Декларация прав и свобод человека и гражданина России от 22.11.1991г

Источники

Источники права социального обеспечения – внешние формы выражения правотворческой деятельности государства с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Классификация:

  1. по юридической силе;
  2. по видам общественных отношений, которые они регулируют;
  3. в зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения;
  4. международные источники;
    1. Европейская социальная хартия (ратифицирована 20 мая 2009 года. П.8 работающие женщины-матери имеют право на особую защиту; п.11 каждый имеет право на пользование благами, позволяющими обеспечивать хорошее состояние здоровья; п.12 все работники и члены их семей имеют право на социальное обеспечение; п.13 каждый, не имеющий необходимых материальных средств имеет право на социальную и медицинскую помощь; п.14 каждый имеет право пользоваться услугами социальных служб; п.15 нетрудоспособные лица имеют право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества; п.16 семья как основополагающая ячейка общества имеет право на соответствующую социальную, экономическую и юридическую??? защиту, призванную обеспечить ее полное развитие.

Ст.10 ч.3 жилье малоимущим гражданам предоставляется бесплатно или на льготных условиях из государственных и муниципальных жилищных фондов.

Ст.20 граждане РФ имеют право на объединение. Ограничение этого права может быть установлено только по решению суда на основании закона.

Ст.23 ч.3 каждый имеет право на защиту от безработицы

Ст.25 ч.1 каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование, поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развития физкультуры и спорта.

Чт.26 ч.1 каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и иных, установленных законом случаев.

Ст.26 ч.2 пенсии и пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом уровня жизни населения

Ст.26 ч.3 государство развивает систему социального страхования и обеспечения

Ст.26 ч.4 поощряется создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность

Ст.28 государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан отбыших наказания в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке.

Конституция РФ ст.7 РФ – социальное государство политика которого…, ст.15 ч.4 – мы входим в международное сооб…, ст37 ч.3 – защита от безработицы…, ст.38 – материнство и детство…, ст.39 – социальное обеспечение…, ст.41 – охрана здоровья …, ч.3 ст.40 – малоимущим …, ст.30 каждый имеет право на объединение, ст.46 – защита прав и свобод…, ст.72 ч.1 п.ж. координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Тема 2 стр31-40 – законодательство кировской области прочитать к семинарскому занятию

Тема 1 параграф 1.5 источники права социального обеспечения.

Постановление конституционного суда см. стр28-29

Определение КРФ и постановление Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами, права на трудовые пенсии

Лекция №4 09.09.09

Правоотношения в сфере социального обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению – это возникающие на основе юридических фактов отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите по независящим от них обстоятельствах в которых граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, пособия, компенсации, либо социальной услуге, а соответствующий государственный или иной орган несёт юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу (Тучкова). Правоотношения по социальному обеспечению являются: 1)распределительными,

2)относительными,

3)носят волевой характер,

4)для возникновения правоотношений не требуется волеизъявление обоих субъектов,

5)всем правоотношениям присуща целевая общность (удовлетворение определённых потребностей граждан),

6)видов правоотношений столько сколько видов социального обеспечения,

7)материальные и процедурные (регулятивные) правоотношения, процессуальные (правоохранительные).

Ядро системы правоотношений составляют материальные, т.к. именно в них удовлетворяются объективные потребности престарелых и нетрудоспособных граждан. В материальных средствах потребности в охране здоровья, потребности в воспитании детей и т.д. Материальные правоотношения классифицируются в зависимости от видов социального обеспечения (пенсионные, пособия,, компенсации, субсидии, мед помощи и лечения, соц. обслуживания). Данная классификация дополняется другой которая позволяет раскрыть признаки реально существующего жизнеправоотношения в зависимости от специфики юридических фактов, влияющих на его возникновение (пенсионное правоотношение).

Пенсионное правоотношение: (подвиды)

1)по старости,

2)по инвалидности,

3)по случаю утраты кормильца,

4)за выслугу лет,

5)социальные пенсии,

Правоотношения по поводу пособий, компенсаций, пособий, субсидий охватывают многообразные отношения, возникающие в связи с предоставлением гражданину того или иного вида пособий, компенсаций, субсидий.

Правоотношения по поводу соц. обслуживания классифицируются на виды в зависимости от той или иной соц. услуги.

