Управление качеством проекта

Управление качеством проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения соответствия результатов проекта предъявляемым требованиям. Данный процесс включает все работы в рамках общей функции управления, определяющие политику качества, цели, обязанности (ответственность) и применяет их такими средствами, как планирование качества, контроль качества, гарантия качества, путем улучшения качества внутри системы качества. Рис. 5.1 дает краткий обзор следующих главных процессов управления качеством проекта:

1. Планирование качества - определяет, какие стандарты качества относятся к проекту, какие требования предъявляются к качеству работ, и что необходимо сделать для их достижения.

2. Обеспечение качества - оценивает общий ход проекта на регулярной основе для получения уверенности в том, что работы проект будут соответствовать установленным требованиям.

3. Контроль качества – выявление причин несоответствия качества выполненных работ, установленным стандартам, анализ выявленных причин и поиск путей устранения причин неудовлетворительного выполнения.

Базовый подход к управлению качеством, описанный в этом разделе, имеет соответствие с подходом Международной Организации по Стандартизации (The International Organization for Standardization (ISO)), изложенным в статьях стандартов и руководящих принципов ISO серий 9000 и 10000.

Этот обобщенный подход также должен быть совместимым с: (а) частными подходами к управлению качеством, рекомендованными Демингом, Джураном, Кросби и др., и (б) общими подходами - всеобщим управлением качеством (TQM), постоянным улучшением и др.

 

 
 

 

Рис. 5.1. Обзор процессов управления качеством проекта

Управление качеством проекта должно распространяться как на управление проектом, так и на продукт проекта. Невыполнение каких-либо требований по качеству может иметь серьезные негативные последствия для некоторых или всех участников проекта.

Например:

- Удовлетворяя требования заказчика за счет перегрузки команды проекта работой, можно иметь негативные последствия в форме увеличения текучести кадров.

- Удовлетворяя цели календарного расписания проекта за счет нетщательного проведения запланированных инспекций, можно иметь негативные последствия и случае, когда брак проходит незамеченным.

Качество – это совокупность характеристик какой-то вещи, которая несет в себе возможности удовлетворения заявленных или предполагаемых нужд. Критический аспект управления качеством в контексте проекта - это необходимость обратить предполагаемые нужды в заявленные посредством управления целями проекта.

Команда управления проектом должна быть осторожна, чтобы не перепутать качество (quality) с сортом (grade). Сорт - это категория или ранг, данный вещам, имеющим то же функциональное использование, но различные требования к качеству. Низкое качество - это постоянная проблема, а низкий сорт может и не являться проблемой.

Например, программный продукт может быть высокого качества (нет очевидных недочетов, читабельная инструкция) и низкого сорта (ограниченное количество возможностей). Или программный продукт может быть низкого качества (много недочетов, плохо составленная инструкция по применению) и высокого сорта (огромное количество возможностей использования). Определение и выполнение требуемых уровней качества и сорта (категории) является ответственностью менеджера проекта и команды управления проектом.

Команда управления проектом должна также осознавать, что современное управление качеством дополняет современное управление проектами.

Например, обе дисциплины различают важность следующих действий:

- Удовлетворение нужд заказчика (клиента): понимание, управление и влияние на нужды так, чтобы ожидания заказчика (клиента) были удовлетворены или превышены. Это требует комбинации соответствия спецификациям (проект должен производить именно то, ради чего он и предпринят) и пригодности для использования (товары или услуги должны удовлетворять реальные нужды).

- Предотвращение посредством инспекции - стоимость предотвращения ошибок всегда значительно меньше, чем стоимость их исправления.

- Ответственность управленческой структуры - для достижения успеха нужно, чтобы все члены команды принимали участие в работе, но обеспечение ресурсами все-таки остается обязанностью управленческой структуры.

- Процессы внутри фаз - с повторяющейся последовательностью цикла «планируй - делай - проверяй – действуй», описанная Демингом могут повысить качество как управления проектом, так и качество продукта проекта.

Однако существует одно очень важное различие, которое команда управления проектом должна осознавать: временная природа проекта означает, что инвестиции, направленные на улучшение качества продукта, особенно на предотвращение и оценку дефектов, должны часто осуществляться исполняющей организацией, в то время как проект может и не длиться достаточно долго, чтобы получить отдачу.

Планирование качества

Планирование качества включает установление того, какие стандарты качества относятся к проекту и определение того, как их достигнуть. Это один из ключевых обеспечивающих процессов в рамках планирования проекта, который должен выполняться регулярно и параллельно с другими процессами планирования проекта.

Например, желаемый уровень управления качеством может потребовать поправок в стоимости и расписании, или желаемое качество продукта может потребовать детального анализа рисков установленной проблемы. До разработки серии ISO 9000 работы, описанные здесь как «планирование качества», широко воспринимались как часть «гарантии качества».

Входные данные для планирования качества

- Политика качества. Политика качества - это общие намерения и направления в организации в отношении качества так, как это официально установлено высшим руководством. Политика качества исполняющей организации может быть заимствована и использована любым проектом. Но если исполняющая организация не удовлетворяет официальной политике качества или проект реализуется несколькими организациями, то команде управления проектом нужно разработать свою собственную политику качества для проекта.

Независимо от происхождения политики качества команда управления проектом является ответственной за то, что участники проекта полностью уведомлены о ней (например, посредством обеспечения информацией, описанным в процессе «Распространение информации»).

- Описание целей (процесс «Планирование целей») является основным входом в планирование качества, так как оно документирует как главные предметные цели проекта, так и цели проекта, которые служат для описания важных требований участников.

- Описание продукта. Элементы описания продукта (процесс «Планирование целей») часто содержит технические детали и другие важные моменты, которые могут повлиять на планирование качества.

- Стандарты и правила. Команда управления проектом должна принимать во внимание любые стандарты или правила прикладной сферы, которые могут повлиять на проект.

- Результаты других процессов. В добавление к описанию целей и описанию продукта, процессы в других областях знаний могут дать результаты, которые должны приниматься во внимание как часть планирования качества.

Инструментарий и технологии для планирования качества

- Анализ прибыли/затрат. Процесс планирования качества должен принимать во внимание компромисс прибыль/затраты (процесс «Планирование целей»). Изначальная прибыль от соответствия требуемому качеству требует меньше переработки, что означает более высокую производительность, меньшие затраты и повышение удовлетворения заказчиков. Начальные затраты на соответствие требованиям качества являются затратами, соотнесенными с работами управления качеством проекта. Существует аксиома в дисциплине управления качеством - доходы перевешивают затраты.

- Базирование. Базирование включает в себя сравнение действительных или запланированных процессов проекта с такими же из других проектов с целью создания идей по улучшению качества работ проекта и обеспечению соответствия стандартам.

- Составление блок-схем. Блок-схема- любая диаграмма, которая показывает соотношение различных элементов системы. Блок - схемные технологии часто используются в управлении качеством:

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы (Ishikawa), или диаграмма рыбьего скелета (Fishbone diagram). Она показывает, как различные причины могут составить потенциальные проблемы. Пример такой диаграммы представлен на рис. 5.2.

В управлении качеством выделяют два типа диаграмм: 5М и 6М. Диаграмма типа 5М рассматривает такие компоненты качества, как «человек», «машина», «материал», «метод», «контроль», а в диаграмме типа 6М к ним добавляется компонент «среда».

 
 

 

Рис. 5.2. Причинно-следственная диаграмма

Для компоненты «человек» необходимо определить факторы, связанные с удобством и безопасностью выполнения операций; для компоненты «машина» — взаимоотношения элементов конструкции анализируемого изделия между собой, связанные с выполнением данной операции; для компоненты «метод» — факторы, связанные с производительностью и точностью выполняемой операции; для компоненты «материал» — факторы, связанные с отсутствием изменений свойств материалов изделия в процессе выполнения данной операции; для компоненты «контроль» — факторы, связанные с достоверным распознаванием ошибки процесса выполнения операции; для компоненты «среда» — факторы, связанные с воздействием среды на изделие и изделия на среду.

Блок-схемы систем или процессов показывают, как взаимосвязаны различные элементы системы. Рис. 5.3 - пример блок-схемы процесса для конструкторских обзоров.

 
 

 

Рис. 5.3. Пример блок - схемы процесса конструкторского обзора

Техника составления блок-схем может помочь команде предусматривать, где и какие проблемы качества могут произойти, и таким образом помочь разработать подходы для их разрешения.

Планирование экспериментов. Планирование экспериментов - аналитический метод, который помогает установить, какие переменные имеют наибольшее влияние на общий результат. Метод применяется чаще всего по отношению к продукту проекта (например, автомобильные дизайнеры хотят определить, какая комбинация шин и подвески предоставит наиболее удобные характеристики езды для автомобиля за умеренную стоимость).

Однако этот метод может также распространяться на другие элементы управления проектом, такие как компромисс между стоимостью и расписанием. Например, опытные инженеры обойдутся дороже, чем менее опытные, но опытные инженеры способны выполнить данную работу в гораздо меньшее время. Удачно спланированный эксперимент (в этом случае - вычисление стоимости и количества времени в зависимости от принятия на работу опытных инженеров и менее опытных) часто позволяет определить оптимальный вариант среди относительно ограниченного количества случаев.

Результаты планирования качества

- План управления качеством. План управления качеством должен описывать то, как команда управления проектом будет осуществлять свою политику качества. В терминологии ISO 9000 система качества проекта описана так: это организационная структура, обязанности, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для осуществления управления качеством.

План управления качеством обеспечивает вход в общий план проекта и должен адресоваться к контролю качества, гарантии качества и улучшению качества проекта. План управления качеством может быть официальным или неофициальным, высоко детализированным или рамочным в зависимости от нужд проекта.

- Требования к качеству работ. Требования к качеству работ – это описание в специфических терминах (в терминах предметной области проекта) качества работ проекта. Требования к качеству формируются исходя из существующих стандартов и правил, если работы проекта не подлежат стандартизации, то требования к качеству разрабатываются командой проекта, исходя из замысла и целей проекта.

- Контрольные списки. Контрольный список - структурированный инструмент, обычно специфичный для промышленности или специфичной работы, используемый для подтверждения того, что ряд необходимых шагов выполнен. Контрольные списки могут быть как простыми, так и сложными. Они могут быть повелительными ("сделайте то или это!") или вопросительными ("вы уже сделали это?"). Многие организации стандартизировали свои контрольные списки для обеспечения гарантии последовательности в наиболее часто выполняющихся процессах. В некоторых прикладных сферах контрольные списки также могут быть предоставлены профессиональными ассоциациями или торговыми компаниями.

- Входные данные для других процессов. Процесс планирования качества может установить нужды для дальнейшей работы в другой сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: