double arrow

Место государства в политической системе общества

Государственная власть в системе политической власти.

Государство выступает разновидностью политической власти, которая обеспечивает единство публичной сферы общества. Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей – то воли, а с другой – подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Государственная власть – это концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Признаки государственной власти:

I. публичность;

II. универсальность;

III. суверенность;

IV. легальность – неразрывно связана с правом;

V. непрерывность;

VI. включенность в структуру социальной власти;

VII. наличие государственного аппарата (только государство является силой, на которой базируется государственная власть).

Отличие государственной власти от других форм власти:

ü ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластный обычно отчетливо разделены;

ü государственная власть проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образуя механизм этой власти;

ü государственная власть реализуется через государственное управление, целенаправленное воздействие государства и его органов на общество в целом, те или иные его сферы.

Государство, являясь частью политической системы, играет в ней особую роль, обеспечивая ее целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению основными общественными процессами, поэтому его место в политической системе общества можно определить как центральное, ведущее.

Это, в частности, проявляется в том, что, во-первых, государство в той или иной степени регламентирует создание и деятельность всех других политических объединений общества, во-вторых, деятельность всех политических объединений в конечном счете связана с проблемой государственной власти.

Центральное место государства в политической системе обеспечивается тем, что оно:

ü является единственным официальным представителем всего народа, проживающего на его территории;

ü обладает верховенством и независимостью по отношению к любым другим источникам социальной власти;

ü имеет специальный аппарат управления всем обществом;

ü обладает вооруженными силами, принудительными учреждениями и т. п.;

ü является, как правило, самым богатым собственником в обществе;

ü обладает правотворческой монополией.

Существует две точки зрения на соотношение государства и политической системы общества:

1) узкополитический подход - государство в соответствии с марксистскими традициями рассматривается как организация чисто политическая.

2) комплексный подход – государство рассматривается не только как политическая организация общества.

19. Государство: понятие, признаки.

Государство – политико–территориальная организация всего общества, созданная для его властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов.

Государство обладает определенными признаками, отличающими его от первобытной организации общества и от общественных организаций, осуществляющих властно-управленческие функции в современном обществе.

Признаки государства – это его качества, выражающие особенности государства в системе иных политических организаций, осуществляющих в обществе властные функции.

Признаки государства:

I. Территориальность. Означает, что государство располагается на определенной территории и распространяет свою власть на земное, водное и воздушное пространство в пределах государственных границ и на всех лиц, находящихся на этой территории. Принадлежность земли разным собственникам не делит территорию государства.

II. Публичная власть. Государство представлено профессиональным аппаратом, который не совпадает с обществом и официально выступает от его имени. Власть, существовавшая в догосударственном обществе, являясь непосредственно общественной властью, исходила от всего народа.

III. Суверенитет. Означает верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти по отношению к любым другим источникам социальной власти внутри государства (внутренний суверенитет) и его независимость от внешних источников власти, т. е. от иных государств и международных организаций (внешний суверенитет), в проведении внутренней и внешней политики.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа и нации.

Суверенитет народа – народное верховенство в решении ключевых вопросов организации своего общества, т. е. выбор общественного строя, государственного устройства, политики государства, контроля за деятельностью государственных органов.

Суверенитет нации – полновластие нации в вопросах ее самоопределения, т. е. возможность и способность определять характер своего развития, выбирать принадлежность к какому – либо государству или независимость в формировании своего государства.

Суверенитет государства полностью раскрывается в системе особых качеств государства:

v универсальность и исключительность государственной власти в пределах государственных границ;

v устойчивость юридической связи государства с населением, проживающим на данной территории, которая выражается статусом гражданина или подданного государства;

v граждане государства наделяются особыми правами и обязанностями по отношению к данному государству, какими не обладают иные индивиды;

v монополия государства на легальное применение силы в пределах своих границ. Для этого государство формирует аппарат принуждения: армия, тюрьмы, полиция.

v государство является представителем своего общества на международной арене.

v Государство имеет свои символы (герб, гимн, наименования, которые служат для выражения государственного суверенитета)

IV. Налоги. Для содержания государственного аппарата и реализации стоящих перед государством задач оно собирает налоги, т. е. учрежденные государственной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее установленные сроки. От взносов членов общественных организаций налоги отличаются принудительностью.

V. Монополия на правотворчество. Нормы права устанавливаются государством и охраняются им от правонарушителей. Другие организации могут принимать нормы права только с одобрения государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: