Предприятием

Теоретические основы организации закупки товара торговым

1 Процесс закупки товара в коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность в торговле основана на закупочной работе: предприниматели на собственные денежные средства закупают товар, который затем преобразуют в денежные средства с некоторым приращением (прибылью). [4, с. 184]

Коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров в целях последующей их продажи.

Основная задача закупочной работы - выгодное приобретение товара в целях удовлетворения потребительского спроса. Закупочная работа является одной из наиболее ответственных функций торговых предприятий. Правильно организованные оптовые закупки позволяют уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров.

В коммерческой деятельности в ходе закупки организация определяет необходимость приобретения товаров и услуг, выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и поставщиков.

Процесс закупки включает в себя: приобретение потребительских товаров; организацию перемещения приобретенных товаров; организацию смены собственника и места размещения; сбор, анализ и передачу информации различным подразделениям торгового предприятия (бухгалтерии, отделу сбыта, транспортному отделу).

Закупочная работа дает возможность сформировать оптимальный ассортимент товаров торговых предприятий, воздействовать на производителей товаров. Именно закупки обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

Закупка товаров — это приобретение (купля) товаров для дальнейшего целевого использования.

Закупка товаров — составная часть коммерческой деятельности торгового предприятия, которая включает:

изучение и прогнозирование покупательского спроса; выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

организация хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки;

организация учета и контроля за ходом выполнения договорных обязательств.

Уровень обслуживания в системе товароснабжения зависит от следующих факторов:

скорости выполнения заказа (времени от отправки заказа до получения товара);

возможности срочной доставки товара по специальному заказу;

потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории;

продукция требует высокоспециализированного обслуживания.

Активная политика предприятия в области условий поставки заключается в том, что при продаже продукция должна быть доставлена как можно ближе к складу покупателя. При покупке продукция должна быть получена в собственность как можно с более близкого расстояния от склада продавца. Это способствует лучшему планированию бизнеса и контролю цепи поставки. Преимущества активной политики условий закупки: лучший контроль цепи поставки;

планирование бизнеса с точки зрения обслуживания потребителей в соответствии с закупками.

При разработке плана закупок продукции учитываются следующие факторы:

минимальная партия заказа, отпускаемого поставщиком; скидки при изменении объема поставляемой продукции; ограничения по времени (сроку годности) и объему хранения сырья, упаковки и готовой продукции в складских помещениях производственного предприятия;

местонахождение поставщика. Если поставщик - зарубежный, нецелесообразно осуществлять частые поставки небольших партий сырья или упаковки, так как при этом значительно возрастает уровень логистических затрат. В то же время с местным поставщиком можно оговорить такие условия, при которых получатель будет поддерживать минимальный уровень запаса сырья, материалов или упаковки;

надежность поставщика. В случае если поставщик надежный, производственное предприятие получает возможность организовать доставку точно в срок;

ассортимент и номенклатура материалов и сырья, закупаемых у одного поставщика. Всю продукцию, закупаемую у одного поставщика, целесообразно поставлять одновременно во избежание роста расходов на транспортировку. Особенно это актуально для зарубежных поставщиков;

сроки поставки сырья и материалов с момента заказа (чем больше срок поставки, тем больший запас данного материала должен быть на предприятии).

Принципы закупки товаров в магазине:

2 На ранних этапах формирования ассортимента закупать и продавать лишь ограниченное количество наименований товаров, чтобы коммерческие службы могли, сосредоточить свои усилия на повышении качества и установлении стандартов на качество основных товаров. Только после этого можно дальше расширять ассортимент.

3 Установить тесное сотрудничество на всех уровнях между товароведами коммерческих служб и технологами производства, между поставщиками и оптовыми покупателями. Приветствовать совместную работу по формированию ассортимента, формированию качества, разработки новых товаров.

практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

Из других методов выбора поставщиков можно отметить метод оценки затрат.

Метод оценки затрат.

Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это - разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера, можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;

издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.)

издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков.

затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.). затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров, транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара, затраты на страхование логистических рисков и др.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.

Метод доминирующих характеристик.

Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода - в простоте, а недостаток - в игнорировании остальных факторов - критериев отбора.

Метод категорий предпочтения.

В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений

фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов.

Производственные отделы - о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

Майкл Р. Линдере и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации.

«Как идут дела с поставщиком X?» - типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика.

Сегодня в небольших компаниях почти вся оценка имеющихся источников снабжения осуществляется неформальным образом. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.

В целом, в настоящее время хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров, коммерческие взаимоотношения между партнерами по договору поставки, обеспечение исполнения обязательств, договорные взаимоотношения регулируются в России Гражданским кодексом Российской Федерации (частью 1 и 2), являющимися основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров, где излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок заключения договора, преддоговорные споры, изменение и расторжение договора и другие нормы договорного права. [8, с. 13]

Итак, при осуществлении сделок на поставку товаров торговому предприятию от поставщиков основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров.

Договор выполняет следующие функции: закрепляет юридически отношения между партнерами; устанавливает порядок и способы выполнения обязательств; предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.

ТЕМА «Договоры поставки»

Понятие, содержание, форма и виды договоров в коммерческой деятельности

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор – это двусторонняя или многосторонняя сделка, поэтому к договорам применяются все нормы, касающиеся таких сделок. Помните: не любая сделка есть договор, поскольку односторонние сделки к договорам не относятся. На договоры распространяются все нормы Гражданского кодекса РФ о недействительности сделок.

Договор характеризуется как юридический факт, относящийся к правомерным действиям, направленным на достижение определенного правового результата (установление, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей).

Договор представляет собой волевой акт. В нем должны быть обеспечены юридическое равенство сторон договора, экономическая независимость сторон любого договора, свобода договора. Стороны должны сами решить: заключать или не заключать им договор и уже конкретно его дальнейшее содержание.

Классификация видов договоров:

• Односторонние договоры (у одной стороны только права, а у другой стороны – только обязанности);

• Двусторонние договоры (каждая сторона обладает конкретными правами и обязанностями);

• Реальные договоры (для их заключения необходима, кроме опять же соглашения сторон, еще и передача самого предмета договора.

• Консенсуальные договоры (для их заключения достаточно соглашения сторон по всем существенным условиям договора);

• Возмездные договоры (такие договоры, когда стороны получает определенную плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей);

• Безвозмездные договоры (одна сторона обязуется предоставить что‑либо другой стороне без получения от нее определенной платы (денег или иного) или другого встречного предоставления. То есть все происходит совершенно бесплатно.

• Смешанные договоры;

• Публичные договоры;

• Свободные договоры;

• Обязательные договоры;

• Взаимосогласованные договоры;

• Договоры присоединения;

• Договоры с исполнением кредитору;

• Договоры с исполнением третьему лицу;

• Договоры в пользу участников;

• Договоры в пользу третьих лиц;

• Предварительные договоры (так называемые условные договоры). В данном случае стороны обязуются заключить договор в будущем на условиях, предусмотренных предварительным договором. Они могут заключаться в форме, установленной для основных договоров, а если она не установлена эта форма, то в письменной форме. Предварительные договоры должны содержать все существенные условия основного договора и срок, в который стороны обязуются заключить основной (главный) договор.

• Основные договоры (главные). Они заключаются на условиях предварительных договоров, как уже было сказано выше; если одна из сторон предварительного договора уклоняется от заключения основного договора, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

• Дополнительные договоры.

Обо всех данных видах договоров мы с вами поговорим далее.

Содержание договора – это совокупность действий, которые стороны обязались сами совершить либо не совершить в силу заключенного ими договора.[1]

Гражданское законодательство и иные нормативно‑правовые акты регулируют только основные и самые распространенные виды договоров в коммерческой деятельности. Сами же стороны договора могут заключать различные сделки, в которых содержатся элементы различных видов договоров, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом.

Итак, содержание любого договора это:

• Его существенные условия (то есть условия о предмете договора; условия, необходимые по закону именно для данного вида договоров; условия, согласование которых требует хоть одна из сторон договора; условия, которые требует закон или иной нормативно‑правовой акт).

Обычные условия. Они устанавливаются диспозитивными нормами гражданского права и вступают в действие, если стороны своим соглашением не устранили их применение или не установили иных условий (например, о цене, о сроке исполнения обязательства и т. п.).

Случайные условия. Они изменяют или дополняют обычнее условия и приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в текст договора, то есть это такие условия, которые не характерны для данного вида договора конкретно.

Типы договоров в зависимости от сферы их действия:

• Договоры о предоставлении услуг (это договоры перевозки, хранения, страхования, договоры подряда, трудовые договоры, договоры представительства и посредничества и т. п.).

• Договоры о совместных действиях (это договоры о товариществе, договоры о научно‑техническом и производственном сотрудничестве и т. д.).

• Договоры о передаче права (различные договоры собственности, такие как договоры купли‑продажи, дарения, мены; договоры пользования имуществом, авторские договоры; договоры перевозки, хранения; договоры ссуды, займа, банковского вклада; договоры комиссии и поручения; договоры об уступке требования и др.).

Для заключения договора необходимо согласовать все его существенные условия в требуемой в подлежащих случаях форме (п. 1 статьи 432 ГК РФ). Поскольку договор является одним из видов сделок, к его форме применяются общие правила о форме сделок. В соответствии с п. 1 статьи 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным только после придания ему установленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. То есть если одна из сторон потребовала придать договору письменную форму, а по закону она возможна и устная, то другая сторона должна с ней согласиться и заключить договор в письменной форме.

Для заключения реального договора требуется не только облеченное в требуемую форму соглашение между двумя сторонами договора, но и передача соответствующего имущества (п. 2 статьи 433 ГК РФ). При этом передача имущества также должна быть надлежащим образом оформлена.

Договор в письменной форме может быть заключен и путем составления одного документа, подписанного обеими сторонами договора, а также путем обмена документами с помощью средств почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 статьи 434 ГК РФ). Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма договора (например, совершение договора на бланке определенной формы, скрепление печатью организации или индивидуального предпринимателя и т. п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований (п. 1 статьи 160 ГК РФ). Если же дополнительные требования не установлены, стороны при заключении договора произвольно определяют его реквизиты и их расположение в письменном документе. Порядок расположения отдельных пунктов договора в письменном документе не влияет на его действительность.

В отношениях между гражданами и юридическими лицами нередко применяются типовые бланки, на которых оформляется письменный договор. В отличие от бланков публичные (типовые) договоры утверждаются Правительством РФ в случаях, предусмотренных законом (п. 4 статьи 426 ГК РФ). Условия типовых договоров обязательны для сторон и их нарушение ведет к признанию ничтожным либо внесенных изменений или дополнений, либо всего договора.[2]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: