Государственные информационные порталы организовывают надежные и безопасные коммуникации (Intranet) между субъектами государственной власти федерального и регионального уровня, вертикальный (Федерация - субъект Федерации) обмен экономической, правовой, статистической информацией.
Предоставляется доступ к централизованным базам данных, обеспечивающим работу всех подразделений государственных учреждений (федеральное, региональное законодательство, нормативные акты министерств и ведомств).
Следует отметить, что государственные порталы не являются «хранилищами информации» во всем многообразии сведений и функций. Их задача - представление основных возможностей по работе с системой, размещение уникальной информации и систематизация внешних специализированных ресурсов. Портал также предоставляет возможность обращения к государственным институтам за различными видами финансовой помощи (например, в целях получения образования), регистрировать патенты, товарные знаки, заявлять о необходимости получения удостоверения личности, решать вопросы трудоустройства. Вместе с тем портал содержит обширную информацию общеобразовательного и просветительского характера: исторические сведения, новости науки и техники, полезную практическую информацию [6].
|
|
Далее, в данном обзоре был проведен анализ информационного интернет – ресурса, крупнейшего портала – «Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Ставропольскому краю» (https://www.stavstat.ru/). Основной интерес был направлен на рассмотрение предоставленных сведений портала, в качестве выявления статистических данных по направлению социальной сферы - туризм, а именно:
1. На основе проведенного анализа портал дает возможность исследовать на основе статистических данных показатели деятельности и функционирования - «Курортно-туристического комплекса за январь-июнь 2012 года». Целесообразно рассмотреть статистику на конкретном примере предоставленной информации портала [6].
В разделе портала «Социальная сфера» приведена следующая информация:
Курортно-туристский комплекс за январь-июнь 2012 года.
По данным федерального государственного статистического наблюдения, в январе-июне 2012г. в Ставропольском крае функционировало 131 коллективное средство размещения (без субъектов малого предпринимательства), из них 24 предприятия гостиничного типа и 107 специализированных средств размещения (санаторно-курортные организации и организации отдыха).
Санаториями и учреждениями отдыха обслужено 233,8 тыс. человек, что на 8% больше, чем за январь-июнь 2011г. Доходы от предоставленных санаторных услуг увеличились по сравнению с 1полугодием 2011г. на 20% и составили 5995,4 млн. рублей (см. таблицу №1).
|
|
В расчете на одну ночевку доходы коллективных средств размещения составили 1735,9руб. против 1536,5 руб. в соответствующем периоде прошлого года.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в январе-июне 2011 – 2012 г.г.
Число средств размещения, единиц | Численность обслуженных лиц, тыс. человек | Доходы от предоставленных услуг, млн. руб. | ||||
2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011г. | 2012 г. | |
Коллективные средства размещения-всего | 262.6 | 270.2 | 5089.9 | 6069.7 | ||
В том числе: | ||||||
Специализированные средства размещения | 216.0 | 233.8 | 4999.4 | 5995.4 | ||
Предприятия гостиничного типа | 46.6 | 36.4 | 91.5 | 74.3 |
Таблица 2 – Индексы цен на санаторно-оздоровительные услуги складываются выше уровня соответствующего периода 2011 года (на конец периода, %)
Июнь 2010 г. к: | Справочно: июнь 2011г. к декабрю 2010г. | |||
маю 2012г. | декабрю 2011г. | июню 2011г. | ||
Санаторно-оздоровительные услуги-всего | 102.0 | 103.3 | 108.5 | 105.8 |
В том числе: | ||||
санаторий | 102.0 | 103.3 | 108.5 | 105.8 |
Услуги гостиниц | 100.0 | 102.6 | 111.8 | 100.0 |
Услуги в сфере туризма | 102.0 | 104.3 | 109.5 | 103.8 |
Таблица 3 Средние цены на отдельные виды услуг курортно-туристского комплекса (в рублях)
июнь 2012 г. | Справочно: | ||
июнь 2011г. | декабрь 2011г. | ||
Санаторно-оздоровительные услуги | |||
санаторий, за день | 1841.9 | 1697.5 | 1783.7 |
Услуги в сфере зарубежного туризма, за поездку | |||
поездка на отдых в Турцию на 8 дней | 15992.0 | 17264.7 | 18043.6 |
поездка на отдых в Испанию на 8 дней | 27358.1 | 30227.0 | 31461.0 |
экскурсионная поездка в Финляндию на 4 дня | 13135.7 | 11487.1 | 12760.3 |
экскурсионная поездка во Францию на 8 дней | 48366.9 | 45990.6 | 47543.6 |
экскурсионная поездка на автобусе по городам Европы на 8 дней | 20952.7 | 21395.2 | 21642.0 |
Услуги в сфере внутреннего туризма | |||
услуги гостиниц и прочих мест проживания, за сутки | 1341.6 | 1200.0 | 1307.7 |
общественное питание, обед в ресторане в дневное время | 983.4 | 835.9 | 859.3 |
городской пассажирский транспорт, проезд в автобусе | 12.0 | 11.0 | 11.0 |
междугородный автобус, в расчете на 50 км. пути | 74.3 | 72.0 | 72.0 |
1. Исходя из приведенного выше примера стоит отметить, что работа портала – «Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю», а именно, статистическая работа в регионе строится в соответствии с методологическими и организационными принципами и положениями системы государственной статистики. В ее основе единство методологии и принципов организации, сбора и обработки статистических данных, тесной связи статистических службы с органами управления, единства системы учета и статистики.
2. Также важно отметить, что на Государственном портале ведутся базы статотчетность, как города Ставрополя, так и Края в целом по следующим направлениям:
- Социально-экономическое положение;
- Промышленные виды деятельности;
- Финансы;
- Валовой региональный продукт;
- Сельское хозяйство;
- Демография;
- Малое предпринимательство;
- Окружающая среда;
- Строительство и инвестиции;
- Внешнеэкономическая деятельность;
- Розничная торговля;
- Оптовая торговля;
- Цены;
- Уровень жизни;
- Социальная сфера;
- Труд и заработная плата;
- Услуги населению;
- Транспорт и связь;
Исходя из этого, целесообразно провести анализ по основным критериям оценки данного ресурса. И так, основными критериями выступают:
1. Информативность. Рассмотренный информационный ресурс предоставляет полный объем сведений, детальность данных, использование графиков, таблиц и т.д.;
2. Следующим критерием выступает – навигация. Где под навигацией в данном случае следует понимать структурированность информации, удобство пользования порталом, т.е. подразумевается возможность получения необходимой информации кратчайшим путем.
|
|
3. Последним и не маловажным критерием является регулярность обновления информации. Только постоянно обновляемые, информативные данные привлекают внимание пользователей портала. Это можно пронаблюдать по опросу посетителей сайта.
Таким образов на основе проведения анализа, можно придти к выводу что, государственная статистика представляет собой одно из важнейших межотраслевых звеньев в системе управления экономикой страны. Она призвана решать задачи по изучению массовых явлений, выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, а также давать научно обоснованную оценку функционирования и развития отраслевых структур, как страны, так и регионов в частности.
Основными задачами государственной статистики являются:
- сбор, обработка и представление необходимой статистической информации различным пользователям о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий;
- разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
- гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;
- координация статистической деятельности органов управления экономикой и обеспечение проведения ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;
- предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении страны и секторов экономики [4].
В соответствии с выдвинутыми задачами органы государственной статистики выполняют следующие функции:
- совершенствуют научную методологию и организацию государственной статистики, разрабатывают научно обоснованные системы статистических показателей;
- утверждают показатели и совершенствуют формы статистической отчетности и порядок ее представления, формы и программы единовременных учетов, обследований и переписей;
|
|
- организуют сбор, обработку и предоставление в центральные и региональные экономические и другие органы научно обоснованной статистической информации, необходимой для государственного и хозяйственного руководства экономическим и социальным развитием страны и отдельных регионов;
- изучают и анализируют процессы социально-экономического развития, перестройки структурной и инвестиционной политики, интенсификации общественного производства, совершенствования системы управления и методов хозяйствования;
- обеспечивают внедрение прогрессивных информационных технологий сбора, обработки и передачи статистической информации на базе широкого применения современных средств связи, электронной вычислительной и организационной техники;
- организуют информационно-пропагандистскую деятельность в целях информирования населения о развитии экономики, изменениях в экономической и социальной жизни страны.
Органы государственной статистики осуществляют свою работу, руководствуясь тем, что система учета и статистики в РФ является одним из важнейших рычагов государственного управления развитием экономики.
В ходе анализа государственных информационных ресурсов Интернет было установлено, что они являются «хранилищами информации» во всем многообразии сведений и функций. Их задача - представление основных возможностей по работе с системой, размещение уникальной информации и систематизация внешних специализированных ресурсов. Исследование портала позволило выделить его возможность проанализировать на основе статистических данных показатели деятельности и функционирования различных отраслей.