В праве соц. обеспечения не существует какого-либо единого правоотношения по соц. обеспечению, в рамках которого гражданин был бы наделён субъективным правом на получение всех либо сразу нескольких видов соц. обеспечения. В то же время при наличии соответствующих юридических фактов гражданин может быть субъектом одновременно в нескольких параллельно существующих правоотношениях.

Правоотношения процедурные и процессуальные носят вспомогательный характер. Они необходимы для нормального функционирования материальных отношений. 3 классификации:

1)правоотношения по установлению юридических фактов,

2)процедурные правоотношения, связанные с принятием компетентным органом решения о применении нормы права,

3)процессуальные правоотношения, возникающие в связи с защитой своего нарушенного права на любой вид социального обеспечения.

Субъекты материальных правоотношений: гражданин РФ, лицо без гражданства, иностранный гражданин; государственный орган или орган по поручению государства. Особый субъект – семья.

Субъекты процедурных и процессуальных правоотношений: медико-социальная экспертная комиссия – устанавливает юридический факт, нетрудоспособность (инвалидность); суд.

Правоспособность (общая, специальная, отраслевая). Общая: возникает с момента рождения и материальное благо предоставляется каждому члену общества. Вне всякой связи его с трудом.

Дееспособность может быть отделена от правоспособности и права на социальное обеспечение может быть реализовано законным представителем. (при рождение ребёнка – право на пособие или лекарство). Предоставление соц. обеспечения в порядке обязательного соц. страхования возможно только гражданам, подлежащим соц. страхованию. У одних возникает с момента заключения трудового договора, у других с момента уплаты страховых взносов. Соц. страхование – специальная правоспособность.

Объект: (материальное правоотношение) материальное благо адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсации, субсидии, либо определённой соц. услуги. Процедурное правоотношение объектом являются: действия решения государственных органов о назначение конкретного вида соц. обеспечения, без которых невозможно реализация материальных правоотношений (принятие решения и помещение родителей в дом интернат). В процессуальных правоотношениях, объектом являются действия решения по существу спора, т.е. по восстановлению нарушенного права гражданина на конкретный вид соц. обеспечения в установленном законом размере.

Содержание правоотношений (материальных): субъект, объект, содержание. Содержанием правоотношением по соц. обеспечению является совокупность субъективного права гражданина получить тот или иной вид соц. обеспечения и соответствующий этому праву юридической обязанности уполномоченного органа предоставить гражданину на основе акта о применении нормы права, обеспечения соответствующего вида, установленного законом объёме, сроке и порядке. Обязанный субъект должен гарантировать реализацию субъективного права в полном объёме. И с другой стороны: право органа, осуществляющего социальное обеспечение требовать от гражданина сведений о всех обстоятельствах с которыми связано прекращение правоотношения или уменьшения объёма правомочий гражданина, а также обязанность гражданина своевременно сообщать о всех обстоятельствах с которыми связано прекращение правоотношения или уменьшение объёма его правомочий.

Содержание процедурного правоотношения составляет субъективное право гражданина на установление юридических фактов необходимых для возникновения права на конкретный вид соц. обеспечения и соответствующая ему обязанность государственного органа произвести проверку и вынести акт – решение об удовлетворении субъективного права или об отказе в этом.

Содержание процессуальных правоотношений выступает субъективное право на восстановление нарушенного права и соответствующая ему обязанность государственного органа рассмотреть существо спора и принять решение.

И в материальных и процедурных и процессуальных - обязанность гос. органа одна и та же – принять решение о назначении или об отказе в назначении конкретного вида соц. обеспечения, за которым обратился гражданин.

По сроку действия правоотношения по соц. обеспечению являются, как правило, длящимися. Их можно разграничить:

1)существует неопределённое время,

2)существующая в течение определённого срока,

3)в некоторых случаях правоотношения, возникнув, тут же прекращаются, если они возникли в связи с реализацией права на какую-то единовременную выплату.

Процедурные отношения – также являются длящимися и они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение.

Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течении которых должны выполняться определённые юридические действия, пропуск сроков без уважительных причин влечёт отказ в предоставлении соответствующего вида соц. обеспечения (днём обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами, при направлении документов по почте днём обращения считается день отправления).

Лекция №5 16.09.09

Трудовой стаж. Понятие и значение трудового стажа.

Трудовой стаж – продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определённые правовые последствия (право на пенсию, пособия льготы).

Трудовой стаж – это юридический факт, время работы или иной деятельности с которым законодатель связывает наступление правовых последствий в виде трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, пособию по не трудоспособности.

Трудовой стаж (закон о государственном пенсионном обеспечении от 15.12.2001) – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии по закону о трудовых пенсиях в РФ.

Трудовая деятельность – это время в течении которого работник выполнял определённую трудовую функцию у конкретного работадателя на основании заключённого межу ними трудового договора или договора подряда, поручения, но при условии: в период работы отпределённого лица в качестве подрядчика или исполнителя организация – работодатель уплачивает за него страховые взносы в пенсионный фонд РФ.

Иная общественно полезная деятельность – это прохождение военной службы, время участия в оплачиваемых общественных работах, периоды ухода одного из родителей за ребёнком до достижении им 1,5 лет. Институт трудового стажа регулируется следующими нормативно-правовыми актами: соглашения о взаимном зачёте в общий трудовой стаж и выслугу лет, службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах – участниках СНГ 25.11.98.

Трудовой кодекс – в нём не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определения, только ст.314 ТК закрепляет что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций устанавливается правительством РФ в соответствии с ФЗ: «о государственном пенсионном обеспечении», «о трудовых пенсиях», постановления правительства: от 11.07.2002 №516 «об утвержении правил исчисления периодов работы…», постановление №555 от 24.07.2002 «об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для назначения пенсий», от 04.07.2002 №498 «об утверждении перечня сезонных работ, отраслей промышленности…». Трудовой стаж в ПСО классифицируют по видам:

1)общий (в настоящее время страховой).

Понятие страхового стажа закреплено в ст.10 закона «о трудовых пенсиях».

2)специльный трудовой стаж (СТС) – продолжительность работы в определённых условиях труда (тяжёлых, вредных и т.п.) на определённых должностях, в определённых природно-климатических условиях, на территориях подвергшихся радиоактивному загрязнению и других периодов, с которыми связаны льготные или по особым правилам обеспечение пенсиями. Специальный трудовой стаж нужен лицам работающим на государственной гражданской службе, военнослужащие, учителя и врачи. Специальный страховой стаж – суммарная продолжительность трудовой деятельности в определённы профессиях, должностях, производствах, отраслях, определённых местностях, с которыми закон связывает особые правовые последствия.

Страховой стаж с 01.01.2002 действует ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ», который установил новый порядок пенсионного обеспечения и в данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа. Таким образом на размер пенсии влияет не стаж и не заработок, а только реально уплаченные в пенсионный фонд РФ страховые взносы. В ст.11 закона «о трудовых пенсиях» перечислены периоды работы и (или) иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж.

Ст.11:

1)военная служба;

2)получение пособия по временной нетрудоспособности, в период ухода одного из родителей за каждым ребёнком до достижения им возраста 1.5 лет, но не более трёх лет в общей сложности;

3)период получения пособия по безработице;

4)период участия в оплачиваемых общественных работах, период переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5)период нахождения в местах лишения свободы необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных;

6)период ухода осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом первой группы, ребёнком – инвалидом или за лицом, достигшим 80 летнего возраста.

А также в страховой стаж включаются ещё 2 периода:

7)период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;

8)период проживания за границей супругов, работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, но не более 5 лет в общей сложности.

Специальный трудовой стаж – это стаж, с которым связано право на пенсию за выслугу лет военнослужащих, служащих органов внутренних дел, прокурорско – следственных работников и других приравненных к ним категорий.

Отличие СТС от ССС.

  1. Специальный трудовой стаж:
    1. необходим факт работы в определнной должности;
    2. Выслуга лет может исчиляться в льготном порядке 1:1.5, 1:2, 1:3;
    3. Исчисляется для определённых категорий граждан.
  2. Специальный страховой стаж:
    1. наличие не только работы с особыми условиям труда, но и уплата страховых взносов;
    2. исчисляется, как правило, календарно;
    3. работники занятые на вредных и тяжёлых условиях (ст.27,28 закона о трудовых пенсиях, работники, работающие в неблагоприятных климатических условиях).

Общее правило исчисления трудового стажа:

В соответствии с ч.1 ст.13 закона о трудовых пенсиях исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию производится в калллендарном порядке. Периоды, указанные в ст.11 закона «о трудовых пенсиях» засчитываются в трудовой стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности, независимо от их продолжительности.

По ч.2 ст.13 закона «о трудовых пенсиях» при исчислении страхового стажа периоды работы в течении полного навигационного периода и в течении полного сезона в организации отраслей сезонной промышленности учитываются с таким расчётом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

К сезонным работам относятся работы: в торфяной промышленности, в лесозаготовительной, лесосплав, лесное хозяйство, масло сыродельное и молочное, мясная промышленность, рыбная, улов морского зверя и добыча китов, сахарная, плодоовощная. При исчислении трудового стажа необходимо учитывать возраст с которого засчитывается трудовой стаж. Пенсионное обеспечение граждан стран СНГ регулируется соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92.

Лекция №6 23.09.09

Доказательства страхового стажа определены в постановлении правительства №555 от 24 июля 2002г. «об утверждении правил подсчёта и подтверждении страхового стажа для установления трудовых пенсий», пенсионная система России на современном этапе. Понятие пенсии в 2-х законах ст.2 Закона «О государственном пенсионном обеспечении» ст.2 закона «о трудовых пенсиях».

Круг лиц, имеющих право на пенсию. Закон о государственном пенсионном обеспечении (ст.4):

1)федеральные гражданские служащие.

2)военнослужащие.

3)участники ВОВ.

4)граждане, награждённые блокадному жителю Ленинграда.

5)граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф.

6)граждане, из числа космонавтов.

7)граждане, из числа работников лётно – испытательного состава.

8)не трудоспособные граждане.

Ст.3 закона «о трудовых пенсиях». Трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ «об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Не трудоспособные члены семей граждан РФ имеют право на трудовую пенсию по случаю утраты кормильца.

Виды пенсий:

Ст.5 Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению Круг лиц, имеющих право на пенсию Ст.5 Виды трудовых пенсий
Пенсии за выслугу лет 1. Федеральные гражданские государственные служащие; 2. Военнослужащие; 3. Космонавты; 4. Работники летно-испытательного состава;  
Пенсия по старости Граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф Пенсия по старости. П=БЧ+СЧ+НЧ
Пенсия по инвалидности 1. Военнослужащие; 2. Участники ВОВ и лица, приравненные к ним; 3. Граждане, награжденные знаком жителя блокадного Ленинграда; 4. Граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф; 5. Космонавты. Трудовая пенсия по инвалидности П=БЧ+СЧ+НЧ
Пенсия по случаю потери кормильца (ПСПК) Члены семей: 1. Военнослужащих; 2. Граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф; 3. Граждан из числа космонавтов. Пенсия по случаю потери кормильца П=БЧ+СЧ
Социальная пенсия Нетрудоспособные граждане  

Право на одновременное получение двух пенсий.

В ст.3 закона о государственном пенсионном обеспечении.

Пенсия по инвалидности по закону «О государственном пенсионном обеспечении» + трудовая пенсия по старости Пенсия по случаю потери кормильца «О государственном пенсионном обеспечении» + трудовая пенсия по старости «О трудовых пенсиях»
1. Граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы; 2. Участники ВОВ и лица, приравненные к ним; 3. Граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, за исключением случаев когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий.

Пенсия по случаю потери кормильца и + любая другая пенсия. Членам семьи погибших или умерших космонавтов, семьям космонавтов. Вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву в следствии военной травмы, не вступивших в новый брак и другие категории (ст3).

Граждане, имеющие право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов устанавливается одна пенсия по их выбору.

Основные принципы определения размеров пенсии смотри в теме принципы.

Пенсии по старости.

См. ст.7 и ст.14 закона о трудовых пенсиях. Трудовая пенсия по старости назначается: женщинам в возрасте – 55 лет, мужчинам – 60 лет, при наличии страхового стажа – не менее 5 лет.

БЧ – базовая часть, устанавливается государством (1950 руб ст.14 «О трудовых пенсиях»). Устанавливается в твёрдой сумме и индексируется государством.

  Базовая часть 1 иждивенец 2 иждивенца 3 иждивенца
На общих основаниях 1950 руб. (+650 руб.)      
Лица 80 лет, инвалиды 3 степени 1 группы 3900 руб. (+650руб.)      

Остальные группы соответственно с этой таблицы.

Для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены свои размеры базовой части (см. в ст.14)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: