Понятие маржинального дохода

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции, прибылью и прогнозирования величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют также анализом безубыточности или содействия доходу.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия – это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и удельными переменными затратами.

Проводя маржинальный анализ необходимо выполнить ряд условий:

1. Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах исследуемой области значений.

2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.

3. Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области рассматриваемых значений. Это очень важное предположение, существенно облегчающее анализ, но и сильно ограничивающее область его применения. В самом деле, при таком предположении объем выпуска продукции ограничен имеющимися основными средствами, ни увеличивать их объем, ни получать основные средства в аренду мы не можем.

4. Цена реализации продукции не меняется.

5. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются.

6. Производительность труда не меняется. Следовательно, при постоянных ценах на труд отдача этого ресурса не меняется.

7. Рассматривается производство только одного товара.

8. Затраты зависят только от объема выпуска. Мы абстрагируемся от влияния внешней среды и причисляем к постоянным затратам все не зависящие от объема выпуска производственные затраты.

9. Объем производства равен объему продаж или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны.

Реальное производство очень редко удовлетворяет перечисленным выше допущениям. На практике имеют место отклонения, порой существенные. Тем не менее, маржинальный анализ может быть использован даже при наличии отклонений.

Метод маржинального анализа позволяет предприятиям:

· определить точку безубыточного объема продаж;

· рассчитать зависимость темпов роста прибыли от объема реализации;

· определить соотношение затрат, цены и объема реализации продукции;

· достаточно точно планировать прибыль предприятия и определить наиболее рентабельные виды продукции и производства;

· использовать данный метод во внутрифирменном планировании и на его основе принимать управленческие решения как тактического, так и стратегического плана;

· определить эффективность инвестиционных проектов;

· проводить оптимальную политику ценообразования на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.

5.Сущность и задачи функционально-стоимостного анализа

ФСА – это метод системного исследования функций отдельного изделия технологического процесса, направленный на минимизацию затрат в сфере проектирования, освоения производства, сбыта, потребления при высоком качестве и предельной полезности.

С помощью метода ФСА одновременно исследуется функции объекта и стоимость этих функций.

Под функциями понимаются потребительские свойства (качества) объекта. Они подразделяются на:

1) главную функцию, выражающую назначение объекта;

2) основные функции, обеспечивающие выполнение главной;

3) вспомогательные функции, реализующие основные;

4) излишние или ненужные функции;

5) вредные функции.

В совокупности функции выражают потребительную стоимость объекта.

Основная цель ФСА — изыскание оптимального соотношения между потребительной стоимостью объекта и затратами на него. Эта цель достигается решением следующих задач:

· потребительная стоимость объекта повышается, а затраты на него сокращаются;

· потребительная стоимость объекта повышается, а затраты на него не изменяются;

· потребительная стоимость объекта повышается быстрее, чем затраты на него;

· потребительная стоимость объекта не изменяется, а затраты на него сокращаются;

· потребительная стоимость объекта снижается медленнее (не ниже главной функции), чем затраты на него.

Решение перечисленных задач основывается на следующих основных принципах ФСА.

1. Функциональный подход. Он означает, что при анализе внимание исследователя концентрируется не на объекте и его элементах (носителях функций), а на самих функциях, абстрагируясь от объекта.

2. Соединение функционального и экономического подхода. Он позволяет решать одновременно на первый взгляд две взаимно исключающие задачи — повышение качества и снижение себестоимости объекта.

3. Соединение инженерного и экономического подходов. Этот принцип обеспечивает поиск и решение сложных инженерно-экономических задач с целью устранения вредных и ненужных функций, а также снижение затрат дорогостоящих функций.

4. Своевременная минимизация будущих затрат. Главное внимание при ФСА уделяется не прошлым затратам, которые уже совершились, а будущим затратам, которые следует минимизировать.

5. Нестандартный подход. При ФСА максимально используются оригинальные, необычные нестандартные решения.

6. Широкое использование системного подхода как при исследовании функций (их группировка и определение значимости), так и при исследовании затрат на выполнение этих функций.

7. Универсальность ФСА. Согласно этому принципу, ФСА можно применять везде, где создается потребительная стоимость. Объектом его может быть и сам ФСА.

Реализация этих принципов с целью решения задач ФСА обеспечивается его методикой, которая включает следующие основные этапы:

1) подготовительный, на котором производится выбор объекта анализа, определение цели ФСА, формирование группы ФСА, составление рабочего плана и оформление решения о проведении такого анализа;

2) информационный, на котором производится сбор и систематизация максимально возможной информации о выбранном объекте анализа и его аналогах, изучение технических и экономических характеристик объекта;

3) аналитический, на котором производится: четкое формулирование всех функций, их группировка по значимости (главная, основная, вспомогательные, ненужные и вредные), оценка значимости функций в процентах к главной, определение затрат по функциям и их удельного веса в процентах к общей сумме затрат объекта, определение коэффициентов соотношения затрат и функций и выявление дорогостоящих функций, формирование задач по совершенствованию объекта анализа.

4) творческий, на котором вырабатываются предложения по решению задач, сформулированных на предыдущем этапе, максимально используя методы коллективного творчества и научного прогнозирования.

5) исследовательский, на котором осуществляется исследование, комплексная оценка и отбор выработанных на творческом этапе предложений и их оформление для дальнейшей реализации.

6) рекомендательный, на котором производится рассмотрение заключений разных служб (специалистов) по отобранным на исследовательском этапе предложениям, обсуждение, окончательное решение и оформление рекомендаций по результатам ФСА, включая подготовку проекта плана-графика их внедрения.

7) внедренческий, на котором утверждается проект плана-графика внедрения рекомендаций и осуществляются работы по его выполнению.

Функционально-стоимостной анализ можно применять и при решении организационно-производственных задач.В этом случае объектом анализа становится производственная система, отличающаяся множественностью связей с другими системами и подсистемами, множественностью функций. Применительно к промышленности в качестве производственных систем и подсистем можно рассматривать рабочее место, производственный участок, цех, завод, фабрику и различные объединения (концерн, акционерное объединение и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: