Кадры и кадровая политика
С юридической точки зрения кадры предприятия - это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.
С социально-экономической точки зрения кадры предприятия – это совокупность лиц, обладающих профессиональной трудоспособностью, фактически участвующих в процессе труда на данном предприятии и занятых в конкретных видах деятельности, обусловленных организационно техническим уровнем предприятия и социальными отношениями в обществе и в коллективе.
Профессиональная трудоспособность включает:
- общую трудоспособность;
- профессиональную трудоспособность;
- профессиональную пригодность;
- профессиональную адаптацию.
Персонал предприятия имеет определённую структуру. Она отражает взаимоотношения между группами работников, различающихся:
1) по роли достижения цели предприятия (это управленческий и исполнительский персонал);
2) по содержанию профессиональной подготовки (профессиональная структура);
3) по степени подготовленности к определённому виду деятельности (квалификационная структура).
Формирование структуры персонала осуществляется в системе кадрообеспечения предприятия, которое включает:
1) профессиональную ориентацию;
2) отбор и приём персонала;
3) обучение;
4) адаптацию;
5) расстановка по рабочим местам;
6) оценка персонала;
7) движение персонала.
Управление персоналом связано с разработкой и реализацией такой кадровой политики, которая позволила бы сформировать, а затем обеспечить рациональное использование персоналом в соответствии с целями фирмы.
Элементы кадровой политики:
1) Политика занятости – обеспечения фирмы эффективным персоналом и создание условий для его деятельности.
2) Политика обучения – это создание возможности для работников улучшить исполнение текущих обязанностей и подготовиться к профессиональному продвижению.
3) Политика стимулирования – это поощрение работников в соответствии с затратами или результатами их труда.
4) Политика трудовых отношений – это установление определённых процедур решения трудовых проблем.
5) Социальная политика - т.е. создание условий и льгот, создающих благоприятную среду деятельности фирмы.
6) Коммуникационная политика – информирование персонала о целях и методах деятельности фирмы.
Цель кадрового планирования – это определение перспективной потребности в персонале и источниках её возмещения с учётом взаимодействия цели фирмы и работников.
Этапы кадрового планирования:
1 этап – установление целей кадрового планирования
2 этап – аналитический, включает:
а) анализ численности, структуры и обеспеченности персоналом в базовом периоде. В учёте кадров используются показатели:
- списочный состав;
- среднесписочная численность:
,
где ∑ Ф i - сумма численности за каждый календарный день месяца;
∑ i – число календарных дней.
- явочная численность – это численность работников, находящихся на рабочих местах:
;
б) анализ факторов, влияющих в плановом периоде на требования к профессионально-квалификационному составу персонала;
в ) анализ движения персонала;
г) нормирование труда - это расчет норм труда(норма времени, выработки, обслуживания, времени обслуживания, управляемости, численности).
3 этап - расчет плановой численности персонала:
Методы расчета:
1. Штатно- нормативный (исходя из объемов работ и норм труда).
Варианты метода:
· По трудоемкости
Чпл =трудоемкость плановая / фонд раб времени 1ого работника
Чпл =трудоемкость плановая / (фонд раб времени 1ого работника * коэффициент выполнения нормы)
· По норме выработки
Чпл = плановый объем выполненной продукции(услуг) / (норма выработки* коэффициент выполнения нормы)
· По норме обслуживания
Чпл = (количество единиц оборудования * сменность работы) / норма обслуживания
· По рабочим местам
Чпл = число рабочих мест * сменность работы
· По нормам управляемости
Чпл = численность подчиненных / норма управляемости
2. Индексный метод
Чпл=Чбаз*Iчпл
Iчпл=IQпл/ Iптпл
3. Экспертный метод (на основе опросов специалиста);
4. Экономико-математический и статистический метод – это построение моделей зависимости численности работников от каких-либо факторов.
4 этап – определение дополнительной потребности в персонале:
Чдоп i = Чплан i - Чбаз i*(1- kвыб)
kвыб = Чвыб/Чнач года
5 этап – определение источников возмещения положительной дополнительной потребности (внутренние, внешние источники);
6 этап – разработка обеспечивающих планов, в т.ч. повышение квалификации, переподготовки, подготовки, набора и увольнения.