Общая характеристика эпохи Просвещения. Основные представители.
Эпохой Просвещения считается период между второй (Славной) английской революцией и Великой французской революцией.
Ведущее место в эпоху Просвещения занимала философия «просветителей».
1. Просветители старались излагать свои идеи в доступной форме. Обсуждение философских и научных проблем стало популярным. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий в невежестве, для устранение которого, необходимо просвещение людей.
2. Важное место в философии просветителей занимала критика религии и церкви, препятствующих свободному развитию человека. Был распространен деизм – философское учение, в котором Бог признается творцом мира, но создав этот мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в мирские дела.
3. В эпоху просвещения предпринималась попытка объединить законы общества и особенности развития общества с материальными условиями жизни людей.
Основные представители.
|
|
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694 – 1778). Основные работы: «Трактат о веротерпимости», «Философский словарь» и т.д.
По своим философским взглядам Вольтер деист. Он является сторонником ньютоновской механистической картины мира: материя понималась как состоящая из неделимых частиц (корпускул), которые находятся в пустоте (пространстве) и взаимодействуют по законам механики.
Вольтер признавал существование Бога – творца мира. Однако он предполагал, что люди не могут судить о деятельности Бога.
Человек, по мнению Вольтера, общественное существо. Жизнь в обществе соответствует природе человека. Анализируя формы правления, Вольтер лучшей признавал конституционную монархию. Он считал, что расслоение общества на бедных и богатых, темных и образованных неизбежно и соответствует природе людей.
Основные работы: «О духе законов» и т.д.
Рассматривая проблему происхождения мира, Монтескье считал мир сотворенным Богом, законы мира вечны и неизменны.
Особое внимание Монтескье уделял социально-политической проблематике. Для объяснения социальных явлений он считал необходимым их рассмотрение в комплексе, включая исторические, политические, физические, географические факторы. Человеческую природу можно улучшать за счет распространения образования и усовершенствование законов.
В основе человеческой истории, по мнению Монтескье, лежат объективные законы, такие же, как законы природы. Однако люди им не всегда следуют. У людей действуют законы двух типов: физические (естественные) – установленные Богом как законы природы; социальные – установленные людьми.
|
|
Государственные законы бывают трех видов: 1) международное право – отношения между народами; 2) политическое право – отношения между правителем и подданными; 3) гражданское право – отношения между гражданами.
Монтескье придерживается принципа географического детерминизма при анализе социальной жизни: характер внутренних законов различных государств связан с характером проживающих в государстве людей, который зависит от климата, географических условий, качества почвы, образа жизни и т.д.
Власть в государстве делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Высшая цель человека – свобода.
Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Основные работы: «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и т.д.
По своим философским взглядам Руссо был деистом. Он признавал реальное существование материального мира и сотворение его Богом.
Анализируя проблему познания, Руссо принижал значение разума и мышления, их роль в познании мира, т.е. познание сущности вещей для человека недоступно.
Особый интерес вызывают социально-политические взгляды Руссо. Рассматривая проблему неравенства, выделил два типа неравенств: естественное (физическое) и нравственное или политическое (социальное). По мнению Руссо, в «естественном состоянии» (до возникновения государства) не было неравенства. Неравенство стало следствием возникновения частной собственности. Государство возникло в результате добровольного договора между всеми членами общества («общественный договор»).
Дени Дидро (1713 - 1784). Основные произведения: «Философские мысли», «Письмо о слепых в назидание зрячим» и т.д.
Дидро критикует христианские догмы и религиозные суеверия. По своим взглядам был материалистом и атеистом. Дидро предлагает материалистическую картину мира, который находится в вечном движении и развитии. Материя, по мнению Дидро, единственная существующая субстанция. Сознание – свойство высокоорганизованной материи. Решая проблему познания, Дидро считал, что мир познаваем.
Немецкая классическая философия. Основные представители.
Иммануил Кант (1724 - 1804). Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
В творчестве И. Канта выделяют два периода: докритический (до 1770г.) и критический.
В докритический период Кант занимался проблемами естествознания:
1) разработал небулярную теорию происхождения солнечной системы;
2) определил, что в результате приливов и отливов замедляется суточное вращение Земли.
Критический период обозначился созданием учения о «чистом
разуме».
В онтологических вопросах Кант деист и объективный идеалист
(Бог – творец мира, существует, но это вопрос практического разума).
В рамках чистого разума мы уверены в существовании двух типов
объектов: внешнего мира и человеческого сознания.
Кант, решая данную проблему, вводит два понятия:
«Вещь сама по себе» – объект внешнего мира, существующий в нашем сознании.
«Вещь для нас» – образ объекта внешнего мира, существующий в нашем сознании.
«Вещь сама по себе» - трансцендентная сущность, т.е. находящаяся за пределами нашего возможного опыта. В опыте мы имеем дело с явлениями, т.е. с «вещами для нас». «Вещь сама по себе» не познаваема.
Знание о мире, по мнению Канта, выражается в суждениях (предложениях). Суждения делятся на аналитические и синтетические, а также на априорные и апостериорные.
Аналитические суждения – в этих суждениях то, что утверждается о некотором объекте, уже заведомо содержится в понятии об этом объекте.
Синтетические – суждения, в которых то, что утверждается о некотором объекте, не содержится в понятии об этом объекте.
|
|
Априорные – до- и внеопытные суждения, т.е. предшествующие соответствующему опыту и независящие от него.
Апостериорные – суждения, полученные в результате опыта.
Виды суждений | АНАЛИТИЧЕСКИЕ | СИНТЕТИЧЕСКИЕ |
АПРИОРНЫЕ | 1)аналитические и априорные | 3)синтетические и априорные |
АПОСТЕРИОРНЫЕ | 2)аналитические и апостериорные | 4)синтетические и апостериорные |
У человека, по Канту, три типа познавательных способностей: чувственность, рассудок, разум.
Трансцендентальная апперцепция – синтез чувственных данных, приходящих в сознание извне, с формой внешнего (пространство) и внутреннего (время) чувственного созерцания.
Этика. Центральной проблемой этики Канта является проблема свободы и необходимости.
Категорический императив:
1) «… поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;
2) «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814). Работы: «Опыт критики всяческого откровения», «Основы общего наукоучения» и т.д.
Философия Фихте делится на два периода: 1) субъективный идеализм; 2) объективный идеализм.
Первый период. Фихте создает философскую концепцию исходя из понятия абсолютного «Я».
Виды «я».
Первый объект исследования – личное, индивидуальное, эмпирическое «я». Кроме личного, существует сознание других людей. Личное «я» входит во множество человеческих «я».
Фихте говорит о существовании Абсолютного сознания – «Я», за пределами человеческого «я» – определяя их существенные свойства.
Сама философская система Фихте делится на 2 группы: критицизм и догматизм. Учение, начинающееся с исследования сознания – «критицизм». Учение, начинающееся с исследования мира – «догматизм».
Сознание не дано, а задано. Сознание в деятельности порождает, создает себя, проходит стадии развития:
1) активный субъект интуитивно усматривает себя и осознает свою самотождественность, т.е. я=я;
|
|
2) «Я» порождает свое отрицание – «не Я»;
3) происходит синтез 1 и 2 – детерминация, взаимоограничение, определение «я» и «не я».
Фихте рассматривает понятие «свобода»: «быть свободным – сделать себя свободным» – т.е. в своем эмпирическом «я» отодвинуть границы «не я».
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854). Работы: «Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства» и т.д.
В философии Шеллинга выделяют 5 периодов: 1) натурфилософия; 2) трансцендентальный идеализм; 3) философия тождества; 4) философия свободы; 5) философия откровения.
1.Природа и Дух – определенное единство. Идею «чистой активности» Духа Шеллинг переносит на Природу – диалектика природы. Природа существует реально и объективно, как единое и целое.
Природа развивается на каждой стадии с позитивной и негативной силы столкновения. Человек – высшая цель развития Природы, т.к. посредством человеческого сознания природа осознает себя. Для этого необходима деятельность Разума, способного усмотреть в вещах единство противоположностей.
2. «Я» (Дух, Разум) – изначальная активность, воля. Деятельность «Я» – в мышлении. Предмет мышления «Я» - оно само.
Если основываться на позиции, что деятельность исходного «Я» порождает свой предел («не Я»), то это приводит к субъективному идеализму. Если исходить из реального существования «не Я» независимость «не Я» от «Я» – реализм. Учитывая обе возможности синтез субъективного идеализма с реализмом – это «трансцендентальный идеализм».
3.Исходное понятие – «Абсолют», в котором неразличимы субъект и объект. В «Абсолюте» – совпадение противоположностей и их обособление. Абсолют – Бог.
4. Проблема – порождение мира из Абсолюта. Происхождение мира из Абсолюта – это первичный иррациональный акт. Причина его – Абсолюту (Богу) присуща воля с ее свободой.
5. Путь постижения Бога – через понимание Откровения.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831). Работы: «Феноменология духа», «Наука логики» и т.д.
Позиция Гегеля – объективный идеализм.
Реальность – абсолютная идеальная сущность (Мировой разум, Логос, Дух), которую Гегель называет Абсолют. Свойство Абсолюта – творческая активность, развитие, развертывание.
Абсолют в развитии проходит стадии: Абсолютная идея, Природа, Дух. Процесс развития Абсолюта – вечная и непрерывная борьба и единство противоположностей – абсолютной идеи и Природы и синтезом этих противоположностей – Духом.
Структура философии Гегеля связана со стадиями развития Абсолюта.
Абсолютная идея | «БЫТИЕ – В – СЕБЕ» | ЛОГИКА |
ПРИРОДА | «БЫТИЕ – ДЛЯ – ДРУГОГО» | ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ |
ДУХ | «БЫТИЕ – В – СЕБЕ – И – ДЛЯ – СЕБЯ» | ФИЛОСОФИЯ ДУХА |
Логика: анализировал проблему становления наиболее общих понятий путем построения триад различного уровня: тезис – антитезис – синтез.
Философия природы: Природа – инобытие Абсолютной идеи природе свойственны законы, что и Абсолютной идее. Философия природы состоит из механики, физики и органики.
Философия Духа. Дух – высший этап развития Абсолюта, т.е. синтез Абсолютной идеи и Природы.
Основной тезис: «Все действительно разумно, все разумное действительно».
Движение человеческой истории – увеличение свободы и рост разумности.
Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872). Работы: «Основные положения философии будущего», «Сущность христианства» и т.д.
Центральное место в философии Фейербаха занимает критика религии. Возникновение религии связано с «природой человека» и условиями его жизни. Обращаясь к богу, человек обращается к своей собственной сущности. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставляет ему культ человека: «Человек человеку Бог».
Философия, по мнению Фейербаха, должна начинаться с признания реальности бытия как такового, т.е. природы или материи. В центре находится человек – подобная позиция является антропологическим материализмом. Человек и материальное и разумной существо. Его сущность – разум, воля и сердце (чувство). Движущей силой человеческой деятельности является стремление к счастью.
Современная философия.
Философию 19-20 вв. называют “современной философией” - это философия, которая возникла после немецкой классической философии и, в значительной степени, развивалась на ее базе. Включает несколько десятков течений и направлений.
Существенные признаки современной философии:
1. “Практицизм” - направленность на реальную жизнь;
2. “Эволюционизм” - широкое распространение идеи эволюции природы, общества, человеческого познания;
3. “Релятивизм” - идея относительности знания;
4. “Сциентизм” - тесная связь с другими науками;
5. “Рационализм” и “иррационализм” - обострение борьбы направлений.
Направления современной философии.
“Позитивизм” (положительный) – обозначение особого философского направления, возникшего в 30-е годы 19 в. и сохранившееся до наших дней. Предметом исследования является научное познание, его логика и методология. Прошел в своем развитии 3 стадии: 1) первый, классический, позитивизм (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер) – выведение из фактов действительности их “скрытых причин” - законов природы, разработка логики и методологии; 2) эмпириокритицизм (махизм) (Э.Мах, Р.Авенариус) – как на базе опыта образуются научные понятия; 3) неопозитивизм (логический) (М.Шлик, Р. Карнап) – анализ знания через возможность выражения его в языке; 4) постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд).
“Марксистская философия” - включает марксизм, политическую экономию, научный коммунизм. Марксистская философия состоит из 2-х частей: диалектического материализма и исторического материализма. Основные представители: К.Маркс, Ф.Энгельс.
“Неокантианство” - совокупность течений физиологического неокантианства и философии марбургской и баденской (фрейбургской) школ.
Физиологической неокантианство - О.Либерман, Ф.А.Ланге. Марбургская школа – Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер. Основная проблематика – изучение проблем естественных наук. Баденская школа – В.Виндельбандт, Р.Риккерт. Основная проблематика – исторические науки и специфика их методологии.
“Прагматизм” - философское направление, в котором практика (опыт)выступает в качестве основногометодологического принципа, а практическая эффективность – как критерий истинности. Основные представители – Ч.Пирс, У.Дженкс, Дж.Дьюи.
“Психоаналитическая философия” - основным объектом исследования является психика человека, понимаемая как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых – сознание и бессознательное. Центральная проблема – учение о бессознательном, его природе и происхождении, взаимодействии с сознанием. Основные представители – З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм.
“Философия жизни” - центральное понятие “жизнь” как исходнаяинтуитивно постигаемая целостная реальность. Представители – А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей, О.Шпенглер, Г.Зиммель. Основные идеи в работах А.Шопенгауэра – в основе бытия - “воля к жизни”. В философии Ф.Ницше - жизнь проявление стихийного становления бытия, все живое обладает “волей к власти”. А.Шопенгауэр – жизнь как космическая сила, “жизненный порыв”. Историцистский вариант философии жизни предствлен в работах В.Дильтея, О.Шпенглера, Г.Зиммеля – главный объект исследования человеческая культура, происхождение и сущность ее различных форм.
“Феноменология” - учение о феноменах, основоположником которого был Э.Гуссерль.
Фундаментальные принципы: 1) человек обладает сознанием, что самоочевидно для любого мыслящего существа; 2) методом познания всего, лежащего за пределами сознания является сознание. Т.о. человек познает проявление изучаемых объектов в сознании, т.е. феномены или явления.
“Экзистенциализм” - философия существования. Центральное место – проблема человеческого существования (экзистенция): акцент на трагичность; понимание творчества как способа функционирования человека в мире. Экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер).
“Герменевтика” - центральная проблема - понимание (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, М.Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер). Общая герменевтика и философская герменевтика. Герменевтика занимается исследованием любых текстов.
“Структурализм”. Периоды развития: 1) предструктурализм – структуры в языке и в литературных произведениях (1920-е г.г. Ф.де Соссюр); 2) структурализм – структуры в языке, сознание и бессознательное в литературе, текстах (1940-1980 гг. К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, М.Фуко); 3) постструктурализм – то, что выходит за рамки структур (1970 – до наст.вр.). В структурализме изучаемый объект понимается как язык или текст, написанный на этом языке. Язык – некая система, обладающая внутренней структурой.
“Постструктурализм” (Ж.Делез, Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар и т.д.). В центре изучения данной философии – то в субъекте, что влияет на становление структур. Субъект – думающий, переживающий, действующий.
“Постмодернизм” - особое направление современной философии, специальное направление в культуре и науке. Крайне разнородное течение, не получившее организованного оформления. Постмодернизм – попытка философского осмысления человеческой культуры. В основе – отказ от фундаментальных идей и идеалов эпохи Нового времени, избавление культуры от диктата разума и традиций. Любая истина может быть и должна быть подвергнута сомн