Система права ЕС

Источники права ЕС.

Принципы права ЕС.

Долгое время в учредительных договорах данные принципы не закреплялись, их закреплял Европейский суд. Все принципы можно разделить на общие и специальные.

Общие принципы:

1. Закреплённые в разделе 1 Договора ЕС (1992 год):

1.1. взаимоотношение ЕС с государствами;

1.2. определение компетенции ЕС;

1.3. установление, соблюдение и защита прав и свобод человека;

1.4. взаимодействие ЕС с соседними странами.

2. Демократические принципы, раздел 2 Договора о ЕС:

2.1. равенство граждан;

2.2. привлечение национальных парламентов в функционировании ЕС;

2.3. представительная демократия;

2.4. привлечение к участию в мероприятиях ЕС граждан и общественных объединений.

3. Функционирование ЕС (Договор о функционировании ЕС, 1957 год):

3.1. согласованность политики ЕС;

3.2. равенство мужчин и женщин;

3.3. гласность;

3.4. учёт интересов, защиты прав потребителей, животных, экологии;

3.5. обеспечение высокого уровня здравоохранения и образования;

3.6. запрет дискриминации.

В случае нарушения принципов свободы, демократии, правового государства, Еврокомиссия осуществляет расследование с правом дальнейшего обращения в суд.

Специальные принципы закрепляются в учредительных документах и нормативных актах (принципы сбалансированности бюджета ЕС; независимости членов Еврокомиссии и т.д.).

3 группы:

· первичные;

· вторичные;

· судебная практика.

Обычаи формально не признаются источником права.

Первичные источники.

Учредительные договоры:

a. Договор о ЕС 1992 г. в редакции 2007 г. (55 статей; содержит общие принципы и положения об общей внешней политике, политике безопасности);

b. Договор о функционировании ЕС 1957 г. в редакции 2007 г. (358 статей; раскрыты все вопросы функционирования ЕС).

К Договорам прилагаются Протоколы и Декларации. В Протоколах могут устанавливаться изъятия для некоторых стран. Декларации имеют значение только при толковании.

1968 г. – дело Латтаке. Суд постановил о том, что Учредительные договоры имеют прямое действие, если их условия являются точными и безусловными.

С инициативой пересмотра Учредительных документов могут выступать:

· Еврокомиссия;

· Европарламент;

· Правительство стран-участниц.

Предложения о пересмотре Учредительных документов направляются в Европейский Совет.

Европейский Конвент созывается Европейским Советом, вырабатываются предложения по изменению Учредительных документов, далее предложения рассматриваются на межправительственных конференциях, затем проходит саммит глав государств.

Наличие принципов; нормы о защите прав и свобод имеют приоритет; юридикотехнические принципы взаимоотношений между нормами права ЕС.

Большое количество комплексных отраслей; выделение институционального и материального права.

Соотношение права ЕС и европейского права:

1. Совпадение данных понятий;

2. Под европейским правом понимаются все нормы, действующие на территории Европы;

3. Нормы, общие для различных правовых систем Европы;

4. Европейское право – Конвенция 1952 года;

5. Европейское право как право европейского экономического пространства.

Компетенция ЕС. Общая внешняя политика. Политика безопасности.

Компетенция – юридические границы деятельности (предмет ведения, полномочия).

Предметная компетенция ЕС постоянно расширяется.

Полномочия – совокупность прав и обязанностей, связанных с регулированием общественных отношений предмета ведения.

Цели:

1) внешнеполитические:

a) стабильность;

b) развитие;

c) благосостояние;

2) социально-экономические:

a) создание внутреннего рынка;

b) социальная рыночная экономика;

c) обеспечение занятости населения;

d) научно-техническое развитие;

3) гуманитарные:

a) борьба с дискриминацией;

b) защита прав и свобод;

4) культурные:

a) защита и развитие культурного наследия;

5) правоохранительные:

a) пространство свободы, безопасности и правосудия.

Принципы компетенции.

1. Наделение компетенцией ЕС государствами-участниками.

2. Субсидиарность. Вопросы должны решаться на уровне, близкому к гражданам. Проблема должна иметь трансграничный аспект; решение проблемы на национальном уровне может повлечь нарушение учредительных документов и прав стран-участников. В протоколе к Лиссабонскому договору указано о применении принципов субсидиарности и рациональности. Каждый национальный парламент имеет два голоса.

3. Пропорциональность. Впервые закреплён в судебной практике. Меры для достижения цели не должны быть чрезмерными.

Виды компетенции:

1) Исключительная;

2) Совместная;

3) Вспомогательная;

4) Дополнительная.

1) Решения принимает только ЕС.

· Таможенный союз;

· Денежная политика;

· Внешнеторговая политика.

2) Государства-участники законодательствуют в той степени, в какой ЕС не принимает актов.

3) ЕС осуществляет поддержку и координацию стран-участников.

4) ЕС приобретает возможности, не указанные в учредительных документах:

· «статьи-лазейки»;

· механизм продвинутого сотрудничества (методы и приёмы, позволяющие осуществлять регулирование общественных отношений посредством использования институциональных возможностей ЕС в случаях, не предусмотренных учредительными документами).

Принципы продвинутого сотрудничества:

a) продвинутое сотрудничество осуществляется для реализации целей и задач ЕС, а также его интеграции;

b) продвинутое сотрудничество не должно нарушать учредительные договоры и институциональный механизм ЕС;

c) продвинутое сотрудничество осуществляется в тех же формах, что и деятельность ЕС;

d) продвинутое сотрудничество не должно повлечь собой создание параллельных структур;

e) финансирование продвинутого сотрудничества осуществляется из средств стран-участниц ЕС;

f) продвинутое сотрудничество не должно осуществляться по предмету ведения исключительной компетенцией ЕС;

g) не должен нарушаться единый внутренний рынок ЕС;

h) продвинутое сотрудничество не должно причинять ущерб внешней торговле с третьими странами;

i) продвинутое сотрудничество осуществляется минимум между девятью странами;

j) продвинутое сотрудничество должно уважать права и свободы других членов ЕС;

k) продвинутое сотрудничество открыто для присоединения других членов ЕС.

Европарламент.

Полномочия в сфере исполнительной власти Европарламента.

1) Контрольные полномочия;

2) Утверждение состава Еврокомиссии, её председателя, её отзыв, выражение вотума недоверия;

3) Принятие участия в обсуждении по вопросам принятия исполнительных актов;

4) Утверждение международных договоров.

Ответственность Европарламента.

1) Коллективная ответственность в форме отмены того или иного акта в случае если подаётся иск об аннулировании в Суд ЕС и в форме принятия того или иного акта в случае если подаётся иск о бездействии Европарламента.

2) Депутаты не несут ответственности, не могут быть отозваны, на них распространяется иммунитет от уголовного преследования, обладают индемнитетом (не несут ответственности за деятельность в качестве депутатов).

Совет ЕС

Состоит из 27 представителей государств-членов ЕС на министерском уровне. Изначально членами Совета были министры иностранных дел. Постепенно стали формироваться формации, т.е. существует совет по иностранным делам, по экономике и финансам. На сегодняшний день существуют 9 формаций. Государство председательствовало в Совете ЕС полгода, однако сейчас 3 государства председательствуют в Совете ЕС в течение 18 месяцев одновременно. Председательство стран распространяется только на формации, исключение составляет совет по иностранным делам, где председательствует верховный представитель ЕС. Совет ЕС не является постоянно действующим органом, созывается по инициативе председателя Еврокомиссии либо любого государства-члена ЕС.

Порядок голосования:

1. Единогласный порядок, при этом используется так называемая процедура консенсуса (если государство не проголосовало «против», то считается, что оно проголосовало «за»). Кворум для принятия решения: 14 из 27 участников.

2. Простое большинство. Для принятия решения требуются 14 из 27 голосов.

3. Квалифицированное большинство (взвешенное голосование):

А) За решение должны проголосовать не менее 55% министров (15 государств);

Б) В государствах, проголосовавших «за», должны проживать не менее 65% населения ЕС;

В) Блокирующее меньшинство (4 члена Совета ЕС могут заблокировать любое решение Совета ЕС;

Г) Супер квалифицированное большинство (должны проголосовать 72%).

Полномочия Совета ЕС.

1) Законодательные полномочия;

2) Бюджетные полномочия;

3) Контрольные полномочия:

· следит за делегированным законодательством комиссии;

· контролирует государства;

4) Исполнительные полномочия (утверждает программу экономического развития ЕС);

5) Наложение санкций на государства;

6) Оказание финансовой поддержки;

7) Формирование других органов и институтов ЕС (Европейской счётной палаты, Комитета регионов и др.);

8) Заключение международных договоров от имени ЕС.

Еврокомиссия.

Состоит из 27 членов. С 2014 года количество комиссаров сократится, их станет не более 2/3 от численности государств-членов ЕС.

Избрание председателя Еврокомиссии:

1) Выдвижение квалифицированным большинством Европейским Советом кандидатуры председателя.

2) Утверждение кандидатуры Европарламентом ЕС простым большинством.

3) Формирование председателем и Европейским Советом состава Еврокомиссии общим согласием.

4) Утверждение состава Еврокомиссии Европарламентом.

Еврокомиссией управляют Председатель и его заместитель, комиссары возглавляет генеральные директораты Еврокомиссии.

Комиссарам запрещено получать какие-либо инструкции, а государствам давать эти инструкции, а также отзывать членов Еврокомиссии. Запрещено совмещать должности.

Задачи Еврокомиссии.

1) Комиссия обеспечивает выполнение физическими и юридическими лицами законодательства ЕС;

2) ЕС исполняет нормы права;

3) Выработка законопроектов (двигательная функция).

Полномочия Еврокомиссии.

Первичные полномочия вытекают из учредительных документов, а вторичные из делегированных актов.

1) Исполнение бюджета;

2) Управление программами;

3) Осуществление координации;

4) Распорядительно-исполнительная деятельность;

5) Осуществление расследований в отношении государств и предприятий и наложение штрафов;

6) Законодательные полномочия. Если какое-либо государство посчитает, что законопроект, обсуждаемый в Европарламенте, требует через Еврокомиссию обсуждения законопроекта в Европейском Совете.

Функции Европейского Совета.

1) Придавать ЕС необходимые побудительные импульсы для его развития;

2) Определять его общие политические ориентиры и приоритеты;

3) Внесение учредительных документов;

4) Внесение кандидатуры председателя и верховного представителя.

Импульсы закрепляются по результатам саммитов Европейского Совета в заключениях.

Суд ЕС.

Суд ЕС – собирательное понятие, он включает в себя следующие суды:

А) Суд;

Б) Трибунал;

В) Специализированные трибуналы (трибуналы по делам публичной службы).

Решения судов могут быть обжалованы в трибуналы, а решения трибуналов – в судах. Решения всех судов являются обязательными для государств-участников, физических и юридических лиц и самих институтов, органов и учреждений ЕС.

Состав Суда ЕС: 27 судей + 12 генеральных адвокатов, назначаемых при общем согласии государств-членов на срок 6 лет, при этом половина избирается каждые 3 года. Государства не имеют возможностей отзывать своих судей, также судьи могут быть переизбраны на новый срок.

Роль генеральных адвокатов сродни роли генеральных адвокатов во Франции в Средневековье, они выступали независимыми и беспристрастными экспертами по наиболее сложным вопросам права. Каждый судья обладает иммунитетом от административной и уголовной ответственности, не могут заниматься коммерческой деятельностью.

2 стадии рассмотрения дела:

1. Письменная. Участники обмениваются исковым заявлением и меморандумом ответчика. Истец имеет возможность представить свою реплику на меморандуме, а ответчик ответ на реплику истца.

2. Устная. Сначала выступает судья-докладчик, затем выступают стороны, но только через своих представителей, а завершает выступление генеральный адвокат.

Суд рассматривает 3 категории дел:

1) Дела прямой юрисдикции (споры о применении права ЕС, если нарушаются права и свободы заинтересованного лица; ответчиками могут быть только государства, государства-участники, высшие должностные лица, органы, институты и учреждения ЕС);

2) Преюдициальные запросы (дела, которые Суд ЕС рассматривает по запросу национальных судов, в случае если есть сомнения по поводу применения той или иной нормы права);

3) Дела предварительного контроля (суд выполняет функции конституционного контроля в отношении международных договоров до вступления их в юридически обязательную силу).

Суд первой инстанции рассматривает дела только прямой юрисдикции, ответчиками, как правило, являются только органы, институты, учреждения ЕС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: