Методы (способы, формы) финансирования инвестиционных проектов – действия, благодаря которым образуются источники финансирования инвестиций и реализуются эти проекты. Объединяются в две группы. К основным методам финансирования инвестиционных проектов относят самофинансирование, а также акционерное (долевое), заемное (долговое), централизованное и смешанное финансирование. Новыми формами финансирования инвестиционных проектов считаются проектное, венчурное и ипотечное финансирование, а также лизинг.
Самофинансирование осуществляется за счет собственных средств предприятий. Это наиболее предпочтительный метод финансирования инвестиционных проектов, так как наличие собственных средств делает предприятие независимым от кредиторов, позволяет ему проводить долговременную инвестиционную стратегию. Но осуществление инвестиционных проектов предполагает единовременное вложение значительных финансовых ресурсов на длительный срок, поэтому этот метод используется преимущественно для реализации небольших реальных инвестиционных программ и для финансовых инвестиций.
Финансирование путем продажи акций, т.е. за счет вкладов учредителей и стратегических инвесторов и передачи в результате части активов фирмы в собственность держателей акций, называют акционерным или долевым. Сильной стороной этой формы финансирования является привлечение инвестиций без последующей уплаты процентов. Слабая сторона — потеря части собственности, частичная утрата контроля над предприятием (проектом). Такая форма финансирования используется для реализации крупных капитальных вложений, а также для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в действующее предприятие.
Заемное (долговое) финансирование включает любые долговые обязательства (по облигационным займам, банковским кредитам, займам других организаций) платить фиксированные суммы или проценты за полученные на определенный срок средства. Сильная сторона этого метода — гибкая форма кредитования; слабые стороны — высокие процентные ставки на российском финансовом рынке, необходимость надежного обеспечения, дефицит стратегических инвесторов в России. Метод применяется при инвестировании в быстроокупаемые реальные активы с высокой нормой рентабельности. Заемное финансирование может использоваться также для финансовых инвестиций, но при условии, что уровень доходности по ним превышает ставку ссудного процента.
Централизованное финансирование осуществляется за счет бюджетных ассигнований. Сильные стороны — безвозвратный характер в ряде случаев, сравнительно низкие процентные ставки при возвратном финансировании. Слабые — зависимость от наполнения бюджета, жесткий и длительный отбор проектов.
Смешанное финансирование основывается на комбинации всех выше названных методов финансирования.
Проектное финансирование предусматривает обслуживание долговых обязательств самим инвестиционным проектом и является разновидностью заемного финансирования, когда за него расплачиваются из прибыли. Осуществляется на основе учета возможных рисков проекта и их распределения между его участниками. Эти риски учитываются регрессом – требованием о возмещении предоставленной в заем суммы, поэтому проектное финансирование называют еще финансирование с регрессом. Целесообразно оно только при достаточной экономической эффективности инвестиционного проекта, когда в результате его реализации обеспечивается необходимый для обслуживания и выплаты долга приток денег. Проектное финансирование – наиболее оптимальная схема для проектов, связанных с поиском, разведкой, и добычей минерального сырья, но его широкое использование сдерживается несовершенством имеющейся нормативно-правовой базы, сложностью механизма реализации и другими причинами.
Венчурное (рúсковое) финансирование – привлечение средств внешних инвесторов (независимых венчурных фондов) в уставный капитал специализированных (венчурных) предприятий, создаваемых для осуществления конкретных высокорискованных инвестиционных проектов. Учредителями независимых венчурных фондов выступают крупные (коммерческие и инвестиционные) банки, страховые компании, пенсионные и паевые фонды. Особенностью венчурного финансирования является предоставление средств под перспективную идею без гарантированного обеспечения имеющимся имуществом, сбережениями или прочими активами предприятия. Единственным залогом служит доля акций уже действующей или создающейся фирмы. В случае положительного результата от реализации проекта инвестор может вернуть вложенные в него средства и получить прибыль; в противном случае — только часть активов фирмы, пропорционально его доле в зарегистрированном уставном капитале.
В отличие от обычного кредитования, в случае венчурного инвестирования рисковые предприятия не должны возвращать вложенные в них средства. Венчурное инвестирование осуществляется в расчете не на процент и не на регулярные доходы на инвестированный капитал, а на развитие самих рисковых предприятий, на доход от массового выпуска продукции, а также на размещение акций успешных компаний.
Ипотечное кредитование – способ привлечения финансовых ресурсов в форме кредитов под залог недвижимости, а также посредством выпуска ценных бумаг – закладных, облигаций, сертификатов участия в кредите. Субъектами ипотечного кредитования являются заемщик (залогодатель), кредитор и инвестор. Цель заемщика (залогодателя) – привлечь оптимальное по стоимости финансирование. Цель кредитора – максимизация прибыли и соответственно прибыльности на капитал при условии обеспечения ликвидности баланса. Инвестор, приобретая закладные или облигации, обеспеченные закладными, также стремится максимизировать прибыль.
Под лизингом понимают комплекс имущественных отношений, возникающих при передаче предмета лизинга во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдаче в аренду.
Лизингодатель, предоставляя лизингополучателю элементы основного капитала на установленный договором срок и за определенную плату, по существу реализует принципы срочности, возвратности и платности, присущие кредитной сделке. Но с другой стороны, и лизингодатель, и лизингополучатель оперируют с капиталом не в денежной, а в производственной форме, что сближает лизинг с инвестированием и резко повышает его народнохозяйственную значимость.
С экономической точки зрения лизинг есть товарный кредит в основные фонды, предоставляемый лизингополучателю в виде передаваемого в пользование имущества. Но если при товарном кредитовании в чистом виде товаропроизводитель одновременно с получением товара вступает в право собственности с отсрочкой во времени оплаты потребительной стоимости товара, то при лизинге это право остается за лизингодателем до полной оплаты предмета лизинга лизингополучателем.
Таким образом, лизинговые платежи — это плата за пользование кредитом в виде имущества; лизинг дополняет традиционные отношения финансовых институтов с деловыми кругами по финансированию технического перевооружения, реконструкции и развития производства.
Преимуществами лизинга перед прочими методами финансирования инвестиционных проектов являются:
1. Предприятие-лизингополучатель имеет возможность использовать дорогостоящую новейшую технику без больших начальных вложений.
2. Платежи по лизингу ведутся из суммы прибыли, полученной от использования арендуемого имущества, и не подлежат налогообложению, поскольку являются арендной платой.
3. В связи с тем, что размер платежей определяется при подписании договора, он не зависит от колебаний валютного курса и изменения банковского процента. В расчетах по лизингу оборудование оценивается в текущих ценах, а арендные взносы из будущих поступлений становятся средством снижения инфляции вследствие неизменности цен на оборудование.
4. Лизинг позволяет увеличить ресурсы предприятия при невозможности их возрастания за счет других источников. Лизинг улучшает ликвидность предприятия. С его помощью осуществляется стопроцентное финансирование без привлечения собственных средств. Лизинг не оказывает влияния на уровень банковской задолженности предприятия.
5. При оформлении договора лизингополучатель имеет возможность получить от банка ряд финансовых, нефинансовых, а также информационных, юридических и других услуг.
6. В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели, как потребители оборудования, но и предприятия-производители, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта выпускаемого ими оборудования.
7. Для лизинговых компаний, как инвесторов, лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком, по сравнению с обычным кредитованием, риске за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента. До завершающего платежа компания остается юридическим собственником лизингового оборудования и в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков. В случае банкротства лизингополучателя оборудование в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.
8. Для банков (если лизинговые компании инициируются банком) лизинг – способ привлечения крупных клиентов и снижения риска неплатежей. В случае задержек с арендной платой или других финансовых проблем лизинговая компания может забрать оборудование назад.
К недостаткам лизинга можно отнести следующее:
1. Отсутствие у лизингополучателя полных прав владения и пользования ограничивает его хозяйственную свободу (изменение назначения применения оборудования разрешается только с согласия лизингодателя).
2. По сравнению с продажей оборудования в кредит лизинг характеризуется бόльшим риском из-за того, что лизингодателю нельзя предотвратить принятие лизингополучателем новых (чрезмерных) долговых обязательств.
3. Лизинговые платежи ввиду большогоколичества составляющих практически всегда выше платы по традиционным банковским кредитам.
4. Ряд проблем связан с налогообложением лизинговых операций.
5. Амортизационный фонд лизингополучателя (даже в случае, когда предмет лизинга отраженна его балансе) используется лишь для возврата инвестору авансированного капитала и, таким образом, не может служить источником материального обновления производства, лишая лизингополучателя при этом и части прибыли, расходуемой на выплаты по программе ускоренной амортизации.
6. В ряде случаев лизинговые компании требуют определенного подхода к лизинговой сделке, который ставит лизингополучателя в неблагоприятные условия, и при этом не желают идти ему навстречу. Это касается вопросов страхования и на чьем балансе должно числиться лизинговое оборудование.
7. Сама лизинговая сфера еще относительно молода, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и, кроме того, лизинговый механизм сложен и не совсем понятен потенциальным лизингополучателям. Поэтому одной из основных задач по развитию рынка лизинга является организация обучающих программ и семинаров.
8. Рост рынка лизинга оборудования ограничен неразвитостью вторичного рынка оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, т. к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к перепродажной стоимости лизингового оборудования.
7. инвестиционнАЯ привлекательностЬ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ-РЕЦИПИЕНТОВ.
Под инвестиционной привлекательностью предприятия понимается совокупность его различных объективных свойств, признаков, средств и возможностей, определяющих платежеспособную потребность данного предприятия в инвестициях. Оценка и анализ инвестиционной привлекательности предприятия, как возможного объекта инвестирования, постепенно становятся обязательной процедурой, предшествующей расчету ожидаемой эффективности любых вложений в этот объект и поиску инвесторов.
Все существующие методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия можно объединить в две группы. В первую входят методики, согласно которым уровень инвестиционной привлекательности предприятия целиком и полностью определяется его финансовым состоянием. Оцениваемые в рамках данных методик факторы инвестиционной привлекательности предприятия – это показатели его платежеспособности и ликвидности, коэффициенты финансовой устойчивости, показатели рентабельности и оборачиваемости оборотных средств, показатели рыночной стоимости предприятия и другие.
Вторая группа методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия претендует на системный и потому более полный охват факторов, влияющих на данное качество оцениваемого субъекта экономики. Эти факторы сведены в две группы – внутренние и внешние по отношению к анализируемому предприятию.
К учитываемым внутренним факторам инвестиционной привлекательности предприятия и к используемым для этого их количественным параметрам относятся:
- производственный (фондоотдача, рост активов, выручки, валовой и чистой прибыли, динамика объема произведенной продукции, выработка на одного работающего, степень использования производственной мощности, коэффициенты замены и прироста основных средств и др.);
- финансовый (доля собственных оборотных средств в активах, коэффициенты ликвидности, рентабельности продаж и активов, рентабельность собственного капитала, прибыль на одну акцию и др.);
- инвестиционный (отношение текущего объема инвестиций к предыдущему);
- кадровый (динамика заработной платы, текучесть кадров, количество конфликтных ситуаций и др.);
- корпоративно-управленческий (организационно-правовая форма, уровень концентрации основного производства, степень кооперирования и диверсификации, принадлежность к корпорациям – холдингам, ассоциациям предприятий, ФПГ);
- конкурентный (доля рынка, показатели качества продукции, стадия ее жизненного цикла, степень известности торговой марки среди потребителей, инновационность продукции и др.);
- стратегический (наличие и показатели планов (намерений) выхода на новые рынки, роста объема продаж, уменьшения издержек, внедрения новой техники, повышения компетентности персонала, интеграции в более крупную структуру (дружественное слияние и поглощение), получения государственной поддержки, попадания в условия особой экономической зоны и др.).
Внешними факторами инвестиционной привлекательности предприятия являются:
- инвестиционный климат территории (страны, региона), где расположено предприятие (место территории в рейтинге аккредитованного российского или зарубежного рейтингового агентства);
- инвестиционная привлекательность отрасли, к которой относится предприятие (место отрасли в рейтингах российских рейтинговых агентств);
- уровень отношений с органами управления территории (наличие или отсутствие специальных налоговых режимов и прочих налоговых льгот, участие в территориальных (федеральных или региональных) инвестиционных программах, величина бюджетных ассигнований, содействие развитию инфраструктуры территории и др.);
- стабильность окружающей страновой среды (темп инфляции, статус национальной валюты, уровень и стабильность налоговой нагрузки, качество гражданского законодательства, бюрократические формальности, связанные с ведением бизнеса и др.).
По этим исходным данным с помощью методик, относимых ко второй группе, методом средневзвешенного определяются как частные (локальные), то есть по какому-то одному, интересующему инвестора, внутреннему или внешнему фактору, показатели инвестиционной привлекательности, так и интегральные, которые учитывают либо все, либо отдельные группы этих факторов. При этом проверяется парная и множественная корреляция между всеми учитываемыми параметрами разных факторов инвестиционной привлекательности предприятия с целью исключения из последующего расчета показателей этой привлекательности незначимых и зависимых параметров.
Несмотря на преимущество методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия второй группы в плане бόльшей объективности (числа и видов учитываемых факторов), их недостатком является качественный (неколичественный) характер отдельных, учитываемых экспертным способом, параметров.
Поскольку все определяемые показатели являются относительными, с их помощью можно сравнивать по уровню инвестиционной привлекательности предприятия, независимо от их размера, организационно-правовой формы, месторасположения и отраслевой принадлежности, что позволяет строить рейтинги – паспорта инвестиционной привлекательности для инвесторов по объединениям предприятий, отраслям, субъектам федерации, муниципальным образованиям, то есть для любых территориально-производственных экономических систем.