28 компаний, они платят «Рейл трену» за пользование путями.

Участились катастрофы. За несколько лет компания накопила 3,3 млрд долл. долгов, а в 2001 г. объявила об убытках в размере 534 млн. фунтов. Государство выделило субсидии на ремонт путей.

Теперь компания возвращается под административное управление правительства, реорганизуется. В новом уставе целью деятельности провозглашается не прибыль, а надежная работа железных дорог, доходы направляются в первую очередь на поддержание и развитие инфраструктуры.

В системе железнодорожного транспорта 1/3 технических средств уже выработала ресурс, хотя и эксплуатируется. В обновление основных фондов необходимо вложить 25 млрд. долл. в течение 10 лет. Инвестиционная программа, предусматривающая модернизацию за счет собственных средств, обеспечивается не более чем на 50%. Повышение тарифов на перевозки является непопулярной мерой, придется рассчитывать на коммерческие заимствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: