Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии

Многие российские предприниматели склонны недооценивать опасности конкуренции, отмечая: "У нас нет конкурентов". Отчасти это верно (в узком смысле слова), поскольку российская, а ранее советская, экономика была сверхспециализирована и, как следст­вие, сверхмонополизирована.

Однако даже если фирма - единственный производитель и продавец в отрасли, она неминуемо сталкивается с конкурентными силами (см. рис. 20 "Пять сил конкуренции" в главе "Стратегиче­ское планирование в экономической организации") - ими могут быть новые (потенциальные) конкуренты, внедряющиеся в отрасль, конкуренция со стороны товаров-заменителей, поставщиков (про­давцов), клиентов (покупателей).

Российским предпринимателям нельзя забывать о том, что од­ной из наиболее серьезных конкурентных сил на отечественном рынке являются иностранные компании, которые привлекают поку­пателя если не качеством, то доступными ценами и более броской упаковкой и дизайном товара. Эти фирмы не делают скидки на не­опытность российских предпринимателей и общее несовершенство рынка, они действуют жестко, подчиняясь собственным стратегиче­ским целям, а не нашим представлениям о конкуренции. Следова­тельно, в конкурентной борьбе с ними отечественные предприятия должны прибегать не к доморощенным рецептам и отжившим представлениям, а к апробированным в международной практике конкурентным стратегиям, в том числе и в первую очередь к тем, которые были предложены профессором Портером: лидерство в из­держках, дифференциация, фокусирование.

В бизнес-плане должны быть описаны выбранные стратегии и их конкретное применение (см. рекомендации по конкурентным стратегиям в главе 3).

Когда конкурентная стратегия выбрана, предпринимателю нужно решить:

• Как лучше реализовать ее?

• Нужна ли для осуществления стратегии реорганизация структуры предприятия (переоборудование производства, привлечение новых специалистов и т.п.)?

• Какой должна стать финансовая структура, необходимая для осуществления стратегии?

• Нужно ли уходить с традиционного рынка (если речь идет о уже действующем предприятии)? Если традиционный ры­нок дополняется новым, то на каком из них нужно сфоку­сироваться?

• Возможно ли повышение прибыли без изменения текущей конкурентной позиции фирмы (это также вопрос для уже работающего предприятия)?

Если предприниматель всерьез решил изменить свою страте­гию или только внедряется на конкурентный рынок, он должен предусмотреть возможные ответные действия конкурентов:

- степень вероятности ответных действий;

- их возможное воздействие на фирму;

- когда это может произойти;

- насколько агрессивными они будут;

- есть ли возможность уклониться от особо агрессивных воз­действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: